1

В истории часто бывает так, что концепция применения какого-либо вида военной техники не находит признания у себя на родине, проходит цикл своего развития на чужбине и лишь на излете попадает домой.

Тяжелый крейсерский танк Cruiser Tank А16 или Т-29 по-английски

История тяжелого крейсерского танка А16, найденная мною на сайте aviamor.net, является одним из подтверждений подобной сентенции: родившись в Британии концепция применения многобашенного танка получила максимум своего развития в СССР и после Киевских маневров 1936 года вернулась на историческую родину.

Год 1936-й стал для британских танковых сил в некотором роде переломным. По воле Генштаба и военного ведомства все танки, поступающие на вооружение Королевского Танкового Корпуса (RTC), должны были соответствовать спецификациям трех основных типов: легкие, пехотные и крейсерские. С легкими танками всё было более-менее понятно, да и проблем с ними не было, благодаря наличию в строю целой плеяды боевых машин фирмы Vickers. А вот от тяжелых танков в “чистом” виде решили отказаться – их место заняли танки так называемого пехотного типа, где особенности применения диктовали требования к толстой броне. Результатом этой концепции стало появление танка A11 “Matilda”I, у которого 60-65 мм бронирование явно не соответствовало исключительно пулеметному вооружению. Вопрос с крейсерскими танками решался в последнюю очередь. И тому был ряд причин.

Безусловно, британцы знали об опытах Дж.У.Кристи с его боевыми машинами на колесно-гусеничном ходу, однако самые лучшие проекты в виде М1928 и М1931 не произвели большого впечатления на Генштаб. 

Лишь в 1936 года, когда британская военная миссия присутствовала при проведении Больших Киевских маневров, британцы “внезапно” опомнились. Возможно, танки крейсерского типа так и появились бы, если бы не присутствие при этом знаменательном событии генерал-лейтенанта Гилфорда Ли К.Мартеля, известного своими передовыми взглядами на использование бронетанковой техники. Действия легких танков БТ-2 и БТ-5, а также трехбашенных Т-28, просто не могли остаться незамеченными.

А дальше события развивались следующим образом. По возвращении на родину Мартель, являясь тогда помощником директора Управления моторизации армии, настоял на закупке опытных боевых машин у фирмы Кристи и инициировал разработку трехбашенного танка с мощным наступательным вооружением и 30-мм бронированием. Было очевидно, что советские конструкторы с большей пользой учли опыт постройки среднего танка А6 фирмы Vickers, который в Великобритании остался лишь в виде опытных образцов.

Поскольку категория “средний” в номенклатуре британских танков отсутствовала новую боевую машину отнесли к разряду “крейсерских”. Тут следует сделать одно пояснение. В 1936 году разработку танков крейсерского типа решили вести по двум направлениям, разделив их на “скоростные” и “средние”. В Советском Союзе нечто подобное придумали при классификации средних танков, которые делились на скоростные и маневренные (ко второму типу относился Т-28), но англичане тут явно перестарались.

Составленные в конце 1936 года тактико-технические требования нельзя было назвать жесткими. Управление моторизации, Генштаб и RTC вполне резонно просили создать танк средней весовой категории, превосходящий по бронированию А9 (Cruiser Tank Mk.I), но обладавший схожими ходовыми качествами. Спустя некоторое время появился макет трехбашенного танка, в принципе не сильно отличающийся от А9, за исключением ходовой части и, после непродолжительного обсуждения, была составлена уточненная спецификация. Надо отметить, что уточнения проводились в сторону упрощения.

К констрикторам предъявлялось четыре главных требования: установка трехместной главной башни, размещение вооружения в трех башнях, максимальная скорость до 50 км\ч и 30-мм бронирование лобовой части корпуса. Чтобы дело пошло быстрее проектирование на конкурсной основе поручили фирмам LMSR и Nuffield Mechanization & Aero Ltd. Первая пошла по более сложному пути, создав для своего танка под индексом А14 абсолютно новую ходовую часть. Инженеры фирмы Nuffield от этой идеи сразу отказались и в качестве основы взяли ходовую часть от танка А13. По военному реестру эта боевая машина первоначально проходила под индексом А15.

Казалось бы, больших проблем с проектированием среднего крейсерского танка у фирмы Nuffield не должно было возникнуть, однако в Управлении моторизации никак не могли определиться с классификацией, что существенно тормозило рабочий процесс. Генштаб, в свою очередь, постоянно настаивал на усилении бронирования существующих танков до 30 мм, а новые танки предполагалось строить уже с 40-мм броней. Таким образом, само создание трехбашенного танка с броней толщиной 30 мм ставилось под сомнение.

На выработку оптимального решения ушло много времени и в 1938 году оба проекта отнесли к категории “тяжелый крейсерский танк”. К этому моменту разработчики от фирмы Nuffiled сами засомневались в необходимости создания именно трехбашенного танка и в результате индекс А15 присвоили новому проекту (позднее он стал знаменитым “Crusader”), а текущую разработку стали обозначать как А16. После этого работы пошли значительно быстрее, что позволило в начале 1939 года представить первый прототип.

Конструкцию тяжелого крейсерского танка А16 можно было назвать симбиозом наработок по более ранним машинам А9 и А13. С другой стороны, требования Управления моторизации и Генштаба привели к многим общим чертам между ним и А14.

Учитывая, что новый танк будет в любом случае тяжелее чем А13, в его ходовой части применили по пять опорных катков с резиновыми бандажами и амортизацией на вертикальных пружинах. Направляющие колеса располагались спереди, причем достаточно высоко относительно опорных катков. Ведущие колеса цевочного зацепления находились сзади. О возможности смены ходы, как на боевых машинах Кристи, точной информации не сохранилось. Вполне вероятно, что А16 был чисто гусеничным танком, хотя на единственной известной фотографии гусеничные ленты у него отсутствуют.

Корпус танка представлял собой значительно переработанную конструкцию, взятую от А13 и адаптированную под установку трех башен и более мощного двигателя. Носовую часть корпуса занимало отделение управление совмещенное с передней секцией боевого отделения. Место механика-водителя располагалось по продольной оси. Для улучшения обзорности была применена небольшая коробкообразная рубка со тремя смотровыми щелями защищенными бронестеклами: две в боковых частях и одна спереди, в откидывающейся вверх панели. По обоим бокам от рубки были размещены одноместные пулеметные башни цилиндрической формы. В них предполагалась установка 7,71-ммпулеметов Vickers или 7,92-мм пулеметов BESA. Сектор обстрела составлял для каждой башни примерно 100-120°.

В средней части корпуса находилось основное боевое отделение, рассчитанное на установку трехместной унифицированной башни. Точных данных о бронировании найти пока не удалось, но можно предположить, что бортовые бронелисты имели толщину 14 или 19 мм. Более того, рациональные углы наклоны получили только верхняя и нижняя панель лобовой части корпуса, так что с точки зрения защищенности экипажа А16 не сильно отличался от модифицированного А13. В лобовом листе башни должно было монтироваться 2-фунтовое (40-мм) орудие фирмы Vickers с телескопическим прицелом. На крыше башни имелся люк с правой стороны и небольшая командирская башенка с перископическим прибором наблюдения. В общей сложности экипаж танка А16 состоял из шести человек: два пулеметчика, механик-водитель, командир, заряжающий и наводчик.

В задней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение. Судя по всему в качестве основы для силовой установки использовался двигатель Nuffield “Liberty”, появление которого состоялось ещё в годы Первой Мировой войны усилиями фирмы Curtiss. Этот агрегат имел V-образное расположение 12-ти цилиндров и в британской версии развивал мощность 340 л.с. Впрочем, не исключено, что для А16 использовался его форсированный вариант, но в любом случае, для изрядно потяжелевшего танка, масса которого перевалила далеко за 20 тонн, этого было маловато. Трансмиссия механического типа включала главный и бортовые фрикционы, а также и 4-скоростную ручную коробку переключения передач.

Полученный в результате танк сильно напоминал советский Т-29 образца 1935 года. В плане бронирования обе машины оказались схожими, однако по вооружению Т-29 безусловно превосходил “британца”. Даже если учесть, что баллистические характеристики пушек КТ-28 и Л-10, были явно хуже, чем у QF 2-pdr, по кинетическому воздействию снаряда они обладали безусловным преимуществом. Особенно если вспомнить то, что в годы войны британским танкам не раз приходилось заниматься уничтожением вражеских ДОТ-ов, против которых 40-мм снаряды оказались недостаточно эффективными. Вместе с тем, для установки на танк, кроме QF 2-pdr и 94-мм гаубицы, британскому артиллерийскому арсеналу предложить было просто нечего. 

Поступив на испытания прототип А16Е1, сравнительно с А14Е1, показал лучшие характеристики подвижности и более высокие эксплуатационные качества ходовой части. В остальном оба тяжелых крейсерских танка оказались идентичными. Впрочем, конкурирующие проекты A13 Mk.III и А15, разработка которых велась теми же фирмами, оказались намного сильнее. Кроме того, LMSR сама попросила свернуть работы по А14 в пользу однобашенного варианта с улучшенными бронированием, а в скором времени её примеру последовала фирма Nuffield. Так что, Управлению моторизации не оставалось ничего другого, как аннулировать заказы на трехбашенные танки. Впоследствии прототип А16Е1 был разобран на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Cruiser Tank А16 образца 1939 г.

Боевая масса, кг

≈29000

Экипаж, чел.

6

Габаритные размеры, мм

длина

≈5994

ширина

≈2500

высота

≈2590

ВООРУЖЕНИЕ

 

пушки

1×40-мм Мк.IX

пулеметы (в двух пулеметных башнях)

2×7,71-мм Vickers

Боекомплект

пушки, снаряды

130

пулеметы, патроны

5000

Приборы прицеливания

оптические пулеметные прицелы и телескопический орудийный прицел

Бронирование, мм

лоб корпуса

30

борт корпуса

14 (?)

корма корпуса

14 (?)

крыша

10 (?)

днище

10 (?)

лоб башни

30 (?)

борт башни

14 (?)

корма башни

14 (?)

пулеметные башни

9

Силовая установка

тип двигателя

Nuffield "Liberty" L-12, V-образный, 12-цилиндровый, бензиновый, жидкостного охлаждения

мощность, л.с.

340

Трансмиссия

механического типа: бортовые фрикционы, главный фрикцион, тормоза, 4-скоростная ручная КПП

Ходовая часть

5 сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами и подвеской на вертикальных пружинах, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо цевочного зацепления, гусеница мелкозвенчатая со стальными траками

Скорость, км/ч

50 (проектная)

Запас хода по шоссе, км

140

Преодолеваемые препятствия

угол подъема, град.

≈30

высота стенки, м

≈0,69

ширина рва, м

≈2,59

глубина брода, м

≈1,00

Средства связи

радиостанция №19

Источник: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/cruiser_a16.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

68 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account