Учебно-тренировочная летающая лодка SNCAO CAO.300. Франция

1

Во второй половине тридцатых годов Франция начала пробуждаться от летаргического сна и осознать реальность ситуации в Европе, изменившейся с приходом Гитлера ко власти в Германии. Это было связано с усилиями по расширению всех компонентов ВВС и связанным с этим интенсивным обучением новых пилотов и других членов летного состава.

Эти мероприятия не обошли стороной морскую авиацию, в которой была нехватка подходящих самолетов для подготовки пилотов летающих лодок. Было подсчитано, что на эти машины должны были перейти пилоты, которые прошли самый основной уровень подготовки на самолетах наземного базирования и которые должны были привыкнуть к специфике самолетов морского базирования.

6 июля 1937 года адмиралтейство выдало спецификацию A-49 на учебный самолет-летающую лодку, которой должно было быть присвоено военное обозначение ED-2 (Ecole, Debut = учебный + начальный). Это должен был быть двухместный самолет, в кабине которого места курсанта и инструктора должны были располагаться бок о бок. Машину данного класса начала разрабатывать компания Loire-Nieuport из Сен-Назера (St. Nazaire), руководил проектом инженер Кергистель (Kerguistel). Незадолго до этого была создана удачная летающая лодка-морской разведчик LN.130, предназначенная для запуска с катапульты. Казалось, что для новых задач проще всего было уменьшить конструкцию LN.130 в масштабе 13:16, оставив многое в конструкции без изменений. Еще до того как работы начались в полную силу произошла национализация французской авиационной промышленности, и завод Loire-Nieuport стал членом национальной группы SNCAO, т.е. западной, которая продолжила разрабатывать новый самолет дальше уже под обозначением CAO.30.

Учебно-тренировочная летающая лодка SNCAO CAO.300. Франция

схемы  SNCAO CAO.300

От самолета нового типа ожидалось, что на нем курсант должен был проходить три ступени обучения:

  • — 4,5 летных часа с инструктором для выполнения практики взлета и посадки с воды;
  • — 2,5 летных часа летной подготовки с инструктором;
  • — 4,5 летных часа самостоятельного полета.

Поскольку согласно спецификации требовалась простая и недорогая машина, то компания перешла к цельнодеревянной конструкции, хотя опыта работы с ними у нее было не очень много, равно как и то, что в конструкции оказалось достаточно алюминия.

Испытания модели в аэродинамической трубе показали, что вертикальное однокилевое оперение большой площади необходимо заменить двухкилевым. В таком виде летом 1938 года началась сборка первого прототипа CAO.30.01 с размещенным в гондоле над крылом девятицилиндровым радиальным двигателем Salmson 9Aba мощностью 280 л.с., вращавшим толкающий винт. 13 сентября  1938 года пилот Наду (Nadot) совместно с механиком впервые подняли самолет в небо. Но тринадцатое число не принесло счастья: перед выходом из воды машина разгонялась слишком долго. Казалось, что воздух прикладывал усилия чтобы направить самолет вниз, и балансировка флеттнерами не давала никакого результата. При посадке на воду на очень высокой скорости лодка не удержалась у поверхности воды, выдав облака брызк, которые могли повредить толкающий винт.

Учебно-тренировочная летающая лодка SNCAO CAO.300. Франция

Учебно-тренировочная летающая лодка SNCAO CAO.300. Франция

SNCAO CAO.300 с двухкилевым оперением

После исправления выявленных недостатков для инженеров и пилотов начались реальные испытания. Едва избавились от одного недостатка, так сразу же выявился другой и крайне неожиданный: перегрев двигателя, вследствие которого приходилось неоднократно снимать и устанавливать кольцо Тауненда, изменять винт, хвостовую часть фюзеляжа, настраивать систему и т.д. Вес планера вырос и до ожидавшегося потолка в 4000 метров было очень и очень далеко — даже 2500 метров были успехом. После изменения оперения улучшилась управляемость на поверхности были предприняты новые попытки разогнать машину на полную мощность. Когда 20 апреля 1939 года комиссия министерства авиации инспектировала прототип CAO.30.01, она высказала необходимость внесения двенадцати существенных изменений.

Учебно-тренировочная летающая лодка SNCAO CAO.300. Франция

​​Учебно-тренировочная летающая лодка SNCAO CAO.300. Франция

SNCAO CAO.300 с одним большим килем и вспомогательными шайбами

К этому времени была завершена постройка второго прототипа CAO.30.02, первый полет которого состоялся 12 мая 1939 года. В нем по требованию Наду был усилен корпус, особенно его килевая часть, и были установлены увеличенные подкрыльевые поплавки. Испытания летающей лодки CAO.30.01 были поручены пилоту Гретонову (Grétonov), тогда как Наду сосредоточился на доводке новой машины CAO.30.02. На второй машине, по сравнению с 175 км/ч первой, удалось получить скорость 186 км/ч, правда сделать это удалось при перегреве двигателя. Жалобы на флетнеры не прекращались. Компания пыталась установить на самолет крыло больших размаха (15 м вместо 13 м) и площади (29,93 м² вместо 26,50 м²), но улучшения не произошло, и самолет летал со старым крылом. В июле 1939 года CAO.30.02 вылетел из Сен-Рафаэля (Saint-Raphaěl) для проведения ходовых испытаний, после чего был передан морским летчикам. К этому времени CAO.30.02 летал уже с одним большим килем и с двумя вспомогательными шайбами, установленными на концах горизонтального оперения.  

Учебно-тренировочная летающая лодка SNCAO CAO.300. Франция

Учебно-тренировочная летающая лодка SNCAO CAO.300. Франция

вариант окраски SNCAO CAO.300 с одним большим килем и вспомогательными шайбами

В конце 1939 года адмиралтейство потеряло терпение, поскольку с началом войны время на обучение катастрофически уменьшалось. 29 января 1940 года было заказано 40 машин в стандартной версии CAO.300 ED-2 с завершением поставок в декабре 1940 года. Первые два ожидались в июле, в августе шести и затем по восемь в каждом месяце. На CAO.30.02 продолждали испытывать улучшения, которые планировалось внедрить на серийных машинах, но общий вывод гласил, что машины подходят исключительно для опытных пилотов (среди недостатком были поперечная неустойчивость и высокая скорость посадки). Работы над машиной прекратились после капитуляции Франции. CAO.30.01 был заброшен, а оставшийся в Уртене (Hourtin) CAO.30.02 был отправлен на слом. Ни один из серийных самолетов не покинул завод.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronatiques ď Ouest (SNCAO), Сен-Назер

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель Salmson 9Aba мощностью 280 л.с.

Размеры:

размах крыла 13,00 м
длина 9,23 м
высота 3,21 м
площадь крыла 26,50 м²

Вес:

пустой 1300 кг
взлетный 1750 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 200 км/ч
крейсерская скорость 160 км / ч
практический потолок 2700 м
продолжительность полета 5 ч

Производство: изготовлены только два прототипа. Корпуса и хвостовые оперения серийных машин должны были изготавливаться в Сен-Назере, крылья — на заводе в Исси-ле-Мулино (Issy-les-Moulineaux)

источник: VÁCLAV NĚMEČEK "CAO.300" L+K 14/99

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account