Танки-разведчики РККА мира «Больших шаланд». Часть 2.

10

 

Летом 1939 года, на испытания вышел новый, плавающий танк-разведчик. От РИ Т-40, он отличался только мотором – в его слегка увеличенном МТО стоял новенький, только-только освоенный на специально построенном двигательном кластере ЯАЗа для тяжёлых грузовиков, 93-сильный мотор – копия американского «Геркулеса» аналогичной мощности.

С такой СУ, танк прошёл госиспытания и после исправления выявленных недостатков, был принят на вооружение РККА в конце того же 1939 года, под маркой Т-40.

Танки-разведчики РККА мира «Больших шаланд». Часть 2.

Но, не всё было с этим танком хорошо. Беда в том, что КБ Астрова (37-й танковый з-д), на том Т-40, прежде всего, решало проблемы предыдущего плавающего танка Т-38. И многие из них, успешно удалось решить. Т-40 получил усиленное до 13-15 мм бронирование, торсионную подвеску, достаточно мощный (для такого танка!) двигатель, существенно улучшенный для плавания корпус, более эффективный движитель. Формально, КБ свою задачу по улучшению подвижности танка решило успешно – тем более с таким мотором! Усилили и вооружение, оснастив танк спаркой обычного и крупнокалиберного пулемёта. И всё вроде хорошо… Даже испытания это в общем-то подтвердили.

Но! Армии-то требовался не просто малый плавающий танк с существенно улучшенной (по сравнению с Т-38) подвижностью. Ей нужен был эффективный РАЗВЕДЧИК! А вот с этим у Т-40 было всё почти так же печально, как и у Т-38. Не слишком вместительный корпус, маленькая одноместная башенка, в которую «утрамбовали» спарку пулемётов. Даже с установкой радиостанции имелись определённые проблемы. Поэтому ею оснащались только командирские машины. Ясно, что при этом, командир, был: «и швец, и жнец, и на дуде игрец». И в лучшем случае, танк годился для выполнения дозорной функции – выдвинуться вперёд (или на фланг), остановиться и оглядеться. После этого, командир, вооружившись обычным биноклем, выбравшись наружу, обозревал окрестности. Вот и вся разведка. Хорошо если танк был «командирским», т. е. имел рацию и тот командир мог своевременно доложить результаты наблюдений.

В общем, свою задачу, сделать танк лучше, чем был Т-38, Астров, безусловно, успешно решил. Респект ему и уважуха! А вот задачу сделать хороший разведчик… не так чтоб.

И все прекрасно понимали почему. Ну, никак не получится хороший разведчик без специального оборудования. Без выделенного специалиста в области именно разведки на местности. Без обязательной хорошей связи.

А обеспечить всем этим, предельно ужатый малый двухместный танчик, практически невозможно. Просто потому, что он малый (читай «маленький»).

Все это понимали и с серийным выпуском Т-40 не особо спешили… Завод массово «штамповал» лёгкие арттягачи — гнал вал, чтоб обеспечить ими противотанковую и полковую артиллерию механизированных дивизий, разрабатывал новый, более совершенный и более мощный лёгкий артягач на шасси того Т-40. А сам Т-40… Армия заказала на 1940-ой год всего сотню машин… И было с чего! В Ленинграде, вот-вот должны были запустить завод, по производству 200-сильных дизельных моторов для арттягачей, и Астров уже договорился с Павловым о немедленном начале разработки (сразу же вслед за Т-40) ХОРОШЕГО плавающего трёхместного танка РАЗВЕДЧИКА с тем 200-сильным дизелем и всем необходимым для разведки оборудованием.

Павлов даже предложил унифицировать башни с тем оборудованием, для быстроходного колёсно-гусеничного разведчика и плавающего разведчика. Астров же, усомнившись в достаточной остойчивости танка на воде с такой башней, предупредил, что броню «унифицированной» башни на «плавунце», скорее всего, придётся уменьшать…

А ещё, Павлов настаивал на том, чтоб танк имел запас плавучести, позволяющий на броне перевезти через крупную реку, целую разведгруппу…

И Астров, со своим КБ, начали ваять…

Корпус напоминал корпус Т-40. Но был существенно шире (ради той самой остойчивости и увеличения водоизмещения) и длиннее на один каток (чтоб дизель поместился, и танк не утопил). К тому же, корпус сваривался не из 13-15 мм брони, как у Т-40, а из 9 мм, как у Т-38. Только башня и лобовая часть корпуса – 11 мм. С виду и по «начинке», башня действительно была идентична башне колёсно-гусеничного БТ-10Р. С таким же вооружением в виде спарки обычного и крупнокалиберного пулемётов.

Танки-разведчики РККА мира «Больших шаланд». Часть 2.

Да, это был шаг назад в бронезащите, но имея достаточно эффективный «сухопутный» разведчик в виде БТ-10Р, для РККА на первое место выходила именно «плавающая» «фишечка» астровской машины. Разумеется, со всем «функционалом» хорошего разведчика.

Существенное увеличение водоизмещения (в т. ч. за счёт ширины корпуса), хоть и поубавило скорости, зато позволяло на крыше корпуса, (при отсутствии серьёзного волнения на реке), перевезти через водную преграду, на этом «самоходном понтоне», либо четырёх полностью экипированных десантников-разведчиков, либо эвакуировать двух раненых на носилках с сопровождающим их медиком-санитаром.

Разработанный исключительно быстро, танк, весной 41-го, срочно сменил в серии Т-40, и под маркой ПТ-41, начал поступать на вооружение разведбатов кавалерийских дивизий, бригад морской пехоты и отдельных батальонов РГК РККА (для проведения спецопераций).

Тогда же, весной 1941 года, с вооружением, произошла та же метаморфоза, что и на БТ-10Р. Танк получил 20 мм автоматическую пушку ПТА-20, разработанную на базе ШВАК раньше, чем в РИ разработали ТНШ-20.

Выпустить до начала ВОВ их успели не так уж много – порядка 200 машин. Зато потом, производство форсировали насколько смоги, практически полностью свернув выпуск арттягачей. Ну и, к осени 1941 года, когда сильно припекло, в башню уже сугубо сухопутной версии танка, оперативно вернулась 45 мм пушка, а танк «обложился» аж 30 мм экранами дополнительной бронезащиты (правда исключительно с передней проекции).

Танки-разведчики РККА мира «Больших шаланд». Часть 2.

Впереди была его полная переделка в сугубо сухопутный и массовый, т. н. «мобилизационный» лёгкий танк.

По сути, это уже совершенно новый танк, имеющий очень мало общего с прежним «плавунцом». Поэтому, изображать я его, поначалу, не планировал. Чего там было выдумывать и рисовать? Просто же, представить себе, сразу трёхместный Т-80, но с 50 мм лобовой бронёй, обязательно длинностволой 45 мм пушкой и 220-сильным дизелем…

Но, задумавшись о таком танке, мне вдруг захотелось изобразить (благо исходников Т-80 в инете полно!) что-то именно такое, что будет в АИ не только «палочкой-выручалочкой» РККА в виде мобилизационного танка на самое тяжкое время, но и единственным нашим, кстати, по-прежнему трёхместным(!), танком-разведчиком до самого конца ВМВ…

Танки-разведчики РККА мира «Больших шаланд». Часть 2.

Вот такой танчег-красавчег получится. Основа рисунка – разумеется РИ Т-80. Но! Корпус существенно длиннее (всё-таки 220-сильный дизелёк в МТО). Башня – тоже крупнее. А в ней – длинностволая «сорокапятка», позволявшая рот необходимости, бороться с немецкими танками, включая «трёшки» с «четвёрками».

И, конечно, как же без СУ-76!? На таком шасси, это будет, во первых, более серьёзная САУ с качалкой, опять-таки, самой массовой, ЗиС-3. А во вторых, САУ на таком прочном шасси и с такой силовой установкой, запросто можно будет перевооружить в противотанковых целях, даже 85 мм пушкой – аналогичной той, какой вооружался АИ тяжёлый КВ-1!

Ниже, исходный танк и АИ СУ-85 на его шасси.

Танки-разведчики РККА мира «Больших шаланд». Часть 2.

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest
8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account