Тяжелый крейсерский танк Cruiser Tank А16 или Т-29 по-английски
В истории часто бывает так, что концепция применения какого-либо вида военной техники не находит признания у себя на родине, проходит цикл своего развития на чужбине и лишь на излете попадает домой.
История тяжелого крейсерского танка А16, найденная мною на сайте aviamor.net, является одним из подтверждений подобной сентенции: родившись в Британии концепция применения многобашенного танка получила максимум своего развития в СССР и после Киевских маневров 1936 года вернулась на историческую родину.
Год 1936-й стал для британских танковых сил в некотором роде переломным. По воле Генштаба и военного ведомства все танки, поступающие на вооружение Королевского Танкового Корпуса (RTC), должны были соответствовать спецификациям трех основных типов: легкие, пехотные и крейсерские. С легкими танками всё было более-менее понятно, да и проблем с ними не было, благодаря наличию в строю целой плеяды боевых машин фирмы Vickers. А вот от тяжелых танков в “чистом” виде решили отказаться – их место заняли танки так называемого пехотного типа, где особенности применения диктовали требования к толстой броне. Результатом этой концепции стало появление танка A11 “Matilda”I, у которого 60-65 мм бронирование явно не соответствовало исключительно пулеметному вооружению. Вопрос с крейсерскими танками решался в последнюю очередь. И тому был ряд причин.
Безусловно, британцы знали об опытах Дж.У.Кристи с его боевыми машинами на колесно-гусеничном ходу, однако самые лучшие проекты в виде М1928 и М1931 не произвели большого впечатления на Генштаб.
Лишь в 1936 года, когда британская военная миссия присутствовала при проведении Больших Киевских маневров, британцы “внезапно” опомнились. Возможно, танки крейсерского типа так и появились бы, если бы не присутствие при этом знаменательном событии генерал-лейтенанта Гилфорда Ли К.Мартеля, известного своими передовыми взглядами на использование бронетанковой техники. Действия легких танков БТ-2 и БТ-5, а также трехбашенных Т-28, просто не могли остаться незамеченными.
А дальше события развивались следующим образом. По возвращении на родину Мартель, являясь тогда помощником директора Управления моторизации армии, настоял на закупке опытных боевых машин у фирмы Кристи и инициировал разработку трехбашенного танка с мощным наступательным вооружением и 30-мм бронированием. Было очевидно, что советские конструкторы с большей пользой учли опыт постройки среднего танка А6 фирмы Vickers, который в Великобритании остался лишь в виде опытных образцов.
Поскольку категория “средний” в номенклатуре британских танков отсутствовала новую боевую машину отнесли к разряду “крейсерских”. Тут следует сделать одно пояснение. В 1936 году разработку танков крейсерского типа решили вести по двум направлениям, разделив их на “скоростные” и “средние”. В Советском Союзе нечто подобное придумали при классификации средних танков, которые делились на скоростные и маневренные (ко второму типу относился Т-28), но англичане тут явно перестарались.
Составленные в конце 1936 года тактико-технические требования нельзя было назвать жесткими. Управление моторизации, Генштаб и RTC вполне резонно просили создать танк средней весовой категории, превосходящий по бронированию А9 (Cruiser Tank Mk.I), но обладавший схожими ходовыми качествами. Спустя некоторое время появился макет трехбашенного танка, в принципе не сильно отличающийся от А9, за исключением ходовой части и, после непродолжительного обсуждения, была составлена уточненная спецификация. Надо отметить, что уточнения проводились в сторону упрощения.
К констрикторам предъявлялось четыре главных требования: установка трехместной главной башни, размещение вооружения в трех башнях, максимальная скорость до 50 км\ч и 30-мм бронирование лобовой части корпуса. Чтобы дело пошло быстрее проектирование на конкурсной основе поручили фирмам LMSR и Nuffield Mechanization & Aero Ltd. Первая пошла по более сложному пути, создав для своего танка под индексом А14 абсолютно новую ходовую часть. Инженеры фирмы Nuffield от этой идеи сразу отказались и в качестве основы взяли ходовую часть от танка А13. По военному реестру эта боевая машина первоначально проходила под индексом А15.
Казалось бы, больших проблем с проектированием среднего крейсерского танка у фирмы Nuffield не должно было возникнуть, однако в Управлении моторизации никак не могли определиться с классификацией, что существенно тормозило рабочий процесс. Генштаб, в свою очередь, постоянно настаивал на усилении бронирования существующих танков до 30 мм, а новые танки предполагалось строить уже с 40-мм броней. Таким образом, само создание трехбашенного танка с броней толщиной 30 мм ставилось под сомнение.
На выработку оптимального решения ушло много времени и в 1938 году оба проекта отнесли к категории “тяжелый крейсерский танк”. К этому моменту разработчики от фирмы Nuffiled сами засомневались в необходимости создания именно трехбашенного танка и в результате индекс А15 присвоили новому проекту (позднее он стал знаменитым “Crusader”), а текущую разработку стали обозначать как А16. После этого работы пошли значительно быстрее, что позволило в начале 1939 года представить первый прототип.
Конструкцию тяжелого крейсерского танка А16 можно было назвать симбиозом наработок по более ранним машинам А9 и А13. С другой стороны, требования Управления моторизации и Генштаба привели к многим общим чертам между ним и А14.
Учитывая, что новый танк будет в любом случае тяжелее чем А13, в его ходовой части применили по пять опорных катков с резиновыми бандажами и амортизацией на вертикальных пружинах. Направляющие колеса располагались спереди, причем достаточно высоко относительно опорных катков. Ведущие колеса цевочного зацепления находились сзади. О возможности смены ходы, как на боевых машинах Кристи, точной информации не сохранилось. Вполне вероятно, что А16 был чисто гусеничным танком, хотя на единственной известной фотографии гусеничные ленты у него отсутствуют.
Корпус танка представлял собой значительно переработанную конструкцию, взятую от А13 и адаптированную под установку трех башен и более мощного двигателя. Носовую часть корпуса занимало отделение управление совмещенное с передней секцией боевого отделения. Место механика-водителя располагалось по продольной оси. Для улучшения обзорности была применена небольшая коробкообразная рубка со тремя смотровыми щелями защищенными бронестеклами: две в боковых частях и одна спереди, в откидывающейся вверх панели. По обоим бокам от рубки были размещены одноместные пулеметные башни цилиндрической формы. В них предполагалась установка 7,71-ммпулеметов Vickers или 7,92-мм пулеметов BESA. Сектор обстрела составлял для каждой башни примерно 100-120°.
В средней части корпуса находилось основное боевое отделение, рассчитанное на установку трехместной унифицированной башни. Точных данных о бронировании найти пока не удалось, но можно предположить, что бортовые бронелисты имели толщину 14 или 19 мм. Более того, рациональные углы наклоны получили только верхняя и нижняя панель лобовой части корпуса, так что с точки зрения защищенности экипажа А16 не сильно отличался от модифицированного А13. В лобовом листе башни должно было монтироваться 2-фунтовое (40-мм) орудие фирмы Vickers с телескопическим прицелом. На крыше башни имелся люк с правой стороны и небольшая командирская башенка с перископическим прибором наблюдения. В общей сложности экипаж танка А16 состоял из шести человек: два пулеметчика, механик-водитель, командир, заряжающий и наводчик.
В задней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение. Судя по всему в качестве основы для силовой установки использовался двигатель Nuffield “Liberty”, появление которого состоялось ещё в годы Первой Мировой войны усилиями фирмы Curtiss. Этот агрегат имел V-образное расположение 12-ти цилиндров и в британской версии развивал мощность 340 л.с. Впрочем, не исключено, что для А16 использовался его форсированный вариант, но в любом случае, для изрядно потяжелевшего танка, масса которого перевалила далеко за 20 тонн, этого было маловато. Трансмиссия механического типа включала главный и бортовые фрикционы, а также и 4-скоростную ручную коробку переключения передач.
Полученный в результате танк сильно напоминал советский Т-29 образца 1935 года. В плане бронирования обе машины оказались схожими, однако по вооружению Т-29 безусловно превосходил “британца”. Даже если учесть, что баллистические характеристики пушек КТ-28 и Л-10, были явно хуже, чем у QF 2-pdr, по кинетическому воздействию снаряда они обладали безусловным преимуществом. Особенно если вспомнить то, что в годы войны британским танкам не раз приходилось заниматься уничтожением вражеских ДОТ-ов, против которых 40-мм снаряды оказались недостаточно эффективными. Вместе с тем, для установки на танк, кроме QF 2-pdr и 94-мм гаубицы, британскому артиллерийскому арсеналу предложить было просто нечего.
Поступив на испытания прототип А16Е1, сравнительно с А14Е1, показал лучшие характеристики подвижности и более высокие эксплуатационные качества ходовой части. В остальном оба тяжелых крейсерских танка оказались идентичными. Впрочем, конкурирующие проекты A13 Mk.III и А15, разработка которых велась теми же фирмами, оказались намного сильнее. Кроме того, LMSR сама попросила свернуть работы по А14 в пользу однобашенного варианта с улучшенными бронированием, а в скором времени её примеру последовала фирма Nuffield. Так что, Управлению моторизации не оставалось ничего другого, как аннулировать заказы на трехбашенные танки. Впоследствии прототип А16Е1 был разобран на металл.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Cruiser Tank А16 образца 1939 г.
Боевая масса, кг |
≈29000 |
Экипаж, чел. |
6 |
Габаритные размеры, мм |
|
длина |
≈5994 |
ширина |
≈2500 |
высота |
≈2590 |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
пушки |
1×40-мм Мк.IX |
пулеметы (в двух пулеметных башнях) |
2×7,71-мм Vickers |
Боекомплект |
|
пушки, снаряды |
130 |
пулеметы, патроны |
5000 |
Приборы прицеливания |
оптические пулеметные прицелы и телескопический орудийный прицел |
Бронирование, мм |
|
лоб корпуса |
30 |
борт корпуса |
14 (?) |
корма корпуса |
14 (?) |
крыша |
10 (?) |
днище |
10 (?) |
лоб башни |
30 (?) |
борт башни |
14 (?) |
корма башни |
14 (?) |
пулеметные башни |
9 |
Силовая установка |
|
тип двигателя |
Nuffield "Liberty" L-12, V-образный, 12-цилиндровый, бензиновый, жидкостного охлаждения |
мощность, л.с. |
340 |
Трансмиссия |
механического типа: бортовые фрикционы, главный фрикцион, тормоза, 4-скоростная ручная КПП |
Ходовая часть |
5 сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами и подвеской на вертикальных пружинах, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо цевочного зацепления, гусеница мелкозвенчатая со стальными траками |
Скорость, км/ч |
50 (проектная) |
Запас хода по шоссе, км |
140 |
Преодолеваемые препятствия |
|
угол подъема, град. |
≈30 |
высота стенки, м |
≈0,69 |
ширина рва, м |
≈2,59 |
глубина брода, м |
≈1,00 |
Средства связи |
радиостанция №19 |
Источник: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/cruiser_a16.htm