Опытный истребитель Morane-Saulnier AF. Франция
На сайте Альтернативная история уже была размещена статья о двухместном биплане Type BB конструкции компании Morane-Saulnier. В той статье было подчеркнуто, что этот самолет-разведчик был единственным бипланом компании, поскольку в довоенное время и в годы Первой Мировой войны продукция компании Morane-Saulnier представляла собой почти исключительно монопланы (высокопланы и парасоли). Однако данная информация не является достоверной, поскольку в годы войны компанией Morane-Saulnier был создан единственный истребитель-биплан – Type AF.
Разработка истребителя началась весной 1917 года, и единственный прототип совершил свой первый полет 23 июня под управлением французского пионера авиации Алексиса Манероля (Alexis Maneyrol). К 12 июня прототип налетал 15 часов, и примерно в это же время Type AF, оснащенный двухлопастным деревянным винтом Levasseur 581, прошел официальные испытания на определение летных характеристик. После занявших девять дней регулировки топливной системы и замены рояльной проволоки на профилированную [1] испытания были повторены. Летные характеристики и надежность машины немного улучшились.
По своей конструкции Type AF не отличался от предыдущих самолетов компании Morane-Saulnier. Он имел фюзеляж с силовым набором смешанной конструкции. Обшивка фюзеляжа в основном была полотняной и лишь в передней части использовались листы алюминия, образовывавшие капот двигателя.
Силовая установка состояла из одного девятицилиндрового ротативного двигателя Gnome Monosoupape 9Nb, развивавшего мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавшего двухлопастный винт. Топливная система состояла из трех баков общей емкостью 143 литра; баки размещались в фюзеляже и имели внутреннее избыточное давление.
В одностоечной бипланной коробке крылья самолета были расположены с выносом вперед верхнего крыла, имевшего большие размах и длины хорд. Верхнее крыло и фюзеляж соединялись между собой с помощью коротких кабанных стоек; верхнее и нижнее крыло соединялись между собой с помощью N-образных стоек, на которые были установлены обтекаемые накладки из красного дерева. Все стойки бипланной коробки изготавливались из стальных труб. Верхнее крыло было неразъёмным, тогда как нижнее состояло из двух консолей.
Механизация крыльев состояла из элеронов, размещенных на обоих крыльях. Элероны нижнего крыла управлялись с помощью работающих на сжатие стержней, а элероны верхнего крыла – с помощью профилированных тяг. Следует отметить, что общим с самолетом-разведчиком Morane-Saulnier BB было использование уплотнительных полос, закрывавших зазоры между крылом и передними кромками элеронов и двигавшихся вместе с элеронами. Применение данных полос должно повысить аэродинамическую чистоту крыла и улучшить эффективность поперечного управления.
Вооружение истребителя Type AF состояло из одного 7,7-мм синхронизированного пулемета Vickers, установленных на верхней части фюзеляжа перед кабиной пилота и покрытых металлическим экраном, который мало чем отличался от аналогичного экрана британской истребителя Sopwith Camel.
Дальнейшие испытаний истребителя Type AF, у которого пропеллер Levasseur был сменен на винт компании Chauviěre, показали немного худшие результаты, и затем 21 июля 1917 года самолет был возвращен на завод компании в Виллакубле, где был представлен технической комиссии по испытаниям самолетов и двигателей (Commission Technique d’Examen des Avions et Moteurs).
До 14 августа, когда Type AF для дальнейших испытаний был передан авиационному техническому отделению (Section Technique de l’Aéronautique – STAé), самолет налетал 26 часов. В STAé испытания начались после того как общий налет Type AF не составил 50 часов. Первым из пилотов STAé на истребителе выполнил лейтенант Р. Лабушер (R. Labouchère; 17 августа 1917 года), и впоследствии на Type AF летали еще три пилота STAé.
Испытания летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости и эксплуатационных характеристик выявили лишь незначительные дефекты. Самым серьезным из них была не совсем надежная работа системы создания избыточного давления, которая ко всему прочему была проблемой для большинства самолетов с ротативными (вращающимися) двигателями. Единственным дефектом планера была недостаточная прочность хвостового костыля, сломавшегося 24 августа 1917 года. Однако специалисты компании постоянно модифицировали и совершенствовали прототип и оперативно устраняли дефекты.
Когда с 4 по 8 сентября 1917 года были проведены официальные испытания по определению летных характеристик, то прототип Morane-Saulnier AF показал данные, превышавшие характеристики, полученные во время первоначальных испытаний, а отчет, написанный лейтенантом Лабушером сразу после окончания испытаний, содержал в себе положительные оценки. Лабушер обнаружил, что машина чутко реагирует на отклонения органов управления, устойчива и достаточно поворотлива без значительных усилий на органах управления и без коварных свойств, как, например, у «спада» на критических режимах. Обзор из кабины Type AF были оценен выше, чем у его конкурентов.
Несмотря на столь восторженные отзывы истребитель Morane-Saulnier AF не был запущен в серийное производство. Причиной этого, вероятно, является тот факт, что он, по-видимому, не превосходил эксплуатационные и боевые качества истребителя SPAD XIII C.1, который имел лучшее по сравнению с Type AF вооружение и, что самое главное, уже находился в массовом производстве на мощностях нескольких авиастроительных компаний. Помимо этого, ротативные двигатели в то время достигли апогея своего развития, и при дальнейшем увеличении мощности моторов данного типа минусы уже стали перевешивать плюсы.
В то же самое время 200-сильные (162 кВт) восьмицилиндровые рядные двигатели жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8Bec были очень успешными. Дополнительными плюсами моторов «испано» были редукторная версия, которая устанавливалась на истребители SPAD XII и позволяла вести огонь через полую втулку винта, и синхронизация пулеметов. Несмотря на довольно примитивное управление режимом вращения роторных двигателей, скорости которых контролировались только путем выключения зажигания, синхронизация пулеметов на двигателях «испано» была более надежной. И, наконец, ротативные двигатели отличало значительное потребление качественного (и редкое) касторового масла (истребитель Type AF нес специальный 24-литровый бак, который полностью расходовался за два часа и несколько минут полета!).
Отдел авиационной техники (Section Technique de l’Aéronautique) присвоил истребителю Morane-Saulnier AF военное обозначение MoS.28 C.1, но это действие не означало, что компания получит заказы на серийное производство и что машина будет включена в номенклатуру французской военной авиации (Aviation Militaire). Решение об отказе от серийного производства было принято несмотря на то, что на вооружении французской авиации имелось несколько типов самолетов с ротативными двигателями и что такие двигатели находились в производстве и сотнями имелись на складах.
В заключение следует сказать, что на основе истребителя Type AF был создан поплавковый гидросамолет-истребитель Morane-Saulnier AFH (H – Hydro) и ряд конструктивных элементов, в том числе и установка ротативного двигателя, был применен в истребителе Type AI.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Morane-Saulnier AF
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Société Anonyme des Constructions Aéronautiques Morane-Saulnier, Виллакубле
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один девятицилиндровый ротативный двигатель воздушного охлаждения Le Rhône 9C, развивавшего мощность 80 л.с. (59 кВт) и вращавшего деревянный двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев 7,47 м
длина 5,15 м
высота 2,35 м
площадь крыльев 15,31 м²
Масса:
пустого самолёта 421 кг
взлетный 650 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на высоте 1000 метров 207 км/ч
• на высоте 5000 метров 185 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров 2,00 мин.
• 5000 метров 20,50 мин
практический потолок 6200 м
продолжительность полета 2 часа 10 минут
[1] во Франции профилированную проволоку начали изготавливать по образцу британской RAFwire; для каждого типа производство выполнялось на заказ – Иржи Хорнат
источники:
-
-
- текст – Jiří Hornát «Morane-Saulnier AF» «Letectví + kosmonautika» červenec 2008, str.50-51
- фотографии и схема – http://www.airwar.ru/enc/fww1/msaf.html
-
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnyi-istrebitel-morane-saulnier-af-franciya