Тур Франс. Авиационные гонки легких самолетов 1931 года Часть 2
Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Предисловие редакции журнала «Flight»: В нашем выпуске за 8 мая мы опубликовали статью о старте в Орли гонок «Тур по Франции». Ниже наш корреспондент описывает окончание гонок вместе с результатами состязаний на скорость; на момент написания статьи результаты конкурсов на лучшие взлет и посадку оставались неизвестными./
После прохождения примерно 8000 миль (13000 км) – столько составляет длина трассы авиагонок «Тур по Франции» – 39 туристических самолетов из 42 машин, стартовавших в Орли 25 апреля, вновь вернулись в этот аэропорт в воскресенье утром (10 мая) в идеальном состоянии.
Как ранее сообщалось в журнале «Flight», самолеты-участники гонок взлетели в Орли в тяжелых погодных условиях. Во время перелета по первому этапу трассы (Орли – Нант) дул сильный встречный ветер, были частые дождевые шквалы и туманная погода, и один из участников – самолет Lorraine Hanriot 10, которым управлял Герту, – был опрокинут ветром при посадке в Шартре и был вынужден сойти с трассы. Фактически погода была настолько плохой, что распорядители авиагонок «Тур по Франции» объявили, что правила, требующие прибытия самолетов в Нант в тот же день, будут приостановлены и что участникам будут предоставлены дополнительные 24 часа, чтобы они без штрафных баллов смогли добраться до Нанта. Несколько участников, приземлившихся в Шартре и Ле-Мане по причине неблагоприятной погоды, воспользовались привилегией и прибыли в Нант только на следующий день в воскресенье. Однако после этого момента «Тур по Франции» продолжался в соответствии с намеченным планом, и, несмотря на то, что временами встречалась плохая погода, самолеты прошли весь свой маршрут без сучка и задоринки.
Как уже было сказано в журнале «Flight» гонка, длившаяся 17 дней, состояла из девяти легких этапов между главными городами Франции, проходивших, за одним исключением, через день. Свободные от гонок дни были посвящены авиационным выставкам и различным торжествам в честь участников соревнований.
Восьмой этап завершился 8 мая в Дуэ, где участников гонок принял аэроклуб северной Франции (Aero Club du Nord), президентом которого является г-н Жак Бреге – брат знаменитого авиаконструктора. В мэрии был дан банкет, на котором присутствовали префект департамента, мэр города и другие видные деятели округа. Помощник министра авиации г-н Этьен Риш прилетел из Парижа на самолете, и эскадрилья из 11 бельгийских туристических машин из Клуба авиаторов Брюсселя также прибыла в Дуэ, чтобы встретить прибывающие самолеты-участники авиагонок. Американский ас капитан Фрэнк М. Хоукс (Captain Frank M. Hawks) также прибыл из Парижа на своем скоростном моноплане Travel Air, на котором он в аэропорту ла Брейель (Дуэ) совершил очень интересный демонстрационный полет.
Заключительный этап «Тура по Франции» состоялся 10 мая и представлял собой состязания в скорости на трассе Дуэ – Орли протяженностью 118 миль (190 км). Это единственное состязание в скорости в данных гонках. Позиции участников рассчитывались по формуле V/P, в которой V – скорость самолета, а P – мощность в лошадиных силах, приходящаяся на одного пассажира. Старт из Дуэ был запланирован на 7 часов утра, но из-за тумана и ненастной погоды первый самолет – Farman 231, оснащенный 95-сильным двигателем Renault и пилотируемый Лаллуэтом, смог подняться в воздух лишь в 10:29. Лаллуэт первым прибыл в Орли в 11:25, преодолев расстояние от Дуэ на средней скорости 185,4 километров (115 миль) в час. Поскольку Лалуэтт нес только одного пассажира, то его по количеству очков обошел Массо, который пилотировал моноплан с закрытой кабиной Guerchais и 95-сильным двигателем Renault и который с двумя пассажирами показал среднюю скорость 154,8 километров (96 миль) в час. Жорж Региненси прибыл в аэропорт Орли вскоре после Лалуэтта, и за ним быстро последовали Эбелин, летевший на Farman 231 с одним пассажиром, и Авиньон, который пилотировал Farman 190 с четырьмя пассажирами.
Вслед за Авиньоном в быстрой последовательности в Орли стали прибывать другие самолеты. Одной из особенностей данной последовательности было прибытие группы 12 монопланов Potez 36 (закрытый пассажирский салон и 95-сильный двигатель Renault или Salmson). «Потезы» летели в полукруглом строю, лидировал которую шеф-пилот компании Potez Рене Лабушер. Капитан Фрэнк М. Хоукс на своем моноплане Texaco No.13 прибыл в Орли в 12:05, затратив на полет из Дуэ всего 35 минут. Также в Париж прибыли пять бельгийских самолетов, из числа тех машин которые встречали участников авиагонок в Дуэ. Все пилоты «зарегистрировались» в Орли к 13:15.
Позиции участников гонок, их время полета из Дуэ в Орли, скорости и т.д. приведены в сопровождающей статью таблице.
Помимо участников по трассе гонок шла два самолета сопровождения. На первом – Lorraine Hanriot, оснащенным 230-сильным двигателем Lorraine, – летел президент «Союза гражданских пилотов Франции» и известный ас времен Великой войны Марсель Эглен. Г-н Эглен был генеральным комиссаром гонок, успех которых в значительной мере обязан его здравому смыслу и неустанным усилиям. Второй официальный самолет Caudron 232 (с 95-сильным двигателем Renault) вез комиссаров «Тура по Франции» г-д Гастона Брабанта (Gaston Brabant) и Арму (Armou), которые обеспечивали прием и обустройство пилотов в различных городах маршрута и умело поддерживали г-на Эглена во многих подробностях его обязанностей. По трассе гонок также летел Farman 190, получивший собственное имя Columbia и оснащенный 230-сильным двигателем Titan. Этот самолет перевозил джаз-банд, который состоял из четырех участников в ярко-синих мундирах и который на протяжении всего турне давал выступления. Они были высоко оценены и признаны отличным сопровождением перелета.
Моноплан с закрытой кабиной Guerchais, который пилотировал широко известный летчик-испытатель Анри Массо, стал победителем состязаний на скорость; этот самолет относится к типу, который особенно подходит для использования туристами. Во время «Тура по Франции» он с комфортом перевозил пилота и двух пассажиров вместе с их багажом весом в 100 фунтов (45 кг). Этот самолет цельнометаллической конструкции имеет максимальную скорость 109 миль в час (175 км/ч), крейсерская скорость 93 миль в час (150 км/ч) и посадочную скорость 45 миль в час (70 км/ч). Практический потолок составляет 4500 метров (15000 футов). Установленные в консолях крыла топливные баки имеют емкость 35 галлонов (150 л), что обеспечивает радиус полета 470 миль (750 км). Крыло самолета свободнонесущее с размахом 39 футов (12 метров) и общей площадью 215 кв. футов. (20 м²). Длина самолета 23 фута (7 метров), а высота 2,3 метра (7 футов 4 дюйма). Машина оснащена четырехцилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения Renault, развивавшим мощность 95 л.с.. Этот двигатель имеет диаметр цилиндра 115 мм, ход поршня 140 мм и весит 297 фунтов (135 кг).
Второе место в конкурсе на максимальную скорость занял моноплан с закрытой кабиной Farrnan 190, который перевозил шесть человек: пилота, механика и четырех пассажиров. Машина оснащена 230-сильным двигателем воздушного охлаждения Jupiter Titan. Самолеты данного типа, оснащенные двигателями Jupiter Titan, за последние восемнадцать месяцев совершили ряд успешных полетов на большие расстояния и хорошо известны читателям журнала «Flight». Во время гонок «Тур по Франции» самолет Farrnan 190 пилотировал его владелец г-н Марсель Авиньон из Монпелье, президентом аэроклуба Эро (Herault).
Самолетом, который в конкурсе на максимальную скорость финишировал третьим, был Farman 231 – двухместный самолет с открытыми кабинами, низкорасположенным крылом и 95-сильным двигателем воздушного охлаждения Renault (самолет описан в выпуске журнала «Flight» от 23 января 1931 года). Пилотировал самолет Андре Эбелин – энтузиаст-любитель туристических полетов, которого во время гонок в его двухместной машине сопровождал его друг. Только одно очко разделяло самолет Андре Эбелина от машины, которая заняла четвертое место и которая также была Farman 231. Этим самолетом управлял Марсель Лаллуэт – известный пилот самолетов компании Farman, который недавно установил несколько рекордов дальности.
Жорж Региненси, который летал на двухместном самолете с открытыми кабинами Farman 230 (с 40-сильным двигателем Salmson), повредил свой самолет, ударив им по бревну, незаметно лежащему на поле в аэропорту Макон (Macon). Он получил еще один самолет той же марки и продолжил полет по трассе, но был исключен из числа участников соревнования.
Де Бимард, который летал на двухместном самолете с открытыми кабинами Moth Morane (с 85-сильным двигателем Gipsy), повредил одну из консолей своего крыла при посадке в Понтарлье (Pontarlier) и отказался от продолжения участия в гонках.
Интересный авиационный праздник состоялся в воскресенье днем после прибытия самолетов-участников гонок в Орли. Эскадрильи самолетов-истребителей из состава 34-го полка (Ле-Бурже) и самолетов-корректировщиков центра военно-морской авиации выполнили в Орли серию маневров.
Капитан Хоукс продемонстрировал скорость своего самолета Texaco No.13, а Буссотро (Boussotrot) и Росси (Rossi) – обладатели рекорда дальности полета – кружили над летным полем на своем Bleriot 110 – машине, на которой они совершали свой полет на максимальную продолжительность нахождения в воздухе. Также в празднике принял участие ряд других известных самолетов.
Министр авиации г-н Жак-Луи Дюмениль прибыл рано и был заинтересованным зрителем. Он осмотрел самолеты, которые принимали участие в «Туре по Франции» и лично поприветствовал многих участников, когда переходил с одной машины к другой. Министра сопровождали его заместитель г-н Этьен Риш, командующий авиацией генерал Барес (General Bares) и глава военного кабинета генерал Поли-Маркетти (General Poli-Marchetti). Также в Орли присутствовало большое количество конструкторов, инженеров и пилотов.
«ТУР ПО ФРАНЦИИ»: СОСТЯЗАНИЯ НА МАКСИМАЛЬНУЮ СКОРОСТЬ НА УЧАСТКЕ ДУЭ – ОРЛИ – 118 МИЛЬ (190 КМ)
Позиция | Пилот | Самолет | Время, сек | Скорость, км/ч | Количество л.с. на пассажира | Количество очков |
1 | Массо | Guerchais | 4368 | 154,08 | 81,60 | 487 |
2 | Авиньон | Farman 190 | 3919 | 171,72 | 38,2 | 449 |
3 | Эбелин | Farman 231 | 3619 | 185,76 | 47,5 | 391 |
4 | Лаллуэт | Farman 231 | 3620 | 185,40 | 47,5 | 390 |
5 | Аркут | Caudron 193 | 4152 | 162,00 | 47,5 | 340 |
6 | Шемидлин | Moth | 4680 | 143,64 | 42,5 | 338 |
7 | Коаду | Farman 232 | 4058 | 165,60 | 50,0 | 331 |
8 | Марис Хильц | Moth | 4819 | 139,68 | 42,5 | 318 |
9 | Лефолкавез | Moth | 4963 | 135,36 | 42,5 | 318 |
10 | Ларди (Lardy) | Farman 231 | 4494 | 149,76 | 47,5 | 315 |
11 | Лебо | Moth | 5040 | 133,56 | 42,5 | 3J4 |
12 | Морен | Farman 190 | 3872 | 173,88 | 57,5 | 302 |
13 | Рулин | Caudron 232 | 4890 | 137,52 | 47,5 | 289 |
14 | Мулер | Caudron 128 | 5907 | 113,76 | 40,0 | 284 |
15 | Перье | Caudron 232 | 5017 | 133,92 | 47,5 | 581 |
16 | Андре Макс | Caudron 230 | 5134 | 131,04 | 47,5 | 275-8 |
17 | Шез (Chaize) | Caudron 230 | 5135 | 131,00 | 47,5 | 275-8 |
18 | Фарабу | Caudron 232 | 5245 | 128,88 | 47,5 | 271 |
19 | Моро | Farman 204 | 4786 | 140,40 | 55,0 | 258 |
20 | Лежандр | Caudron 232 | 5566 | 120,96 | 47,5 | 256 |
21 | Грилло | Morane | 4489 | 149,76 | 60,0 | 249 |
22 | Валлу | Caudron 232 | 5682 | 118,44 | 47,5 | 249 |
23 | Малинву | Moth | 6445 | 104,40 | 42,5 | 248,8 |
24 | Марис Бастие | Caudron 230 | 5857 | 114,84 | 47,5 | 248,7 |
25 | де Рови (de Rovin) | Potez 36 | 5860 | 114,75 | 47,5 | 248,5 |
26 | Камио (Camion) | Potez 36 | 5880 | 114,48 | 47,5 | 248,1 |
27 | Малуан (Maloine) | Caudron 230 | 4674 | 144,00 | 60,0 | 246 |
28 | Рипо | Potez 36 | 6093 | 110,16 | 47,5 | 234 |
29 | Дюрандо | Potez 36 | 6145 | 109,44 | 47,5 | 231 |
30 | Мермоз | Potez 36 | 6220 | 108,00 | 47,5 | 227 |
31 | Лабушер | Potez 36 | 6256 | 107,28 | 47,5 | 226 |
32 | Литар | Potez 36 | 6297 | 106,56 | 47,5 | 225 |
33 | Лютльри | Potez 36 | 6293 | 105,12 | 47,5 | 224 |
34 | Сандр (Cendre) | Potez 36 | 6444 | 104,40 | 47,5 | 219 |
35 | Коллин (Collin) | Potez 36 | 6508 | 109,32 | 47,5 | 217 |
36 | Бланже | Potez 36 | 6601 | 101,88 | 47,5 | 214 |
37 | Ст. Серж (St. Cierge) | Potez 36 | 8226 | 81,72 | 47,5 | 172 |
38 | Маро (Marot) | Potez 36 | 9690 | 69,48 | 47,5 | 148 |
39 | Векрисс | Potez 36 | 13132 | 51,12 | 40,0 | 127 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как было сказано в прошлом выпуске журнала «Flight» результаты конкурсов на лучшие взлет и посадку, которые проводились в рамках гонок «Тур по Франции», завершившихся 10 мая этого года, не были вовремя получены и потому не были размещены в статье. Теперь мы проводим в сопровождающей статью таблице, из которой видно, что победителем был г-н Векрисс, который летал на моноплане Mauboussin, оснащенном 40-сильным двигателем Salmson. Здесь мы хотели бы указать на ошибку, которая появилась в опубликованной на прошлой неделе таблице, и мы хотим бы добавить, что эта ошибка перекочевала из официальных списков. Векрисс указан как пилотировавший Potez 36, в то время как на самом деле он летал на Manboussin.
Эти соревнования были проведены в аэропортах Орли и Бюк вскоре после окончания «Тура по Франции». Участники соревнований на лучший взлет должны пролететь над шнуром, протянутым на высоте одного метра, после разбега с расстояния, выбранного самими участниками. В конкурсе на лучшую посадку участники должны были пролететь над протянутым на высоте одного метра шнуром, после чего замерялось расстояние между местом установки шнура и колесами машины после остановки.
Каждый взлет и посадка должны были производиться при приближении к шнуру под прямым углом, и машинам не разрешалось выходить за пределы предварительно размеченной шириной 40 метров (131 фут).
В этих соревнованиях приняли участие только 20 участников «Тура по Франции».
«ТУР ПО ФРАНЦИИ»: СОСТЯЗАНИЯ НА ЛУЧШИЕ ВЗЛЕТ И ПОСАДКУ
Пилот | самолет | Двигатель, мощность | Взлет, мин. | Посадка, мин. | Дополнительная премия, % | Количество очков |
Векрисс | Mauboussin | Salmson, 40 л.с. | 50 | 25 | 10 | 426,60 |
Рипо | Potez 36 | Renault, 95 л.с. | 95 | 31 | 10 | 781,33 |
Рулин | Caudron 232 | Renault, 95 л.с. | 92 | 50 | 10 | 880,55 |
Ле Фолкавез | Moth D.H. 60 | Gipsy, 85 л.с. | 80 | 72 | 10 | 890,70 |
Лабушер | Potez 36 | Renault, 95 л.с. | 82 | 62 | 10 | 892,95 |
Николеско (Nikolesco) | Moth-Morane | Gipsy, 85 л.с. | 90 | 68 | 9 | 936,07 |
Литар | Potez 36 | Salmson, 95 л.с. | 90 | 70 | 10 | 992,16 |
Мулер | Caudron 128 | Salmson, 120 л.с. | 100 | 80 | 10 | 1023,84 |
Лаллуэт | Farman 231 | Renault, 95 л.с. | 74 | 82 | 9 | 1040,81 |
Бланже | Potez 36 | Renault, 95 л.с. | 100 | 78 | 10 | 1103,78 |
Хильц | Moth-Morane | Gipsy, 85 л.с. | 100 | 94 | 10 | 1136,65 |
Литар | –– | –– | 110 | 72 | 9 | 1141, 3 |
Пегулу де Рови (Pegulu de Rovin) | Potez 36 | Renault, 95 л.с. | 95 | 92 | 9 | 1172,48 |
Фарабу | Caudron 232 | Renault, 95 л.с. | 120 | 70 | 6 | 1230,56 |
Дюрандо | Potez 36 | Renault, 95 л.с. | 125 | 76 | 9 | 1260,16 |
Камио | Potez 36 | Renault, 95 л.с. | 80 | 130 | 9 | 1316,68 |
Ларди | Farman 231 | Renault, 95 л.с. | 117 | 118 | 3 | 1570,58 |
Бюрлату | Caudron 230 | Salmson, 95 л.с. | 140 | 120 | 10 | 1612,26 |
Мартынов | Potez 36 | Renault, 95 л.с. | 160 | 117 | 10 | 1717,68 |
Грилло | Morane Saulnier | Salmson, 120 л.с. | 125 | 116 | 8 | 1718,33 |
источники:
- R. C. W. «The tour of France» «Flight» May 22, 1931, стр.443-445
- «The tour of France» «Flight» May 29, 1931, стр.471