Спасайся, кто может. Крейсер «Кайдзи». Китай

9

Стремительно текут светила в небе,
И осенью сменяется весна,
Цветы, деревья, травы увядают,
И дни красавца князя сочтены. (Лисао)

В 17-ом веке очередным завоевателям с севера, манчжурам, удалось завоевать территория Китая и возвести на престол империи манчжурскую династию Цин. В начале 20-го века Империя Цин -огромная, самая населенная страна мира и первая экономика планеты, практически самодостаточная, но экспортирующая такие важные для мировой торговли товары как чай и фарфор. Центр мира, Поднебесная, непоколебимый волнами времени.

Модель корабля Цзинцин работы Чэнь Юэ и Ли Миня.

Модель корабля Цзинцин работы Чэнь Юэ и Ли Миня.

Но все изменилось. Вместо варваров с севера пришли иноземцы со стороны моря. Алчные пришельцы сокрушили оставшуюся на уровне 17-го века армию Цин и навязали империи свои правила экономики. Две опиумные войны открыли огромную, но архаичную экономику Китая западному капиталу. Впервые серебро потекло не в Китай, а из Китая-в уплату за индийский опиум.

Хотя в императорском дворце угроза народных восстаний (типа тайпинов) врспринималась более серьезной, чем вторжение Британии и Франции на китайский рынок, необходимость модернизации и укрепления вооруженных сил стала очевидной для всех. Правда империя решала эту задачу старыми средствами- озадачиванием близких к трону сановников и «накачиванием деньгами», что в условиях крайне коррумпированной бюрократии приводило к очень низкой отдаче от вложений.

Кроме того при ослаблении центральной власти возросла роль губернаторов крупнейших и богатейших провинций, которые одновременно распоряжались армиями и флотами на своих территориях, что приводило к реальной раздробленности и обособленности, отсутствию единства даже в военное время. Губернаторы самостоятельно комплектовали свои флоты, развивали местное кораблестроение и арсеналы, через них проходило все имперские инвестиции. Наиболее современные корабли заказывались за границей, в основном в Англии и Германии), а сотни кораблей строились на местных верфях, созданных с помощью иностранных специалистов.

Флот Поднебесной в это время состоял из четырех региональных флотов: Бэйянского(«Флот Северного моря»), Наньянского («Флот Южного моря»), Фуцзяньского и Гуандунского.

До 1885 года Наньянский флот с базой в Шанхае был сильнейшим, лишь затем, после реформ Ли Хунчжана, который практически все финансовые потоки из имперской казны на строительство флота перевел в пользу Бэйянского флота и заказал в Германии и Англии современные броненосные корабли. В том же 1885 году был почти полностью уничтожен французами Фуцзяньский флот, а Наньянский потерял несколько своих кораблей.

Несмотря на многочисленные заказы, размещенные за границей, основную массу кораблей для своих многочисленных флотов китайцы строили сами. Самой мощной верфью в Китае был Арсенал в Фучжоу, созданный с помощью французов.

В начале 80-х руководство Наньянского флота в ходе неформального состязания с Бэйянским флотом Ли Хунчжана решило обзавестись пятью современными быстроходными крейсерами. В итоге два из них было заказано в Германии, а три изготовлено в Арсенале Фучжоу.

Именно здесь был построен один из самых мощных кораблей Наньянского флота- композитный крейсер 2 класса «Кайдзи». Крейсер представлял собой увеличенный композитный крейсер «Вей-Юань»(1879). Проект подготовили инженеры из французской Forges et chantiers de la Méditerranée. Всего здесь по данному проекту построено три корабля. Они были изготовлены в Арсенале Фучжоу и имели заводские номера верфи № 24, № 26 и № 27. Строительством руководили соответственно инженеры Ву Дэчжан, Ли Шотян и Ян Ляньчэнь.

В 80-х годах построенный в 1884 году «Кайдзи» был лучшим кораблем Наньянского флота. Китайской казне он обошелся в 386 000 лян серебра. По данным А.С. Павлова первоначально крейсер был вооружен 1 254 мм, 1 170 мм и 6 150 мм орудиями с 4 скорострелками, затем перевооружен на 2-210 мм, 6-150 мм, 6 скорострельных и 5 легких орудий. Подтверждений этой информации не попадалось.

Остальные два более скоростных крейсера Наньянского флота обошлись казне уже по 366 000 лян. Это были «Цзинцин» и «Хуан Тай». Интересно, что заказанные в этот же период в Германии два аналогичных, но стальных крейсера для Наньянского флота обошлись всего по 270 тысяч лян каждый.

По каким-то причинам «Хуан Тай» в некоторых источниках проходит как «Маннтех» («Маннатек» Mannatech «Manntai»寰泰).

«Цзинцин»(Дзин -Чин, King Ch`ing, Ching Ch’ing) у Павлова имел водоизмещение 1800/2100 тонн, имел 2 винта, нес 2-150 мм и 5-120 мм крупповских пушек, 6 пулеметов. Служил во флоте Фучжоу как учебный корабль с 30 кадетами и списан в 1933 году.

«Хуан Тай»(Huan Tai) у Павлова при водоизмещении 1300/1800 тонн имел машину 1600 л.с, давал скорость 14,5 узлов, нес первоначально 2-150 мм и 5-120 мм крупповских пушек и 6 скорострелок, но в 1900 году перевооружен на 3-180мм, 7 47мм и 2-14 мм орудий и пулеметов. Экипаж 250 человек.

Путаница в китайских архивах, связанная с различными диалектами в названиях, перемещениями кораблей и плохо налаженным учетом в сочетании с языковыми проблемами европейских исследователей мешает созданию непротиворечивой истории китайских кораблей. Хотя за последнюю пару десятилетий в этом деле достигнут гигантский прогресс. А ведь китайцы только при поздней Цин наделали сотни боевых кораблей, от броненосных полукрейсеров до разнообразных канонерок.

 Кайдзи


Кайдзи

Спасайся, кто может. Крейсер «Кайдзи». Китай
Спасайся, кто может. Крейсер «Кайдзи». Китай
Спасайся, кто может. Крейсер «Кайдзи». Китай

«Кайдзи» «Кай Чи» Kaiji Kai Chi Kai Chе 开济、開濟 Фучжоу Арсенал. Заложен 9 ноября 1881 года, спущен на воду 11 января 1883 года(1882), вступил в строй 11 октября 1883 года(январь 1884). Затонул в Сягуане, Нанкин, 22 июня 1902 года из-за взрыва пороха.

«Цзинцин» «Кинг Цин» King Ch`ing Jingqing 镜清、Фучжоу Арсенал.
Заложен 4 января 1884 года, спущен на воду 23 декабря 1885 года(17 января 1886), вступил в строй 11 августа 1886 года. Списан в 1918 году и был перепродан судоходной компании Санбэй для преобразования в торговое судно и переименован в «Шэнъю». Списан 1920.

«Хуан Тай» Huan Tai 寰泰. Фучжоу Арсенал. Заложен 12 января 1884 года, спущен на воду 3 ноября 1886 года, вступил в строй февраль 1888 года. Погиб 17 августа 1902 года при столкновении с канадским тихоокеанским лайнером Empress of India у берегов Гонконга.

Водоизмещение нормальное 2150-2153 («Кайдзи»), 2100 («Цзинцин», «Хуан Тай»)тонн. Длина 76,9 («Кайдзи»),76,2 («Цзинцин», «Хуан Тай») м. Ширина 11.0 м. Осадка 5,64(«Кайдзи»), 5,49 («Цзинцин», «Хуан Тай»)м.

Двигатели- 1 вал. 1 паровая машина компаунд(«Кайдзи»), 1 паровая машина , 8 цилиндрических котлов(«Цзинцин», «Хуан Тай»), 2400 л.с. Максимальная скорость 14,5-15(«Кайдзи»), 15 — 17(«Цзинцин», «Хуан Тай»)узлов. Запас угля 360 тонн. Экипаж 300 человек (по Павлову от 213 до 270)

Броня сталь: возможно бронированные казематы

Вооружение- 2 x 1 — 209 мм/20 RK L / 22 C / 72 Крупп,6- 7 x 1 — 120 мм/32 RK L / 35 C / 80 Крупп, 6 x 4 — 25 мм/42 Nordenfelt («Кайдзи»). Позже был перевооружен.

3 x 1 — 178 мм /26 Armstrong BLR, 7 x 1 — 121 мм /22 Armstrong 40pdr BLR, 2 -торпедных аппарата 356 мм («Цзинцин», «Хуан Тай»)

Небронированные крейсера имели композитный корпус с деревянной обшивкой, с медным тараном в носовой части. Корабли сохранили парусный такелаж с парусами площадью 910,92 кв. м. По силуэту- бак и ют были приподняты, одна дымовая труба в центре и три мачты.

На головном крейсере устанавливалась паровая машина, изготовленная самой верфью мощностью 2400 л.с (до 3000 л.с). Все крейсера оснащались восемью цилиндрическими котлами.

Основное вооружение «Кайдзи» состояло из двух 10-тонных орудий Круппа BL 210 мм в спонсонах перед трубой и семи орудий Круппа калибра 120 мм (четыре побортно плюс два в спонсонах на корме и одна на корме).

«Цзинцин» и «Хуан Тай» имели по два орудия Армстронга BL 7-дюймового калибра (178 мм)в носовых спонсонах и одно на корме, семь 120 мм 40-фунтовых 1,32-тонных пушки Armstrong BL (четыре по бортам на миделе, два в кормовых спонсонах и одно в носовой части под баком) и две 5-ствольные пушки Гочкиса.

Предполагается, что орудия были защищены казематами.

Кроме того последние крейсера серии несли по два 356 мм торпедных аппарата Whitehead на миделе по бортам.

Водоизмещение составляло около 2200 тонн, максимальная длина корабля около 83 метров, ширина — 11,5 метров, глубина 10,88 метра, осадка 5,44 метра.

Во время франко-китайской войны 1884-1885 годов Наньянским флотом командовал адмирал Ли Чэнмоу (ранее возглавлявший флот Фучжоу и флотилию речных джонок на Янцзы). Китайские корабли укрылись в Шанхае и Нанкине, под прикрытием береговых батарей. После рекогносцировки в этом районе французского броненосца Триомфан и крейсера д’Эстен (капитан де Вэссо Бо), французское правительство отказалось от атаки, сочтя риски неприемлимыми. Выбор пал на менее сильный флот Фучжоу, куда и были собраны французские корабли.

Для наблюдения за Наньянским флотом в начале августа 1884 года к Шанхаю был отправлен крейсер «Парсеваль». После разгрома флота при Фучжоу Наньянский флот разделился. Новые корабли, включая крейсера «Нанруй» и «Нанчен» германской постройки ушли на защиту Нанкинского арсенала, а старые корабли и ренделовские канонерки остались в Шанхае. Никаких попыток напасть на одинокий французский крейсер китайцы не предпринимали.

В ночь на 30 августа 1884 года крейсер «Парсеваль» наконец-то был обстрелян с береговых батарей фортов Усун и без потерь отошел в открытое море на безопасную дистанцию.

Единственная активная операция Наньянского флота была проведена в феврале 1885 года в виде попытки прорвать французскую блокаду Формозы.

18 января 1885 года китайские крейсера «Наньчэнь», «Наньруй» и «Кайдзи» в сопровождении фрегата «Юйюань» и композитного шлюпа «Чэнцин»вышли из Шанхая и направились к Формозе под командованием адмирала Ву Аньканга.

План предусматривал участие в походе двух новейших крейсеров английской постройки из Бэйянского флота-«Чаоюн» и «Янвэй», но Ли Хунчжан, под благовидным предлогом обострения японо-китайских отношений в Корее увел их к корейским берегам.

В итоге небольшая китайская эскадра испытывала жуткие пораженческие настроения и двигалась очень медленно, всячески пытаясь избежать столкновения с французами. Адмирал Ву ограничился демонстрацией и распространением известй о прибытии китайской эскадры для деблокады острова, а сам развернул корабли на Сямынь.

Напротив, французы, мучавшиеся в блокаде от скуки и рутины, ухватились за этот шанс обеими руками. Курбе с броненосцами «Баярд» и «Триомфан», крейсерами «Ньелли», «Эклер» и «Дюге-Труэн», канонерской лодкой «Аспик» и десантным кораблем «Сона» в начале февраля вышел на поиски китайской эскадры. Поиски были безуспешны, китайских кораблей не попадалось.

Лишь прикупив на берегу несколько китайских газет, Курбэ узнал, что эскадра адмирала Ву укрылась в бухте Саньмэнь.

13 февраля у бухты Шипу ( Шейпу), к югу от Чусанских островов, французы обнаружили отряд из 5 вымпелов. Французы атаковали с ходу. Китайцы смело двинулись навстречу журавлиным клином, впереди шел флагман Ву- крейсер «Кайдзи».

Но едва приблизившись к врагу, китайский строй развалился, три новых крейсера ушли на юг, преследуемые французами, а более старые фрегат «Юйюань» и композитный шлюп «Чэнцин» вернулись в бухту Шипу.

Догнать китайские крейсера Курбе не смог и к вечеру 13 февраля вернулся к бухте Шипу. В ночь на 14 февраля французы атаковали китайские корабли двумя минными катерами. Бухта была забита множеством китайских джонок, а сами китайцы в этот день праздновали свой Новый год. Несмотря на праздник французские катера были обнаружены дозорными примерно в сотне метров и подверглись интенсивному ружейному обстрелу. Тем не менее, потеряв лишь одного убитым, французы подорвали обе мины у борта китайского фрегата и успешно удалились. Экипаж китайцев после взрывов в ужасе вплавь покинул фрегат, который немедленно затонул.

С потоплением шлюпа «Чэнцин» прекрасно справились китайские береговые батареи, открывшие огонь по наиболее заметной цели.

Спасшийся от французских пушек и торпед «Кайдзи» вместе с «Наньруй», «Наньчэнь», «Чаову», «Юанькай» и двумя «алфавитными» канонерскими лодками были потом до конца войны блокированы французами в бухте Чжэньхай. Погиб крейсер в Сягуане, Нанкин, 22 июня 1902 года после взрыва артпогреба.

«Хуан Тай»(«Маннтех») столкнулся в Гуандуне с торговым судном «Королева Индии» (Empress of India) канадской Тихоокеанской судоходной компании 17 августа 1903 года и затонул.

«Цзинцин» был списан в 1918 году и перепродан судоходной компании Санбэй для перестройки в торговое судно и переименован в «Шэнъю».

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/kreisera-spasaisia-kto-mojet-kaidzi-616d63ac7b4d25470d4c9082?&

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account