Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

19

Третий Рим

Доброго времени суток, дорогие друзья! Публикую материалы альтернативы «Третий Рим».

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.1

Продолжаю серию статей по теме: «Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке». Вторая часть посвящена штандартам иноземных полков Русского Войска. В данной статье будет рассказано о знаменах славянских, кавказских, литовских и горских конных полков, греческих и армянских городовых полков, а также татарских полков. Изначально данный материал мною не рассматривался, но благодаря уважаемому коллеге Мастеру, который в одном из комментариев написал о знаменах «гречан и поляков и литве и черкас и днепровских и смоленских атаманов и казаков и салдат и черкеских крестян», я пришел к выводу, что остался не реализованным значительный людской ресурс для пополнения Русского Войска. После изучения реальной истории ряда регионов, рассмотрен вопрос об учреждении еще нескольких «иноземных» полков Русского Войска. Для логики повествования вторая часть темы разбита на две статьи, кроме того материалы о славянских конных полков перенесены во второй пункт второй части темы (не сочтите это за повтор, из предыдущей статьи эти материалы изъяты).

Статья имеет справочный характер и большое количество графического материала, который является результатом творчества и большого труда. В связи с большим количеством рисунки сгруппированы в планшеты, но все изображения имеются с максимальным разрешением и в хорошем качестве (2000×2000 пикселей).

Упомянутые в статье события будут описаны в дальнейшем в соответствующих главах альтернативы. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Знамена, штандарты, прапоры и флаги
Русского Царства в XVII веке

II. Штандарты иноземных полков Русского Войска

Штандарты (заставы, знамена) конных полков Русского Войска

Заставы славянских конных полков Русского Войска

В 1620 году учреждается первый из славянских полков – Славяносербский конный полк. Разрядом от 1630 года был предусмотрен сбор в военное время восьми конных полков (Сербский, Черногорский, Боснийский, Герцеговинский, Далматинский, Иллирийский, Македонский, Болгарский конные полки). Полки получили знамена (серб. застава) образца, установленного для иноземных полков, с соответствующей национальной расцветкой и символикой, но меньшего размера: полковничьи знамена (штандарты) – 2 аршина (1,42 м), ротные знамена (корнеты) – 1,5 аршина (1,07 м), ширина каймы – 4 вершка (0,13 м).

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

С 1635 года, как и на русских полковых знаменах, полотнище знамен (застав) славянских конных полков опушалось каймой в 4 вершка (0,18 м), состоящей из треугольников алого, белого и лазоревого цветов, соответствующих цветам русского флага и Герба Московского, что означало, то что конный полк находится на службе русского государя. Полковые знамена (заставы) славянских конных полков, как и знамена (штандарты и корнеты) иноземных полков по своему строению были стандартизированы с полковыми знаменами русских полков.

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

Знамена кавказских конных полков Русского Войска

В 1633 году в связи с началом войны с Крымским ханством по указу Царя Дмитрия Михайловича Астраханским воеводой Князем Трубецким Алексеем Никитичем был проведен сбор войск для похода против Малой Ногайской орды. Так как неприятельское войско было в основном конным и подвижным, для похода была необходима многочисленная конница. В тоже время особенности ведения боя ногаями не требовали иметь конные полки, обученные европейской линейной тактике. Поэтому русские воеводы направились с дарами и царскими грамотами к калмыкам, закубанским и пятигорским черкесам, кабардинцам, балкарцам, к терским и гребенским казакам, а также за реку Терек, к аланам (осетинам), вайнахам (ингушам, чеченцам), кавказским татарам (кумыкам) и даже за Большой Кавказский хребет, к абхазам и грузинам, с призывом пойти на службу к русскому царю и принять участие в походе. Горским князьям было обещано щедрое жалование и богатые военные трофеи. Горцы должны были собраться «конны и оружны». От русской казны полагалось огнестрельное оружие, порох, свинец и продовольствие.

При этом в соответствии с Уложением о воинской службе, введенном в действие указом царя Дмитрия Михайловича 1 (11) января 1620 года, полки, набранные из горцев мусульманского вероисповедания, подданных русского государя, относились к Татарским войскам, а полки из представителей христианских народов: православных абхазов, грузин и осетин – к Иноземному войску.

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

Кавказ в XV – первой половине XVII века

Первые из кавказских конных полков – Георгиевский (Грузинский) и Эриванский (Армянский) конные полки были учреждены в 1616 году для несения пограничной сторожевой службы и обороны южных рубежей русского государства.

В 1604 году несколько десятков тысяч армян, изгнанных со своих земель после завоевания Эривани персидским шахом Аббасом I, переселились на север, сначала в грузинские царства, а затем и на территорию русского государства[1]. Более пятидесяти тысяч армян расселились в городах и на землях Астраханского царства (с 1618 года – Астраханского воеводства). Часть из них была поселена на пограничных землях, где на левом берегу реки Малка, чуть выше её места впадения в Терек основали город Армянск (с 1635 года – Крепость Святой Екатерины, Екатерининская крепость, в последствии – город Екатериноград). Наряду с терскими казаками, армяне получили землю с условием несения пограничной сторожевой службы. Из них в 1616 году был собран Эриванский (Армянский) конный полк. Полку в 1620 году были выданы знамена, установленного для иноземных полков образца, с соответствующей национальной расцветкой и символикой, но меньшего размера: полковничьи знамена – 2 аршина (1,42 м), сотенные знамена – 1,5 аршина (1,07 м).

Знамя представляло из себя золотое (темно-желтое) полотнище, рассеченное алым Георгиевским крестом с лазоревой каймой. В центре полотнища нашивался круглый «кавказский» золотой щит, на котором изображен герб Великой Армении из «Хроники Совета Констанции» (червленый лев, увенчанный армянской царской короной, с лазоревыми языком и когтями поле)[2]. Впоследствии «армянское знамя» и «армянский герб» отображались на знаменах всех армянских полков Русского Войска.

В 1616 году из кахетинских дворян «азнаури» (грузин. აზნაური) и их воинов, переселившимся на территорию русского государства для того, чтобы избежать истребления после разгрома Кахетинского Царства персидским шахом Аббасом I в 1615-1616 годах[3], в Русском Войске был учрежден Георгиевский (Грузинский) конный полк. Вскоре к кахетинцам присоединились переселенцы из других грузинских царств и княжеств, которые получили земли в верховьях реки Кумы, где основали крепость Святого Георгия Победоносца (небесного покровителя Грузии) и город Георгиевск. Сотня наиболее храбрых и знатных грузинских «азнаури» приняли участие в сражение при Княжицах (1618) в составе Государева полка.

Георгиевскому конному полку в 1620 году было выданы знамена, установленного для иноземных полков образца, с соответствующей национальной расцветкой и символикой. Знамя представляло из себя белое полотнище, рассеченное алым Георгиевским крестом, с четырьмя малыми красными крестами в углах (как на иерусалимском кресте), за основу которого взято «грузинское знамя» XIV века. В центре полотнища нашивался круглый «кавказский» золотой щит, на котором изображен герб Грузинского царства (серебряный Святой Георгий Победоносец в червленом поле).

В 1634 году для похода против Малой Ногайской орды из православных кавказских горцев собраны Аланский (Осетинский) и Абхазский конные полки, которые также получили полковничьи и сотенные знамена по образцу, установленному для Георгиевского конного полка. На знамени Аланского (Осетинского) конного полка золотой крест делил полотнище знамени на белые и червленые квадраты, а в круглом «кавказском» золотом щите отображался древний герб Аланского царства XIII века (золотой кавказский барс идущий по золотым холмам, на фоне белых гор в червленом поле).

Знамя Абхазского конного полка представляло из себя пурпурное полотнище, рассеченное серебряным Георгиевским крестом. В центре полотнища нашивался круглый «кавказский» золотой щит, на котором изображено историческое знамя Абхазии 1350 года (в пурпурном поле вертикально расположена серебряная открытая ладонь правой руки). После возвращения из похода Аланскому конному полку были выделены земли вокруг крепости Моздок. Абхазский конный полк был распущен, а знамена сданы в Астраханский воеводский приказ, где хранились до следующего участия абхазских воинов в походах русского войска в русско-турецких войнах 1650-1653, 1672-1681 и 1686-1700 годов.

С 1635 года, как и на русских полковых знаменах, полотнище знамен кавказских конных полков опушалось каймой в 4 вершка (0,18 м), состоящей из треугольников алого, белого и лазоревого цветов, соответствующих цветам русского флага и Герба Московского, что означало, то что конный полк находится на службе русского государя. Полковые знамена кавказских конных полков, как и знамена (штандарты и корнеты) иноземных полков по своему строению были стандартизированы с полковыми знаменами русских полков.

Так как кавказские конные полки не имели установленного платья, а оружие и доспехи были схожи с таковыми же у неприятеля, полковые и сотенные замена приобретали особое значение не только для сбора, но и для опознавания войск.

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

Штандарты литовских конных полков Русского Войска

В 1642 году после завершения русско-польской войны 1639-1641 годов на территориях Герцогства Курляндского, Великого княжества Литовского, присоединенных к Русскому Царству, и возвращенных русских землях учреждены: Литовское воеводство – на территории Герцогства Курляндского, Жемайтского, Трокского и Виленского воеводств; Белорусское – на территории Минского, Новогрудского и Берестейского воеводств; Галицкое – на территории Русского, Белзского, Волынского и Подольского воеводств; Киевское – на территории Брацлавского, Киевского воеводств Речи Посполитой, города Киева и Малорусского воеводства Русского Царства.

Православная литовская шляхта была причислена к русскому городовому дворянству, и литвины (белорусы) были зачислены в кирасирский, рейтарские и драгунские полки Белорусского воеводства. Но на территории как Белорусского, так Литовского воеводств в русское подданство перешло большое количество литовских шляхтичей католического вероисповедания, которые не зачислялись в русские полки. Первоначально русское правительство не предполагало привлекать их к воинской службе, но в 1642 году с началом русско-шведской войны отказаться от призыва под знамена нескольких тысяч хорошо вооруженных и обученных воинов было признано неразумным. Указом царя Петра Дмитриевича были учреждены Литовские конные полки, собираемые из католической литовской шляхты и причисленные к иноземным полкам Русского Войска и по своей организации соответствовали рейтарским полкам. Всего собрано четыре полка по тысяче всадников, которые по месту формирования были названы: Виленский, Ковенский, Кревский, Россиенский конные полки. Литовские всадники поступали на службу верхом со своим вооружением и доспехами.

Литовские конные полки получили знамена образца, установленного для иноземных рейтарских полков: полковничьи знамена (штандарты) – 2 аршина (1,42 м), ротные знамена (корнеты) – 1,5 аршина (1,07 м), ширина каймы – 4 вершка (0,13 м).

На полотнище нашивался прямой крест. Цвета креста и каймы креста соответствовал цвету главной и дополнительной фигур герба, а полотнища – цветам поля полкового герба. В центре полотнища нашивался золотой «варяжский» щит (в европейской геральдике щит данной формы назывался «английский»), в котором отображался полковой герб, аналогичный гербу города, в котором был собран полк. Исключением являлся Виленский конный полк, который имел полковой герб, отличающийся от герба города Вильно (литовский всадник в серебряных доспехах с копьем, поднятым над головой в правой руке и треугольным щитом с золотым крестом Ягеллонов в лазоревом поле на черном коне с лазоревой сбруей, острие копья и украшение сбруи – золотое). Номер роты обозначался соответствующим количеством звезд, нашивавшихся по углам полотнища.

Как и на русских полковых знаменах, полотнище знамен (штандартов) литовских конных полков опушалось каймой в 4 вершка (0,18 м), состоящей из треугольников алого, белого и лазоревого цветов, соответствующих цветам русского флага и Герба Московского, что означало, то что конный полк находится на службе русского государя. Полковые знамена литовских конных полков, как и знамена (штандарты и корнеты) иноземных полков по своему строению были стандартизированы с полковыми знаменами русских полков. Для литовских конных полков, как и для русских, знамена были меньшими по размеру, в сравнении с солдатскими полками. Полковничьи знамена (штандарты) – 2 аршина (1,42 м), ротные знамена (корнеты) – 1,5 аршина (1,07 м), ширина каймы – 4 вершка (0,13 м).

Штандарты дунайских конных полков Русского Войска

В 1686 году с началом русско-турецкой войны, главные военные действия которой происходили на территории дунайских княжеств, в Русском Войске из волонтеров формируются Молдавский, Буковинский, Семиградский (Трансильванский), Валашский конные полки. Дунайские конные полки, наряду с казачьими полками, были отнесены к легкой кавалерии и в некоторых документах на венгерский манер назывались «гусарскими». Для полков было установлено «венгерское платье» и вооружение, аналогичное казачьим полкам.

Дунайские конные полки получили знамена образца, установленного для иноземных рейтарских полков: полковничьи знамена (штандарты) – 2 аршина (1,42 м), ротные знамена (корнеты) – 1,5 аршина (1,07 м), ширина каймы – 4 вершка (0,13 м). На полотнище нашивался прямой крест. Цвета креста и каймы креста соответствовал цвету главной и дополнительной фигур герба, а полотнища – цветам поля полкового герба. В центре полотнища нашивался золотой «варяжский» щит, в котором отображался полковой герб, аналогичный гербу княжества, из представителей которого был собран полк. Номер роты обозначался соответствующим количеством звезд, нашивавшихся по углам полотнища.

Как и на русских полковых знаменах, полотнище знамен (штандартов) дунайских конных полков опушалось каймой в 4 вершка (0,18 м), состоящей из треугольников алого, белого и лазоревого цветов, соответствующих цветам русского флага и Герба Московского, что означало, то что конный полк находится на службе русского государя. Полковые знамена дунайских конных полков, как и знамена (штандарты и корнеты) иноземных полков по своему строению были стандартизированы с полковыми знаменами русских полков. Для дунайских конных полков, как и для русских, знамена были меньшими по размеру, в сравнении с солдатскими полками. Полковничьи знамена (штандарты) – 2 аршина (1,42 м), ротные знамена (корнеты) – 1,5 аршина (1,07 м), ширина каймы – 4 вершка (0,13 м).

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

Штандарты греческих и армянских полков

Штандарты греческих полков

Первый городовой полк из православных греков, во множестве переселявшихся на земли русского государства, был собран в 1620 году и поселен на нижнем Дону на границе с Крымским ханством. У впадении в Дон реки Аксай была возведена крепость Святого Равноапостольного Царя Константина, вокруг которого на условии несения городовой и пограничной сторожевой службы были даны земли грекам. По названию крепости полк получил название Константиновский городовой полк. Но на земли по соседству изъявили свои права донские казаки. Поэтому в дальнейшем переселенцам на тех же условиях были даны земли по реке Егорлык, где в 1630 году греками был основан город Ставрополь, в котором был собран Ставропольский городовой полк.

Константиновский и Ставропольский городовые полки получили знамена образца, установленного для иноземных полков: 2 аршина 4 вершка (1,6 м), ротных знамен – 2 аршина (1,42 м). На полотнище нашивался прямой золотой крест шириною 8 вершков (0,36 м). Цвет полотнища в Константиновском полку был пурпурным, в Ставропольском – червленым. В центре полотнища нашивался золотой «варяжский» щит, в котором отображался полковой герб: в Константиновском полку – крест Святого Константина, в Ставропольском – Святой Георгий Победоносец в золотых доспехах и лазоревой мантии на белом коне в червленом поле. Номер роты обозначался соответствующим количеством звезд, нашивавшихся по углам полотнища.

В 1635 году для несения береговой службы во вновь возведенных крепостях Танаис (построена на месте одноименной древнегреческой колонии) и Мариуполь (на месте впадения реки Кальмиус в Азовское море) из греков, переселенных из Крыма[4], собраны еще два городовых полка – Танаисский и Мариупольский городовые полки.

Полки получили знамена (штандарты) образца 1635 года с лазоревым полотнищем и белым прямым крестом. На лицевой стороне полотнища в щите изображался герб греческих полков (Святой Георгий Победоносец в золотых доспехах, зеленых одеждах и червленой мантии на белом коне в золотом поле), на оборотной – полковой герб, соответствующий гербу города, в котором собран полк. Как и на русских полковых знаменах, полотнище знамен (штандартов) греческих городовых полков опушалось каймой в 4 вершка (0,18 м), состоящей из треугольников алого, белого и лазоревого цветов, соответствующих цветам русского флага и Герба Московского, что означало, то что полк находится на службе русского государя.

После присоединения Крыма к России в 1681 году для несения береговой службы и противодействия попыткам мятежа со стороны покоренных крымских татар в крымских городах из местных греков набраны Керченский, Феодосийский, Балаклавский, Евпаторийский городовые полки. В том же году часть греков была переселена на Днестровскую линию, где ими был основан город-крепость Тирасполь, в котором размещен Тираспольский городовой полк. Знамена полкам выданы по образцу предыдущих двух греческих городовых полков.

Штандарты армянских полков

Первый армянский городовой полк был набран для несения береговой службы из армян переселившихся в 1604-1616 годах в Астрахань. В 1635 году Астраханский армянский полк принял участие в походе Астраханского войска против Малой Ногайской орды. В том же году после завершения русско-турецкой войны 1632-1635 годов из армян, переселенных из Крыма на земли по реке Дон вблизи крепости Святого Дмитрия Ростовского, собран второй армянский городовой полк, получивший название Ростовского. При этом оба полка вместе со стрельцами выполняли задачу по сдерживанию от мятежей волжских и донских казаков, в те времена не отличавшихся надежностью. Полки получили знамена образца, установленного для иноземных полков: 2 аршина 4 вершка (1,6 м), ротных знамен – 2 аршина (1,42 м). На золотом полотнище нашивался прямой червленый крест с лазоревой каймой шириною 8 вершков (0,36 м). В центре полотнища нашивался золотой «варяжский» щит, в котором на лицевой стороне вышивался «армянский герб» (червленый лев, увенчанный армянской царской короной, с лазоревыми языком и когтями поле), а на оборотной – полковой герб, соответствующий гербу города, в котором собран полк. Номер роты обозначался соответствующим количеством звезд, нашивавшихся по углам полотнища.

После присоединения Крыма к России в 1681 году для несения городовой службы и противодействия попыткам мятежа со стороны покоренных крымских татар в городе Армянск (Перекоп), из местных армян набран Армянский городовой полк. В том же году часть армян была переселена на Днестровскую линию, где ими был основан город-крепость Григориополь, в котором размещен Григориопольский городовой полк.

Знамена (штандарты) полкам выданы образца 1635 года с золотым полотнищем и червленый крест с лазоревой каймой. На лицевой стороне полотнища в щите изображался «армянский герб», на оборотной – полковой герб, соответствующий гербу города, в котором собран полк. Как и на русских полковых знаменах, полотнище знамен (штандартов) греческих городовых полков опушалось каймой в 4 вершка (0,18 м), состоящей из треугольников алого, белого и лазоревого цветов, соответствующих цветам русского флага и Герба Московского, что означало, то что полк находится на службе русского государя.

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

Барьяки татарских и горских конных полков

Барьяки татарских конных полков

В 1612 году поволжские, касимовские, романовские, казанские и сибирские служилые татары и новокрещены были сведены в три татарских конных полка (Ногайский, Казанский, Сибирский) числом до трех тысяч всадников. В 1614 года после освобождения Астрахани от воровского атамана Заруцкого был собран Астраханский татарский конный полк мурзы Курмаша. В 1620 году для татарских конных полков были установлены полковые знамена (барьяки), представлявшие из себя квадратное полотнище, для прочности по краям обшитое шнуром. В центре полотнища вышивалась восьмиконечная (48 лучей) звезда, на которую нашивался круглый «восточный» щит. На щите изображался полковой (Ногайский, Казанский, Астраханский, Сибирский) герб. Номер сотни обозначался соответствующим количеством шестиконечных звезд, нашивавшихся по углам полотнища. Щит, звезды и шнур могли быть золотыми или серебряными. Размер для знамен (барьяков) был установлен: знамена меңбаши (полковников) – 2 аршина (1,42 м), знамена султанов (сотников) – 1,5 аршина (1,07 м).

Барьяки калмыцких конных полков

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

Калмыки, народ монгольского племени, делились на четыре орды: кокошоты – кочевали испокон веков около озера Куку-Нора и находились под властью Китая, а небольшая часть их в 1616 году переселилась в Россию, в пределы Астраханского царства; зонгары (или цзюнгары) – кочевали в Джунгарии; часть их (крещеные) перекочевали в Россию, но большинство были захвачены в плен киргиз-кайсаками; дербеты издавна переселились в пределы России, в земли донских казаков; торгоуты – в 1616 году переселились на луговую сторону Волги, но вскоре большинство их откочевали снова в пределы Китая. Астраханские и донские калмыки в 1635 году приняли участие в походе против Малой Ногайской орды. Знаменем Калмыцкого полка (войска) служило золотое полотнище (с золотой же каймой, но из другого материала), на котором был изображен Калмыкский всадник на белом коне в лазоревых, зеленых и червленых одеждах. Знамя имело цветную бахрому и кисти.

Барьяки горских конных полков

В 1634 году в связи с началом войны с Крымским ханством по указу Царя Дмитрия Михайловича Астраханским воеводой Князем Трубецким Алексеем Никитичем для похода против Малой Ногайской орды были набраны четыре горских конных полка: из пятигорских черкес – Пятигорский, из закубанских черкес и карачаевцев – Черкесский, из кабардинцев и балкарцев – Кабардинский, из вайнахов (ингушей, чеченцев) и кавказских татар (кумыков) – Татарский горские конные полки[5].

Так как горские конные полки не имели установленного платья, а оружие и доспехи были схожи с таковыми же у неприятеля, полковые и сотенные замена приобретали особое значение не только для сбора, но и для опознавания войск. Горским конным полкам были выданы полковые знамена (барьяки), образца, установленного для татарских конных полков, представлявшие из себя квадратное полотнище, для прочности по краям обшитое шнуром. В центре полотнища вышивалась восьмиконечная (48 лучей) звезда, на которую нашивался круглый «восточный» щит. На щите изображался полковой (Пятигорский, Черкесский, Кабардинский, Татарский) герб. Номер сотни обозначался соответствующим количеством шестиконечных звезд, нашивавшихся по углам полотнища. Щит, звезды и шнур могли быть золотыми или серебряными. Размер для знамен (барьяков) был установлен: знамена меңбаши (полковников) – 2 аршина (1,42 м), знамена султанов (сотников) – 1,5 аршина (1,07 м).

После окончания похода горские конные полки был распущены, а знамена сданы в Астраханский воеводский приказ, где хранились до следующего участия горцев в походах русского войска в русско-турецких войнах 1650-1653, 1672-1681 и 1686-1700 годов.

Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 2.2

Примечание:

[1] В 1604 году Эривань была отвоевана у турок-османов персидским шахом Аббасом I. Шах выселил из города всех жителей, как христиан и иудеев, так и мусульман. Среди депортированных из Восточной Армении подавляющее большинство составляли армяне, число которых на момент выселения составляло свыше 250 000 человек.

[2] Герб княжеской, а с 1226 года царской династии Хетумидов (арм. Հեթումյան) в Киликийской Армении.

[3] История Кахетии с 1468 года, как и других частей Грузии, прошла в борьбе с Персией, Турцией и кавказскими горцами, и в дружественных отношениях с Россией. Мусульманские державы и их союзники-единоверцы – кавказские горцы, ничего хорошего не ожидая для себя от сближения Грузии с Россией, всячески старались расстроить его. Между тем Московское государство, особенно после покорения Казанского и Астраханского царств (1552-1556), вполне сознательно старалось распространить своё влияние на юг, через Кавказ, на Персию. Для этого ему нужна была твёрдая опора в лице христианского царства. Такою представлялась Грузия. В «крестоцеловальной записи», заключенной между кахетинским царём Александром II (1527-1605) и московским царём Фёдором Иоанновичем (1586) последний даёт Александру обещание «оберегать его от всех недругов его». Это обещание возобновлялось дословно и при последующих царях. Взамен «поминок», послы привозили им от московских царей не менее ценные подарки; вместе с тем они уговаривали кахетинских царей склонить к союзу с Россией и других грузинских царей и владетельных князей. Условием союза являлся только нейтралитет на случай войны Персии, Турции или кавказских горцев с Россией. Военной помощи от Кахетии не требовалось, в виду отдалённости русской границы от Кахетии, высоких и неудобопроходимых Кавказских гор, враждебных и воинственных народов, населявших пространство в несколько сот вёрст между Кахетией и Россией, а также вследствие опасности со стороны Персии и Турции, всегда готовых занять Кахетию, в случае отсутствия в ней местных войск. Столь же неизбежны были отказы России в вооружённой помощи царям Кахетии. Время царствования в Персии могущественных шахов Аббаса I, Сефи и Аббаса II (с конца XVI по 70-е годы XVII века) были особенно тяжёлым временем для Кахетии и Карталинии. В это время шахи стали особенно подозрительно относиться к сношениям Грузии с Россией. Шах Аббас I с большим недоверием смотрел на кахетинского царя Теймураза I. Мать царя, отказавшуюся принять мусульманство, Аббас I замучил, двух его сыновей изувечил, дочь его взял в жёны против воли отца. После походов шаха Аббаса Великого на Кахетию – стали назначать кызылбашских губернаторов, то есть Сефевиды и здесь ввели прямое, а не опосредованное, через местную династию правление. В борьбе с шахом Аббасом II погиб третий сын Теймураза и взята была в плен вторая его дочь. В 1615-1616 годах шах Аббас I с несметными полчищами два раза вторгался в Грузию, опустошил её, ограбил церкви и забрал значительную часть жителей Кахетии, вместо которых переселил в Грузию до 15 тысяч дворов азербайджанских татар. Но вскоре восставшие грузины истребили всех переселенных азербайджанцев. Не только христианские, но и мусульманские историки насчитывают избитых на месте во время этого нашествия 60-70 тысяч душ, а забранных в плен – более 100 тысяч душ. Русские послы, бывшие тогда в Персии, тщетно уговаривали шаха не разорять Грузию и не притеснять христиан, если он дорожит дружбой русского государя, покровителя христиан. Аббас уверял их в дружбе к России и посылал в Москву награбленные христианские святыни, но относительно Грузии продолжал свою суровую расправу. Грузины защищались отчаянно: Теймураз говорил русским послам, что его подданные избили до 47 тысяч персиян. Несмотря, однако, на тяжкие испытания, выпавшие на долю Кахетии, храброе, даровитое и трудолюбивое население этого царства поддерживало и охраняло христианство.

[4] В реальной истории в июле 1778 года началось выведение из Крымского ханства в Россию христиан – всего 31 386 человек (в том числе греков – 18 408 чел., армян – 12 598 чел., грузин – 219, валахов – 161) под предводительством митрополита Готско-Кафайского Игнатия. 21 мая 1779 года императрица Екатерина II не ожидая окончательного выбора самих греков жаловала грамоту, согласно которой «переселенцам из Крыма даровались привилегии и свободы», в том числе полное освобождение от воинской службы, от уплаты налогов на десять лет, создание выборного органа самоуправления, за митрополитом Игнатием сохранялись его чины и самостоятельность церковного управления. В грамоте будущий город Мариеноль именовался «Марианополь» (вероятно ошибочно). На плане, утверждённом лично императрицей Екатериной II, от 20 октября 1779 года название записано как «город Мариуполь, выгонная земля города Мариуполя». 29 сентября 1779 года наместником императрицы в южных губерниях князем Г.А. Потёмкиным издан ордер, по которому крымским грекам отводилась территория Павловского (Мариупольского) уезда Азовской губернии («ограниченная реками Бердой, Волчьей, Кальмиусом и берегом Азовского моря»), а город Павловск при этом получал название Мариуполь, бывшие жители города переселялись на новые места, а выходцы из Крыма прибывали на территорию в устье Кальмиуса.

[5] С середины XVI века с усилением процесса сближения адыгов (черкесов, кабардинцев) с Москвой, представители адыгской знати стали поступать на службу в русские войска и принимали участие в становлении и укреплении российской государственности. Некоторые из них получили признание и благодаря своей ратной службе дослужились до высоких чинов. В XVI веке ряд видных представителей черкесских княжеских родов в своём противостоянии растущей экспансии Оттоманской Порты и её верного вассала Крымского ханства решили опереться на помощь России. Отряды «пятигорских черкес» в составе русских войск принимали участие в Ливонской войне, своими действиями на неприятельских тыловых коммуникациях помогли сорвать поход превосходящих турецко-татарских сил на Астрахань в 1569 году. А незадолго до этого они совместно с запорожскими казаками под командой князя Дмитрия Вишневецкого и русскими стрельцами, возглавляемыми воеводой Данилой Адашёвым, свели счёты с крымскими «людоловами». Именно тогда сын черкесского владетеля Темрюка Идарова, 17-летний отрок по имени Салтанук принял в Москве святое крещение и став Михаилом положил начало русской дворянской династии князей Черкасских. Которая дала нашей стране немало государственных и военных деятелей самого высокого ранга, оставивших заметный след в отечественной истории. Тот же родоначальник династии князь Михаил Черкасский в тридцатилетнем возрасте в 1567 году стал боярином и заседал в Боярской Думе. В начале XVII века нападения шведов и поляков ослабили Россию, а Крымское ханство пыталось захватить северо-западный Кавказ. Несмотря на это русско-черкесские и русско-кабардинские отношения продолжали развиваться.

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account