Эскадренный броненосец «Абдул Кадир» — печальная история одного долгостроя

18

Эскадренный броненосец "Абдул Кадир" — печальная история одного долгостроя

Содержание:

Как я уже упоминал ранее, представление о том, что флот Османской Империи в 1880-1890-ых “пребывал в застое, поскольку новый султан им не интересовался”, является лишь частично верным. Да, прекратилась постройка за границей новых броненосцев – во-первых из-за расстроенных после русско-турецкой войны имперских финансов, а во-вторых потому, что и имеющегося флота хватало с лихвой – а уже построенные ржавели безвылазно в бухте Золотой Рог.

В то же время, русско-турецкая война очень наглядно (особенно для турок) продемонстрировала мощь торпедного оружия. Для задач береговой обороны – например, защиты Проливов от прорывающихся неприятельских броненосцев – миноносцы и минные крейсера подходили куда лучше тяжелых кораблей. Первые миноносцы османский флот получил уже в 1885 году, и к началу XX века имел уже достаточно существенные минно-торпедные силы.

Интересно отметить, что европейские наблюдатели в 1890-ых отмечали – на османских торпедных кораблях поддерживается образцовый порядок (хотя доковый ремонт часто откладывается из-за нехватки средств), экипажи обучены и профессиональны, и считают себя “настоящим флотом”, с изрядным презрением относясь к ржавеющим в Золотом Роге тяжелым кораблям. И судя по действиям османских легких сил в Первую Мировую — они были недалеки от истины.

Поворотный момент наступил в 1885 году, когда Греция – основной потенциальный противник Османской Империи на море – заказала во Франции три новых броненосца береговой обороны типа “Гидра”. Хотя и сравнительно небольшие, эти корабли настолько превосходили качественно турецкие плавучие раритеты, что османский флот неожиданно оказался в позиции слабейшего.

Греческий броненосец "Спеца", тип "Гидра": небольшой, но кусачий

Греческий броненосец «Спеца», тип «Гидра»: небольшой, но кусачий

Изначально планы султана Абдул-Хамида строились вокруг идеи заказать большой “эльсвикский” крейсер в Великобритании. Но тут вмешалась политическая обстановка: в ходе очередного восстания на Крите в 1889 году, пострадали иностранные граждане. Франция и ряд других держав предъявили Османской Империи требования компенсаций. Султан, с одной стороны, не испытывал ни малейшего желания платить за причиненный повстанцами ущерб, с другой стороны, не хотел и испортить отношения с могущественной державой. И он нашел выход – вместо компенсации, предложить французам принять участие в программе восстановления османского флота.

Проект большого крейсера от французских верфей, 1883 год

Проект большого крейсера от французских верфей, 1883 год

В 1890 году султан Абдул-Хамид авторизовал масштабную программу восстановления флота, предусматривающую как модернизацию старых броненосцев, так и закладку новых кораблей. Венцом ее должны были стать два больших, 12500-тонных броненосца первого класса, близких по конструкции французскому “Hoshe”. Тщательно сформулировав требования, османские адмиралы направили соответствующие запросы французским и германским кораблестроителям.

По всей видимости, османские переговорщики рассчитывали, что французы и немцы начнут соперничать за выгодный заказ, предлагая все лучшие и лучшие условия – и заодно наполнят карманы высокопоставленных османских чиновников щедрыми взятками. Однако вместо этого европейцы предпочли договориться друг с другом и заключили соглашение: французы брали на себя постройку и бронирование кораблей, а немцы поставляли для них вооружение.

Такой результат султана не очень-то устраивал. Фактически, османов вынуждали иметь дело с двумя поставщиками, действующими в состоянии картельного сговора, позволяющего им диктовать цены. Для имперской казны (и так-то не уверенной в способности профинансировать программу) такое положение представлялось… нежелательным. Переговоры с французскими верфями были прерваны, программа модернизации флота “повисла”. И тут у османских адмиралов появилась “блестящая” идея – а почему бы не построить броненосец самостоятельно?

По крайней мере в теории, Османская Империя имела соответствующие возможности. Имперский Арсенал – громадный комплекс верфей и доков в бухте Золотой Рог, основанный еще в 1454 году – располагал стапелями, машинными мастерскими и литейными цехами для постройки металлических корпусов и машин. И некоторый опыт строительства броненосцев у нее имелся: в первой половине 1870-ых Арсенал построил небольшой броненосный корвет “Мукаддем-и Хаир” (копия британского “Фетх-и Булен”), а в 1874 заложил полноразмерный броненосец “Гамидие”. Постройка последнего, правда, затянулась на много лет – денег не хватало, да и османский флот не так чтобы нуждался в новом броненосце – и вступил он в строй в 1892 (!) году, поставив мировой рекорд военно-морского долгостроя. И все же, определенные основания для оптимизма у османов имелись.

В 1891 году, султан принял решение. Новая кораблестроительная программа Османской Империи предусматривала постройку одного 8000-тонного броненосца (определявшегося как “броненосный фрегат”), двух больших небронированных крейсеров, двух малых композитных крейсеров и восьми деревянных корветов на верфях Имперского Арсенала и Измита. Главной “звездой” программы, разумеется, был новый броненосец, названный “Абдул Кадир” в честь Мехмета Абдулкадира Эффенди, сына султана Абдул-Хамида.

Предполагалось, что все корабли будут построены на турецких верфях с использованием только турецких материалов. Завозить из-за границы собирались только артиллерию, выбрав для этого продукцию немецкой фирмы “Крупп”. Французы, конечно же, были раздосадованы – но их недовольство удалось быстро утешить, пообещав французским советникам денежные позиции в имперском арсенале.

КОНСТРУКЦИЯ

Проект броненосца “Абдул Кадир” был разработан османскими инженерами при содействии французского советника Пьера-Бертрана Пансино. Первоначально, они исходили из уменьшенного подобия “Оша”, с ромбическим расположением артиллерии главного калибра в одноорудийных барбетах. Однако затем проект был радикально пересмотрен в пользу более “традиционного” расположения орудий главного калибра в двухорудийных барбетах – на носу и на корме корабля. Возможную роль в этом сыграло то, что орудия должна была поставить немецкая фирма “Крупп”, уже имевшая готовый дизайн 28-см двухорудийной установки (для броненосцев типа “Бранденбург”). Дизайн одноорудийной пришлось бы разрабатывать с нуля – и не бесплатно.

Рисунок из "Jane's Fighting Ships" 1903 года. Страдает неточностями

Рисунок из «Jane’s Fighting Ships» 1903 года. Страдает неточностями

В итоге получился компактный, хорошо вооруженный корабль, имевший простой силуэт с двумя трубами и двумя боевыми мачтами с широкими марсами на них. Длина его должна была составлять 103,6 метров (340 футов), наибольшая ширина 19,8 метров (65 футов) и максимальная проектная осадка – 7,16 метров (23 фута 6 дюймов). Проектное водоизмещение броненосца должно было составлять порядка 8230 тонн (8100 британских “длинных” тонн ровно).

Основное вооружение броненосца должно было состоять из четырех 283-мм/35-калиберных орудий немецкого производства, расположенных попарно в носовой и кормовой барбетных установках. Судя по имеющимся данным, речь шла об орудиях Круппа 28-cm MRK L/35, модели 1890 года. Эти орудия использовались на немецких броненосцах типа “Бранденбург” – в центральных барбетах – и хотя и уступали по мощности “стандартным” для того времени 305-мм орудиям, но были достаточно современны и эффективны. Они могли запустить 240-кг бронебойный снаряд с начальной скоростью до 685 м/с на дистанцию в 14.400 метров (при максимальном угле возвышения в +25 градусов)

Эскадренный броненосец "Абдул Кадир" — печальная история одного долгостроя

Вспомогательное вооружение должно было состоять из шести 149-мм орудий в бронированном каземате в центре корпуса, по три на каждый борт. Согласно имеющимся данным, это были немецкие пушки 15-cm SK L/35, производившиеся фирмой “Крупп” с 1883 года. Орудия эти были относительно устаревшего, не скорострельного типа с раздельным заряжанием.

В качестве противоминного вооружения (для защиты от миноносцев), “Абдул Кадир” должен был получить восемь 88-мм орудий модели 8.8-cm SK L/30 (1890-го года) в щитовых установках на крыше надстройки, и восемь 37-мм орудий в надстройке и небронированных казематах главной палубы. Следует отметить, что существует определенная путаница с точным количеством орудий каждого типа, по-видимому, вызванная частой сменой итераций проекта. Также броненосец должен был нести шесть 356-мм надводных торпедных аппаратов.

Бронирование “Абдул Кадира” должно было быть изготовлено из никелевой стали (ряд источников упоминают броню, закаленную по методу Гарвея, но это представляется сомнительным). Главный пояс, согласно имеющимся данным, должен был иметь наибольшую толщину в 356 мм (14 дюймов), вероятно, сужаясь к оконечностям. Он проходил по всей длине корабля, от штевня до штевня. Высота пояса составляла около 2 метров, из которых примерно половина при нормальной загрузке оставалась под водой.

Выше главного пояса, надводный борт не бронировался. В центре корпуса “Абдул Кадира” размещался октагональный бронированный каземат для орудий среднего калибра. В бортах корабля предусматривались вырезы, так что угловые орудия могли бы стрелять прямо по носу или прямо по корме. Барбеты главного калибра броненосца защищались, согласно имеющимся источникам, 356 мм плитами. Вероятно, они должны были иметь легкие вращающиеся купола поверх неподвижного кольца брони, для защиты от осколков и мелкокалиберных снарядов.

Нет ясности насчет горизонтальной защиты броненосца. Единственный “официальный” рисунок (из Jayne’s Fighting Ships 1903 года) показывает его с карапасной палубой – имеющей скосы по бортам, доходящие до нижней кромки броневого пояса. Однако, этот рисунок, судя по всему, представляет собой комбинацию из данных исходного проекта, данных позднейших ревизий и домыслов автора. Представляется более вероятным с инженерной точки зрения, что изначально “Абдул Кадир” должен был нести плоскую броневую палубу по верхней кромке главного пояса.

В движение корабль должны были приводить две паровые машины тройного расширения, общей мощностью в 12.000 лошадиных сил. Пар давали шесть котлов неизвестного типа с угольным питанием. По расчетам, максимальная скорость корабля должна была составить около 18 узлов – достаточно, чтобы гарантированно превзойти по скорости хода как греческие броненосцы типа “Гидра”, так и могучие, но относительно тихоходные эскадренные броненосцы русского Черноморского Флота. Запас угля предполагался весьма умеренным, около 600 тонн.

ПОСТРОЙКА

Строительство “Абдул Кадира” началось в 1892 году (точная дата закладки неизвестна) в Имперском Арсенале в Константинополе. Однако по довольно невразумительным причинам, корабль заложили не на крытом стапеле, где строился “Гамидие”, а на новой, необорудованной площадке в стороне от верфи. На голой земле были выложены деревянные подпорки, служившие основанием для киля корабля. Помимо того, что новый стапель находился далеко от верфи (и все материалы приходилось таскать на значительное расстояние), инженеры Имперского Арсенала также высказывали опасения, что грунт на новом месте слишком мягкий, и может не выдержать веса строящегося броненосца.

Крытый док, оставшийся неиспользованным

Крытый док, оставшийся неиспользованным

Злые языки утверждали (и, вероятно, с изрядной долей истины), что причиной такого странного решения было желание султана строить новый броненосец доступным для всеобщего обозрения. Крытый стапель Имперского Арсенала, расположенный на территории военной базы с ограниченным доступом посетителей не позволял жителям Стамбула воочию наблюдать, как строится новый символ имперского могущества Блистательной Порты. Это решение в итоге оказалось фатальным… хотя учитывая общий спектр проблем, оно стало не более чем последним гвоздем в крышку 8000-тонного гроба.

Поначалу строительство корабля продвигалось довольно бодро. Несмотря на частые задержки и довольно хаотичную организацию работ, к 1895 году набор корабля был в основном завершен, и надо было приступать к изготовлению и установке машин и механизмов.

Потихоньку обретающий форму корпус "Абдул Кадира"

Потихоньку обретающий форму корпус «Абдул Кадира»

И вот тут и начались проблемы. Если флот и двор султана отнеслись к постройке “Абдул Кадира” с определенным энтузиазмом, то реакцию имперского арсенала можно было описать как “что там еще выдумал наш султан султанов, да благословит Всевышний его бесконечное икание?”

Главной проблемой при строительстве “Абдул Кадира” оказалось то, что османская промышленность попросту не была готова к проектам такого масштаба. Имперский Арсенал – существующий уже много столетий грандиозный комплекс верфей и доков в Стамбуле – лишь с большим трудом и спустя двенадцать (!) лет после закладки, сумел выпихать в море значительно более простой “Гамидие”, казематный броненосец устаревшего типа. Ни оснащение, ни организация, ни обученность персонала верфи не соответствовали требованиям к постройке “с нуля” столь сложного изделия, как эскадренный броненосец 1890-ых. Даже маленький.

Османский броненосец "Гамидие": заложенный в 1874 году, он вступил в строй только в 1892, поставив абсолютный мировой рекорд успешного в итоге долгостроя

Османский броненосец «Гамидие»: заложенный в 1874 году, он вступил в строй только в 1892, поставив абсолютный мировой рекорд успешного в итоге долгостроя

Построенная в 1888 году сталелитейная фабрика Арсенала имела лишь ограниченные возможности по выплавке примерно шести тонн стали зараз, и – согласно критическим отзывам европейских экспертов – османская сталь была, в общем и целом, очень плохого качества. Машинные мастерские делали очень хорошего качества отливки, но обработка деталей была неудовлетворительной. Османские инженеры достаточно хорошо умели строить и обслуживать компаундные машины двойного расширения и коробчатые паровые котлы – технологии уровня 1870-ых – но не имели никакого практического опыта в постройке высокопроизводительных машин конца XIX столетия.

Литейная Имперского Арсенала. Очень не впечатляет...

Литейная Имперского Арсенала. Очень не впечатляет…

Не лучше обстояли дела и с бронированием. Хотя мастерские могли в принципе выдавать броневые плиты из кованого железа в приемлемом темпе примерно одна плита в двое суток (судя по отчетам о строительстве “Гамидие”), качество самих плит было очень сомнительным. Осматривавшие “Гамидие” итальянские инженеры отмечали, что броня его была пористой, с многочисленными дефектами. Способность османской промышленности изготовить для “Абдул Кадира” плиты из никелевой стали – не говоря уже о закаленных по методу Гарвея – была под большим вопросом.

Вдобавок ко всему, никто, разумеется, не собирался снимать с арсенала работы по модернизации и ремонту уже имеющихся кораблей. Как следствие, заведомо недостаточные индустриальные ресурсы еще и не могли быть сосредоточены на строительной программе, поскольку те же самые ресурсы были затребованы для других – более сиюминутных – задач. В определенной степени, впрочем, это было для Имперского Арсенала даже облегчением: под предлогом (вполне правдивым!) полной занятости, он мог не заниматься тем, в чем совершенно не разбирался.

“Вишенкой на торте”, разумеется, оказалась традиционная головная боль Османской Империи – постоянный дефицит финансов. В среднем, постройка “Абдул Кадира” и других кораблей программы 1892 года требовала ежегодно выделять суммы около 100.000 лир. Османское казначейство практически ни разу не смогло наскрести необходимого финансирования – и это было еще до того, как война с Грецией в 1897 году, хотя и победоносная для турок, окончательно расстроила имперские финансы. Неспособность верфей платить в срок, в свою очередь, приводила к тому, что турецкие поставщики требовали деньги вперед, что ничуть не улучшало ситуацию.

Вдобавок, адмирал Хасан-паша – начальник Имперского Арсенала – отличался даже по османским меркам непомерной жадностью, уворовав за время своей карьеры (по некоторым подсчетам) более трех миллионов фунтов стерлингов. По воспоминаниям свидетелей, он регулярно презентовал султану бравурные отчеты о прогрессе работ, сопровождаемые картинами и иллюстрациями, и под это дело испрашивал дополнительное финансирование – которое уходило прямо ему в карман.

"Абдул Кадир" на стапеле. Основные очертания корпуса уже видны

«Абдул Кадир» на стапеле. Основные очертания корпуса уже видны

В результате сочетания всех этих факторов, не представляется удивительным, что постройка “Абдул Кадира” де-факто так и осталась на стадии сборки корпуса – то есть на той, которая была посильна для османских верфей. Хотя Имперский Арсенал неоднократно получал указание приступить к изготовлению паровых машин и котлов, реально к работе над силовой установкой (находившейся заведомо за гранью возможностей мастерских) так никогда и не приступили. По некоторым данным, в 1895-1897 было изготовлено и установлено некоторое количество сталеникелевых броневых плит, но качество их оставляло желать много лучшего. Финансовые осложнения Османской Империи, вызванные греко-турецкой войной 1897 года, окончательно добили всякие шансы на выдерживание графика строительства. В конце 1890-ых работы на корабле велись лишь спорадически, и европейские эксперты сомневались, что “Абдул Кадир” когда-либо будет спущен на воду.

ПЕРЕСМОТР ПРОЕКТА

В 1904 году, под влиянием успешной реконструкции на итальянских верфях старого броненосца “Месудие”, османские адмиралы захотели сделать что-нибудь такое и с “Абдул Кадиром”. Исходный проект броненосца, составленный более десятилетия назад, явно устарел – это понимали все. С другой стороны, 8000-тонный корпус, находящийся в весьма низкой степени готовности, допускал значительные пересмотры и переделки.

При участии итальянских инженеров турки пересмотрели проект. В новой итерации, “Абдул Кадир” должен был приобрести черты броненосного крейсера, сходного с итальянскими “Гарибальди”: относительно высокая скорость и адекватная защищенность при достаточно мощном вооружении.

Визуализация пересмотренного проекта (художественная)

Визуализация пересмотренного проекта (художественная)

В качестве орудий главного калибра предполагалось установить четыре современных 203-мм орудия британского производства (вероятно, 8-дюймовые/45-калиберные пушки Эльсвика, модель “W”, 1900-го года), в двух двухорудийных башнях. Хотя эти орудия и стреляли вдвое более легким снарядом – 116 кг – но зато на дистанцию до 18.000 метров, и со скорострельностью до 2 выстрелов в минуту. Башенная же установка орудий обеспечивала им значительно лучшую защиту, чем в прежних открытых барбетах.

Вспомогательное вооружение существенно усиливалось, и теперь должно было состоять из десяти 152-мм скорострельных пушек – по пять на борт. 88-мм противоминные орудия заменялись 76-мм (явное стремление к переходу от немецких на британские калибры), а число 37-мм скорострельных орудий увеличивалось до 10. Также уменьшалось на два количество торпедных аппаратов.

Бронирование “Абдул Кадира” теперь должно было состоять из закаленной по методу Гарвея стали, толщиной от 229 до 180 мм. Расположение пояса и каземата, по-видимому, не менялось.

На этот раз, умудренные опытом османы решили положиться на иностранных производителей. Все орудия, броня и машины корабля должны были быть изготовлены за рубежом, и только смонтированы в Турции. Такой объем работ выглядел вполне посильным, и Имперский Арсенал отнесся к нему с осторожным энтузиазмом.

ФИНАЛ

Судьбу “Абдул Кадира” неожиданно и радикально решила предпринятая итальянцами в 1906 году инспекция. Имевшая целью осмотреть корабль для предстоящей достройки по модернизированному проекту, она завершилась поистине катастрофическим отчетом.

Осмотр недостроенного броненосца выявил, что за прошедшие годы, деревянные опоры попросту утонули в мягкой почве. Киль корабля был безнадежно сломан, набор корпуса искривлен. Вдобавок, годами стоявшие под открытым небом вблизи моря металлоконструкции проржавели. В общем и целом, “Абдул Кадир” был полностью и безоговорочно потерян.

Эскадренный броненосец "Абдул Кадир" — печальная история одного долгостроя

Парадоксально, но даже выяснив такие удручающие факты, османские адмиралы не сразу расстались с идеей “сделать с ним что-нибудь”. Главным аргументом, вероятно, было классическая ловушка невозвратных затрат – вложив так много средств и времени в постройку “Абдул Кадира” моряки никак не хотели признать, что эти средства пропали безнадежно. Но тут уже строители Имперского Арсенала (ясно представляющие, каким чудовищным геморроем будет попытка перемонтировать заново сломанный корпус) встали стеной, и адмиралы неохотно отступились. В 1909 году, “Абдул Кадир”, так никогда и не увидевший моря, был разобран на металлолом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории любого провального проекта, всегда ключевым является вопрос – почему именно так случилось? История “Абдул Кадира” не исключение. Конечно, проще всего свести ответ к “некомпетентности”, но, как известно, любые сложные вопросы всегда имеют простые, легкие для понимания, неправильные ответы.

Турки были далеко не единственными в XIX веке, кто пытался осилить строительство современных военных кораблей. И общая тенденция, скорее, обнадеживала, нежели разочаровывала. В конце концов, сумели же итальянцы – нация до второй половины XIX века отнюдь не относившаяся к индустриальным гигантам! – осилить постройку ошеломивших весь мир гигантов “Дуилио” и “Дандало”, самых больших и мощных на тот момент броненосцев (вызвавших беспокойство даже у могущественной Великобритании). Более чем успешно справилась с задачей организации современного кораблестроения и Япония, лишь в 1870-ых выбравшаяся из де-факто средневековья. И Цинский Китай, вполне способный читать туркам лекции по теме коррупции и разворовывания бюджета, был способен построить несколько хотя и скромных, но вполне боеспособных кораблей – вроде броненосной канонерской лодки “Пиньюань”. Почему же не смогли именно турки?

Громадный "Дандало" перед спуском на воду

Громадный «Дандало» перед спуском на воду

Ответ заключается в вопросе организации. Итальянцы для постройки “Дуилио” и “Дандало” де-факто создали свою тяжелую индустрию практически с нуля: стиснули зубы, вложили огромные средства в модернизацию, и в итоге получили не только два могучих броненосца, но и индустрию, которая умела строить современные корабли, и смелостью решений привлекала интерес экспортных заказчиков. Японская модернизационная программа охватывала по сути дела все общество, и судостроение стало логичной производной масштабного промышленного роста. Китай же попросту не прыгал выше головы, и рационально ограничивался тем, что он точно мог построить с активной иностранной помощью – при этом вкладывая значительные ресурсы в организацию своих арсеналов.

Построенная китайцами броненосная канонерская лодка "Пиньюань": маленькая, но зато посильная

Построенная китайцами броненосная канонерская лодка «Пиньюань»: маленькая, но зато посильная

Османская же Империя попыталась строить современные корабли, опираясь целиком и полностью на собственные ресурсы – но при этом не прилагая практически никаких усилий к тому, чтобы эти самые ресурсы модернизировать. По-видимому, султан предполагал, что ему достаточно просто приказать построить современный военный корабль, и Имперский Арсенал как-то да решит задачу. Он явно не ожидал, что его в общем-то компетентные инженеры попросту не в состоянии решить задачу, так как у них отсутствуют навыки и средства для ее решения.

Могла ли судьба “Абдул Кадира” сложиться иначе? В целом, скорее да, чем нет. При строительстве корабля, были допущены две принципиальные ошибки:

* Решение строить корабль полностью своими усилиями, не имея для этого достаточных компетенций – исключительно ради теоретической экономии.

* Закладка корабля на новом стапеле, почва которого была слишком мягкой для такого строительства – по-видимому только потому, что султану хотелось впечатлить народ своей новой “игрушкой”.

Обе эти ошибки могли быть обойдены без особого труда. Заказ машин и броневых плит за границей хотя и увеличил бы стоимость проекта, но зато гарантировал, что средства не будут потрачены впустую на попытки Имперского Арсенала решить задачи, к которым он не был готов. Использование крытого стапеля, оставшегося после “Гамидие”, позволило бы избежать проблем с проседанием подпорок в ходе затянувшегося строительства.

"Абдул Кадир" в море. Картина, подаренная султану во время строительства броненосца

«Абдул Кадир» в море. Картина, подаренная султану во время строительства броненосца

В общем и целом, прояви султан несколько больше… рациональности, и “Абдул Кадир” вполне мог бы быть достроен к началу 1900-ых – по базовому, либо же улучшенному проекту. Османский флот получил бы скромный, но достаточно боеспособный броненосец, вполне адекватный задаче противостояния греческому флоту. Вдобавок, Имперский Арсенал получил бы ценный опыт строительства современного боевого корабля – который уже можно было бы осторожно преобразовывать в собственную судостроительную индустрию.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/278655.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account