Тур Франс. Авиационные гонки легких самолетов 1931 года Часть 2

13
Тур Франс. Авиационные гонки легких самолетов 1931 года Часть 2

Тур Франс. Авиационные гонки легких самолетов 1931 года Часть 2

Часть 1

Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Предисловие редакции журнала «Flight»: В нашем выпуске за 8 мая мы опубликовали статью о старте в Орли гонок «Тур по Франции». Ниже наш корреспондент описывает окончание гонок вместе с результатами состязаний на скорость; на момент написания статьи результаты конкурсов на лучшие взлет и посадку оставались неизвестными./

После прохождения примерно 8000 миль (13000 км) – столько составляет длина трассы авиагонок «Тур по Франции» – 39 туристических самолетов из 42 машин, стартовавших в Орли 25 апреля, вновь вернулись в этот аэропорт в воскресенье утром (10 мая) в идеальном состоянии.

снимок трибуны в Орли в заключительный день авиагонок «Тур по Франции»; 10 мая 1931 года

снимок трибуны в Орли в заключительный день авиагонок «Тур по Франции»; 10 мая 1931 года

Как ранее сообщалось в журнале «Flight», самолеты-участники гонок взлетели в Орли в тяжелых погодных условиях. Во время перелета по первому этапу трассы (Орли – Нант) дул сильный встречный ветер, были частые дождевые шквалы и туманная погода, и один из участников – самолет Lorraine Hanriot 10, которым управлял Герту, – был опрокинут ветром при посадке в Шартре и был вынужден сойти с трассы. Фактически погода была настолько плохой, что распорядители авиагонок «Тур по Франции» объявили, что правила, требующие прибытия самолетов в Нант в тот же день, будут приостановлены и что участникам будут предоставлены дополнительные 24 часа, чтобы они без штрафных баллов смогли добраться до Нанта. Несколько участников, приземлившихся в Шартре и Ле-Мане по причине неблагоприятной погоды, воспользовались привилегией и прибыли в Нант только на следующий день в воскресенье. Однако после этого момента «Тур по Франции» продолжался в соответствии с намеченным планом, и, несмотря на то, что временами встречалась плохая погода, самолеты прошли весь свой маршрут без сучка и задоринки.

Как уже было сказано в журнале «Flight» гонка, длившаяся 17 дней, состояла из девяти легких этапов между главными городами Франции, проходивших, за одним исключением, через день. Свободные от гонок дни были посвящены авиационным выставкам и различным торжествам в честь участников соревнований.

Восьмой этап завершился 8 мая в Дуэ, где участников гонок принял аэроклуб северной Франции (Aero Club du Nord), президентом которого является г-н Жак Бреге – брат знаменитого авиаконструктора. В мэрии был дан банкет, на котором присутствовали префект департамента, мэр города и другие видные деятели округа. Помощник министра авиации г-н Этьен Риш прилетел из Парижа на самолете, и эскадрилья из 11 бельгийских туристических машин из Клуба авиаторов Брюсселя также прибыла в Дуэ, чтобы встретить прибывающие самолеты-участники авиагонок. Американский ас капитан Фрэнк М. Хоукс (Captain Frank M. Hawks) также прибыл из Парижа на своем скоростном моноплане Travel Air, на котором он в аэропорту ла Брейель (Дуэ) совершил очень интересный демонстрационный полет.

Заключительный этап «Тура по Франции» состоялся 10 мая и представлял собой состязания в скорости на трассе Дуэ – Орли протяженностью 118 миль (190 км). Это единственное состязание в скорости в данных гонках. Позиции участников рассчитывались по формуле V/P, в которой V – скорость самолета, а P – мощность в лошадиных силах, приходящаяся на одного пассажира. Старт из Дуэ был запланирован на 7 часов утра, но из-за тумана и ненастной погоды первый самолет – Farman 231, оснащенный 95-сильным двигателем Renault и пилотируемый Лаллуэтом, смог подняться в воздух лишь в 10:29. Лаллуэт первым прибыл в Орли в 11:25, преодолев расстояние от Дуэ на средней скорости 185,4 километров (115 миль) в час. Поскольку Лалуэтт нес только одного пассажира, то его по количеству очков обошел Массо, который пилотировал моноплан с закрытой кабиной Guerchais и 95-сильным двигателем Renault и который с двумя пассажирами показал среднюю скорость 154,8 километров (96 миль) в час. Жорж Региненси прибыл в аэропорт Орли вскоре после Лалуэтта, и за ним быстро последовали Эбелин, летевший на Farman 231 с одним пассажиром, и Авиньон, который пилотировал Farman 190 с четырьмя пассажирами.

победитель конкурса на максимальную скорость, проводившегося в рамках «Тура по Франции», моноплан Guerchais Type 12 (с 95-сильным двигателем Renault) и его пилот Анри Массо

победитель конкурса на максимальную скорость, проводившегося в рамках «Тура по Франции», моноплан Guerchais Type 12 (с 95-сильным двигателем Renault) и его пилот Анри Массо

Вслед за Авиньоном в быстрой последовательности в Орли стали прибывать другие самолеты. Одной из особенностей данной последовательности было прибытие группы 12 монопланов Potez 36 (закрытый пассажирский салон и 95-сильный двигатель Renault или Salmson). «Потезы» летели в полукруглом строю, лидировал которую шеф-пилот компании Potez Рене Лабушер. Капитан Фрэнк М. Хоукс на своем моноплане Texaco No.13 прибыл в Орли в 12:05, затратив на полет из Дуэ всего 35 минут. Также в Париж прибыли пять бельгийских самолетов, из числа тех машин которые встречали участников авиагонок в Дуэ. Все пилоты «зарегистрировались» в Орли к 13:15.

некоторые из монопланов Potez 36 выстроились в линию после прибытия в Орли; 10 мая 1931 года

некоторые из монопланов Potez 36 выстроились в линию после прибытия в Орли; 10 мая 1931 года

Позиции участников гонок, их время полета из Дуэ в Орли, скорости и т.д. приведены в сопровождающей статью таблице.

Помимо участников по трассе гонок шла два самолета сопровождения. На первом – Lorraine Hanriot, оснащенным 230-сильным двигателем Lorraine, – летел президент «Союза гражданских пилотов Франции» и известный ас времен Великой войны Марсель Эглен. Г-н Эглен был генеральным комиссаром гонок, успех которых в значительной мере обязан его здравому смыслу и неустанным усилиям. Второй официальный самолет Caudron 232 (с 95-сильным двигателем Renault) вез комиссаров «Тура по Франции» г-д Гастона Брабанта (Gaston Brabant) и Арму (Armou), которые обеспечивали прием и обустройство пилотов в различных городах маршрута и умело поддерживали г-на Эглена во многих подробностях его обязанностей. По трассе гонок также летел Farman 190, получивший собственное имя Columbia и оснащенный 230-сильным двигателем Titan. Этот самолет перевозил джаз-банд, который состоял из четырех участников в ярко-синих мундирах и который на протяжении всего турне давал выступления. Они были высоко оценены и признаны отличным сопровождением перелета.

Моноплан с закрытой кабиной Guerchais, который пилотировал широко известный летчик-испытатель Анри Массо, стал победителем состязаний на скорость; этот самолет относится к типу, который особенно подходит для использования туристами. Во время «Тура по Франции» он с комфортом перевозил пилота и двух пассажиров вместе с их багажом весом в 100 фунтов (45 кг). Этот самолет цельнометаллической конструкции имеет максимальную скорость 109 миль в час (175 км/ч), крейсерская скорость 93 миль в час (150 км/ч) и посадочную скорость 45 миль в час (70 км/ч). Практический потолок составляет 4500 метров (15000 футов). Установленные в консолях крыла топливные баки имеют емкость 35 галлонов (150 л), что обеспечивает радиус полета 470 миль (750 км). Крыло самолета свободнонесущее с размахом 39 футов (12 метров) и общей площадью 215 кв. футов. (20 м²). Длина самолета 23 фута (7 метров), а высота 2,3 метра (7 футов 4 дюйма). Машина оснащена четырехцилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения Renault, развивавшим мощность 95 л.с.. Этот двигатель имеет диаметр цилиндра 115 мм, ход поршня 140 мм и весит 297 фунтов (135 кг).

Второе место в конкурсе на максимальную скорость занял моноплан с закрытой кабиной Farrnan 190, который перевозил шесть человек: пилота, механика и четырех пассажиров. Машина оснащена 230-сильным двигателем воздушного охлаждения Jupiter Titan. Самолеты данного типа, оснащенные двигателями Jupiter Titan, за последние восемнадцать месяцев совершили ряд успешных полетов на большие расстояния и хорошо известны читателям журнала «Flight». Во время гонок «Тур по Франции» самолет Farrnan 190 пилотировал его владелец г-н Марсель Авиньон из Монпелье, президентом аэроклуба Эро (Herault).

Самолетом, который в конкурсе на максимальную скорость финишировал третьим, был Farman 231 – двухместный самолет с открытыми кабинами, низкорасположенным крылом и 95-сильным двигателем воздушного охлаждения Renault (самолет описан в выпуске журнала «Flight» от 23 января 1931 года). Пилотировал самолет Андре Эбелин – энтузиаст-любитель туристических полетов, которого во время гонок в его двухместной машине сопровождал его друг. Только одно очко разделяло самолет Андре Эбелина от машины, которая заняла четвертое место и которая также была Farman 231. Этим самолетом управлял Марсель Лаллуэт – известный пилот самолетов компании Farman, который недавно установил несколько рекордов дальности.

ДВА САМОЛЕТА КОМПАНИИ FARMAN, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ГОНКАХ «ТУР ПО ФРАНЦИИ»: слева показан моноплан Type 231 (с 95-сильным двигателем Renault), справа – Type 230 (с 40-сильным двигателем Salmson)

ДВА САМОЛЕТА КОМПАНИИ FARMAN, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ГОНКАХ «ТУР ПО ФРАНЦИИ»: слева показан моноплан Type 231 (с 95-сильным двигателем Renault), справа – Type 230 (с 40-сильным двигателем Salmson)

Жорж Региненси, который летал на двухместном самолете с открытыми кабинами Farman 230 (с 40-сильным двигателем Salmson), повредил свой самолет, ударив им по бревну, незаметно лежащему на поле в аэропорту Макон (Macon). Он получил еще один самолет той же марки и продолжил полет по трассе, но был исключен из числа участников соревнования.

Де Бимард, который летал на двухместном самолете с открытыми кабинами Moth Morane (с 85-сильным двигателем Gipsy), повредил одну из консолей своего крыла при посадке в Понтарлье (Pontarlier) и отказался от продолжения участия в гонках.

Интересный авиационный праздник состоялся в воскресенье днем после прибытия самолетов-участников гонок в Орли. Эскадрильи самолетов-истребителей из состава 34-го полка (Ле-Бурже) и самолетов-корректировщиков центра военно-морской авиации выполнили в Орли серию маневров.
Капитан Хоукс продемонстрировал скорость своего самолета Texaco No.13, а Буссотро (Boussotrot) и Росси (Rossi) – обладатели рекорда дальности полета – кружили над летным полем на своем Bleriot 110 – машине, на которой они совершали свой полет на максимальную продолжительность нахождения в воздухе. Также в празднике принял участие ряд других известных самолетов.

зрители наблюдают за маневрами группы самолетов-корректировщиков из центра авиации ВМС; Орли, 10 мая 1931 года

зрители наблюдают за маневрами группы самолетов-корректировщиков из центра авиации ВМС; Орли, 10 мая 1931 года

Министр авиации г-н Жак-Луи Дюмениль прибыл рано и был заинтересованным зрителем. Он осмотрел самолеты, которые принимали участие в «Туре по Франции» и лично поприветствовал многих участников, когда переходил с одной машины к другой. Министра сопровождали его заместитель г-н Этьен Риш, командующий авиацией генерал Барес (General Bares) и глава военного кабинета генерал Поли-Маркетти (General Poli-Marchetti). Также в Орли присутствовало большое количество конструкторов, инженеров и пилотов.

моноплан капитана Хоукса Travel Air Texaco 13 вызвал большой интерес на встрече Орли. Командующий авиацией генерал Барес (слева) и генерал Поли-Маркетти (справа) обсуждают машину

моноплан капитана Хоукса Travel Air Texaco 13 вызвал большой интерес на встрече Орли. Командующий авиацией генерал Барес (слева) и генерал Поли-Маркетти (справа) обсуждают машину

«ТУР ПО ФРАНЦИИ»: СОСТЯЗАНИЯ НА МАКСИМАЛЬНУЮ СКОРОСТЬ НА УЧАСТКЕ ДУЭ – ОРЛИ – 118 МИЛЬ (190 КМ)

Позиция Пилот Самолет Время, сек Скорость, км/ч Количество л.с. на пассажира Количество очков
1 Массо Guerchais 4368 154,08 81,60 487
2 Авиньон Farman 190 3919 171,72 38,2 449
3 Эбелин Farman 231 3619 185,76 47,5 391
4 Лаллуэт Farman 231 3620 185,40 47,5 390
5 Аркут Caudron 193 4152 162,00 47,5 340
6 Шемидлин Moth 4680 143,64 42,5 338
7 Коаду Farman 232 4058 165,60 50,0 331
8 Марис Хильц Moth 4819 139,68 42,5 318
9 Лефолкавез Moth 4963 135,36 42,5 318
10 Ларди (Lardy) Farman 231 4494 149,76 47,5 315
11 Лебо Moth 5040 133,56 42,5 3J4
12 Морен Farman 190 3872 173,88 57,5 302
13 Рулин Caudron 232 4890 137,52 47,5 289
14 Мулер Caudron 128 5907 113,76 40,0 284
15 Перье Caudron 232 5017 133,92 47,5 581
16 Андре Макс Caudron 230 5134 131,04 47,5 275-8
17 Шез (Chaize) Caudron 230 5135 131,00 47,5 275-8
18 Фарабу Caudron 232 5245 128,88 47,5 271
19 Моро Farman 204 4786 140,40 55,0 258
20 Лежандр Caudron 232 5566 120,96 47,5 256
21 Грилло Morane 4489 149,76 60,0 249
22 Валлу Caudron 232 5682 118,44 47,5 249
23 Малинву Moth 6445 104,40 42,5 248,8
24 Марис Бастие Caudron 230 5857 114,84 47,5 248,7
25 де Рови (de Rovin) Potez 36 5860 114,75 47,5 248,5
26 Камио (Camion) Potez 36 5880 114,48 47,5 248,1
27 Малуан (Maloine) Caudron 230 4674 144,00 60,0 246
28 Рипо Potez 36 6093 110,16 47,5 234
29 Дюрандо Potez 36 6145 109,44 47,5 231
30 Мермоз Potez 36 6220 108,00 47,5 227
31 Лабушер Potez 36 6256 107,28 47,5 226
32 Литар Potez 36 6297 106,56 47,5 225
33 Лютльри Potez 36 6293 105,12 47,5 224
34 Сандр (Cendre) Potez 36 6444 104,40 47,5 219
35 Коллин (Collin) Potez 36 6508 109,32 47,5 217
36 Бланже Potez 36 6601 101,88 47,5 214
37 Ст. Серж (St. Cierge) Potez 36 8226 81,72 47,5 172
38 Маро (Marot) Potez 36 9690 69,48 47,5 148
39 Векрисс Potez 36 13132 51,12 40,0 127

ПРИЛОЖЕНИЕ

Как было сказано в прошлом выпуске журнала «Flight» результаты конкурсов на лучшие взлет и посадку, которые проводились в рамках гонок «Тур по Франции», завершившихся 10 мая этого года, не были вовремя получены и потому не были размещены в статье. Теперь мы проводим в сопровождающей статью таблице, из которой видно, что победителем был г-н Векрисс, который летал на моноплане Mauboussin, оснащенном 40-сильным двигателем Salmson. Здесь мы хотели бы указать на ошибку, которая появилась в опубликованной на прошлой неделе таблице, и мы хотим бы добавить, что эта ошибка перекочевала из официальных списков. Векрисс указан как пилотировавший Potez 36, в то время как на самом деле он летал на Manboussin.

Эти соревнования были проведены в аэропортах Орли и Бюк вскоре после окончания «Тура по Франции». Участники соревнований на лучший взлет должны пролететь над шнуром, протянутым на высоте одного метра, после разбега с расстояния, выбранного самими участниками. В конкурсе на лучшую посадку участники должны были пролететь над протянутым на высоте одного метра шнуром, после чего замерялось расстояние между местом установки шнура и колесами машины после остановки.

Каждый взлет и посадка должны были производиться при приближении к шнуру под прямым углом, и машинам не разрешалось выходить за пределы предварительно размеченной шириной 40 метров (131 фут).

В этих соревнованиях приняли участие только 20 участников «Тура по Франции».

«ТУР ПО ФРАНЦИИ»: СОСТЯЗАНИЯ НА ЛУЧШИЕ ВЗЛЕТ И ПОСАДКУ

Пилот самолет Двигатель, мощность Взлет, мин. Посадка, мин. Дополнительная премия, % Количество очков
Векрисс Mauboussin Salmson, 40 л.с. 50 25 10 426,60
Рипо Potez 36 Renault, 95 л.с. 95 31 10 781,33
Рулин Caudron 232 Renault, 95 л.с. 92 50 10 880,55
Ле Фолкавез Moth D.H. 60 Gipsy, 85 л.с. 80 72 10 890,70
Лабушер Potez 36 Renault, 95 л.с. 82 62 10 892,95
Николеско (Nikolesco) Moth-Morane Gipsy, 85 л.с. 90 68 9 936,07
Литар Potez 36 Salmson, 95 л.с. 90 70 10 992,16
Мулер Caudron 128 Salmson, 120 л.с. 100 80 10 1023,84
Лаллуэт Farman 231 Renault, 95 л.с. 74 82 9 1040,81
Бланже Potez 36 Renault, 95 л.с. 100 78 10 1103,78
Хильц Moth-Morane Gipsy, 85 л.с. 100 94 10 1136,65
Литар –– –– 110 72 9 1141, 3
Пегулу де Рови (Pegulu de Rovin) Potez 36 Renault, 95 л.с. 95 92 9 1172,48
Фарабу Caudron 232 Renault, 95 л.с. 120 70 6 1230,56
Дюрандо Potez 36 Renault, 95 л.с. 125 76 9 1260,16
Камио Potez 36 Renault, 95 л.с. 80 130 9 1316,68
Ларди Farman 231 Renault, 95 л.с. 117 118 3 1570,58
Бюрлату Caudron 230 Salmson, 95 л.с. 140 120 10 1612,26
Мартынов Potez 36 Renault, 95 л.с. 160 117 10 1717,68
Грилло Morane Saulnier Salmson, 120 л.с. 125 116 8 1718,33

источники:

  • R. C. W. «The tour of France» «Flight» May 22, 1931, стр.443-445
  • «The tour of France» «Flight» May 29, 1931, стр.471
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account