«— Нами прорабатывается тяжелый пятибашенный танк прорыва весом в тридцать пять тонн. Три башни, а лучше пять, абсолютно необходимы для танка прорыва по тактическим соображениям. Он, дойдя до вражеских траншей, встанет над ними и прижмет пулеметным огнем малых башен вражескую пехоту, а пушка и пулемет в большой башне будут отражать контратаки. Т-26, идущие следом, также встанут и будут вести продольный огонь вдоль вражеских позиций в обе стороны. Таким образом, минимум первые две вражеские траншеи будут подавлены, наша пехота выйдет на штыковой удар без потерь от ружейно-пулеметного огня. Если у врага траншей больше — значит, больше и танковых эшелонов» (цитата из книги)
Речь идет о тяжелом танке, «танке поддержке пехоты» Т-35, будущим «сухопутным линкором», танком-символом мощи СССР.
Да, 5 башен, 7 огневых точек, огневая мощь равна трем танкам (Т-35 = Т-28 + 2×Т-26), потрясающий вид… Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Конечно, танки Т-35 разрабатывались в одно время, военные в это время видели, что задачи будут решаться именно так, а конструктора, естественно, выдавали (в меру способностей) заказ (шапку сошьешь? – сошью, а десять? – и десять сошью).
Бумага и «заказ» в целом совпали. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны.
Но – это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количество башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью. Справедливости ради отметим, что «поддержать пехоту», т.е. ради чего Т-35 и проектировался, танку не удалось. Нет, конечно, в «Зимнюю войну» условия вроде были как раз для Т-35 – пожалуйста, прорывай оборону, поддерживай пехоту, покажи белофиннам в траншеях. Но по сравнению с 1932 годом в 1939-м разница в числе противотанковых средств стала существенной.
В общем советскому «сухопутному линкору» не повезло. Как, впрочем, не повезло и другим многобашенным танкам – Франции, Великобритании.
Но а если бы история пошла бы по другому?
Например вот так:
Существует легенда, что решение о сокращении числа башен принял лично И.В. Сталин, который снял несколько башен с представленного ему макета Т-35 и заявил: «Нечего превращать танк в броненосец!»
Или вот так.
Конструктор Н.В. Барыков познакомился с неким «моряком». История умалчивает, кем был этот «моряк», известно, что имел ко флоту отношение. Например, «Моряк» тоже был конструктором, но кораблей. И узнав, что танкисты (сухопутники) решили покуситься на воду (флот), заявил протест. Мол, нечего танкистам корабли делать! Флот же танки не делает!
(надо сказать, что флот тоже наступал на танкистов: если Т-35 – линкор, то бронекатера – это Т-34!)
А может наоборот, решил поддержать коллегу – одно же общее дело делаем, повышаем обороноспособность страны!
«Моряк» Барыкову:
Вот посмотрите на корабли (имея в виду броненосцы). Сначала две башни, потом при появлении первых линкоров башни стали лепить куда только можно – 5 башен, 6 башен, потом и до 7 дошли! Ну а потом, количество башен стало сокращаться. Теперь линкоры имеют 3-4 башни. Зачем идти по тому же пути и ставить 5 башен на танк? Может, не увеличивать число башен?
Естественно, «моряк» покривил душой. Линкор, да, имеет 3–4 башни. Но главного калибра. Ведь о том, что у линкора на каждый борт от 10 орудий в казематах или 3–5 башен с вспомогательными орудиями (противоминными), «моряк» тактично умолчал.
В общем, Н.В. Барыков подумал, признал «морское влияние», и отправился переделывать Т-35.
Например, можно избавиться от пулеметных башен, а пушечные башни расположить в диагональной плоскости. Такой вариант благосклонно сказывался на командире. Теперь под его управлением всего 7 человек (экипаж 8 человек).
Конечно, можно оставить вариант и с пулеметными башнями для зачистки траншей.
Но есть и другие варианты. «Оптимизировать» число башен до двух – башня с 45-мм и башня с 76-мм (и в каждой по пулемету).
Такой вариант Т-35, этакий ранний СМК, пожалуй уже и не Т-35. Теперь такой Т-35 имеет отношение к Т-35 оригинальному, как Т-80 к Т-82. Цифры и близкие, а вот танки разные.
Т-35СМК существенно сокращается в размерах. Длина теперь не 9,72 метра, а около 8,7 метров – на целый метр. Экипаж теперь 6 человек: командир (также выполняющий функции наводчика), пулемётчик и радист-заряжающий (все они в башне с 76-мм). В башне с 45-мм — пулемётчик и наводчик. И, естественно, механик-водитель. Но и это еще не все. Вес с 50 тонн снижается, до… в общем снижается. Впрочем, теперь освободившийся вес можно использовать на броню, и получаем «СМК» или «Т-100» лет на 5 раньше.
А можно сделать и такой Т-35СМК – наоборот. Башня с 45-мм – наверху.
А можно отказаться от линейно-возвышенной схемы, и оставить только две башни с 45-мм с диагональным расположением. Высота уменьшается с 3,43 до 2,5 метра (как раз в линейке БТ, Т-26 и Т-34). Вот танк для города. Надо из двух башен по одной цели, надо – в разные стороны.
Но и это еще не все! Теперь, можно сказать, 2-я часть.
Ведь убрав пулеметные башни, и по другому расположив пушечные башни (с 45-мм), можно сделать танк уже. И ширина достигает 3 метров (выигрыш 20 см), а ведь это все выигрыш для брони.
Вот сравнение «нормального» и «узкого» Т-35СМК.
Линейка «узких» Т-35.
Новый Т-35.
Экипаж – в принципе норма. 7 человек – это все же не 9, а тем более не 11.
Конструкция упростилась.
Тягово-динамические качества танка достаточны.
Две башни позволяют командиру осуществлять эффективное управление огнём.
Добавим, что подвижность теперь увеличилась, размеры уменьшились, попасть в него сложнее, да и броня теперь крепче.
В РИ 1933 г. выпустили 2 серийных образца, в 1934 начали мелкосерийное производство. В различные годы было выпущено следующее количество танков: 1933 — 2; 1934 — 10; 1935 — 7; 1936 — 15; 1937 — 10; 1938 — 11; 1939 — 6. Всего же с 1933 по 1939 годы было выпущено 2 прототипа и 61 серийная машина.
Теперь (АИ) речь о другом танке или о нескольких танках (если брать модификации в виде «городского»). Хлопот новый Т-35 доставит меньше – перевозить проще, двигатель работает не на пределе, командиру проще.
Какую модификацию Т-35 запустит в производство СССР (узкую /широкую, СМК, СМК- наоборот, трехбашенную) остается только гадать. Но производство будет больше, и скорее всего некоторые машины примут участие в боевых действиях если не в Испании, то уж против японской военщины в 1939 году точно.