Тайваньский «Перри» с Aegis: фрегаты ACS для флота Китайской Республики
Содержание:
Американские ракетные фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» вполне заслуженно считаются одним из лучших проектов океанского эскортного корабля времен Холодной Войны. Надежные, многофункциональные и — немаловажно! — сравнительно дешевые, «Перри» были способны эффективно бороться с субмаринами (благодаря внушительной для фрегата авиагруппе из двух вертолетов), отражать воздушные и ракетные атаки на конвои (за счет скорострельной пусковой установки Mk-13 для зенитных ракет SM-1MR) и даже вести бой с надводным противником (Mk-13 могла запускать и противокорабельные ракеты «Гарпун»). И хотя карьера «Перри» в американском флоте закончилась еще в 2015 году, под флагами других держав они продолжают свою службу до сих пор.
Удачная конструкция и многофункциональность «Перри» с самого начала привлекала внимание кораблестроителей разных стран. Австралия, Испания и Китайская Республика (Тайвань) строили собственные фрегаты на основе чертежей типа «Перри». Но если австралийцы (фрегаты типа «Аделаида») и испанцы (фрегаты типа «Санта-Мария») ограничились в общем-то относительно небольшими доработками базового проекта, то тайваньцы на фрегатах типа «Чен Гон» останавливаться не собирались. Им хотелось значительно расширить возможности базового «Перри» — например, установив на него многоканальную БИУС «Aegis».
ИСТОРИЯ
История тайваньского «Aegis» началась в 1983 году, когда тайваньская делегация посетила в США ракетный крейсер CG-47 USS «Тикондерога». Новейший на тот момент корабль с радарами AN/SPY-1 и цифровой многоканальной боевой информационной системой «Aegis», способной одновременно вырабатывать огневое решение по множеству целей, произвел на тайваньцев сильное впечатление — особенно с учетом того, что зенитное вооружение их собственного флота в тот момент ограничивалось наводимыми вручную ЗРК «Sea Chaparral», наспех привинченными на старые американские FRAM’ы, постройки еще Второй Мировой.
Конечно, собственный ракетный крейсер выглядел для тайваньцев в тот момент недосягаемой мечтой. Но вскоре после этого, тайваньская делегация посетила верфь «Bath Iron Works», где им показали эскизы проектируемого ракетоносного эсминца нового типа — будущего «Арли Берк». Возможность установить «Aegis» на корабль умеренных размеров очень заинтриговала тайваньских адмиралов. И они твердо решили, что их будущий флот должен строится вокруг таких кораблей.
Самым простым решением было бы, конечно, заказать корабль с «Aegis» на американской верфи. Однако с начала 1980-ых это стало невозможно по политическим соображениям; Америка нормализовала дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой, и одним из условий нормализации был формальный разрыв официальных отношений с Тайванем. Это, разумеется, не означало реального разрыва отношений или прекращения американской военно-технологической помощи; но теперь все это приходилось проделывать куда менее официально и через третьи руки.
Поэтому тайваньцы переключились на другую возможность — построить с американской помощью собственные корабли с «Aegis».
Для другой страны задача, скорее всего, была бы неподъемной, но Тайвань, один из мировых центров электронной и высокотехнологичной индустрии, располагал всеми необходимыми для такого возможностями. Более того, ряд работ в этом направлении уже шел полным ходом:
* Академия Наук Тайваня уже работала совместно с американскими компаниями над созданием многоканальной РЛС для наземного зенитного комплекса «Тянь Гун». Представлялось вполне реальным адаптировать в нее технические решения от американских корабельных радаров AN/SPY-1 и создать корабельную версию.
* Американский флот уже выразил согласие продать ВМФ Тайваня новейшую на тот момент вертикальную пусковую установку Mk-41 и помочь в адаптации под нее зенитных ракет RIM-66 SM-1MR (более совершенные SM-2MR американцы в тот момент на экспорт не поставляли)
* Тайваньские корпорации участвовали напрямую в разработке первой в мире модульной боевой информационной системы распределенной архитектуры HS930 MDS, и представлялось вполне возможным использовать ее как основу для адаптации «Aegis» к тайваньским кораблям.
Разработка проекта океанского фрегата с многоканальной БИУС началась под кодовым названием «Гуанхуа-1» в 1984 году. При этом БИУС с самого начала рассматривалась как интегральная часть проекта и финансировалась в рамках общего бюджета. Предполагалось построить восемь фрегатов проекта «Гуанхуа-1» для замены стареющих эсминцев.
Однако, амбициозность программы вызвала резкую критику со стороны ряда офицеров. По их мнению, взаимная увязка не существующей еще БИУС с проектом нового фрегата грозила неоправданно затянуть проект. Тайваньский же флот нуждался в немедленном обновлении; боеспособность его стареющих FRAM’ов уже была под большим вопросом. Командующий флотом Тайваня адмирал Ли Хиван неохотно уступил, и программу «Гуанхуа-1» было решено разделить на две части: первые четыре корабля должны были получить более простую БИУС на основе HS930 MDS, а последующие четыре — уже новую перспективную БИУС ACS (англ. Advanced Combat System). Но и эти меры казались оппозиции недостаточно убедительными.
Разрешить кризис помогли американцы. В сентябре 1986 года, Конгресс США одобрил продажу Тайваню лицензии на постройку фрегатов типа «Оливер Хазард Перри». Таким образом, у тайваньских моряков теперь был готовый проект подходящих размеров корпуса, который нужно было только адаптировать под «Aegis». Программу «Гуанхуа-1» переориентировали: вместо разработки нового фрегата, теперь предполагалось интегрировать новую БИУС в корпус «Перри». В качестве же сиюминутной меры, было решено провести кардинальную модернизацию семи старых эсминцев типа «Гиринг», оснастив из ЗРК зональной обороны и цифровой БИУС на основе HS930 MDS.
КОНСТРУКЦИЯ
Общий проект нового фрегата был разработан в 1991 году по тайваньскому заказу фирмой «Гиббс & Кокс», на основе проекта фрегата типа «Перри»
Корпус стандартного «длинного» фрегата типа «Перри» предполагалось удлинить 5,18-метровой (17-футовой) вставкой в передней оконечности. В ней предполагалось разместить вертикальную пусковую установку типа Mk-41 — четыре стандартных модуля по восемь ячеек в каждом, суммарно на 32 ячейки (крана для перезарядки в море тайваньцы ставить не планировали).
Такая «элонгация» носа корабля была необходима по инженерным соображениям: в носовой части стандартного «Перри» попросту не было места для вертикальных пусковых установок. Обводы корабля были очень тесными, и проведенное американцами еще в 80-ых исследование показало, что при попытке заменить цилиндрический магазин балочной пусковой установки Mk-13 на прямоугольную ВПУ Mk-41 придется прорезать столько палуб и переборок и нарушить продольную прочность корабля до такой степени, что нос попросту отвалится.
Какой именно тип зенитных ракет собирались использовать тайваньцы — неясно. Часть источников предполагает, что они собирались вооружить ACS-фрегаты американскими зенитными ракетами семейства «Стандарт» SM-2MR, вероятно, модели RIM-66H (первой, приспособленной для вертикального пуска). Однако американцы в тот момент не рассматривали эту ракету как экспортную. Другие источники утверждают, что тайваньцы уже в 1980-ых собирались разработать корабельную версию своей наземной зенитной ракеты «Тянь Гун» (кит. Небесный Лук). Так как комплекс «Тянь Гун» разрабатывался со значительным участием американской корпорации «Raytheon» — правительство США специально разрешило фирме передать Тайваню 85% всех технологических наработок по ЗРК PATRIOT — по крайней мере потенциально, он выглядел вполне совместимым и с пусковыми установками Mk-41 и с РЛС целеуказания (считается, что многоканальность комплекса «Тянь Гун» изначально разрабатывалась с оглядкой на БИУС «Aegis»)
(прим. авт. — скорее всего, часть ячеек предполагалось занять противолодочными ракетами VL-ASROC)
Впереди вертикальной пусковой — на позиции, прежде занимаемой балочной пусковой Mk-13 — должна была располагаться 76-мм универсальная автопушка OTO Melara, итальянского проекта. На оригинальных «Перри» автопушка располагалась примерно посередине корпуса, на крыше надстройки. Однако тайваньские фрегаты нуждались в жесткой экономии верхнего веса, и поэтому пушку решили перенести в носовую оконечность. Какое-то время обсуждался переход на 127-мм американскую пушку Mk-54, но в итоге было решено придерживаться стандартной для тайваньского флота 76-мм артиллерии.
Носовую надстройку корабля венчала собой радарная «пирамида», несущая на своих восьми гранях антенны ФАР многоканальной РЛС поиска и сопровождения воздушных целей. В качестве таковой тайваньцы видели либо американскую AN/SPY-1 (если удастся убедить американцев продать на нее лицензию), либо же разработанную в сотрудничестве с «General Electric» РЛС CS/MPG-25, применявшуюся на тайваньском наземном ЗРК «Тянь Гун». Возможной альтернативой также рассматривался радар C-MAR фирмы «Raytheon» (морская версия РЛС MPQ-53, используемой в ЗРК PATRIOT), но его интеграция с флотскими системами была существенно сложнее.
В конечном итоге выбор остановили на CS/MPG-25, переименованной в ADAR-2N. Созданная на основе коммерческих компонентов, антенна радара включала только 1056 фазовых элементов — примерно 1/4 от AN/SPY-1 — и соответственно значительно уступала в эффективности фокусировки луча. Однако, за счет более совершенной системы обработки сигнала, на испытаниях прототип ADAR-2N продемонстрировал даже несколько лучшие характеристики, чем американский аналог.
Многоканальная РЛС с ФАР должна была выполнять обнаружение и отслеживание множества воздушных целей одновременно, сопровождая выбранные цели узкими лучами. Данные от нее обрабатывались бы адаптированной модульной БИУС ACS на основе HS930 MDS, расположенной в командном центре под носовой надстройкой. Изначально предполагалось, что БИУС будет основана на стандартном 32-битном микропроцессоре MIPS R3000/R3100, но американские инженеры фирмы «Мартин Мариетта» убедили тайваньцев перейти на более мощные 64-битные R4000. Принципиально, БИУС состояла из трех секций: одна отвечала за контроль воздушного пространства (сопровождение до 300 воздушных целей, обстрел до 10 одновременно), вторая за управление боевыми системами корабля (наведение орудий, программирование автопилотов зенитных ракет) и третья за координацию действий с другими кораблями в соединении.
Для наведения зенитных ракет, на носовой и кормовой надстройке предполагалось установить по одному радару STIR-2.4 (англ. Separate Target Illumination Radar — Отдельный Радар Подсветки Цели) голландской разработки. Как и на американской «Aegis», радары предполагалось включать лишь на несколько секунд, «подсвечивая» цель для терминального самонаведения зенитной ракеты. В район же цели ракеты должны были выходить на автопилоте, получая командные коррекции курса по радиоканалу с БИУС корабля.
Чтобы компенсировать вес радарной «пирамиды», центральную часть надстройки фрегата предполагалось срезать на одну палубу. В освободившемся пространстве собирались установить противокорабельное вооружение — восемь противокорабельных ракет «Hsiung Feng II» в двух четырехконтейнерных пусковых установках, нацеленных «крест-накрест» через корпус корабля. Стандартные «Перри» в таком оснащении не нуждались — их балочная пусковая Mk-13 могла стрелять «Гарпунами» — но версии «Гарпуна» для вертикального запуска из Mk-41 ни в 1980-ых, ни позднее так и не было создано.
Также посередине корабля — по бокам от передней дымовой трубы — собирались установить две 40-мм автоматические пушки «Бофорс» L70, лицензионного производства. Осмысленность этого решения, впрочем, подвергалась сомнению (по сути дела пушки хотели поставить просто потому, что они стояли на других тайваньских кораблях) и в конечной версии проекта они уже отсутствовали.
Этим меры по экономии веса не ограничивались. От «изюминки» фрегатов типа «Перри» — двойного ангара на два больших противолодочных вертолета — было решено также отказаться, и оставить один ангар по левому борту. На месте второго же собирались установить вертикальную пусковую установку на шестнадцать ячеек для зенитных ракет самообороны. Тайваньский флот исходил из концепции двух эшелонов обороны, чтобы не отвлекать зональную ПВО для защиты самого корабля. Неясно, однако, какая установка и какие именно ракеты имеются в виду:
* Обычно предполагают пусковую установку Mk-41 и указывают, что ракеты «Си Спэрроу» предполагалось заряжать по четыре в каждую ячейку. Однако «квад-пак» возможен только для ракет RIM-162 Evolved Sea Sparrow Missile (ESSM), разработка которых началась только в 90-ых. Имевшиеся же в 1980-ых ракеты RIM-7 можно было заряжать в ВПУ только по одной в ячейку
* Возможно, имеет место путаница и речь шла о вертикальной пусковой установке Mk-48, разработанной фирмой «Raytheon» специально под ракеты RIM-7 «Sea Sparrow»:
* Китайские источники вообще считают, что фрегаты должны были оснащаться поворотной пусковой установкой «Си Чапаррал» с ракетами «Сайдуиндер» (или их тайваньским аналогом «Tien Chien I»).
* По всей видимости, на какой-то стадии проекта рассматривалась также установка израильских зенитных ракет малой дальности «Barak 1».
Корабли также должны были нести автопушки самообороны «Вулкан-Фаланкс» — одну на крыше кормовой надстройки, другую на крыше мостика — и стандартный комплект радиоэлектронной защиты в виде цифровой станции РЭР/РЭБ «Chang Feng III» и пусковых установок дипольных отражателей CR-201.
Противолодочная оборона должна была основываться на новейшем американском буксируемом активно-пассивном гидролокаторе AN/SQR-18. Однако американский флот в тот момент отказывался поставлять эти системы на экспорт, так что тайваньцы вынужденно переключились на менее совершенную французскую систему из активного корпусного сонара и пассивного буксируемого локатора. В качестве противолодочного вооружения, фрегаты должны были нести ПЛУР ASROC в ВПУ Mk-41 — невозможность применять ASROC была едва ли не главным недостатком базового «Перри»! — и противолодочные 324-мм торпеды.
Самой же значительной переделке должна была подвергнуться силовая установка новых фрегатов. Фрегаты типа «Перри» были одновинтовыми — такое решение было принято адмиралом Элмо Зумвальтом с целью удержать цену кораблей в пределах разумной. Для океанского эскорта, риск потери хода с повреждением единственного движителя считался допустимым (рядом бы всегда нашлось, кому взять фрегат на буксир). Но тайваньцы хотели сделать свои «Перри» боевыми кораблями первой линии — и поэтому решили перепроектировать их на двухвальную силовую установку.
В новой конфигурации, фрегаты по-прежнему приводились в действие парой газовых турбин «Дженерал Электрик» LM-2500, но теперь каждая турбина работала на отдельный винт. Поскольку это увеличивало нагрузку на механизмы, тайваньцы также прорабатывали установку на каждом валу дополнительной газовой турбины малой мощности для крейсерского хода, подключаемой через редуктор. Общая мощность ГЭУ возрастала примерно на треть, до 60.000 л.с. Скорость хода не менялась, а вот дальность сокращалась до 4000 морских миль.
Проект выглядел амбициозно… и эта амбициозность вызвала сомнения в его реалистичности. Инженеры «Гиббс & Кокс» проделали титаническую работу, пытаясь перепроектировать существующий фрегат под еще не существующую БИУС, но в итоге честно признавали, что им удалось в лучшем случае заставить все это «типа работать» на бумаге.
Поэтому в начале 90-ых — после окончания «холодной войны» и появления перспектив более тесной военной кооперации с США (мало кто на Тайване в 90-ых сомневался, что Китай вскоре ждет та же судьба, что и СССР…) проект тайваньского ACS-фрегата был значимо переработан.
Более поздняя версия проекта исходила уже, в основном, из использования американских систем и меньшего масштаба переделок корпуса. Так, силовую установку решено было оставить одновальной (расчеты показали, что объем переделок кормовой части будет сопоставим с проектированием нового корабля с нуля). Вновь вернули двойной ангар на два вертолета: перепроектированная инженерами «Мартин-Мариетта» радарная «пирамида» облегченной алюминиевой конструкции была не столь требовательна к верхнему весу.
Зато усилилось ракетное вооружение: инженеры «Мартин-Мариетта» сочли возможным установить не четыре, а шесть модулей Mk-41, с полным боекомплектом в 48 ракет. Вновь появилась 127-мм автопушка (впрочем, в конечном итоге от нее вновь отказались). Голландские радары подсветки цели STIR было решено заменить американскими AN/SPG-62, а самооборону корабля осуществлять с помощью пары пусковых установок Mk-31 перспективного зенитного комплекса PDMS (в 1992 году принятого на вооружение ВМФ США как RIM-116 Sea RAM). В качестве противокорабельного же вооружения по какой-то причине было решено переключиться на американские «Гарпуны»
ФИНАЛ
Как уже упоминалось выше, исходный план предполагал что все восемь тайваньских «Перри» будут построены по ACS-проекту. Однако, к 1989 году стало ясно, что адмиралы слишком поспешили. Несмотря на все усилия тайваньских и американских инженеров, перспективная БИУС существовала еще лишь в теории. А новые фрегаты требовались срочно; капитальная модернизация старых эсминцев хоть и несколько смягчила остроту проблемы, но не сняла ее полностью.
Поэтому решили пойти на компромиссный вариант. Программу нового фрегата разделили на две серии. Первая серия (PFG-1) из четырех единиц должна была строиться по чертежам базового «Перри», с минимальными усовершенствованиями. Вторая серия (PFG-2) из четырех единиц должна была уже быть ACS-фрегатами с многоканальной БИУС.
Такое упрощение программы позволило тайваньскому флоту приступить к строительству новых фрегатов немедленно. Первый тайваньский «Перри» — «Чен Гон», бортовой номер 1101 — был заложен в 1990 году, спущен на воду в 1991 и введен в строй в 1993. За ним последовали еще три фрегата с номерами 1103, 1105 и 1106.
Но если строительство фрегатов шло как по маслу, то с разработкой БИУС ACS возникли сложности. Проект оказался слишком масштабным, требующим слишком значительной международной кооперации. Плюс (как уже упоминалось выше) исходная концепция оказалась слишком радикальной, и ее пришлось пересматривать.
В итоге, в 1991 году после смены командования флота — ухода в отставку одного из главных сторонников проекта ACS — программу вновь пересмотрели, теперь уже куда более консервативно. Количество фрегатов первой серии увеличили до шести, а количество фрегатов второй серии сократили до двух. Но и это был еще не конец. Под давлением критики со стороны моряков, командование флота в итоге решило заложить фрегат номер 1109 (планировавшийся первым фрегатом с ACS) как обычный «Перри». Систему ACS должен был получить теперь только последний, восьмой корабль (бортовой номер 1110), рассматривавшийся уже больше как экспериментальный прототип на перспективу. Причем к его постройке считали возможным приступить только после того, как система ACS будет продемонстрирована на наземном прототипе.
К 1994 году, проект фрегата с ACS был, наконец, финализирован. Но к этому моменту отношение к нему у командования флота уже стало… скептическим. На всю программу было истрачено уже 32 миллиарда новых тайваньских долларов; по курсу 90-ых, это был эквивалент 1,2 миллиардов долларов США. При этом программа все еще пребывала в стадии разработки, и, вероятно, потребовала бы для завершения дополнительного финансирования. И было до сих пор неясно, насколько эффективной она окажется в результате.
Поворотной точкой стало убийство в 1993 году офицера тайваньского флота Юна Чин-Фена, занимавшегося расследованием случаев коррупции и взяточничества при закупках вооружений. Расследование инцидента привело к серии громких скандалов: ряд высокопоставленных чинов тайваньских вооруженных сил были арестованы, после того как выяснилось, что они получали огромные взятки от иностранных компаний в обмен на «проталкивание» выгодных контрактов. Вопрос «насколько эффективно расходуются средства на флот?» встал во весь рост, и критики программы ACS воспользовались им, чтобы в 1994 закрыть дорогостоящий проект на формальном основании «несоответствия требованиям». Восьмой фрегат программы (номер 1110) в итоге был заложен в 1995 году как обычный «Перри».
По иронии, менее чем спустя год после закрытия программы ACS, безопасность Тайваня подверглась испытанию в ходе Третьего Кризиса Тайваньского Пролива. Хотя при участии США (направивших к Тайваню «ради учений» две авианосные группы) конфликт удалось разрешить мирно, тайваньцы, оценив ситуацию, пришли к выводу, что противовоздушная оборона их флота по-прежнему совершенно недостаточна. Фрегаты типа «Перри» с их «полутораканальной» системой управления огнем все же не рассчитывались на роль боевых кораблей первой линии. Их способность отразить массированную атаку китайских ракет или авиации была под вопросом.
От кризиса тайваньский флот снова спасли США, предложившие Тайваню в 2001 году купить четыре эсминца типа «Кидд». Изначально заказанные шахским Ираном (и не поставленные в связи с Исламской Революцией), эти эсминцы представляли собой версию противолодочных эсминцев типа «Спрэюнс», но с упором на противовоздушную оборону. Они несли две скорострельные пусковые установки Mk-26 с боезапасом в 68 зенитных ракет SM-2MR. Включенные в состав американского флота, эсминцы прошли в конце 1980-ых модернизацию по программе «New Threat Upgrade», и по возможностям практически соответствовали (за вычетом системы «Aegis») крейсерам «Тикондерога» первой серии.
В конце 90-ых американский флот решил вывести эти нестандартные эсминцы из состава флота, и продать на экспорт. Ни Греция ни Австралия интереса к ним не проявили — а вот Тайвань ухватился за возможность. В 2003 году, эсминцы были формально переданы в состав тайваньского флота, и вошли в строй после ремонта и модернизации в 2006-2008 годах. По сей день, эти корабли составляют основу зональной ПВО флота Тайваня.
P.S. Иронично, конечно, что программа ACS была закрыта менее чем за год до кризиса, который почти гарантированно мог бы ее спасти. Протяни ACS до 1995, и Тайваньский Кризис вновь вознес бы проeкт «Перри с Aegis» в фавориты тайваньского флота…