Из тяжёлого веса в лёгкий или альтернативный танк Т-35А

14

Коллекция музея военной техники в Верхней Пышме пополнилась уникальным экспонатом: уральские металлурги по советским чертежам воссоздали танк Т-35 

Из тяжёлого веса в лёгкий или альтернативный танк Т-35А

Из тяжёлого веса в лёгкий или альтернативный танк Т-35А

Безусловно, эта новость порадует всех любиителей военной истории. А также любителей танков и альтернативной истории.

Безусловно, благодаря этой реконструкции мы узнаем много нового. И не исключено, что в процессе расширения наших знаний, появятся и новые вопросы.

Например — как 16-ти тонный автокран поднимает 50-ти тонный танк?

А также — по каким чертежам уральские умельцы воссоздавали танк?

И, самое главное — каков он был, этот легендарный танк? Каковы были его история создания, ТТХ и славный боевой путь?

Об этом мы узнаем из данной статьи посвящённой этой альтернативной машине.

 Цитата из интернета — «Традиционно распространено мнение, что Т-35 был создан под влиянием «Индепендента», однако в архивных документах нет данных о том, что комиссия Гинзбурга во время своего пребывания в Англии интересовалась этой машиной. Не исключено, что советские конструкторы пришли к пятибашенной схеме самостоятельно, независимо от их английских коллег.»

Не будем спорить, было ли заимствование или конструктора в разных странах пришли к одной и той же компоновке независимо. Важно, что Independent A1E1, несмотря на весьма прогрессивную для своего времени конструкцию, не вписался в систему британских бронетанковых войск. Для крейсерского танка он был недостаточно подвижен. Для пехотного танка он был недостаточно защищен.

Independent A1E1

Independent A1E1

При чем же здесь Т-35 и его зарубежный аналог? А при том, что головной образец советского танка Т-35-1 столкнулся с теми же проблемами. И поэтому не устраивал РККА по своим ТТХ.

По сравнению с А1Е1 у него было более сильное пушечное вооружение. Хотя есть мнение, что все три орудия по боевой эффективности как раз и соответствовали одному орудию оптимального калибра. Так как 76-мм орудие было малоэффективно в роли противотанкового, а 37-мм ОФС явно недостаточен от слова вообще.

Пулеметное вооружение было даже несколько ослаблено. Пять ДТ против 4-х пулеметов Виккерс.

 

Из тяжёлого веса в лёгкий или альтернативный танк Т-35АИз тяжёлого веса в лёгкий или альтернативный танк Т-35А

Боевая масса по заданию 35т, на 3 тонны больше, чем у британца. Но фактически масса танка получилась 42 тонны, при этом, учитывая и увеличившиеся размеры, броня осталась на том же уровне.

Скорость, несмотря на мощный двигатель, была мала.

Подвеска и трансмиссия работали на пределе.

Дальше было только хуже, потому что имелась устойчивая тенденция к увеличению веса. Так как от конструкторов требовали повышения толщины брони. Серийный Т-35 весил уже 50 тон. Броня была немного увеличена, но для современной маневренной войны танк оказался непригоден.

Тогда Центральный Комитет поручил проверенным товарищам Ворошилову и Буденному взять этот важный проект под свой контроль. С этого момента начинается АИ.

Конструкторам были поставлены конкретные задачи.

Танк должен ездить. И ездить он должен хорошо. Танк должен стрелять. Танк должен подавлять волю противника к сопротивлению. Если это удалось, то можно обойтись без толстой брони. Значит, танк качественного усиления не обязательно должен быть тяжелым. Это должен быть агрессор. Его стихия — атака и маневр.

Итак, дальнейшее развитие Т-35 пошло не по пути увеличения веса, а по пути увеличения подвижности. Новую модель танка назвали Т-35А

ТТХ Т-35-1 и Т-35А приведены в таблице.

Прежде всего, была доработана ходовая часть. Каждый борт получил собственный двигатель. Танковая модификация бывшего авиационного двигателя М-11. Ведущие колеса — задние. Передача момента с вала двигателя на колеса — цепная, одновременно выполняющяя функции КПП. Также на каждом борту имеется тормоз, сцепление, устройство реверса и выходной планетарный редуктор. Ресурс цепной передачи на первых образцах при мощности 75 кВт составил всего 100 часов. Но небольшой ресурс был оправдан значительным снижением веса и стоимости устройства по сравнению с обычной КПП.  Кроме того, двухмоторная схема позволила значительно улучшить управляемость танка при движении на гусеницах.

Из тяжёлого веса в лёгкий или альтернативный танк Т-35А

Из тяжёлого веса в лёгкий или альтернативный танк Т-35А

При движении на колесах гусеницы снимались и разворот выполнялся за счет поворота двух передних пар колес. Две задние  колесные пары были ведущие. Передача вращения осущетвлялась цепной передачей через промежуточный вал, расположенный по оси балансиров. Средние две пары колес вывешивались и в движении не участвовали.

Конструкция оказалась надежной, а управление — комфортным, или, как тогда говорили, сподручным. Танк имел сдвоенное управление и стрелок курсового пулемета был по совместительству вторым водителем.

Можно сказать, что доработка ходовых качеств была выполнена на крепкую пятерку. Это было продемонстрированно на первомайском параде в 1934 году, когда рота новых танков пронеслась по Красной площади со скоростью 60 км/ч.

Разумеется, колесный ход был возможен только на дорогах с твердым покрытием.

Т-35А

Т-35А

Вооружение Т-35А было близко к британскому аналогу, но количество пулеметов было увеличено. Был добавлен курсовой пулемет и еще один пулемет был установлен в шаровой установке в центральной 4-х местной (!) башне. Таким образом, в центральной башне размещались командир, наводчик орудия, заряжающий и пулеметчик.

Как видим, пулеметное вооружение преобладало. Товарищ Буденный сказал — «Как шесть бронированных тачанок!»  Впоследствии на крыше центральной башни был установлен зенитный пулемет ШКАС-Т и пулеметов стало семь.

Что же касается артиллерийского вооружения, то в ходе испытаний было установлено, что эффективность 45-мм орудия 20К при стрельбе прямой наводкой превосходит эффективность 76-мм пушки КТ-28. Так как для поражения типовой мишени в большинстве случаев требуется прямое попадание, а вероятность попадания у 45-мм пушки намного выше. К тому же был разработан универсальный полубронебойный 45-мм снаряд, головная часть которого изготавливалась из каленой стали, а остальной корпус — из белого чугуна. Он снаряжался 100 граммами тротила с термитной крошкой и при взрыве образовывался огненный шар диаметром 10 м. При попадании во вражескую технику имел место зажигательный эффект. Но морально-психологический эффект был еще выше.

Вообще, на АИ сайте частенько возникает дискуссия на тему, что было бы лучше для Т-34 — трехдюймовка, как в РИ, или сорокапятка как у А-20? Ответ неоднозначен.

Корпус танка был укорочен благодаря компактности двигателей М-11. Вертикальные и горизонтальные стенки корпуса выполнялись из 5-мм броневой стали и собирались на  болтах. Для придания необходимой жесткости корпусу, он был усилен поперечным набором из 6-ти деревянных (!) шпангоутов. Между боевым и моторным отделениями имелась противопожарная переборка. Посадка экипажа осуществлялась через главный люк, расположенный на задней стенке шестиграна (подбашенной коробки). Кроме того имелось 8 люков, пригодных для аварийного покидания машины, которые использовались в основном для наблюдения за полем боя и вентиляции.

На крыше центральной башни имелась КОМАНДИРСКАЯ БАШЕНКА. И это, наряду с наличием освобожденного командира, ставило танк в ряд самых совершеннных боевых машин своего времени.

Да и нашего времени тоже. Не случайно, танк до сих пор стоит на вооружении многих государств. Возможно, причиной этого является не только боевая эффективность, но и дешевизна танка. В серии цена Т-35А была в полтора раза ниже, чем БТ-7. При том, что по массе танки практически равны, а по эффективности Т-35А значительно лучше.

Способность плавать не оговаривалась в Задании. Но при проектировании танка неожиданно выяснилось, что запаса плавучести вполне хватает для поддержания танка на плаву. А низкое удельное давление, хорошая трансмиссия и достаточная удельная мощность позволяют легко преодолевать крутые и болотистые берега. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, так что для водоходного режима от конструкторов потребовалось лишь обеспечить герметичность нижней части.корпуса.

Бульдозерный отвал. Исключительно полезная штука, особенно для танка, действующего в отрыве от тыловых частей. Например, при боестолкновении с легкими танками противника, этим бульдозерным отвалом можно сталкивать их с вражеских автострад. Ну, и дополнительная защита передней проекции танка. В целом, бронезащита была, что называется, рациональной. Обеспечивала защиту от картечи, осколков, пуль карабина Mauser 98k и пистолета Parabellum с любой дистанции.

Неудивительно, что вскоре встал вопрос о постепенной замене танкового парка    Т-26 и БТ на новый танк Т-35А, который тем самым, стал первым в мире ОБТ.

К концу войны для обеспечения массовости выпуска Т-35, его конструкция была упрощена. Колесный ход зачастую не ставился, а вооружение устанавливалось исходя из наличия пушек и пулеметов. Благо, размеры башни позволяли устанавливать пушки больших калибров.

Но, как и раньше, главным в этом танке были маневреннось и надежность. Способность идти по самому бездорожью в глубокие прорывы и побеждать!

Т-35 Горьковской сборки на фоне Рейхстага.

Т-35 Горьковской сборки на фоне Рейхстага.

Во вступительной части статьи мы обрисовали АИ ситуацию. Кто досюда дочитал, будет немедленно вознагражден, так как сейчас мы раскроем суть альтернативы.

Вопрос к знатокам — что означает буква «А» в названии танка Т-35А?

Один британский писатель утверждает, что «А» означает «автострадный».

Ну, неплохо для иностранца.

Какие еще будут идеи?

На самом деле, «А» означает, что танк авиатранспортабельный.

Посмотрите внимательно на чертеж. Не случайно корпус сделан из 5-мм листа. В результате ходовая часть без гусениц, броневых экранов и башен весит всего 5 тон.

Да башни 3 тонны. Да броня 3 тонны. Да гусли 2 тонны с бульдозерным ковшом.

Да топливо, боеприпасы, экипаж. Итого 15 тон.

В разобранном виде транспорируется тремя самолетами ТБ-3. Доставляется посадочным способом на любую ровную площадку. Время боевого разворачивания 2…3 часа.

И вперед! Танк к бою готов.

 

В АИ истории танковые десанты были успешно проведены в мирное время, но в преддверии фашистской агрессии в Чехословакии,  Норвегии и Польше. Наличие советских танков на сопредельных территориях сорвало планы агрессора.

 

В случае же военного конфликта с Финляндией, мог бы быть конфуз.

Так как горячие финские парни наверняка бы стали стрелять в наши превосходные танчики из своих Бойсов и Солотурнов.

Но вышло иначе. Наличие тысячи плавающих пятибашенных танков в ЛВО очень сильно облегчило ведение переговоров. Финляндия безо всякой войны вошла в состав Союза ССР на правах федеративной республики с сохранением собственного правительства, экономического строя, валюты и вооруженных сил. Политика, понимаешь.

 

К слову сказать, для своей армии финны выпускали Т-35А по лицензии аж до 1966 года.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account