Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

13

Тройка безбронных. Крейсера.

…. В 1867 году,  «железный канцлер» Отто фон Бисмарк был убит неким террористом. Покушения на фон Бисмарка были и раньше, но учитывая что Бисмарк оставался в живых после покушений, можно с высокой вероятностью утверждать, что покушения были не удачными. Но вот очередное покушение, если судить по полученным результатам, оказалось удачным. «Железный канцлер», сраженный пулей, пал. Полиция работала оперативно и быстро задержала человека с ружьем, произведшим роковой выстрел («человек с ружьем» не был снайпером и стрелял с относительно близкого расстояния).

***

Интерлюдия.

Сам террорист утверждал, что убил Железного Человека по заданию Мандарина или Лекса Лютора (кого именно установить не удалось —  террорист постоянно путался в показаниях), так как Тони Старк или Супермен (опять путаница в показаниях) это такие люди которые не дают Мандарину / Лексу Лютеру достичь могущества. Вот поэтому он во славу своего господина и убил человека из стали Отто фон Бисмарка специальной пулей из криптонита останавливающей ядерный принцип.

То что рассказывал убийца было очень интересно, что заставило полицию отрабатывать китайский и американский след. Но по мере дачи все новых и новых показаний у полиции зародились некоторые подозрения… В общем дослушивали увлекательные истории данного криминального субъекта, работающего на китайско-американскую мафию, работники психиатрической клиники.

Полиция конечно заинтересовалась чудо-материалом «криптонитом» из которого и была сделана пуля, но пуля пробившая навылет немецкого канцлера так и не была найдена….

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

***

Император Германии Вильгельм-1, не горел желанием воевать с Францией, хотя и не исключал такого варианта. А Франция, считала себя сильной и то же не собиралась начинать войну в Европе. Поэтому жизнь в Европе, взбудораженной австро-прусско-итальянской войной и убийством «человека из стали», вновь вернулась в спокойное и неторопливое  русло. Пока Франция оставалась монархией, Германия создавала новую экономику, Австрия залечивала раны, Россия не отменяла Парижский договор, в  САСШ не текли деньги Германии….. Можно было даже сказать, что убийство «железного человека» принесло мир и покой в Европу и во весь мир. Комунизм К.Маркса и Ф.Энгельса постепенно стал бы религией, человечество устремилось бы к звездам, строило бы гравитолеты, иногда бы полиция отмечала бы странные, немотивированные вспышки насилия (но что бы сделать из этого вывод потребовалась статистика более чем за 100 лет).

В общем жизнь текла по-прежнему (как и до 1867 г), и можно было считать что войн в Европе больше не будет.

Собственно войн и не было. Европейцы несли «бремя белого человека» в Африке и Азии, но ведь это где-то там, а в самой Европе спокойно…. А что касается Азии и Африки… то кого интересуют проблемы не «белого человека»?

В 1871 году французские войска (надо же было нести это самое бремя белого человека) вторглись в Тунис, и к 1873 году завершили войну присоединением Туниса к французскому протекторату. Едва завершилась война в Тунисе, как оказалось, что французким войскам рано убирать штык в ножны — требовалось закрепиться на Мадагаскаре (такое вот бремя — его постоянно требуется куда-то нести). Хотя война и завершилась в 1876 году победой Франции, в 1885-86 гг. потребовалось сей факт подтвердить для неразумных малагассийцев. Те кто смотрел на внешнюю политику Франции и ее шаги должен был сделать вывод, что Франция активно продвигается на Восток. Дальний. И делали соответствующие выводы.

В начавшейся франко-вьетнамской (1878-1882 гг), а позднее и франко-китайской войне (1879-1880 гг), у Франции на Дальнем Востоке появился союзник. Япония (т.е. фактически была франко-японско-китайская война). Японии в 1874 году (при поддержке России) удалось утвердится на Тайване, но самураям хотелось большего…..  Большего от Китая.

Очередная война Китая и его противников в очередной раз протекала не удачно для Китая, и в очередной раз (почему-то) удачно для его противников. Франция получила Вьетнам, Япония — Корейский полуостров. При этом, Япония («напуганная российским флотом» — по данным российских чиновников) отказалась в 1875 году от притязаний на Курильские острова.

А беды Китая только продолжались — небольшой локальный конфликт с Германией, позволил Германии закрепиться в Китае (Циндао). Северный сосед — Россия — в войнах не участвовал, но получил свою долю китайского пирога.

Продвигаясь в Африке и Азии (в смысле неся бремя «белого человека»), Франция демонстрировала готовность держать руку на пульсе Европы. Так, Франция продолжала горевать о несчастных поляках, и о несчастных Кавказских народах. По странному стечению обстоятельств, в обоих случаях было одно государство которое ущемляло и поляков и «кавказцев» — Россия. И хотя и Кавказская война закончилась (1864 г), и в Польше был мир, Франция по-прежнему не забывала о России….. и ее извечном противнике Турции.

Турция получала от Франции кредиты, специалистов, военных советников (турецкие военные «проходили стажировку» в составе французских войск). В итоге, Турция имела неплохой флот и неплохую армию.

Но держа пульс Европы, и не забывая щупать пульс Азии (сиамская война 1883 г.), Африки и Америки, французский «доктор» не иначе как в следствии «оптимизации» оказался перегружен больными. И это не могло не сказаться на его здоровье.

К концу 80-х годов 19-го века отношения между Францией и Германией стали обостряться — и в последствии, возникло множество споров, почему война не началась раньше? Франции не нравилось усиление Германии, России и Великобритании — сильная Франция. Поддержанная двумя странами, Германия (до этого копировавшая политику Франции, что позволило немцам закрепиться в Африке) решилась на войну. Франко-германская война началась удивительно вовремя — французы открыто заявляли о возвращении исторической справедливости, и новом «нормандском» завоевании Англии (собственно план войны с Англией так и назывался — «Нормандия»). Конечно английский флот готов был сдержать флот французский, но удалось ли это ему? Кстати о флоте, в 1881 году, возникла интересная теория.

Известный английский предприниматель, владелец крупнейших судостроительных и орудийных заводов — Армстронг, выступая в Обществе британских инженеров, высказал мысль, что при достигнутом уровне развития морской артиллерии броня бесполезна. Он предложил вместо броненосцев строить небольшие быстроходные, обладающие сильным артиллерийским вооружением, корабли без брони, т. е. без броневого пояса, но с тонкой броневой палубой. Армстронг доказывал, что на деньги, необходимые для постройки одного броненосца, можно построить не менее четырех крейсеров по 3000 т, которые вместе, имея вдвое более мощное артиллерийское вооружение и преимущество в скорости, смогут уничтожить броненосцы. Эти взгляды, однако, не получили в то время поддержки в Англии, зато эта идея нашла своих сторонников во второстепенных морских государствах, не имевших возможности создания и содержания дорогостоящих броненосных флотов. Воплощением этой идеи стал вступивший в строй в 1884 г. бронепалубный крейсер «Esmeralda», построенный на заводе Армстронга для Чилийского флота.

Броненосный крейсер «Эсмеральда»

Броненосный крейсер «Эсмеральда»

Этот корабль вызвал многочисленные дискуссии в военно-морских кругах всего мира и стал родоначальником большой серии крейсеров. Предназначенный для боя с броненосцами, крейсер, при водоизмещении около 3000 т, имел два 254-мм и шесть 152-мм орудий и высокую по тем временам скорость — 18 узлов. Для защиты жизненно важных частей корабля служила броневая палуба. «Esmeralda» и последующие корабли такого типа имели ярко выраженные наступательные характеристики — скорость, мощную артиллерию за счет защиты. Сторонники этих кораблей небезосновательно полагали, что высокая скорость крейсера в бою даст ему преимущество над более тихоходным противником. Однако они не принимали во внимание, что слабая броневая защита, при получении даже одного удачного для противника попадания снаряда, может привести к снижению скорости и даже к полной потере хода, не говоря уже о катастрофе при попадании в погреб с боезапасом.

Но, война оказалась не морской, а сухопутной и проверить  эту теорию (теория Армстронга) оказалось не возможно. Собственно не удалось даже в теории прийти к выводу кто бы победил в англо-французской войне? Сторонники «французской версии» указывали что Франция разгромила бы флот англичан (если бы не немцы), сторонники «английской версии» —  если бы французы так же готовились воевать с Англией как и с немцами, то новый Трафальгар был бы французам обеспечен. В отношении сухопутной армии это было справедливо — франко-немецкая война 1889-1890 годов закончилась убедительной победой Германии. Было даже удивительно, что французская армия так легко проиграла. Сама же Франция понесла двойное поражение — как на полях внешних сражений, так и на внутреннем фронте…

Геополитическая ситуация поменялась, и поменялась так быстро, что никто не обратил внимание на то что произошло во Франции. Ну революция, ну восстание, ну…. да у них там этих беспорядков…. Самое главное было в том, что изменившейся ситуацией надо было воспользоваться.

Император Российской Империи — Александр-3 решил, что над Турцией вот именно сейчас, ну просто необходимо взять реванш. Причем не просто реванш, а с обязательным занятием проливов Босфор и Дарданеллы, и их последующей неотдачи кому-бы там не было. Может это война будет последней попыткой получить Проливы. Может и не последней, но европейский флот (англо-французский, немецко-итальянский, испано-австрийский) не должен быть в Черном море!

Вот только для успешной войны с Турцией имеющий флот, нужен был флот собственный, и здесь было несколько проблем.

Если исходить из ситуации в целом, то флот у России был. Например на Балтике и Тихом океане (правда это скорее была флотилия). Что касается Турции, то она не имела флота (и даже флотилии) ни на Балтике, ни на Тихом океане, но ее это почему-то не волновало. Может потому, что  Турция имела флот на Средиземном и Черных морях (де-юре Черное море было «нейтрально», но вот де-факто…..), а Россия в данных местах флота не имела.

Взвесив все за и против новой Архепелагской экспедиции, в Российской империи было принято решение отказаться от переброски сил с Балтики и воссоздать флот на Черном море.

Причем воссоздать его очень быстро!

Были рассмотрены различные варианты черноморского флота: 1-2 суперброненосца; флот подводных лодок (!); строительство москитных сил; переоборудование гражданских судов в военные; флот крейсеров…..

Победителем стал проект, предложенный капитаном Макаровым — флот легких крейсеров.

С.О. Макаров был активным и энергичным сторонником этой идеи и, используя свой авторитет и влияние на генерал-адмирала и ряд высших руководителей морского ведомства, неустанно её отстаивал. Ещё в 1894 г. он предложил строить крейсера или, как он их называл, безбронные боевые суда, водоизмещением 3000 т. Адмирал считал, что «для всех боевых целей должно строить корабли одного и того же вида», и его корабли должны заменить и броненосцы и крейсера. Вооружение состояло из пяти 152-мм орудий и четырех торпедных аппаратов, полный запас угля -600 т, скорость полного хода — 20 узлов.

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

Но что-то пошло не так, и Макаров уже в 1890 году предложил строить безбронные боевые суда, и что самое интересное, смог доказать что

— эскадра из 8-12 крейсеров будет построена быстрее чем эскадра из 4-х броненосцев.

— эскадра из 8-12 крейсеров будет способна противостоять турецким броненосцам.

 

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

Проект возрождения Черноморского флота был утвержден, а вот проектов безбронных крейсеров оказалось много. Кроме того, на ряду с безбронными крейсерами, было решено строить и броненосные крейсера малого водоизмещения. В какой-то момент развивая / извращая идею Макарова («легкий крейсер с одним крупнокалиберным орудием») было предложено строить — для штурма Проливов и боя с турецкими броненосцами — специальные корабли типа «Императрица Мария» (4 т.т., 1 305-мм, 8 120-мм). В последствии «Императрицы Марии» так же получили название рек, а то броненосцы императоры понимаешь ли, а императрицы — легкие крейсера. Несерьезно.

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

Иртыш

Проект «Иртыш» оказался единственным проектом который был утвержден практически сразу. Остальные проекты были хороши, и поскольку времени решать какой проект лучший не было, принялись делать все. Хотя время в принципе было, но его как всегда бывает в России, растратили. Ведь еще до немецко-французской войны, на Черном море стали закладывать суда названные в честь рек — «Волга», «Дон», «Днепр», «Кубань», «Рион». Поэтому и заложенные крейсера получили названия рек — что бы не насторожить турок (отмена Парижского соглашения, начавшаяся компания в прессе, прибытие большого числа специалистов с Балтики были проведены очень тихо) — «Нева», «Енисей», «Тунгуска», «Чилим», «Лена», «Объ». И тем не менее, явно имея план быстрого восстановления Черноморского флота, не было решено по какому именно сценарию флот возрождать.

В результате черноморский флот крейсеров получился несколько разнотипным.

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

«Днестр» водоизмещение 3 т.т., 4 203-мм, 4 102-мм. При поддержке Рожественского были применены спарки.

«Чилим», водоизмещение 3 т.т., 12 120-мм. броненосный

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

чилим

«Енисей», водоизмещение 5 т.т., 10 152-мм

Нева

Нева

«Тунгуска», «Нева», водоизмещение 4 т.т., 8 152-мм.

«Иртыш» водоизмещение 4,5 т.т, 1 305-мм, 8 120-мм.

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

Тунгуска

Война подтвердила правильность доводов контр-адмирала (с 1894 года) Макарова. Быстро созданный (воссозданный) русский флот разгромил турецкий флот в двух сражениях. Потеряв флот, турки продолжали отчаянное сопротивление, надеясь на помощь европейских держав. Но, «помощь» европейских держав учитывала и Россия.

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

Енисей

Да Турция считали слабой в военном плане, но ведь Турция войну может затянуть, и тогда слабой в военном плане Турции могут помочь те кто силен в военном плане (а так же имеют преимущество в экономике). Что бы не допустить такого развития событий, с Турцией надо было покончить в ближайшие сроки (около 4-х месяцев). И для этого были собраны крупные силы. Успехи русского флота открывали перед Россией интересные перспективы. Поэтому, несмотря на успешное продвижение 300 тысячной армии на Балканах и 100-тысячной на Кавказе, в Российская Империя сделала ход конем. Морским.

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

План морского десанта в Стамбул активно был создан сразу после Крымской войны. Потом конечно план постоянно дополнялся, немного изменялся, (можно даже говорить о нескольких планах), но общий вектор остался. Множество торговых кораблей (как специальной постройки, так и арендованных) высаживают многочисленный десант с пушками и мортирами. Пока десант ведет бой, одни корабли минируют пролив, другие устремляются в Крым за оставшимися войсками. При условии что русские наносят удар первыми и турецкий флот не успеет прийти на помощь, такой план еще можно было не считать авантюрным.

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

Теперь же ситуация поменялась — турецкий флот был уничтожен, русский флот пополнился торговыми кораблями (в том числе и за счет турецких), турецкая армия сражалась на Балканах и Кавказе… Подкрепления к Стамбулу (английские или французские) могли прийти через месяц….

Тройка безбронных крейсеров для Российского флота

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account