0

"Вновь к проектированию боевых машин Кристи возвращается в 1926 году. Но на этот раз машина создаётся не для военного ведомства США, а для Польши.

Конкурс на создание танка для Войска Польского был объявлен в 1925 году и имел условием проектирование машины весом до 12 т, со скоростью 25 км/час и запасом хода 200–250 км.

Для участия в конкурсе Кристи создаёт проект танка, известного как Christie tank M1927.

При проектировании машины за основу были взяты конструктивные решения предыдущих танков Кристи – среднего М1921 и плавающего М1923.

Боевая масса танка по проекту составляла 11,3 т, длина – 6 м, высота по колпакам люков командира и механика-водителя – 2,8 м. 

Экипаж включал три-четыре человека – командира, механика-водителя и одного-двух стрелков. В бою командир также обслуживал вооружение танка.

Машина имела компоновку, отличную от классической. Корпус клёпаной конструкции был разделён на два отделения – переднее и заднее. Переднее отделение, аналогично танкам Кристи М1921 и М1923, являлось совмещённым боевым и управления. В переднем листе корпуса предусматривалась установка основного вооружения, включающего 75- или 47-мм пушку. Пушка была спарена с крупнокалиберным 12,7-мм пулемётом, конструкция установки со сферическим щитом была подобна конструкции установки основного вооружения танка М1921. По сравнению с танком М1921 для удобства действий расчета при оружии высота корпуса была увеличена, что позволяло работать стоя в полный рост. Дополнительное вооружение включало два пулемёта калибра 7,92 мм, смонтированных в шаровых установках в спонсонах по бортам танка. Такое размещение пулемётов также сделало работу при них более удобной, чем на танке М1921. Рабочие места командира и механика-водителя располагались ближе к корме корпуса, бок-о-бок. Для уменьшения мёртвой зоны при обзоре вперёд рабочие места были высоко подняты, а люки закрывались высокими крышками-колпаками со смотровыми щелями.

Заднее отделение, отделенное от переднего перегородкой, являлось моторнотрансмиссионным. Согласно имеющейся информации, использовался 4-цилиндровый бензиновый двигатель «Форд» водяного охлаждения мощностью 110 л.с. при 2800 об/мин. Данный момент не совсем понятен, ибо в описываемое время фирмой «Форд» двигатель с такими характеристиками не выпускался. Возможно, речь идёт о двигателе, спроектированном по типу «Форд» или о форсированном фордовском моторе (но явно не четырёхцилиндровом). Вероятнее же, что планировалось установить форсированный до 110 л.с. четырёхцилиндровый двигатель конструкции Кристи, использованный до того на 75/105-мм САУ и машинах-амфибиях. Сведений о трансмиссии автору найти не удалось. Вероятно, это была всё та же «специальная трансмиссия Кристи» с двумя бортовыми КПП.

Ёмкость топливных баков составляла 200 л, что обеспечивало запас хода до 300 км.

Ходовая часть колёсно-гусеничная, по конструкции аналогична ходовой плавающего танка М1923, за малыми изменениями по аналогии с 155-мм САУ М1923 – пружины подвески передних колёс были наклонены под углом 45°, и колёса снабжены колпаками.

Данных о броневой защите также нет. Исходя из значений боевой массы и габаритов танка, можно предположить, что толщина брони кругом составляла 0,25 дюйма (6,35 мм), и лишь лоб танка, возможно, был защищён полудюймовой (12,7 мм) бронёй.

В мае 1927 года через компанию «Driggs Co.», которой он доверил вести свои дела в Варшаве, Кристи направляет свой проект польскому военному министерству. К сожалению, он опоздал с предоставленным предложением – ещё в апреле 1926 года победителем конкурса был объявлен проект колёсно-гусеничного танка польского инженера Людвика Эбермана (Ludwik Eberman). На тот момент цивилизация не вступила ещё в эпоху информационного общества, и Кристи просто своевременно не попалось на глаза объявление польского телеграфного агентства о закрытии конкурса.

Таким образом, запоздавший проект Кристи даже не был рассмотрен польской конкурсной комиссией, и танк М1927 в металле так и не появился, оставшись в стадии чертежей и макетов.

Танк же Эбермана, построенный в двух несколько различающихся экземплярах под обозначением WB-10 в 1928 году, оказался неудачным, хотя и дожил до 1939 года в качестве учебного пособия в танковой школе. Не оставив заметного следа в истории танкостроения, он послужил причиной жестокого скандала между Кристи и поляками…"

Ромасёв К. Бут В. Первые колёсно-гусеничные военные машины Джона Уолтера КРИСТИ. — Павлодар, Харьков.:"РОМБ",2012. – С.146–148.

Ну и в заключение немного альтернативной истории. В принципе, как таковой истории ни какой нет. Есть только великолепная иллюстрация из вышеупомянутой книги. Которая иллюстрирует возможную войну между СССР и Польшей. Которая могла бы происходить где то в начале 30-х.

Любопытно было бы обсудить как саму возможность такой войны, так и возможный её исход. Хотя, её исход мне всё же видится очевидным. Вряд ли поляки могли бы хоть как-то достойно сопротивляться СССР, даже в начале 30-х.

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account