Точка отсчета. Бронепалубный крейсер C-1«Ньюарк». США

19

Первые четыре корабля Нового флота Соединенных Штатов, построенные по знаменитой азбуке ABCD, по своему уровню, соответствовали скорее уровню 60-х годов, предыдущего периода расцвета американского флота, чем современным кораблям европейских флотов. Но американцы учились. В дальнейшем одна линия развития крейсеров началась с самого крупного крейсера «Азбуки»- «Чикаго», а вторая вынужденно потребовала привлечения британского опыта.

Точка отсчета. Бронепалубный крейсер C-1«Ньюарк». США

После четырех стальных кораблей «Азбуки»(Atlanta, Boston, Chicago и примкнувший к ним посыльный корабль Dolphin) последовала закладка пяти современных крейсеров по программе 1885 года. Первый проект был создан Бюро строительства и ремонта ВМФ и Бюро паровой инженерии в 1885 году, техническое задание было подготовлено Консультативным советом при секретаре военно-морского флота Уильяме Уитни. Крейсер представлял собой значительно усовершенствованный крейсер «Чикаго».

В частности был учтен европейский опыт- карапасная броневая палуба была продлена на всю длину корабля, а толщина ее увеличена, в кормовой части и на скосах она доходила до 76 мм. От первоначально предполагавшихся 203 мм орудий пришлось отказаться из-за ограничения водоизмещения 4000 тонн. В итоге крейсер получил единый калибр, двенадцать 152 мм орудий, размещенных на спонсонах.

Контрактная скорость была предусмотрена в 18 узлов. Он стал последним американским рангоутным трехмачтовым крейсером. У него было парусное вооружение барка без бом-брам-стеньг и кливеров. Но недолго, скоро паруса сняли.

Новый крейсер по сравнению с крейсерами «Азбуки» был лучше защищен, был быстрее и имел унифицированную артиллерию главного калибра в 152 мм.

Крейсер стал восьмым, спущенным на воду, бронепалубным крейсером американского флота. Развитием этой линии стал «Сан-Франциско», получивший нумерацию С-5. Он был крупнее, на один узел быстрее, имел чуть более толстую бронепалубу с таким же основным вооружением.

Крейсер получил имя в честь очередного американского города-Ньюарк, штат Нью-Джерси —«Ньюарк», первый этого имени.

Заказ на постройку получила компания William Cramp & Sons из Филадельфии. 19 марта 1890 года крейсер сошел на воду, крестной матерью стала мисс Энни Бутел, дочь сенатора от штата Мэн Чарльза А. Бутеля. 2 февраля крейсер вошел в строй под командованием Сайласа Кейси 3-го.

Бронепалубный крейсер 1 класса «Ньюарк» стал первым кораблем американского флота, получившем новую буквенно-цифровую нумерацию, до сих пор использующуюся в ВМФ США. С этого момента крейсера вместе с именем получали обозначение из буквы «С» («cruiser») с порядковым номером. Он стал первым, С-1. Что интересно, С-2,3,4 и 5 сошли на воду ранее«Ньюарка».

Точка отсчета. Бронепалубный крейсер C-1«Ньюарк». США

«Ньюарк» USS «Newark» (C-1) William Cramp & Sons, Филадельфия. Номер верфи 258. Заложен 12 июня 1888 г. Спущен на воду 19 марта 1890 г. Введён в эксплуатацию 2 февраля 1891 г. Списан 16 июня 1912 г. Выведен из состава флота 26 июня 1913 г. 7 сентября 1926 г. продан на металлолом.

Водоизмещение 4083 длинных тонны (4149 т)/ 4665 тонн. Длина 94,95/99,97 м. Ширина 14,98 м. Осадка 5,74 м, 5,69 м средняя, 6,91 м максимальная.

Бронирование- Палуба — 51-76 мм, рубка — 76 мм, щиты орудий 51 мм

Двигатели-2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 4 цилиндрических паровых котла, 8500 л. с. Движитель-2 винта. Скорость хода 18 узлов, максимальная 20,4 узла. Запас угля 812 тонн. Дальность плавания 3922  морских миль при скорости 10 узлов. Экипаж 384 человека (34 офицера)

Вооружение- 12 × 1 — 152-мм/30 Mark 3 , 4 × 1 — 57-мм 6-фунтовых, 4 — 47-мм 3-фунтовых, 2 × 1 — 37-мм 1-фунтовых, 4 пулемета Гатлинга 11,4 мм .

В 1898 году 152 мм пушки заменены скорострельными

В 1901-02 годах перевооружен на 152 мм/ 40 орудия Mark 3, с установкой дополнительных шести 76 мм / 50 орудиями.

В 1908 году 3-дюймовые орудия были сняты.

В 1913 году все вооружение было демонтировано при переоборудовании в госпитальное судно.

Крейсер имел стальной корпус с удлиненным полубаком и двумя дымовыми трубами в центральной части корабля. В начале службы имел полное парусное вооружение на трех мачтах.

Силовая установка двухвальная, с двумя горизонтальными машинами тройного расширения общей мощностью 8 500  л.с. и четырьмя локомотивными котлами. Проектная скорость составляла 18 узлов, которые легко были преодолены на испытаниях. С нормальным запасом в 400 тонн угля корабль мог пройти 3922 мили на 10 узлах, а при полной загрузке в 850 тонн-до 8333 миль.

Бронирование по сравнению с «Чикаго» было усилено- 51 мм палуба в носу и на миделе, с 76 мм на скосах и в корме. Кроме того рубка была защищена 76 мм стальными листами, а орудия-щитами в 51 мм.

В качестве основного вооружения крейсер нес 12 152 мм/30 орудий Mark 1-3 (1883), установленных на спонсонах вдоль бортов. Это давало возможность вести погонный и ретирадный огонь из четырех, а бортовой-из шести орудий. Вес орудия составлял 4994 кг, бронебойного снаряда 47,7 кг. При начальной скорости 594 м/с и угле возвышения 15,3° дальность достигала 8230 метров. Скорострельность этих пушек-1,5 выстрела в минуту.

Противоминную защиту обеспечивали четыре 6-фунтовых (57 мм) пушки , четыре 3-фунтовые (47 мм ) револьверные пушки Гочкиса, две 1-фунтовые (37 мм ) револьверные пушки Гочкиса и четыре картечницы Гатлинга калибра .45 (11,4 мм). Скорострельность порядка 25 выстрелов в минуту.

Кроме того по проекту были предусмотрены шесть 356 мм торпедных аппаратов, но их так и не устанавливали.

В 1891-1897 годах крейсер служил на Атлантике, в Северноатлантической и Южноатлантической эскадрах.

17 июля 1892 года крейсер был отправлен в Кадис, представлять США на торжествах в честь 400 летия путешествия Колумба и открытия Америки. После Кадиса крейсер посетил аналогичные торжества в Генуе. После посещения потом средиземноморских портов, «Ньюарк» вернулся в Кадис, где взял на буксир полноразмерную реплику колумбовской каравеллы «Нинья». 18 февраля 1893 года он вместе с ней вышел по направлению на Гавану. 21 марта крейсер сдал каравеллу испанцам и ушел в Хэмптон-роудс . В июне он вновь взял на буксир каравеллу и по реке Святого Лаврентия увел ее в Квебек.

В сентябре 1893 года в Бразилии восстал военно-морской флот и 20 сентября крейсер отправился туда, защищать американские интересы. С 20 октября и вплоть до подавления восстания 1 апреля 1894 года он находился в этой горячей точке.

  В Испании 1892 на колумбовских торжествах


В Испании 1892 на колумбовских торжествах

  В Англии в 1897 г.


В Англии в 1897 г.

В 1897 году « Ньюарк» был выведен на капитальный ремонт. В строй он вернулся 23 мая 1898 года, уже в ходе испано-американской войны. 30 июня он присоединился к блокаде кубинского побережья.После битвы при Сантьяго крейсеру доверили уничтожение артиллерией обгорелых корпусов крейсеров Серверы.12 августа он обстрелял порт Мансанильо и на следующий день ему на борт привезли ключи от капитулировавшего города.

В Нью-Йорк « Ньюарк» вернулся 26 ноября 1898 года. После ремонта крейсер перевели на Тихий океан. Панамского канала еще не было. Путь его пролегал вокруг Южной Америки, через Магелланов пролив. 23 марта 1899 года он вышел из Нью-Йорка, однако по дороге у него закончился уголь и экипажу пришлось с 31 мая по 22 июня рубить лес на дрова у чилийского Порт-Лоу.

4 сентября крейсер, наконец, прибыл в Мэр-Айленд и после ремонта через Гонолулу убыл на Филиппины, где американские войска при помощи флота воевали с филиппинскими повстанцами. В Кавите « Ньюарк» встал на якорь 25 ноября.

Крейсер перевозил американские гарнизоны в оккупированные города, а затем принимал капитуляцию повстанческих отрядов в провинциях Кагаян, Исабела и Батаан.

После начала в Китае восстания боксеров, крейсер отправили в Китай с отрядом морской пехоты для освобождения от осады Посольского квартала в Пекине. 22 мая 1900 года корабль прибыл в Тяньцзинь, поддерживая экспедицию вице-адмирала Эдварда Хобарта Сеймура. Затем участвовал в операциях у Таку и Чифу. Лишь в середине 1901 года крейсер через Суэц вернулся в Бостон.

Далее служба крейсера проходила на атлантическом побережье, в основном в качестве учебного корабля. «Ньюарк» был списан 16 июня 1912 года и был исключен из списков флота 26 июня.

Но корабль продолжал служить. В 1913 году корабль стал карантинным судном службы общественного здравоохранения при больнице в Провиденсе, Род — Айленде. Использовался в составе иммиграционного контроля. В 1918 году военный флот вернул себе корабль для использования при Военно — морском госпитале в Ньюпорте, штат Род — Айленд.

Затем корабль перевели в Нью-Йорк и в мае 1919 года вернули службе общественного здравоохранения в Провиденсе. 7 июля 1926 года «Ньюарк» снова вернули Военно-морскому управлению для утилизации и 7 сентября продали на слом.

«Ньюарк» стал развитием самобытной линии крупных американских крейсеров. Внедренные улучшения позволили повысить боевые возможности корабля, а внедрение единого калибра оказалось вполне своевременным в рамках мирового тренда. Архаизмы вроде парусного вооружения оперативно сняли, торпедные аппараты даже не ставили.

Так что получилась вполне симпатичная колониальная канонерка для стационерной службы и конфликтов с туземцами.

Но в истории он теперь навсегда останется как «крейсер №1» американского флота, точка отсчета.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronepalubnye-kreisera-tochka-otscheta-niuark-c1-5fa11bb0a5c3e80d3122777a

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account