Строительство тяжёлых бронетранспортёров в разных странах стала явной тенденцией в начале 21 века. Это связано с осмыслением опыта последних конфликтов конца века 20-го, когда традиционные БТРы несли неоправданно высокие потери.
И если строительство тяжёлых бронетранспортёров в ведущих танкостроительных державах таких как Россия, Украина, Израиль и другие выглядит вполне естественным, то такая страна как Иордания явно выделяется из этого списка. Однако же иорданцы построили свой бронетранспортёр и довольно удачный.
Хочется так же отметить ещё одну тенденцию – для тяжёлых бронетранспортёров используют шасси танков, причём в основном устаревших типов. Таким образом, убивается сразу два зайца, и получается вполне приличный БТР и продлевается жизнь танку, который является достаточно дорогой игрушкой. Среди танков явными лидерами являются старые Советские танки, и это так же естественно, так как в мире их накоплено больше других.
Но и тут иорданцы отличились. В качестве базы для своего БТРа они выбрали свой танк «Тарик», который является модернизированным английским танком «Центурион».
Впервые эта машина увидела свет в 2001 году на IDEX 2001, в Абу-Даби. Темсах переводится как крокодил. И действительно, что то от крокодила в ней есть. Эту машину разработала иорданская фирма KADDB. Она пошла по такому же пути, как и их украинские коллеги создавая свой БМПВ-64. Они, по сути, развернули танк задом наперёд, и таким образом двигатель оказался спереди, а за ним довольно обширное десантное отделение. Уж не берусь судить, кому первому в голову пришла идея такой компоновки иорданцам или украинцам, но поскольку в разработке этого БТРа принимали участие и наши конструкторы (они предлагали, не принятый на вооружение вариант машины, с украинским двигателем 5ТДФ) то её можно считать совместным плодом усилий.
В броне у этой машины есть свои особенности. Во-первых, она использует, уже стандартную в наше время активную защиту. Кроме того иорданцам удалось не только не уменьшать толщину брони по сравнению с донором, но даже её увеличить. Так что машина получилась очень защищённой.
Как и на большинстве аналогичных машин, на этом БТРе планируется использовать различные боевые модули вооружения. Основным считается модуль, который будет состоять из
На машину устанавливается дизель с турбонаддувом AVDS-1790-V12 мощностью
Габаритные размеры машины составляют: длина
К.О. напоминает- приведенные
К.О. напоминает- приведенные данные о габаритах относятся к десантному отделению.
Для переделанного БТР неплохо, для полноценной тяжелой БМП слишком слабо.
Самое важное в данной машине- получение опыта. Конструкторы узнают с какой стороны браться за напильник и в дальнейшем забацают куда более серьезные машины. До вояк дойдет, что именно им там в иорданских условиях нужно для работы пехоты.
Ну вот, опять «танк задом
Ну вот, опять «танк задом наперед перевернули» 8). В Иордании производился по лицензии Центурион. Есть линии по его производству. Т.о. есть смысл использовать эти линии хотя бы частично. Экономически оправдано. Переделанным танком и не пахнет. И базой не пахнет. Только отдельные узлы и конструкционные решения.
Пожалуй, наиболее продуманный и доведенный тяжелый БТР на сегодняшний день. Иорданцы создавали его с надеждой на экспорт. Оправдается ли их надежда, время покажет. Потребность самой иорданской армии оценивается приблизительно в двадцать штук для королевской гвардии, т.к. машина очень дорогая. От большинства тяжелых БТРов имеет ряд отличий, позволивших с небольшим опытом создать ее. Например, машина не планируется для применения в населенных пунктах, что позволило не заботиться о защите крыши и тыла. Активная защита, используемая иорданцами, является аналогом «Шторы», т.е. не защищает от РПГ.
Для Радарыча: под тяжелой БМП «в интернетах» понимают БМП с танковым вооружением? В таком случае, действительно, не подойдет Темсах для модернизации в ТБМП. Достаточный боекомплект разместить негде будет.
Габариты, приведенные в статье, на глазок — габариты десантного отделения.
Действительно перевернулиВ большинстве статей на танковых сайтах упоминается именно о репрофилировании корпуса(то есть переделке существующего), об адаптации подвески к изменению направления движения и т.д. Вроде бы писали эти статьи не журноламеры,а люди давно и серьезно интересующиеся бронетехникой. Кривой перевод конечно не исключен, но в таком случае имеет смысл сделать свой. «Только отдельные узлы и конструкционные решения» -какой смысл привязываться к устаревшым узлам, если Иордания давно имеет доступ к сравнительно современным(Чифтен, Челленджер)? Это явный запах переделанного танка!
«Иорданцы создавали его с надеждой на экспорт» -крайне странные надежды. Имея несколько десятков устаревших шасси? Если только в страны, до сих пор имеющие запасы этих машин. Цена по идее, не может быть слишком высокой- шасси уже с нулевой стоимостью, двигатель и трансмиссия распространеные и недорогие, СУО достаточно простая. Вопрос только в стоимости переделок. » в Иордании производился по лицензии Центурион» -?!! Модернизировался- это да. Могла вестись сборка на месте из готовых комплектующих, поставленных из Великобритании. В те годы когда производился Центурион, в этом регионе даже Израиль не производил танки, Иордания- тем более. Источники, пожалуйста. «От большинства тяжелых БТРов имеет ряд отличий, позволивших с небольшим опытом создать ее» -эти отличия называются «южноафриканская фирма Mechanology Design Bureau (MDB)». У южноафриканцев огромный опыт доработки именно Центуриона.… Подробнее »
Спасибо, очень полезные и
Спасибо, очень полезные и интересные комментарии.