Цикл битва за Гуадалканал. Часть 6. Японские линкоры вступают в бой

14

Другие части цикла

К началу октября 1942 года бои за остров Гуадалканал достигли крайнего напряжения. И японцы, и американцы бросали в бой все силы и ресурсы, которые могли собрать. Но лишь теперь адмирал Ямамото принял решение впервые послать в бой свои крупные артиллерийские корабли. Правда, это были всего лишь старые линейные крейсеры типа «Конго» — но даже их присутствие давало японцам шанс переломить ход наземной битвы.

Содержание:

Наступление генерала Вандегрифта

18 сентября 1942 года на остров Гуадалканал прибыл крупный американский конвой из шести транспортов. Ценой его проводки стала гибель авианосца «Уосп». Но прибытие подкреплений позволило генералу Вандегрифту к 19 сентября не только выстроить непрерывную линию обороны по периметру плацдарма на мысе Лунга, но и создать резерв для проведения активных операций. Теперь американцы имели на острове 19 200 человек. Спустя почти полтора месяца после высадки они наконец-то могли приступить к уничтожению вражеских сил между мысом Лунга-пойнт и рекой Матаникау.

Первая такая операция проводилась с 23 по 27 сентября силами трёх батальонов морской пехоты, высаженных с десантных барж у мыса Крус западнее устья реки Матаникау при поддержке эсминца «Баллард». Однако Вандегрифт допустил ту же ошибку, что и Кавагути — он недооценил силы и возможности японцев. Десант был блокирован отрядом Оки Акиносукэ к западу от Матаникау и не смог продвинуться дальше. В итоге морских пехотинцев пришлось вывозить по морю при поддержке эсминца «Баллард», их потери составили 23 человека убитыми и 24 ранеными.

Вторая наступательная операция проводилась с 6 по 9 октября, для неё были выделены значительно большие силы. Американцы вдоль берега дошли до устья реки Матаникау в 3 км западнее периметра Лунга и атаковали недавно высаженные части японской 2-й пехотной дивизии. Её 4-й полк понёс серьёзные потери, японцам пришлось отойти за реку Матаникау, что усложнило им подготовку к следующему наступлению.

Позиции морской пехоты на реке Матаникау к 9 октября 1942 года Henry I. Shaw Jr. First Offensive: The Marine Campaign for Guadalcanal

Позиции морской пехоты на реке Матаникау к 9 октября 1942 года
Henry I. Shaw Jr. First Offensive: The Marine Campaign for Guadalcanal

Третья операция состоялась с 9 по 11 октября, её целью было уничтожение последних японских баз в восточной части острова — в бухте Эола за мысом Тайву в 50 км к востоку от Лунга-пойнт. По примеру рейда Эдсона 9 сентября теперь 1-й батальон 2-го полка морской пехоты должен был высадиться с десантных катеров «Хиггинс» возле деревень Гурабусу и Коилотумария и уничтожить располагавшиеся здесь японские посты и склады.

Увы, второй раз внезапности не получилось. При высадке был потерян один катер «Хиггинс», с ним погибло 15 морских пехотинцев и 3 моряка. Ещё два солдата погибли на берегу. По американским данным, было убито 35 японцев, однако склады захватить и уничтожить не удалось.

К этому времени основные потери морские пехотинцы несли не от воздействия противника, а от болезней — в первую очередь от малярии. Ко второй неделе октября только в 1-й дивизии морской пехоты имелось до 700 заболевших, за следующую неделю их число увеличилось ещё на 655 человек. Обе стороны испытывали огромное напряжение. И американцы, и японцы искали способ выйти из тупика.

Стороны усиливают свои войска

Благодаря наличию большого количества десантных ботов «Хиггинс» американцы могли проводить рейды вдоль побережья и высаживать войска в любой точке острова. Из-за острой нехватки сил японцы не имели возможность прикрыть всё побережье. Сосредоточив все войска для штурма периметра на мысе Лунга, они были вынуждены оголять свои тыловые базы. Поэтому командующий 17-й японской армией в Рабауле генерал-лейтенант Хаякутаке Харукити, наконец-то осознавший реальное соотношение сил, стремился как можно быстрее перебросить на Гуадалканал новые войска.

Переброска с помощью эсминцев велась небольшими партиями, но регулярно, каждую ночь. Один эсминец в среднем доставлял порядка 150 человек с вооружением, а также некоторое количество боеприпасов и продовольствия. В последнюю неделю сентября началась перевозка на Гуадалканал солдат 2-й японской пехотной дивизии. 9 октября на остров прибыл сам генерал Хаякутаке, а к середине месяца здесь находились вся 2-я пехотная дивизия, два батальона 38-й пехотной дивизии, танковая рота и ряд артиллерийских частей. Всего японские силы на острове, включая сапёров, вспомогательный и медицинский персонал, достигли 20 000 человек, то есть наконец-то сравнялись с силами противника.

  Линии снабжения Гуадалканала ibiblio.org


Линии снабжения Гуадалканала
ibiblio.org

Одновременно японский флот пообещал помочь обстрелом аэродрома Хендерсон-филд, а в Рабаул для действий против Гуадалканала дополнительно перебросили 85 самолётов. В свою очередь, американские воздушные силы на аэродроме Хендерсон-филд получили ещё 23 истребителя.

К 20 сентября японцы имели в Рабауле в общей сложности 117 самолётов, американцы на Гуадалканале — 71 самолёт. 27 сентября, после улучшения погоды, японская авиация снова атаковала Хендерсон-филд. В свою очередь 5 октября американские авианосные самолёты атаковали японскую базу в Буине на острове Бугенвиль.

9 октября на Гуадалканал прибыла 121-я истребительная эскадрилья морской пехоты (VMF-121) майора Леонарда К. Дэвиса, а на быстроходных транспортах был доставлен тыловой эшелон 2-го полка 2-й дивизии морской пехоты. И всё равно самым регулярным оставалось снабжение Гуадалканала по воздуху: ежедневно двухмоторные «Дугласы» доставляли сюда авиатопливо. Увы, одного их рейса хватало для доставки бензина лишь на вылет 12 «Уайлдкэтов» в течение часа. Специально оборудованная подводная лодка «Амберджек» за один рейс перевозила 9000 галлонов бензина и 10 т бомб — но она была всего одна.

Войсковой транспорт AP-9 «Зейлин» в Сиэттле 12 января 1942 года navsource.org

Войсковой транспорт AP-9 «Зейлин» в Сиэттле 12 января 1942 года
navsource.org

В то же время было решено начать замену морских пехотинцев армейскими силами, организовав переброску на Гуадалканал дивизии «Америкал» («Америка-Калифорния»). Её 164-й пехотный полк полковника Брайанта Э. Мура с рядом других подразделений (в общей сложности 3132 человека) был погружён на войсковые транспорты AP-9 «Зейлин» и AP-10 «Мак-Коули». 9 октября они вышли из Нумеа в сопровождении трёх эсминцев и трёх минных заградителей. Проводку конвоя обеспечивали все наличные морские силы: крейсеры 64-го оперативного соединения адмирала Скотта, а также авианосец «Хорнет» и линкор «Вашингтон».

Утром 13 октября конвой прибыл к Гуадалканалу. После выгрузки пехотинцам 164-го полка был отведён участок фронта в восточной части периметра Лунга протяжённостью в 6 км. Следующей же ночью прибывшим бойцам пришлось пережить тяжёлое испытание.

Войсковой транспорт AP-10 «Мак-Коули» в Карибском море, февраль 1941 года navsource.org

Войсковой транспорт AP-10 «Мак-Коули» в Карибском море, февраль 1941 года
navsource.org

Хендерсон-филд под огнём

Американская победа в бою у мыса Эсперанс в ночь на 12 октября стала серьёзной пощёчиной японскому флоту, но не помешала доставке на Гуадалканал японских подкреплений. В эту ночь на острове было выгружено 728 солдат, четыре 150-мм гаубицы, два полевых и одно зенитное орудие, а также радиооборудование и боеприпасы. Гаубицы и снаряды были срочно переброшены к плацдарму на мысе Лунга. Днём 12 октября японская авиация бомбила аэродром Хендерсон-филд.

К утру 13 октября на аэродроме находилось 90 самолётов — 45 бомбардировщиков и столько же истребителей. Около полудня аэродром атаковали 24 японских дальних бомбардировщика из Рабаула, а два часа спустя — ещё 15 таких же машин. Самолёты шли на высоте 9000 м, поэтому низковысотные флотские «Уайлдкэты» просто не смогли их достать. Японцам удалось вывести из строя обе взлётные полосы и сжечь 5000 галлонов авиационного топлива. Единственная воздушная победа американцев в этот день была записана на капитана Джозефа Дж. Фосса из 121-й истребительной эскадрильи, прибывшего на остров четырьмя днями ранее.

Аэродром Хендерсон-филд в конце августа 1942 года history.navy.mil

Аэродром Хендерсон-филд в конце августа 1942 года
history.navy.mil

Аэродромные службы, используя всю имеющую технику, лихорадочно начали засыпать воронки, чтобы восстановить работу аэродрома, но ближе к вечеру в игру вступили выгруженные накануне японцами 150-мм гаубицы, которые открыли огонь по ремонтникам. Орудия стреляли из района Кокумбона, недоступные для ответного огня американских полевых пушек. Поэтому к мысу Круз были высланы эсминцы «Стеррет», «Гуин» и «Николас», без особого успеха пытавшиеся вести контрбатарейную стрельбу. К исходу 13 октября пригодной для полётов осталась только недавно достроенная малая полоса для истребителей. Однако худшее было впереди.

  Разбитые самолёты на аэродроме Хендерсон-филд history.navy.mil


Разбитые самолёты на аэродроме Хендерсон-филд
history.navy.mil

Линейные крейсеры вступают в бой

Ещё 5 октября на Труке началась подготовка к обещанному рейду против Гуадалканала крупных артиллерийских кораблей. 3-я дивизия линкоров («Конго» и «Харуна») была выделена в «Особое бомбардировочное соединение». Для обстрела берега были предназначены специальные 356-мм осколочно-зажигательные снаряды «Сансикидан Тип 3» весом 626 кг с тонким корпусом и повышенным содержанием взрывчатого вещества. Первоначально они проектировались для стрельбы из главного калибра по воздушным целям; помимо взрывчатки, каждый такой снаряд содержал 480 резиновых трубок, заполненных термитной смесью, а также 192 стальных поражающих элемента.

Однако этих снарядов не хватало, поэтому перед выходом их успел получить только «Конго». На «Харуну» были погружены обычные фугасные снаряды «Тип 0» с дистанционным взрывателем. Такой снаряд при весе 626 кг содержал 29,5 кг взрывчатки и 1000 зажигательных трубок, заполненных смесью канифоли, магния, бария и серной кислоты. Кроме того, в боекомплект линкоров входили 674-кг толстостенные бронебойные снаряды, содержавшие 11 кг взрывчатки.

Линейный крейсер «Конго». Картина Юки Такеси

Линейный крейсер «Конго». Картина Юки Такеси

11 октября 2-й и 3-й японские флоты вышли с Трука на юг. Здесь были 3-я и 11-я дивизии линкоров (все четыре корабля типа «Конго»), 4-я дивизия крейсеров («Атаго», «Такао», «Майя» и «Мьёко»), остальная часть Авангардного соединения контр-адмирала Абэ (тяжёлые крейсеры «Судзуя», «Тоне» и «Тикума»), а также 2-я и 10-я эскадры эсминцев — лёгкие крейсеры «Исудзу» и «Нагара» с 5 и 8 эсминцами соответственно.

Вместе с ними шла 2-я дивизия авианосцев контр-адмирала Какуты Какудзи — «Хийё» и «Дзуньё» с двумя эсминцами. Чуть позади следовало Ударное Авианосное соединение вице-адмирала Нагумо: авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку», «Дзуйхо», а также тяжёлый крейсер «Кумано» и 8 эсминцев. Отдельно держался 8-й флот контр-адмирала Микавы, в этот момент занятый проводкой конвоя из Рабаула на Гуадалканал.

12 октября, в день боя у мыса Эсперанс, 3-я дивизия линкоров под непосредственным командованием вице-адмирала Куриты Такео двинулась к Гуадалканалу, в то время как остальные силы заняли позицию к востоку от Соломоновых островов. Вместе с линкорами к Гуадалканалу направилась 2-я эскадра эсминцев контр-адмирала Танака Райдзо — лёгкий крейсер «Исудзу» и 9 эсминцев, 6 из которых отдельно вышли с острова Шортленд.

Корабли Куриты подошли к Гуадалканалу поздно вечером 13 октября. Из-за проблем на аэродроме Хендерсон-филд американская воздушная разведка их не обнаружила. Вскоре после полуночи на 14-е, миновав остров Саво, Курита поднял в воздух гидросамолёты, чтобы подсветить район обстрела.

В 01:37, приблизившись к мысу Лунга, «Конго» открыл огонь по району аэродрома Хендерсон-филд. Через несколько минут к нему присоединился шедший следом «Харуна». Пройдя мимо мыса, корабли повернули на обратный курс, развернули башни и снова обстреляли берег. Американская 127-мм артиллерия с берега пыталась стрелять в ответ, и тогда линкоры ввели в действие 152-мм казематные орудия.

  Вице-адмирал Курита Такео history.navy.mil


Вице-адмирал Курита Такео
history.navy.mil

Обстрел длился чуть более часа. Всего линкоры выпустили 868 снарядов главного калибра, то есть в среднем по 54 снаряда на ствол или чуть более половины боезапаса. «Конго» выпустил 104 зажигательных снаряда «Тип 3» и 332 бронебойных снаряда «Тип 1», а также 27 снарядов 152-мм противоминного. «Харуна» выпустил 189 фугасных снарядов «Тип 0» и 294 бронебойных снарядов, а также 21 снаряд противоминного калибра.

Тем временем «Исудзу» с эсминцами, действовавший отдельно, обстрелял гавань Тулаги. Торпедные катера стоявшей здесь 3-й эскадрильи лейтенанта Монтгомери (PT-38, PT-46, PT-48 и PT-60) пытались контратаковать корабли адмирала Танака, но были легко отражены огнём эсминца «Наганами». Выпущенные торпеды не достигли цели, а один катер был повреждён при посадке на мель. В 02:30 японские корабли покинули пролив Железное Дно, оставив за собой хаос и разрушения.

Хотя далеко не все снаряды легли в район аэродрома, эффект от обстрела был огромным. По воспоминаниям одного из морских пехотинцев, «кокосовые пальмы выворачивало из земли и швыряло, как зубочистки». Хижины и палатки сносило взрывной волной, пламя от горящего бензина осветило район аэродрома. Адмирал Танака позднее писал:

«Сцена была увенчана осветительными ракетами с наших самолётов-наблюдателей, висевших над аэродромом, и по сравнению с этим огненным спектаклем фейерверк Рёгоку выглядел простой детской игрой. Ночная тьма превратилась в ослепительно яркий день. Спонтанные крики волнения и радости пронеслись по нашим кораблям».

На аэродроме погиб 41 человек, свыше сотни получили ранения. Среди погибших были командир 141-й эскадрильи пикировщиков (VMSB-141) майор Гордон А. Белл и четверо его пилотов: капитаны Эдвард Ф. Миллер и Роберт А. Эбботт, лейтенанты Генри Ф. Чейни-младший и Джордж Л. Хейли. Потери авиации оказались огромны. На земле были уничтожены или тяжело повреждены около полусотни самолётов, к утру 14 октября здесь уцелело лишь 7 пикировщиков и 35 истребителей. Но и для них не осталось горючего — бóльшая часть запасов топлива сгорела. Была разрушена «Пагода» — деревянная контрольная башня аэродрома со всем её оборудованием.

Итоги бомбардировки аэродрома Хендерсон-филд 13 и 14 октября 1942 года — разрушенная радиостанция и штабные помещения John Miller, Jr. Guadalcanal: The First offensive

Итоги бомбардировки аэродрома Хендерсон-филд 13 и 14 октября 1942 года — разрушенная радиостанция и штабные помещения
John Miller, Jr. Guadalcanal: The First offensive

Последний конвой

Тем временем к Гуадалканалу направлялся так называемый Быстроходный конвой контр-адмирала Такама Томоцу с последними частями 2-й пехотной дивизии. Он вышел из Рабаула в ночь на 12 октября, днём его дважды безрезультатно атаковали американские бомбардировщики с Гуадалканала, но не добились ни одного попадания. В ночь с 12 на 13 октября конвой задержался у Шортленда, но уже во второй половине дня 13-го американская воздушная разведка обнаружила его в 70 милях к северо-западу от Гуадалканала идущим со скоростью 14 узлов.

В конвой входило 6 быстроходных войсковых транспортов — «Сасако-мару», «Нанкай-мару», «Садо-мару», «Сакито-мару», «Кюсю-мару» и «Адзумасан-мару». На суда были погружены 16-й пехотный полк и штаб 230-го пехотного полка с двумя своими батальонами, а также 824 морских пехотинца из 4-го полка Специальных морских десантных частей «Майдзуру». Кроме них перебрасывались батарея 100-мм орудий и батарея 150-мм гаубиц, 38-й и 45-й полевые зенитные дивизионы, батарея из 47-го полевого зенитного дивизиона, 1-я рота 38-го инженерного полка, 1-я Независимая танковая рота, 6-й отдельный пулемётный батальон, миномётная рота, 76-й полевой госпиталь и другие подразделения, боеприпасы и снабжение. Всего на судах находилось около 4500 человек, а также командующий 2-й пехотной дивизией «Сендай» генерал-лейтенант Маруяма Масао.

Двухвинтовой теплоход «Нанкай-мару». Завершён в 1933 году в Осаке, вместимость — 8014 брт, максимальная скорость — 18 узлов combinedfleet.com

Двухвинтовой теплоход «Нанкай-мару». Завершён в 1933 году в Осаке, вместимость — 8014 брт, максимальная скорость — 18 узлов
combinedfleet.com

Воздушное прикрытие обеспечивалось истребителями 11-го воздушного флота и Рабаульского района, а также палубными «Зеро» с авианосцев «Хийё» и «Дзуньё». В прикрытии транспортов находились 8 эсминцев Микавы — «Сирацую», «Ариакэ», «Юдати», «Сигурэ», «Акицуки», «Харусамэ», «Самидарэ» и «Мурасамэ». Дальнее прикрытие конвоя осуществлял сам контр-адмирал Микава с тяжёлыми крейсерами «Тёкай» и «Кинугаса» в сопровождении эсминцев «Амагири» и «Мотидзуки».

Утром 14 октября конвой прибыл к мысу Тассафаронга и в 6:05 начал разгрузку. Вскоре после рассвета американцы обнаружили стоящие у берега японские транспорты и приложили все усилия, чтобы организовать атаку на них. На аэродроме Хендерсон-филд осталось мало исправных самолётов, но бензина было ещё меньше — его сливали с разбитых машин; уцелевшие канистры искали по всем укрытиям.

  Войковой транспорт «Адзумасан-мару». Вступил в строй в 1933 году как рефрижераторное судно. Одновинтовой теплоход вместимостью 7624 брт, максимальная скорость — 18 узлов. Рисунок Уэда Кихатиро combinedfleet.com


Войковой транспорт «Адзумасан-мару». Вступил в строй в 1933 году как рефрижераторное судно. Одновинтовой теплоход вместимостью 7624 брт, максимальная скорость — 18 узлов. Рисунок Уэда Кихатиро
combinedfleet.com

Сначала для атаки конвоя было выслано 6 «Уайлдкэтов», но успеха они не добились, потеряв одну машину. Около 8 часов утра удалось заправить и снарядить для атаки 7 пикировщиков «Донтлесс», однако два из них разбились при взлёте, угодив в воронки на взлётной полосе. Остальные пять атаковали разгружавшиеся японские транспорты, но добились всего двух попаданий. Лишь к 10 часам техникам удалось снарядить новую группу — 12 пикировщиков, 8 «Уайлдкэтов» и 4 армейских «Аэрокобры» из 67-й истребительной эскадрильи. Вместе с ними вылетела разведывательная «Каталина», оснащённая двумя торпедами.

Японские корабли прикрывали около 30 «Зеро», но они не могли находиться в районе Гуадалканала слишком долго, и к этому времени были вынуждены вернуться в Рабаул. Поэтому атаке «Донтлессов» противостояла лишь зенитная артиллерия эсминцев. Американским пилотам удалось потопить транспорт «Сасако-мару» (7180 брт), но он сел на грунт у самого берега и находившийся на нём 230-й пехотный полк удалось полностью выгрузить. На других судах вспыхнули пожары. В 11:45 транспорт «Нанкай-мару» (8416 брт) первым завершил разгрузку и в сопровождении эсминца «Ариакэ» двинулся обратно. В этих атаках американцы потеряли 6 самолётов — поровну истребителей и пикировщиков.

Войсковой транспорт типа «Садо-мару». Водоизмещение — 7180 брт, двухвальная дизельная установка, скорость — 19,5 узлов Fujimi Models

Войсковой транспорт типа «Садо-мару». Водоизмещение — 7180 брт, двухвальная дизельная установка, скорость — 19,5 узлов
Fujimi Models

Больше топлива на Гуадалканале не было, но около 13 часов над островом появилось 11 «Летающих крепостей», прибывших с Эспириту-Санто. Им удалось потопить стоявшие у берега транспорты «Адзумасан-мару» (7624 брт) и «Кюсю-мару» (8684 брт); последний успел выгрузить танки, но затем загорелся, а около 13:30 на нём взорвались боеприпасы. Оба транспорта остались над водой, сев на грунт.

Чтобы избежать дальнейших потерь, контр-адмирал Такама приказал двум оставшимся транспортам прекратить разгрузку и отойти к острову Саво, где они могли свободно маневрировать, уворачиваясь от бомб. После 17 часов транспорты вернулись к мысу Тассафаронга и завершили выгрузку снаряжения. В 17:40 суда вновь были атакованы четырьмя «Донтлессами» с авианосца «Хорнет», на этот раз безуспешно.

  Аэрофотоснимок, сделанный 15 октября. На нём видны потопленные транспорта «Сасако-мару» и «Адзумасан-мару». Последний продолжает гореть, «Кюсю-мару» укрыт этим дымом michaelmcfadyenscuba.info


Аэрофотоснимок, сделанный 15 октября. На нём видны потопленные транспорта «Сасако-мару» и «Адзумасан-мару». Последний продолжает гореть, «Кюсю-мару» укрыт этим дымом
michaelmcfadyenscuba.info

Несмотря на гибель трёх из шести транспортов, японцам удалось выгрузить всех солдат и 80% грузов. Следующей ночью (на 15 октября), полностью разгрузившись, однотипные «Садо-мару» и «Сакито-мару» (7180 брт) отправились в обратный путь. По дороге они были безуспешно атакованы «Летающими крепостями». 16 октября остатки «Быстроходного конвоя» прибыли в Буин на острове Бугенвиль.

У мыса Тассафаронга подводный склон начинался рядом с береговой линией, поэтому над водой у самого берега остались торчать носовые части потопленных судов. 15 и 16 октября американские «Летающие крепости» опять атаковали их, приняв за вновь прибывшие транспорта. После новых повреждений «Адзумасан-мару» соскользнул с берега и ушёл на глубину в полсотни метров.

  Потопленный транспорт «Кюсю-мару» в 1944 году guadalcanal.homestead.com


Потопленный транспорт «Кюсю-мару» в 1944 году
guadalcanal.homestead.com

«Всё возможное, чтобы удержать Гуадалканал»

В ночь на 15 октября к Гуадалканалу прибыл контр-адмирал Микава с двумя тяжёлыми крейсерами и двумя эсминцами. С 1:49 до 2:16 «Тёкай» и «Кинугаса» обстреляли мыс Лунга из 203-мм орудий, выпустив 752 фугасных снаряда «Тип 0» — эффект от этого обстрела оказался куда более скромным, чем двумя сутками ранее.

В ночь на 16 октября аэродром был обстрелян тяжёлыми крейсерами «Мьёко» и «Майя» из состава 4-й дивизии крейсеров 2-го флота Куриты, прибывшими в сопровождении 6 эсминцев 2-го дивизиона. Руководил обстрелом контр-адмирал Такаги Такео. Корабли выпустили 912 снарядов калибром 203 мм — частью фугасно-зажигательных «Тип 3», частью обычных бронебойных «Тип 0».

Тем временем 14 октября линейные крейсеры «Конго» и «Харуна» вернулись на север и вновь присоединились к Авангардному соединению Абэ. 17-18 октября они заправились в море и вместе с остальными кораблями держались к северу от Соломоновых островов в ожидании развязки.

Тяжёлый крейсер «Мьёко» в 1941 году flickr.com

Тяжёлый крейсер «Мьёко» в 1941 году
flickr.com

18 октября командующий американскими морскими силами в южной части Тихого океана вице-адмирала Роберт Л. Гормли был снят со своей должности и заменён вице-адмиралом Уильямом Ф. Хэлси. В качестве подкреплений из центральной части Тихого океана ему было направлено около 50 истребителей, а на Эспириту-Санто в распоряжении адмирала Обри Фитча прибыло несколько новых «Летающих крепостей». С острова Оаху на Новую Каледонию отправили 25-ю пехотную дивизию, сюда же перенаправили около 30 подлодок. Наконец, в состав 62-го оперативного соединения вернулся только что завершивший ремонт «Энтерпрайз». «Я буду направлять в этот район всё возможное вооружение, чтобы удержать Гуадалканал», — заявил президент Рузвельт Комитету начальников штабов.

После событий 13-15 октября на Гуадалканале наступило затишье, но оно было чисто внешним: генерал Хякутакэ назначил новое наступление на 22 октября. Основной удар по американскому плацдарму должна была наносить 2-я пехотная дивизия генерала Маруямы, наступавшая на хребет Эдсона с юго-востока. Началась переброска дивизии и её снаряжения через труднопроходимые джунгли к югу от мыса Лунга-пойнт по так называемой «тропе Маруямы». Это сухопутное наступление привело к новому сражению авианосцев у островов Санта-Крус.

Источник — https://warspot.ru/21381-yaponskie-linkory-vstupayut-v-boy

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account