19

В середине прошлого века деятельное участие в развитии отечественного вертолетостроения принимало конструкторское бюро А.С. Яковлева. Оно последовательно разработало несколько проектов транспортных вертолетов, а также занималось поиском принципиально новых решений. В шестидесятых годах такой поиск привел к появлению необычного предложения. Новый проект под названием ВВП-6 предусматривал строительство тяжелого вертолета, способного стать новым элементом противовоздушной обороны.

К большому сожалению, о проекте ВВП-6 известно не слишком много. В открытых источниках имеются лишь краткое его описание и единственная фотография масштабного макета. Тем не менее, и это позволяет составить приемлемую картину, а также оценить гипотетические возможности предлагавшейся машины и понять, почему ее не стали доводить даже до стадии технического проектирования.

Единственное известное изображение модели ВВП-6

Единственное известное изображение модели ВВП-6

Проект ВВП-6 предлагал строительство тяжелого многороторного вертолета, предназначенного для несения особой полезной нагрузки. Тогда как другие винтокрылые машины предназначались для перевозки солдат, оружия, боеприпасов и техники, новый образец должен был брать на борт ракеты зенитного комплекса С-75 – причем вместе с пусковыми установками. По сути, предлагался оригинальный вариант зенитного ракетного комплекса на винтокрылой платформе, пригодный для быстрой организации противовоздушной обороны на опасном направлении.

Специфические задачи серьезно сказались на облике вертолета. По своей архитектуре и компоновке он должен был заметно отличаться от других машин, как своего времени, так и более поздних. Предлагалось использовать фюзеляж большого сечения, способный вместить особую полезную нагрузку. Для получения нужной грузоподъемности использовались шесть самостоятельных винтомоторных групп, размещенных на шести плоскостях.

Основой планера ВВП-6 являлся фюзеляж необычного вида. Макет показывает, что он должен был иметь большое удлинение. На большей части длины сохранялось одинаковое сечение, близкое к прямоугольному. В носовой части машины помещалась кабина пилотов с характерным «балконом» фонаря. Внутри фюзеляжа могли находиться топливные баки и какая-либо нагрузка. В частности, в источниках упоминается возможность размещения внутри машины дополнительного боекомплекта.

С точки зрения аэродинамики, планер ВВП-6 сделали т.н. продольным трипланом. В носовой, центральной и хвостовой частях фюзеляжа разместили три крыла. Каждая плоскость имела прямую переднюю кромку. Внутри крыла и на его поверхности планировалось поместить разные агрегаты винтомоторной группы – по одной на каждом полукрыле. Возможно, в горизонтальном полете крылья должны были создавать существенную подъемную силу и частично разгружать винты.

По-видимому, внутри крыла планировалось помещать редуктор несущего винта. Под крылом находилось два пилона, на которых инженеры поместили по два турбовальных двигателя. Какой тип двигателя предлагался для использования – неизвестно. На каждом крыле имелось четыре двигателя и редуктор, обеспечивавший привод шестилопастного винта. Длина лопастей несущего винта была подобрана так, чтобы ометаемый диск не перекрывал проекцию фюзеляжа и не угрожал полезной нагрузке.

Имея шесть полукрыльев с винтомоторной группой на каждом, вертолет ВВП-6 должен был иметь сразу шесть одинаковых несущих винтов. Их привод осуществлялся 24 отдельными двигателями, соединенными между собой при помощи особых редукторов. Как предлагалось организовывать управление машиной – неизвестно. Все винты могли комплектоваться автоматами перекоса для изменения параметров тяги. Кроме того, для маневрирования можно было использовать дифференцированное изменение оборотов двигателя.

Под передним и задним крылом располагались убираемые опоры шасси. Предусматривалось использование четырех опор, по две на каждом борту. Вероятно, в полете они могли убираться в ниши фюзеляжа.

Не менее чем сам вертолет ВВП-6 интересна его полезная нагрузка. Для ее размещения верхняя часть фюзеляжа была выполнена в виде плоской прямоугольной площадки с бортами. На такой площадке – на одной линии с крыльями – предлагалось монтировать пусковые установки для ракет. Между парой полукрыльев помещались две подъемные направляющие с ракетой на каждой. Таким образом, вертолет необычного вида мог перевозить и запускать шесть ракет ЗРК С-75. Предусматривалось применение ракет модификаций В-750 и В-755.

Основные компоненты ЗРК С-75: ракета В-750 и пусковая установка СМ-63

Основные компоненты ЗРК С-75: ракета В-750 и пусковая установка СМ-63

В некоторых источниках утверждается, что в целевую нагрузку ВВП-6 могли входить также дополнительный боекомплект, радиолокационная станция и приборы управления стрельбой. К сожалению, известное фото макета не позволяет понять, где и как могли размещаться все эти изделия – в первую очередь, дополнительные ракеты и РЛС.

Можно предположить, что вертолет ВВП-6 действительно мог бы получить все необходимые устройства для превращения в полноценную зенитную батарею. В противном случае, РЛС обнаружения и управления, а также другие компоненты комплекса пришлось бы размещать на другой платформе. В итоге полноценная работоспособная зенитная батарея должна была состоять из нескольких ВВП-6 с разной аппаратурой и разными функциями.

По известным данным, длина перспективного вертолета по фюзеляжу должна была достигать 49 м. Ширина с учетом ометаемых дисков винтов могла быть примерно вдвое меньше, ширина фюзеляжа – порядка 6 м. Расчетные весовые параметры вертолета неизвестны. В зависимости от модели применяемых ракет, готовый к применению боекомплект весил 13-14 т. Дополнительные ракеты В-750/755 могли увеличить общую массу полезной нагрузки едва ли не вдвое. Учитывая уровень весового совершенства вертолетов того времени, можно предположить, что максимальная взлетная масса ВВП-6 должна была выйти на уровень 45-50 т. Летно-технические характеристики неясны.

Боевые качества вертолета ПВО по типу ВВП-6 должны были находиться в прямой зависимости от его летных характеристик и типа применяемых ракет. Скорость и дальность полета определяли возможные рубежи развертывания мобильных ЗРК. Вертолеты с ракетами могли бы в минимальное время прибывать на заданные позиции, выполнять посадку и осуществлять развертывание зенитных средств.

В зависимости от типа установленных ракет и режима работы средств наведения, вертолет ВВП-6 мог поражать аэродинамические цели на дальностях до 20-25 или 40-45 км и высотах от 3 до 30 км. Для уничтожения цели использовалась осколочно-фугасная боевая часть массой 190 кг. Ракеты В-750 и В-755 оснащались радиокомандной системой управления.

Таким образом, в кратчайшие сроки на пути авиации противника мог возникнуть зенитный заслон, построенный с применением самого современного ракетного комплекса С-75. После отражения налета и уничтожения авиации противника вертолеты ВВП-6 имели возможность взлететь и в минимальное время уйти с позиции, сокращая риски ответного удара.

***

Концепция вертолета противовоздушной обороны, вооруженного зенитными ракетами и оснащенного необходимыми приборами управления, могла представлять интерес для военных. Винтокрылая машина по типу ВВП-6 в теории давала армии особые возможности, а вместе с ними и преимущество перед вероятным противником.

Главным преимуществом ВВП-6 оказывалась высокая мобильность. В этом отношении вертолет с ракетами наголову превосходил все существующие и перспективные ЗРК традиционного облика. Нетрудно представить, как быстро вертолет мог бы выйти на указанную позицию и насколько обогнать ЗРК С-75 на штатных машинах. По мобильности с вертолетом могли сравниться разве что истребители с ракетами «воздух-воздух», однако в этом случае речь шла и о других отличиях.

Ценой разумного увеличения размеров и массы вертолета можно было получить существенный боекомплект, готовый к применению. Кроме того, имелись возможности для перевозки дополнительных ракет. Таким образом, по своим огневым качествам вертолетное звено в составе нескольких машин оказывалось заменой наземной зенитной батарее.

Немаловажным преимуществом проекта ВВП-6 являлась унификация с существующим ЗРК по боеприпасам. Проект предусматривал применение ракет В-750 и В-755, использовавшихся многочисленными комплексами С-75. Таким образом, при строительстве и развертывании перспективного вертолетного комплекса не требовались разработка и выпуск специальных ракет под него.

Впрочем, оригинальный проект имел целый ряд проблем разного рода. Главная – излишняя сложность. Предлагаемая машина отличалась большими размерами и массой, которые требовали использовать 6 винтомоторных групп с 24 двигателями – своеобразный рекорд среди проектов отечественной разработки. Проектирование подобной машины являлось крайне сложной задачей в техническом и технологическом отношении. Остается только гадать, как долго пришлось бы создавать технический проект, а затем строить, испытывать и доводить опытный вертолет.

Имелись и проблемы тактического характера. Мобильный ЗРК на базе вертолета, отличаясь высокими боевыми качествами, обязательно станет приоритетной целью для противника. Авиация и артиллерия должны были принимать все необходимые меры для обнаружения и уничтожения ВВП-6 в полете или на позиции. При этом в подавлении вертолетной ПВО могли участвовать и зенитные средства противника.

Плотная укладка ракет на фюзеляже вертолета ВВП-6 приводила к характерной проблеме. Она не позволяла использовать пусковые установки с большими углами горизонтальной наводки. Из-за этого могли возникать проблемы с предварительным наведением и захватом цели. Для поворота ракет на сравнительно большие углы требовался поворот всей машины – не самая простая операция, требующая взлета. Транспортировка части боекомплекта внутри фюзеляжа ставила перед конструкторами новую задачу. Требовалось оснастить вертолет некими встроенными средствами перегрузки ракет на пусковые установки.

Таким образом, предложенный вертолет-носитель зенитных ракет ВВП-6 имел как характерные преимущества, так и существенные недостатки. Гипотетически он мог эффективно решать свои боевые задачи, но при этом оказывался крайне сложным. В результате оригинальный проект посчитали бесперспективным с точки зрения реального применения. ОКБ А.С. Яковлева не получило заказ на его дальнейшее развитие, и проект отправился в архив, где затерялся на несколько десятилетий. В дальнейшем к подобным идеям не возвращались. Появлению проектов зенитного вертолета не поспособствовал даже прогресс в сфере зенитных ракет, сокративший их габариты и массу.

Из истории проекта специального тяжелого вертолета ВВП-6 можно сделать несколько выводов. Во-первых, она показывает, что на основе известных и хорошо освоенных решений и компонентов можно соорудить необычную концепцию для решения привычных задач. Кроме того, проект подтвердил, что зачастую получение выдающихся результатов связано с излишней сложностью. Вследствие этого от смелого технического предложения отказались как от бесперспективного. Впрочем, проект ВВП-6 достоин отдельного места в истории отечественной авиации.

Источник — https://topwar.ru/156959-proekt-vvp-6-zenitno-raketnyj-vertolet-dlja-sovetskoj-armii.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account