Так и неродившийся наследник «буханки». УАЗ-3972 и УАЗ-3172-01
Можно лишь догадываться о том, какие модификации могли быть созданы на базе «72-й» платформы, если бы она была запущена в серию.
О потенциале подобного типа шасси красноречиво свидетельствуют линейки капотных и бескапотных УАЗов поколения «469/452» и их потомков.
Однако жизнь распорядилась по-иному, и в рамках темы «Вагон» в начале 90-х, помимо девяти многоцелевых армейских внедорожников УАЗ-3172, свет увидели четыре бескапотных фургона УАЗ-3972 и один образец гражданского джипа УАЗ-3172-01.
Содержание:
История создания
Появление полноприводного автомобиля вагонной компоновки, который пришел бы на смену УАЗ-452,было запланировано ульяновскими конструкторами еще в 1975 году, когда разрабатывалось техническое задание на унифицированное семейство автомобилей на едином шасси. Его основу должны были составить легковой УАЗ-3170 и бескапотный фургон УАЗ-3770. В дальнейшем все наработки новой платформы велись вокруг легкового варианта. Фургон как бы «подразумевался», но практические работы по его созданию ограничились пластилиновым макетом в натуральную величину, созданным в 1976 году.
Когда в 1982-м утвержденная государством тема «ГАК» придала новому поколению ульяновских внедорожников статус госзаказа, армейский санитарный фургон вагонного типа по-прежнему в ней фигурировал, но строились только опытные образцы классических джипов.
Лишь в 1989 году, с открытием новой темы «Вагон», работы по созданию фургона были переведены в практическую плоскость и форсированы. В результате именно опытные образцы фургона в рамках этого проекта первыми увидели свет. В 1990-м было построено три военных санитарных машины и одна гражданская. К сожалению, особенности техзадания проекта «Вагон» не позволили создать шасси, унифицированное для кузовов обоих типов.
Технические особенности
Архитектура фургона была ближе к архитектуре предшественника — УАЗ-452.Трехлитровый двигатель УМЗ-421 был смещен вправо и почти весь располагался позади передней оси. Серьезные изменения претерпела конструкция ходовой части. На «военных» санитарных фургонах УАЗ-3972 были применены неразрезные мосты с колесными редукторами внешнего зацепления, что обеспечило дорожный просвет в 325 мм.
- Снаряженная масса этих фургонов равнялась 2,1 т;
- Автомобили могли буксировать прицеп массой до 750 кг;
- Запас хода составлял 800 км;
- Расход топлива — 12 л/100 км;
- Максимальная скорость —100 км/ч.
- Транспортный отсек санитарных фургонов оборудовался небольшими откидными лавками вдоль бортов и креплениями для носилок;
- «Народнохозяйственный» экземпляр (микроавтобус) был оснащен серийными «безредукторными» мостами.
- Кузов имел две двери кабины, одну боковую и двустворчатую дверь задка, ведущие в транспортный грузопассажирский отсек.
Армейские многоцелевые внедорожники были востребованы народным хозяйством — это доказывает история семейства ГАЗ-69/69А.
Следующее поколение ульяновских джипов также создавалось с оглядкой на нужды «мирных» потребителей: помимо военного УАЗ-469 выпускался и гражданский УАЗ-469Б.
Нет ничего удивительного в том, что и перспективное семейство внедорожников включало в себя «штатскую» версию с цельнометаллическим кузовом.
Пока шла работа над новой платформой, постоянно появлялись и испытывались образцы таких машин. Изначально эти автомобили планировали назвать «Симбир».
Своя версия «Симбира» — УАЗ-3172-01 — появилась и во время работы над проектом «Вагон».
Это был период «перестройки», механизм рыночных отношений был уже запущен, поэтому гражданский джип проектировали с учетом интересов не столько геологов или агрономов, сколько автотуристов и прочих небедных любителей загородных путешествий: создатели позаботились о комфорте и более привлекательном экстерьере.
Единственный опытный образец УАЗ-3172-01, построенный в 1991 году, имел цельнометаллический закрытый пятидверный кузов.
«Симбир» базировался на платформе армейского УАЗ-3172 и использовал ряд элементов его конструкции, в частности переднюю (зависимую пружинную) и заднюю подвески и дифференциальную раздаточную коробку, однако мосты на этой машине использовались безредукторные, типа «спайсер», что обеспечивало вполне достаточный для массовой гражданской версии дорожный просвет в 220 мм.
Двигатель УМЗ-420 с электронным впрыском топлива (рабочий объем 2,45 л, мощность 96 л.с. при 4000 об/мин) позволял автомобилю чувствовать себя одинаково уверенно и на бездорожье, и на автостраде.
Испытания
На военных испытаниях в 1992 году он легко преодолевал 30-градусный подъем, 1,2-метровый брод и таскал прицеп массой 1200 кг. УАЗ-3172 по всем показателям превосходил УАЗ-469 и его модернизированный вариант УАЗ-3151. Более того, на бездорожье он продемонстрировал полное превосходство над зарубежными армейскими аналогами.
Впечатляющие возможности джипа, продемонстрированные на испытаниях, закономерно отразились в заключении приемочной комиссии, подписанном 31 октября 1993 года:
«С учетом выполнения основных требований тактико-технического задания и повышения технического уровня, по сравнению с серийно выпускаемым автомобилем УАЗ-3151, грузопассажирский автомобиль УАЗ-3172 может быть рекомендован к принятию на вооружение Вооруженных сил Российской Федерации и постановке на серийное производство».
Казалось бы, вот оно…
Последующая судьба
Но, несмотря на всю свою перспективность и внушительные вездеходные качества, он так и не добрался до серийного производства, причины известны – нехватка денег. В общей сложности собрали 9 опытных экземпляров машин.
Сейчас некоторые машины сохранились в частных руках и одна стоит в музее.