1
В продолжении поста, коллеги byakina,о нетривиальном и порой чудаковатом американском танкостроении.А начиналось все с Best 75 Tracklayer. 

Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
В 1917 году, явно под влиянием первых сообщений о применении на Западном фронте бронированных гусеничных машин, американская фирма C.L.Best представила своё видение танка. В качестве основы был взят обычный трактор Best 75 Tracklayer.
Что и говорить, машина надежная и неприхотливая, но для военных нужд она явно не подходила. Тем не менее, у инженеров из C.L.Best было абсолютно другое мнение.
Первый вариант будущего танка получил относительно простой бронекорпус коробчатой формы.
 Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
 
Тракторная компоновка потребовала размещения отделения управления в кормовой части корпуса с установкой приземистой рубки на крыше. Несмотря на наличие шести смотровых люков обзорность у будущего танка получалась отвратительная. Видимо, в целях "компенсации" ограниченного обзора, американцы решили разместить основное вооружение вокруг силовой установки. В результате, макет пушки был установлен в лобовом листе корпуса, а два пулемета размещались по бортам в скошенных "бронелистах".

Непосредственно сам трактор представлял собой широко известный Holt 75 образца 1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии. Трактор оказался настолько удачным, что его широко использовали в американской и британской армии вплоть до 1919 года включительно, а во время Гражданской войны Holt 75 поставлялся российским “белым” армиям. Последние образцы этих машин, правда уже не армейские, были списаны лишь в 1945 году!

 
 Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
Трактора этой модели оснащались бензиновыми двигателями Holt рабочим объёмом 1440 см.куб., развивавшими мощность 75 л.с. при 550 об\мин. Надо отметить, что шасси трактора Best 75 было достаточно простым и технологически его можно было разделить на четыре больших узла:
— гусеничная часть (по три опорных катка на каждый борт, по два поддерживащих колеса, переднее направляющее и заднее ведущее колесо);
— колесная часть (служила для управления движением трактора, поскольку бортовые фрикционы тогда попросту отсутствовали);
— рама шасси;
— силовая установка (размещалась спереди и как правило на закрывалась капотом)
— отделение управления.
 
 
Судьба этого танка, названного Best 75 Tracklayer, осталась достаточно туманной. Ясно было только одно — американская армия после осмотра прототипа из неброневой стали пришли к выводу, что подобный монстр им абсолютно не нужен.
  По большому счету, эту машину, появившуюся в начале 1917 года, можно было считать скорее бронетрактором, чем полноценным танком.

Впрочем, фирма C.L.Best не отчаивалась и выдала "на гора" второй вариант своего колесно-гусеничного "танка", ставшего более известным под названиями Tracklayer "Best" 75 и CLB 75.

 Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
 Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется — так произошло и в этом случае. Улучшения коснулись в первую очередь корпуса, который стал больше напоминать подводную лодку капитана Немо из советского кинофильма. Несомненно, инженеры заботились не только о высокой пулестойкости, но и предусмотрели возможность использования танка для подделывания брешей в проволочных и прочих заграждениях.
 
Отчасти по этой причине можно объяснить резко выраженную заостренную носовую часть корпуса. Учитывая такую специфику для поступления воздуха к радиатору предусмотрели два входных отверстия на верхней части корпуса. Управление "танком" также осталось чисто тракторным — при помощи рулевого колеса, которое теперь крепилось на длинном кронштейне.
Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
 
Разумеется, что теперь нечего было и думать об установке вооружения спереди. Вместо этого американских инженеров посетила гениальная идея переместить его в башню, установленную в кормовой части корпуса вместо коробчатой надстройки. По замыслу создателей танка в башне цилиндрической формы можно было разместить по меньшей мере две пушки.
 
О пулеметном вооружении данных не сохранилось, но учитывая наличие ещё шести башенных "иллюминаторов" можно предположить, что предусматривалось и оно тоже. Первый прототип танка CLB 75, собранный из обычного железа, был готов к середине 1917 года. Как бы ни было надежно тракторное шасси для поля боя оно совершенно не годилось и к тому же в САСШ уже успели появиться более удачные образцы танков.

И всё же, опытный образец существовал и его следовало хоть как-то применить. В отделе пропаганды американской армии на эту тему сообразили очень быстро — не беда, что CLB 75 хорошо умеет ездить только по прямой, ведь его можно использовать для демонстрации достижений военной промышленности.
Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
 
Так и поступили. В итоге, прототип танка "засветился" на серии фотографий выполненных в ходе маневров Калифорнийской Национальной Гвардии, которые проходили в 1917 году около Сан-Франциско. Был даже издан буклет с цветными картинками, на которых изображали CLB 75 в качестве "реальной" боевой машины.
Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
 
Впрочем, на этом его скромная карьера завершилась. Что стало с CLB 75 после этого сказать достаточно сложно. Скорее всего после войны опытный образец был разобран на металл.
 
Так закончилась история первого и “лучшего”(Best) танка США. И хотя он не оставил заметного следа в истории танкостроения, но именно  CLB 75, была заложена великая американская традиция “пиарить” свою “the best” технику, которую американцы чтут и всячески поддерживают до сих пор.
Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
 

БОЕВАЯ МАССА

около 13000-15000 кг

ЭКИПАЖ, чел.

5 (?)

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

 

Ширина, мм

 

Высота, мм

 

Клиренс, мм

 

ВООРУЖЕНИЕ

две 37-мм пушки и несколько пулеметов калибра 7,62-мм (?)

БОЕКОМПЛЕКТ

?

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптические прицелы

БРОНИРОВАНИЕ

прототип изготовлялся из неброневой стали

ДВИГАТЕЛЬ

Holt, бензиновый, рабочим объёмом 1440 см.куб., мощностью 75 л.с. при 550 об\мин

ТРАНСМИССИЯ

 

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 3 опорных катка с жесткой подвеской, 2 поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведузее колесо, крупнозвенчатая гусеница, переднее управляемое колесо

СКОРОСТЬ

около 3-5 км\ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

 

 

 

 

Serg
Подписаться
Уведомить о
guest

23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account