Переформатирование Австрийской империи в двуединую Австро-Венгерскую имело негативные последствия для имперского флота, триумфатора сражения при Лиссе. Парламенты, особенно категорически сухопутный венгерский , крайне неохотно выделяли деньги на флот, необходимость которого для них была неочевидна. После «Тегетгофа»(1881) в строй вошло только два небольших броненосца, в то время как заклятые соперники итальянцы построили 9 крупных и мощных кораблей.
Однако списывать со счетов флот лоскутной монархии было еще рано. С учетом максимальной модернизации старья и постройки небольших кораблей, на которые удавалось уговорить депутатов, 1 января 1891 года в строю находилось 11 мореходных броненосцев( в т.ч. всего три не до конца устаревших броненосца- SMS Kronprinz Erzherzog Rudolf , SMS Kronprinzession Erzherzogin Stephanie и SMS Tegetthoff) , 2 бронепалубных крейсера, 2 речных монитора, 10 неброненосных фрегатов и корветов, 6 канонерских лодок, 12 минных крейсеров и 57 миноносцев различных классов. В постройке было 5 крупных кораблей, 1 таранный (броненосный) крейсер, 2 монитора, 1 минный крейсер и 1 минный транспорт и несколько миноносцев. Количество кораблей за 4 года выполнения программы морского министра фон Стернека выросло с 76 до 100.
Крайне ограниченные финансовые ресурсы и вынужденная скромность в запросах флота на новые корабли способствовали появлению феномена небольших, недорогих, но крайне эффективных и сбалансированных кораблей в австрийском флоте. Во многом он связан с назначением на должность главного строителя флота инженера Зигфрида Поппера.
Поппер придавал большое значение точности расчетов, выверяя каждый килограмм водоизмещения на соответствие сбалансированности боевой мощи, скорости и дальности. Естественно, в условиях Адриатики прежде всего в жертву приносилась дальность, основной противник был на противоположном берегу узкого моря. Дальних походов броненосцам совершать необходимости не было, а на тесной Адриатике главными были мощь и скорость.
19 июля 1891 года правительство выдало задание на проект нового броненосца. Из трех представленных проектов был выбран один, но с требованием по увеличению толщины броневого пояса до 300 мм. Для замены устаревших кораблей через парламенты в мае 1892 года удалось наконец провести одобрение финансирования на три корабля береговой обороны, водоизмещением всего 5600 тонн.
Имена корабли получили в честь столиц обоих государств двуединой империи -Вены и Будапешта, и объединяющего их в личной унии монарха.
Первыми в Триесте 16 февраля 1893 года заложили «Вену» и «Будапешт», а «Монарх» в Поле 31 июля 1893 года. Но именно «Монарх» спустили на воду первым-9 мая 1895 года, благодаря чему он стал головным в серии. На церемонии присутствовали император Франц Иосиф I, эрцгерцогиня Мария Терезия, жена младшего брата императора и наследный принц Франц Фердинанд.
В строй первым вступил «Вена» 13 мая 1897 года, а через год с разницей в день-остальные два. «Вену» и «Будапешт» получили от своих городов специальные флаги. Стоимость одного броненосца этой серии определялась в 3,5 млн. флоринов, фактически «Вена» обошелся в 3,44 млн. флоринов, a «Будапешт» – в 3,56 флоринов.
«Монарх» стал четвертым и последним австрийским броненосцем, сошедшим со стапелей арсенала в Поле. Основные же заказы отныне получала Stabilimento Technico Triestino в Триесте.
Начало возрождения имперского флота в «эпоху Стернека» положили именно три броненосца типа «Монарх». С них началось пополнение флота двуединой монархии удачными и сбалансированными современными кораблями. Адмиралы(в том числе и сменившие фон Стернека морские министры Шпаун и Монтекукколи ) научились грамотно подбирать ключи к бюджетному сейфу и сердцам австрийских и венгерских депутатов. Империя обзавелась небольшим, но современным, сбалансированым и неплохо обученным флотом, который смог достойно выполнять необходимые стране задачи.
В 1897 году австрийцы выделили один из самых крупных контингентов в Международную эскадру при урегулировании Критского кризиса. В 1900 году австрийские крейсера и десантники активно участвовали в подавлении боксерского восстания в Китае. В 1905 году австрийский адмирал возглавил объединенную эскадру европейских держав во время очередного греко-турецкого кризиса на острове Лесбос.
«Монарх» SMS «Monarch».Верфь ВМФ, Пола. Заложен 31.7.1893 .Спущен на воду 9.5.1895.Вступил в строй 11.5.1898 .Сдан на слом 1920
«Вин»(«Вена») SMS «Wien». «Stabilimento Tecnico Triestino» ,Триест. Заложен 16.2.1893 .Спущен на воду 6.7.1895. Вступил в строй 13.5.1897 . Потоплен 10.12.1917. Поднят и сдан на слом в 1920-1922 годах
«Будапешт» SMS .»Budapest» «Stabilimento Tecnico Triestino» ,Триест. Заложен 16.2.1893 .Спущен на воду 27.4.1896 .Вступил в строй 12.5.1898. Сдан на слом 1920
Водоизмещение проектное – 5636 т ( “Wien», остальные – 5645 т). 5547/5878 (5785 длинных тонн)тонн, Размеры 97,697 /99,22 х 17-17,2х 6,39/6,6 м.
Двигатели-две паровые машины тройного расширения ,8 цилиндрических котлов (“Будапешт” -16 котлов Бельвиля ), 8500 л.с. (“Будапешт” — 9180 л.с. ) Проектная скорость 15,5 узлов . (“Будапешт” — скорость 17,5 узлов), Запас топлива 300/500 т угля. Дальность: 4100 км . Экипаж 426 человек или 26 офицеров и 397 нижних чинов.
Броня (гарвеевская) пояс 270- 220 мм, башни 250 мм, казематы 80 мм, палуба 40 мм, рубка 220 мм.
Вооружение- 4-240 мм/ 40 Круппа модели С.94 , 6-150 мм/40 Шкода ,10 × 47-мм L/44 пушки Шкода ,4 × 47-мм L/33 пушки Гочкиса , 1 пул. 8-мм , 2 × 70мм/15 десантных (шлюпочных) орудий Ухатиуса , 2 бортовых ТА 450 мм.
В 1903 году на корабли установлена радиостанция.
В 1917 году на SMS Wien и SMS Budapest было установлено по одному зенитному орудию 70-мм/50 K10 фирмы Шкода .
Летом 1918 года на SMS Budapest специально для бомбардировки побережья вместо носовой башни установлена 380-мм гаубица.
Технические сведения по этим кораблям часто противоречивы. Корпус броненосцев имел двойное дно, по разным данным либо на всю длину корпуса либо на две трети. Точное количество водонепроницаемых отсеков неизвестно, обычно называется 142. Для защиты от торпед, согласно тогдашним представлениям ,корабли получили продольную броневую переборку, которая однако имела негативные последствия в виде потери остойчивости при пробоине борта(что погубило «Вену»).Носовая часть была снабжена 11-тонным литым стальным тараном.
По мореходности были некоторые претензии-низкий корпус приводил к заливанию передней башни даже при небольшом волнении.
На гладкопалубном корпусе в центре располагалась вытянутая надстройка ,в которой размещался каземат средней артиллерии и оба мостика с боевыми рубками. На боевой мачте, в центре носового мостика было два марса с двумя скорострельными пушками на нижнем и пулеметом на верхнем. Внутри мачты шла подача боеприпасов.
Окраска кораблей была в целом в русле мировых тенденций- до 1900 года-викторианская, потом маскировочная -темно-зеленая(под цвет прибрежных заросших лесами гор),с 1913- светлосерая, как у немцев во Флоте Открытого моря.
Экипаж по проекту 469 человек, в реальности упоминаются 430,426,440,445,450 человек. Интересно ,что на «Будапеште» под 450 человек резервировалось 29 610 кг водоизмещения, под багаж-21 730 кг. Для нужд экипажа предназначался штатный запас в 12 078 кг вина( с тарой и упаковкой),всего 32 560 кг питьевой воды и 16 858 кг продуктов на месяц автономного плавания( в основном хлеб, сыр и солонина).
Броненосцы получили современную на тот момент гарвеевскую(иногда упоминается сталеникелевая) броню с закаленным передним слоем. Главный броневой пояс из двух рядов броневых плит, общей высотой 2,08 метра располагался вдоль 83% ватерлинии на 77,7 метров, защищая кормовую часть примерно до башни. Ниже ватерлинии было 1,2 метра. На миделе толщина вниз снижалась с 270 до 140 мм, а в корме у барбета- 200-160-80 мм (по др. данным 254-120 мм),в носу от 150 до 240 мм. Пояс замыкался кормовым траверсом в 200 или 265 мм.
Верхний пояс высотой 242 см закрывал пространство между башнями вплоть до верхней палубы на 40 или 66% длины корпуса и замыкался 200 мм траверсами. Над ним размещался бронированный каземат (впервые на австрийских броненосцах) высотой 220 см для 150 мм пушек. Между орудиями имелись броневые поперечные переборки. А крышу каземата прикрывал только 12 мм стальной лист. Плоская броневая палуба была толщиной 40-60 мм.
Полный вес брони броненосца составлял 1527,2 тонн, 24,5% от максимального водоизмещения .
Две вертикальные паровые машины тройного расширения работали на два вала и имели мощность 6000 л.с. на естественной и 8500 л.с.на форсированной тяге для «Вены» и «Монарха». На двух кораблях серии стояли старые огнетрубные цилиндрические котлы(по некоторым данным по 5 штук),а на «Будапеште»-16 новейших водотрубных системы Бельвиля(первые водотрубные котлы на австрийских броненосцах) .Это обеспечило более высокую мощность силовой установки и максимальную скорость-17,5 узлов при 9180 л. с.. В обычном режиме каждый броненосец принимал 300 тонн угля, в максимальном-до 500 тонн.
Впервые в австрийском флоте корабли получили башенные орудия-по четыре мощных длинноствольных(40 калибров) 240 мм пушки K94 фирмы Krupp в носовой и кормовой двухорудийных башнях. Угол вертикального наведения-4°, +25°, угол горизонтального наведения+/-130°, скорострельность 0,28-0,33 выстрелов/мин.( по другим данным до двух выстрелов в минуту) , начальная скорость снаряда 690 м/с, дальность стрельбы 15 800 м, масса снарядов 212,7 кг.
Масса орудия 27,85 тонн , башни 189,7 тонн, расчёт 20 человек. Башни были полностью механизированы, снабжены электроприводами. Орудия могли заряжаться в любом положении. Стальной либо чугунный снаряд был способен у среза ствола пробить 780-мм стальную плиту, а при наличии бронебойного наконечника на дистанции 2,7 км он пробивал 260-мм крупповскую цементированную броню. На тот момент крупповские этого калибра были лучшими в мире.
Как и немцы, вписывая вооружение и бронирование в ограниченное водоизмещение, австрийцы пошли на применение меньшего главного калибра, чем другие державы, но компенсировали это за счет большей скорострельности и высокого качества крупповских, а впоследствии шкодовских пушек. Оптимальным в этот период для австрийцев стал калибр 240 мм.
Средняя артиллерия состояла из шести 150-мм орудий Škoda с длиной ствола 40 калибров в центральном каземате (по 3 на каждый борт). Погонный и ретирадный огонь могли вести по два орудия. Угол вертикального наведения-6°, +15°,скорострельность 6 (до 10)выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы 13 700 м, масса снарядов 45 кг. У среза ствола снаряд мог пробить 440-мм стальную плиту, а на дистанции 2.7 км при наличии бронебойного наконечника пробивал крупповскую цементированную броню толщиной 102 мм.
От миноносцев защищали десять 47-мм скорострельных орудий Škoda с длиной ствола 44 калибра. Угол вертикального наведения-10°, +20°, скорострельность 25 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 710 м/с, дальность стрельбы 4 000 м, масса снарядов 4,5 кг. Дополнительно было установлено ещё четыре 47-мм пушки Гочкиса.
Размещение- 6 побортно на палубе надстройки (по одному над каждым 15 -см орудием), 4 на втором ярусе носового мостика у ходовой рубки (2 в передней части, 2 в задней части на крыльях), 2 на нижнем марсе мачты и 2 в каюте командира (в самой корме под верхней палубой, побортно). 6-мм щиты имели только шкодовские пушки, гочкисы, установленные на марсе и в каюте командира, щитов не имели. 8 мм пулемет, вероятно, монтировался на верхнем марсе.
Корабли были вооружены двумя 450-мм торпедными аппаратами в районе миделя , по одному на борт.
Для вооружения экипажа хранилось 159 винтовок и 74 револьвера.
При вступлении в строй «Вена» и «Монарх» были идентичны по внешнему виду, «Будапешт» несколько отличался от них дымовой трубой, кожух которой доходил вверху вплоть до колпака, а также видом и величиной кормового вентиляционного раструба. У «Вена»-вентиляторы вокруг первой трубы одинаковые по высоте , у «Монарх»-два вентилятора перед первой трубой выше пары тех что позади.
Летом 1918 года на SMS Budapest специально для бомбардировки Картелаццо и побережья вместо носовой башни установлена 380-мм/17 гаубица М. 16 , однако участия в бомбардировке корабль не принимал. Уже в октябре гаубицу сняли. Вес установки составлял 81,7 т, углы вертикальной наводки от 40° до 75°, скорость снаряда у среза ствола – 460 м/с. При использовании 740-кг снаряда М16 дальность стрельбы составляла от 3,6 до 15 км, а при использовании 600-кг снаряда М17 – от 5,4 до 16,3 км.
Три броненосца вступили в строй в мае 1897 и 1898 годов, в течение трех майских дней друг за другом. «Вена» сразу после вступления в строй посетил Бриллиантовый юбилей(60 лет) правления королевы Виктории в Великобритании в июне 1897 года, а затем присоединился к международной эскадре по урегулированию Критского кризиса. «Монарх» 22 июля 1898 года у далматинского побережья столкнулся с миноносцем. “Будапешт” вступил в строй осенью 1898 года как флагманский корабль контр-адмирала Минютилло.
В 1899 году сформированная из трех новых броненосцев 1-я броненосная эскадра совершила большой поход по портам Адриатики и Эгейского моря, демонстрируя растущую силу имперского флота. Вскоре австро-венгерский начал пополнятся полноценными эскадренными броненосцами. В начале 1903 года первый из них, «Габсбург»,уже участвовал в совместном плавании с «монархами». На следующий год в аналогичный поход броненосцы сходили уже с «Арпадом».
В 1904 году командование флота смогло провести уже первые маневры с участием броненосных эскадр- три броненосца типа «Монарх» против трех эскадренных броненосцев типа «Габсбург». Конечно, победа досталась молодежи. Первую эскадру теперь составляли «габсбурги»,а вторую-«монархи». С осени 1905 года новые броненосцы окончательно вытеснили «монархов» на вторые роли.
В 1906 году во время учений на “Будапеште” применялся для разведки аэростат.
С появлением в составе флота новых броненосцев типов «Эрцгерцог Карл» и «Радецкий»,а затем и дредноутов типа «Вирибус Унитис» старые «монархи» перешли уже в 5-ю эскадру имперского флота. Перед первой мировой войной командиром «Будапешта» был капитан 2-го ранга Миклош Хорти. В 1913-1914 годах все три корабля служили в качестве учебных ( “Вена” был учебно-артиллерийским кораблем).
В первой мировой войне устаревшие броненосцы использовались для обстрела прибрежных укреплений противника. 10 августа Австро-Венгрия объявила о блокаде побережья Черногории .
SMS Budapest с августа 1914 года был переведен из Полы в Каттаро, откуда проводил обстрелы черногорской горы Ловчен. Эта огромная гора в Черногории, господствующая над гаванью австрийской морской базы Каттаро. С вершины горы черногорцы, впоследствии усиленные французскими и итальянскими тяжелыми пушками могли держать под обстрелом австрийские корабли в бухте. Кроме того, радиостанция, устроенная черногорцами, обеспечивала войскам Антанты постоянное снабжение информацией об австрийских передвижениях.
9,17 и 19 августа SMS Monarch выполнял задание по уничтожению черногорских радиостанций в Будве, Баре и Воловице. 24 августа SMS Monarch и SMS Wien удалось практически полностью сбить черногорцев с горы.
Следующим заданием SMS Monarch стала охрана порта.17 сентября SMS Wien с внутреннего рейда Каттаро обстрелял черногорские позиции близ Свети Вара. Орудия броненосцев были весьма эффективны в разрушении обороны черногорцев.
SMS Budapest принял участие в предновогоднем рейде австрийского флота 28-29 декабря 1915 года на порт Дураццо, к которому отошла разгромленная сербская армия и беженцы. 9 января 1916 года броненосец добил черногорские батареи на горе Ловчен(французы с нее эвакуировались раньше). Для того чтобы достать позиции в горах 240 мм пушками пришлось затопить несколько отсеков и придать дополнительный крен. 19 корпус австрийской армии захватил господствующую над морской базой Каттаро высоту. Черногория капитулировала, Балканский фронт ушел далеко на юг, к Салоникам. Броненосцы перевели на поддержку итальянского фронта.
В конце 1917 года SMS Budapest (в августе)и SMS Wien были переведены в Триест, откуда выходили на обстрел прибрежных позиций итальянской армии у реки Пьява. В октябре 1917 года броненосцы SMS Arpad, Wien и Budapest поддержали огнем наступающий левый фланг армии, разгромившей итальянцев в битве у Капоретто. В ноябре-декабре Budapest и Wien бомбардировали итальянские позиции в заливе Триеста. 16 ноября оба броненосца обстреливали итальянские позиции под Кортелаццо. Даже высланная из Венеции итальянская эскадра не помешала австрийцам. За 4 часа стрельбы Wien получил 7 попаданий в надстройки, у Budapest снаряд не смог пробить броню в подводной части корпуса.
Ночью на 10 декабря 1917 года два итальянских торпедных катера MAS 9 и MAS 13 проникли в гавань Триеста и выпустили торпеды по обоим броненосцам. SMS Wien в 2-30 получил торпеду с МАS 9 капитан-лейтенанта Луиджи Риццо и через 10 минут затонул на мелководье. Попытка австрийцев применить контрзатопление успеха не имела-корабль был стар,а противоторпедная переборка сработала с противоположным результатом.
Благодаря этому погибло только 26 человек из экипажа (по другим данным потери 32 убитыми и 17 ранеными). Выпущенные вторым катером торпеды мимо SMS Budapest проскочили к молу базы гидроавиации и взорвались там . Итальянские катера на полном ходу покинули «место преступления» без потерь. Через полгода тот же Риццо отправит на дно австрийский дредноут “Szent Istvan”.
Расследование показало ,что несмотря на два взрыва , броненосец утопила одна единственная торпеда
В мае 1918 года SMS Budapest вернули в строй и летом на нем заменили носовую башню 380 мм гаубицей (15-дюймовые L/17) . В этом виде его предполагалось использовать для обстрела итальянского побережья. Однако в связи с развалом и капитуляцией Австро-Венгерской империи применить его в бою не успели.
После смерти императора Франца Иосифа I 21 ноября 1916 года империя пошла вразнос. 5 октября 1917 года миноносец “ТВ-11” сбежал из Себенико и сдался итальянцам,были попытки и на других кораблях. Многонациональная держава трещала по всем национальным швам.
SMS Monarch ,оставшийся в Каттаро,участвовал в восстании флота в феврале 1918 года.Восстало около 40 кораблей. Организаторами восстания были коммунисты. Требования восставших: немедленные переговоры о заключении мира, политическая независимость, мир без аннексий, немедленная демобилизация и введение милицейской системы, признание права народов на самоопределение, введение демократического правления , лояльный ответ на ноту Вильсона и различные социальные требования.
3 февраля в Каттаро вошла 3-я дивизия линкоров. Совместно с береговыми батареями,которые обстреляли мятежников они подавили восстание.Арестовали около 800 моряков,40 отправлено под трибунал,четверых приговорили к смерти. Командующего флотом заменили на адмирала Хорти.
После подавления восстания ,в апреле 1918 года SMS Monarch переоборудован под плавучую казарму для экипажей немецких подводных лодок.Та же участь постигла SMS Budapest в Пола.
28 октября 1918 года провозгласили независимость Чехословакия, 1 ноября отрекся последний император Карл I (он же венгерский король Карл IV).Перед отречением он передал флот оргкомитету по созданию Югославии. В 8-00 1 ноября австрийский флаг на кораблях был спущен.Югославия объявила о нейтралитете ,а оставшиеся на флоте моряки(немцы,венгры,чехи отправились по домам)-в основном хорваты занялись празднованием.Однако итальянцы нейтралитет не признали и в ту же ночь их диверсанты потопили еще и «югославский» дредноут,как назло перед этим переименованный в «Югославию».
В ноябре 1918 года оба броненосца-плавказармы были интернированы. Monarch в Каттаро , а Budapest в Пола.По мирному договору оба броненосца ( SMS Budapest и SMS Monarch) достались Великобритании, которая сдала их на итальянские заводы для разбора на металл. Один разобрали в 1920,второй в 1922.
Корпус Wien оставался несколько лет на дне, на глубине примерно 16 м,место отметили светящимся буем. Его поднимали частями и сдавали на лом в 1924 — 1925 годах. Кормовая доска броненосца с названием сегодня находится в военно-морском музее в Венеции.
«Монархи», безусловно, удачные,хорошо сбалансированные ,мощно вооруженные и хорошо бронированные корабли в компактном корпусе с ограниченным водоизмещением. Более скромные по калибру ,но зато гораздо более скорострельные 240 мм орудия австрийских броненосцев могли быть весьма эффективны против крупных и почти небронированных итальянских броненосцев.
Бронирование достаточно надежно защищало корабли от скорострельных орудий,а в уязвимых местах-и от тяжелых снарядов. Разумеется , новые механизированные и хорошо защищенные башни также были значительным шагом вперед. Интересно,что в британском флоте первым башенным броненосцем тоже стал броненосец «Монарх». Совпадение? Не думаю…