Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

15

Третий Рим

Доброго времени суток, дорогие друзья!
Продолжаю публиковать материалы альтернативы «Третий Рим». Начинаю серию статей по теме: «Геральдика Русского Царства в XVII веке».

Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть I

Во второй части представлены:
IV. Герб Русского Царства
V. Гербы Воеводств
Государственный герб является важнейшим Геральдическим символом, в котором образно выражается Государственная идея Русского Царства. При разработке гербов воеводств использованы реальные геральдические символы, как начала XVII века, так и более поздние, но их создание обусловлено теми же мотивами. В статье не приводятся описания гербов воеводств и обоснование их символики (это потребовало бы большого объема текста), но при возникновении вопросов готов обосновать каждый из них. Территориальный герб, в который внесены изменения, отмечен знаком*. Территориальный герб, в котором изображение заменено на другое, или не имеющий аналога в реальной истории, отмечен знаком**.
Статья имеет справочный характер и большое количество графического материала, который является результатом творчества и большого труда. Все изображения имеются с максимальным разрешением и в хорошем качестве.
Для представления территорий, к которым относятся гербы в статье представлена карта границ Русского Царства до 1700 года. Упомянутые в статье события и исторические личности будут описаны в дальнейшем в соответствующих главах альтернативы. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Геральдика Русского Царства в XVII веке

IV. Герб Русского Царства
В 1612 году в Ярославле русским правительством – «Советом Всея Руси» учрежден новый государственный герб, на котором был изображен русский геральдический лев. На большой государственной печати гербовый щит венчала «шапка Мономаха» и держали два льва, стоящие на задних лапах. Введение нового герба обосновывалось тем, что все самозванцы выступали под знаменами с двуглавым орлом, гербом русского государства еще со времен Ивана III. Но вместе с тем, новый государственный герб был очень похож на герб князя Дмитрия Михайловича Пожарского, на котором также изображены два геральдических льва. Герб не отражал ни истории, ни традиций русского государства, поэтому требовал замены.

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Герб «Совета Всея Руси» (1612)

Вопрос об учреждении нового государственного герба возник сразу после освобождения Москвы от польско-литовских интервентов 27 октября (6 ноября) 1612 года. Главный символ русского государства должен был сохранить символику идеи «Третьего Рима» и показать преемственность власти от Рюриковичей-Мономашичей-Юрьевичей-Ярославичей, Великих князей Владимирских и Московских к Рюриковичам-Мономашичам-Юрьевичам-Ивановичам, князьям Стародубским. Таким образом, в гербе должен был присутствовать двуглавый орел (восходящий в своей истории к орлу на щите Вещего Олега, который он водрузил на вратах Царьграда, с тех пор ставший основой герба Второго Рима – Константинополя) и Святой Великомученик и Победоносец Георгий (герб ромейского императора Константина IX Мономаха, Великого князя Киевского Владимира II Мономаха и герб Великих князей Московских). Но, как указано ранее, эти символы использовали и самозванцы.
Решение было найдено. Царь Дмитрий Михайлович лично отобразил основу нового герба. Во-первых, были изменены цвета герба. По аналогии с гербами ромейских императоров и в отличии от герба императоров Священной Римской Империи, и русских самозванцев, двуглавый орел стал изображаться золотым в червленом поле. Во-вторых, в отличии и от гербов, на которых орел венчался двумя цесарскими и одной императорской (на гербе Лжедмитрия I 1605 года) или двумя цесарскими (на гербе Лжедмитрия II 1609 года) коронами, на новом гербе орел был увенчан тремя ромейскими императорскими коронами. В-третьих, как и на гербе ромейских императоров XV века орел стал вооружен (то есть держал в лапах какие-либо символы, не обязательно оружие). Теперь в правой лапе орел держал скипетр, а в левой – державу. И, в-четвертых, всадник ранее упоминавшийся как царевич, побеждающий зло, был однозначно определен как Святой Великомученик и Победоносец Георгий, и стал изображаться в серебряных доспехах, лазоревом плаще на белом коне в червленом поле (ранее цвета всадника не были определены, он изображался и в золотых, и в серебряных доспехах, в червленом плаще на белом или черном коне в золотом поле), при этом было отмечено, что именно серебряные доспехи и лазоревый плащ всадника свидетельствуют о его принадлежности к «схолариям» (гвардии императора Диоклетиана).
Спустя месяц после избрания нового царя 26 марта (5 апреля) 1613 года (в День Собора Архангела Гавриила) Государственный герб Русского Царства был принят Земским Собором. В тезаурусе (описании) к гербу было указано, что: изображение Московского герба – Святого Великомученика и Победоносца Георгия говорит о том, что именно Великие князья Московские объединили Русь; золотой двуглавый орел в червленом поле является символом преемственности божественного предназначения Москвы – «Третьего Рима» от Константинополя – «Второго Рима», скипетр и держава в его лапах – означают высшую власть, а три короны над его головами символизируют Святую Троицу (Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа) и божью милость, дарованную Государю. Святой Георгий Победоносец и двуглавый орел изображались на фигурном геральдическом щите.

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Малый Герб Русского Царства (1613)

Главная фигура Государственного герба – двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и щитом с изображением Святого Великомученика и Победоносца Георгия на груди отображалась на Малой (в обрамлении надписи) и Большой (в обрамлении гербов Царств, Великих княжеств, княжеств и земель, составляющих русское государство), а также на Государевом знамени.
Вместе с тем, в европейской геральдике конца XVI века – начала XVII века установилось деление государственных гербов на Большой, Средний и Малый. Так малый герб Королевства Французского и Наварского 1589 года включал гербовые французские щиты с гербами Франции и Наварры, увенчанные золотым рыцарским шлемом с французской королевской короной, золотыми и лазоревыми перьями и обрамленный цепями Ордена Святого Михаила и Ордена Святого Духа. На среднем гербе добавлены щитодержатели в виде ангелов, облаченных в белые одежды, лазоревую и червленую накидки, с лазоревым и червленым корнетами, с золотой бахромой, кистями на золотой пике с навершиями в виде королевской лилии с гербами Франции и Наварры. На большом гербе средний герб изображался на лазоревой мантии с сенью с золотой бахромой, кистями, украшенной золотыми королевскими лилиями, подбитой горностаевым мехом, увенчанной золотой королевской короной с лазоревой девизной лентой. Над короной лазоревый гонфанон с золотыми королевскими лилиями на золотой пике с навершием в виде королевской лилии.

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Большой герб Королевства Французского и Наварского 1589 года

На изображения французских гербов обратил внимание Государя русский посланник во Франции в 1615 году московский дворянин Кондырев Иван Гаврилович,[1] который доставил грамоту от французского короля Людовика XIII, а также дары, в том числе миниатюру с портретом французского монарха и альбом раскрашенных гравюр с видами Парижа и Франции, на первом листе которого был изображен Большой герб Королевства Французского и Наварского 1589 года

Он же представил Царю Дмитрию Михайловичу молодого французского художника и геральдиста Николя Кенеля[2], которому было поручено составление карт Царств, Великих княжеств, княжеств и земель русского государства с их «знаменами». Николя Франсуа Кенель стал автором первого Большого, Среднего и Малого герба Русского Царства, неизменно являвшегося символом русского государства до провозглашения Российской Империи в 1700 году. Более года ему потребовалось на изучение исторических источников и составление проекта гербов, но его труд получил абсолютное признание и благоволение Государя.

Земским Собором 1616 года были одобрены и утверждены Царем Дмитрием Михайловичем Большой, Средний и Малый Государственные гербы Русского Царства.

В среднем гербе Русского Царства, так же, как и в личном гербе Царя Дмитрия Михайловича, венцом гербового щита была выбрана «Шапка Мономаха», как символ царской власти, идущей от Владимира Мономаха. Спорным вопросом стал выбор геральдических фигур для щитодержателей. Вариант с ангелами, как на французском гербе был исключен, так как они были изображены на гербе извечного врага русского государства – Речи Посполитой.

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Герб Речи Посполитой в конце XVI века

После долгих изысканий было принято неординарное решение. Щитодержателями стали изображения русских воинов в серебряных доспехах и червленых одеждах. Правый воин в правой руке держал меч, а левой придерживал гербовый щит, а левый воин – правой рукой придерживал гербовый щит, а в левой держал русский серебряный щит с червленым полем, в котором изображен золотой геральдический сокол («Сокол Рюрика»). Щитодержатели символизировали русских князей-рюриковичей, которые собирали и оберегали русское государство. При этом цвета изображения сокола и щита соответствовали цветам герба именно Царя Дмитрия Михайловича, а впоследствии – династии Рюриковичей-Мономашичей-Дмитриевичей. Таким образом, династический герб был органично вплетен в государственный герб. Основой для щитодержателей являлся зеленый холм, цвет которого означал изобилие и плодородие русских земель.

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Средний Герб Русского Царства (1616)

На большом гербе Русского Царства средний герб был размещен на червленой мантии с золотой бахромой и кистями, подбитой горностаевым мехом, которую венчала большая ромейская императорская корона, такая же как над головами орла, но с каменьями на обводе (овальными рубинами, ромбовидными сапфирами, алмазами, выложенными крестом, по четыре в каждом кресте и по четыре креста на каждой стороне) и восемью дугами, также сходящимися к державе во главе короны. Большая и Малая ромейские императорские короны не были точным изображением реальных корон ромейских (византийских) императоров, а являлись геральдическим символом, свидетельствующим о равенстве власти русского царя римским императорам.

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Большой Герб Русского Царства (1616)

Большой Государственный герб Русского Царства отображался на Государевом знамени, размещался на полотнище за царским троном в Тронном зале Кремлевского Дворца, в других палатах, в которых Государь осуществлял официальные приемы, в том числе иностранных послов, изображался на титульных листах Государевых книг и других наиболее значимых документах. Большой герб одновременно являлся гербом правящего царя.

Средний Государственный герб Русского Царства отображался на корабельном штандарте Государя. Он также являлся гербом Наследника Царевича русского престола и отображался на Знамени Наследника Царевича. На корабельном штандарте Наследника Царевича, в свою очередь, отображался Малый Государственный герб Русского Царства.

V. Гербы Воеводств

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Границы Русского Царства к 1700 году

С учреждением 18 (28) декабря 1618 года Указом царя Дмитрия Михайловича воеводств на территории Русского Царства, включая присоединенные в результате русско-польской войны (1609-1618), для изображения на печатях и знаменах первых воевод были разработаны и введены гербы Москвы, Киева и 10 воеводств: Новгородского, Смоленского, Малорусского, Ярославского, Владимирского, Белгородского, Нижегородского, Астраханского, Казанского, Сибирского. В 1635 году утвержден Герб Азовского воеводства, учрежденного на землях «Слободской украины», «Славяносербии», Войска Донского и землях, отвоеванных у Османской Империи. С присоединением в 1653 году к русскому государству Восточного Едисана, «дикой степи» до рек Конка и Берда, учреждено Новороссийское воеводство, и Герб Азовского воеводства становится его гербом.

В 1638 году в связи с присоединением к русскому государству Восточной Сибири Сибирское воеводство разделено на Тобольское, Енисейское и Забайкальское и учреждены их гербы. В 1642 году на территориях Герцогства Курляндского, Великого княжества Литовского, присоединенных к Русскому Царству, и возвращенных русских землях учреждены: Литовское воеводство – на территории Герцогства Курляндского, Жемайтского, Трокского и Виленского воеводств; Белорусское – на территории Минского, Новогрудского и Берестейского воеводств; Галицкое – на территории Русского, Белзского, Волынского и Подольского воеводств; Киевское – на территории Брацлавского, Киевского воеводств Речи Посполитой, города Киева и Малорусского воеводства Русского Царства. Учреждены гербы Литовского, Белорусского и Галицкого воеводств, а Герб города Киева становится Гербом Киевского воеводства. В 1645 году на территориях, присоединенных к Русскому Царству Задвинского и Эстляндского герцогств, и Моонзундских островов учреждено Ливонское воеводство и утвержден его герб.

В 1653 году на землях Малой Ногайской Орды в междуречье Маныча и Еи, а также на южных территориях Астраханского воеводства от Цомокского озера до реки Терек учреждено Кавказское воеводство и утвержден его герб. В 1681 году на территориях присоединенного к Русскому Царству Крымского Ханства (Таврии и Крыма) учреждено Таврическое воеводство и утвержден его герб. А западный Едисан присоединен к Новороссийскому воеводству. В 1700 году к Русскому Царству присоединено Молдавское княжество и Буджак, на территориях которых создано Молдавское воеводство и утвержден его герб.

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Герб Москвы

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

Герб Киева (с 1642 года – Киевского воеводства)

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

1.Герб Новгородского воеводства

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

2.Герб Смоленского воеводства*

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

3.Герб Малорусского воеводства (до 1642 года)**

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

4.Герб Ярославского воеводства

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

5.Герб Владимирского воеводства

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

6.Герб Белгородского воеводства

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

7.Герб Нижегородского воеводства

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

8.Герб Астраханского воеводства

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

9.Герб Казанского воеводства

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

10.Герб Сибирского воеводства (до 1638 года)*

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

11.Герб Азовского воеводства (1635 год, с 1653 года – Новороссийского воеводства)**

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

12.Герб Тобольского воеводства (1638)**

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

13.Герб Енисейского воеводства (1638)

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

14.Герб Забайкальского воеводства (1638)

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

15.Герб Литовского воеводства (1642)

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

16.Герб Белорусского воеводства (1642)

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

17.Герб Галицкого воеводства (1642)*

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

18.Герб Ливонского воеводства (1645)

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

19.Герб Кавказского воеводства (1653)*

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

20.Герб Таврического воеводства (1681)*

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

21.Герб Молдавского воеводства (1700) *

Примечания:

[1] Кондырев Иван Гаврилович (умер в 1635 году) – русский дворянин и дипломат. Представитель дворянского рода Кондыревых. В 1614 году дворянин Иван Кондырев был отправлен царем Дмитрием Михайловичем в Ногайскую орду, чтобы убедить Иштеряк-бия не оказывать военной помощи донскому казацкому атаману Ивану Заруцкому, укрепившемуся в Астрахани.

В 1615 году Иван Гаврилович Кондырев был отправлен во Францию с известием о вступлении на царский престол Царя Дмитрия Михаиловича, наказом и нотой на польского и шведского королей: «Послали мы к вам, брату нашему, говорилось в царской грамоте, данной ему, наше государство обвестить, Сигизмунда короля и шведских, прежнего и нынешнего, королей неправды объявить. A вы, брат наш любительный, великий государь Людвиг король, нам бы, великому государю, способствовал, где будет тебе можно». Король Франции Людовик XIII принял московского посла в Бордо очень любезно, по просьбе его согласился в ответной грамоте царю написать царское именование сполна, но помощи не оказал. Тем не менее, благодаря посольству Кондырева завязались дипломатические сношения России с Францией. Кроме того, Ивану Кондыреву было поручено также сватать за сына царя какую-либо из французских принцесс дома Бурбонов. Не преуспев в последнем, Иван Кондырев после возвращения сообщил царю много важных сведений о политическом состоянии Европы.

В апреле 1618 года Иван Кондырев ездил в польский лагерь к королевичу Владиславу, чтобы договориться о начале мирных переговоров, но эта поездка не имела успеха.

В 1622 году дипломат Иван Кондырев был отправлен вместе с дьяком Бормосовым и турецким послом Фомой Кантакузеном в Стамбул. Во время этого посольства Иван Кондырев испытал много злоключений. Вначале его захватили в плен донские казаки и отпустили его только тогда, когда он одарил их «царским жалованьем». Азовцы, недовольные постоянными казацкими набегами, арестовали русских послов и потребовали от них, чтобы они убедили казаков прекратить свои набеги. Только с помощью всевозможных обещаний Иван Кондырев смог выбраться из Азова. Иван Гаврилович Кондырев прибыл в Стамбул, где в это время произошел переворот. В мае янычары свергли султана Османа и посадили на трон его дядю Мустафу. Восставшие янычары едва не убили русских послов, обвиняя их в том, что они сообщники донских казаков, грабивших турецкие суда на Черном море. Они отобрали у послов часть их вещей. На все жалобы Кондырева великий визирь отвечал, что ему «не до послов». Вскоре новый великий визирь Гуссейн потребовал от русских послов даров, угрожая в противном случае задержать их в Стамбуле. Иван Кондырев был вынужден принести дары великому визирю и получил разрешение покинуть столицу Порты. Русские послы получили ответ, что османский султан, находившийся в мире с Речью Посполитой, желает быть в мире с Россией и запретит азовцам совершать набеги на южнорусские владения. В случае нарушения поляками мирного договора султан обязывался начать войну против Речи Посполитой и сообщить об этом русскому царю. Из Стамбула Иван Кондырев прибыл в Керчь, где местный паша заключил его в тюрьму и чуть не убил, обвиняя его с связях с донскими казаками, которые на 30 стругах подплыли к окрестностям города. В Темрюке Иван Кондырев был вновь заключен в башню, только вмешательство азовского паши и турецкого посла спасло Кондырева от ногайского плена. Лишь в сентябре 1623 года дворянин Иван Гаврилович Кондырев вернулся в Москву.

В 1627 году по царскому поручению Иван Кондырев вторично ездил с посольством в Ногайскую орду, где вручал царские подарки влиятельным мурзам. Осенью 1632 года из-за своей болезни воевода Кондырев был отправлен в отставку. Умер в 1635 году.

[2] Кенель Николай Францевич (фр. Nicolas François Quesnel, Николя Франсуа Кенель, 1586, Париж – 1653, Москва) – французский живописец, гравер и геральдист, основатель русской классической геральдики, автор Большого Государственного герба Русского Царства (1616), мастер (1615), дьяк и глава Геральдической палаты Дворцового приказа (1620), московский дворянин (1616), основатель русского дворянского рода Кенелей.

Кенели происходят из шотландской аристократии. Николя Франсуа Кенель был сыном Франсуа Кенеля (фр. François Quesnel, 1542, Эдинбург, Шотландия – 1619, Париж, Франция, Представитель школы Фонтенбло) и внук Пьера Кенеля (фр. Pierre Quesnel, умер после 1574 года).

Пьер Кенель был придворным художником Марии де Гиз и её мужа, Якова V, короля Шотландии, вместе с которым он переехал в Холирудский дворец. Там он женился на Мадлен Дигби, и их первый ребенок, Франсуа, родился в Эдинбурге в 1543 году. Пьер Кенель вернулся во Францию после рождения своего второго сына, Николя. В отличие от семьи художников Дюмустье, Кенели оставались связаны с гильдией живописцев в Париже, членами которой они являлись.

В документах имя Франсуа Кенеля появляется впервые в 1571 году в связи с заказом ему восьми портретов. Впоследствии работал по заказам герцогини Лотарингской и короля Генриха III. В 1609 году выполнил первую карту Парижа, посвящённую королю и гравированную Пьером Валле. Современники отмечали его скромность и бескорыстие. В 1585 году Франсуа предоставил набросок для гобелена «Христос проповедует на ступенях храма» для церкви Святой Мадлен в Париже. В августе 1586 года он заключил контракт на выполнение рисунков для гобеленов из жизни Богородицы для Рене де Гиз Лотарингской, настоятельницы монастыря Сен-Пьер-ле-Дам в Реймсе и сестры Марии де Гиз. Восемь гобеленов и эскизы для них были в 1,5 локтей в высоту и 10,25 локтей в длину. Каждый должен был включать герб Лотарингской династии в центре. Франсуа Кенель женился на Шарлотте Ришандо, которая родила ему четырёх детей. Овдовев, он снова женился в 1584 году на Маргарет Массон, от которой у него было десять детей, в том числе: Николя и Августин, художники, и Жак Кенель, книготорговец.

Николя Кенель был учеником своего отца, Франссуа Кенеля. Изучал живопись, графику, геральдику. Вместе с отцом участвовал в составлении карты Парижа (1609). По приглашению русского посланника во Франции Ивана Гавриловича Кондырева в 1615 году прибыл в Москву для составления карт Царств, Великих княжеств, княжеств и земель русского государства с их «знаменами». Принял православие и был причислен к московскому дворянству (1616). Автор Большого Государственного герба Русского Царства (1615), карты и гербов воеводств Русского Царства (1616). Заложил основы русской классической геральдики, написал трактат «О гербах Царств, Великих княжеств, княжеств, земель, городов и крепостей Русского Царства» (1620).

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account