Сергей Патянин. Броненосные крейсера типа «Цзинъюань». Китай

15

Конечно, по европейским меркам это не крейсера, а какое-то недоразумение. Даже шведская «Фюльгия» была почти вдвое крупнее. Зато японская «Чиода»/»Тиёда» ничуть, а ведь тоже броненосный крейсер.

Также хочу напомнить, что подробнее об этих кораблях можно почитать в статье Дмитрия Киселёва, выходившей в почившей в бозе «Арсенал-коллекции» (если сумеете найти, конечно), а также в его с Алексеем Пастуховым книге о японо-китайской войне (любом из двух ее изданий). Здесь же вы найдете лишь предельно лаконичную информацию справочного характера.

Сергей Патянин. Броненосные крейсера типа «Цзинъюань». Китай
Одни из самых маленьких броненосных крейсеров в истории мирового кораблестроения. Решение об их постройке было принято Цинским двором 21 июня 1885 г., заказ германской фирме «Вулкан» выдан 18 сентября 1885 г., стоимость контракта – 1 739 761 лян. В октябре 1886 г. кораблям присвоены наименования «Цзинъюань» (Простирающий закон) и «Лайюань» (Простирающий усердие).
«Цзинъюань» (經遠) заложен на верфи «Vulcan» в Штеттине (заводской номер 176) в 1885 году, спущен на воду 3 января 1887 г., завершен постройкой в июле 1887 года.

«Лайюань» (来遠) заложен на верфи «Vulcan» в Штеттине (заводской номер 177) в 1885 году, спущен на воду 25 марта 1887 г., завершен постройкой в июле 1887 года.

Крейсера имели одномачтовый двухтрубный силуэт и передовое для своего времени башенное размещение артиллерии главного калибра. Стальной корпус с полубаком и полуютом внешне выглядел гладкопалубным из-за высокого фальшборта в средней части, где борта имели заметный завал внутрь. Несмотря на небольшие размеры, проект отличался хорошо продуманной конструкцией с точки зрения обеспечения непотопляемости. Двойное дно простиралось на две трети длины. В общей сложности в корпусе насчитывалось 66 водонепроницаемых отделений. Бортовые коффердамы заполнялись пробкой.
Броневой пояс по ватерлинии высотой 1,8 м и толщиной 230 мм прикрывал отсеки силовой установки и погреба. В оконечностях его толщина уменьшалась до 130 мм. Два 170﷓мм траверза превращали среднюю часть корпуса в бронированную цитадель, как у броненосцев. Сверху на нее накладывалась броневая палуба толщиной 37 мм в плоской части, а на скосах и в оконечностях – 76 мм. Общая длина цитадели составляла 42 м. Из-за строительной перегрузки, при загрузке более 250 т угля пояс погружался настолько, что его верхняя кромка находилась на уровне воды.
Вся артиллерия – системы Круппа. Два 210-мм 13-тонных орудия С/80 (аналогичные установленным на крейсере «Цзиюань») располагались в носовой части в барбетной установке с броневым куполом. Два 150-мм орудия С/80 стояли в установках с броневыми щитами на бортовых спонсонах. Кормовая оконечность, таким образом, оказалась свободной от вооружения. Боекомплект главного и среднего калибра – по 50 снарядов на орудие. Два торпедных аппарата устанавливались неподвижно в фор- и ахтерштевнях, еще два стояли побортно в шаровых установках.

Корабли оснащались вертикальными паровыми машинами тройного расширения системы «Vulcan» и четырьмя цилиндрическими котлами (рабочее давление пара 10 атм.), а также гидравлическими рулевыми машинами. На испытаниях «Цзинъюань» показал 15,5 уз, а «Лайюань» – 15,75 уз при мощности 5700 и.л.с.

Численность экипажа к началу японо-китайской войны увеличилась до 270 чел.
По завершении постройки оба корабля перешли в Англию, откуда начали переход в Китай вместе с построенными крейсерами «Чжиюань», «Цзинъюань» и миноносцем «Цзои» британской постройки. 10 декабря 1887 г. отряд прибыл в Сямэнь.
Оба крейсера входили в состав Бэйянского флота.
«Цзинъюань» потоплен 17 сентября 1894 г. в ходе сражения при Ялу (погибла вся команда – 232 чел.).
«Лайюань» в том же бою получил 225 попаданий (17 убитых, 13 раненых), тяжело поврежден, но дошел до Вэйхайвэя, где в ночь на 5 февраля 1895 г. торпедирован японским миноносцем «Котака», перевернулся и затонул (170 погибших).
Сергей Патянин. Броненосные крейсера типа «Цзинъюань». Китай
Тактико-технические характеристики:
  • водоизмещение: 2850 т;
  • длина между перпендикулярами 82,4 м, наибольшая 83,8 м,
  • ширина 11,9 м,
  • осадка 5,11 м;
  • 2 вертикальные паровые машины простого расширения, 4 цилиндрических котла;
  • мощность — 4400 инд. л.с.;
  • скорость 15,5 уз;
  • запас угля: нормальный 325 т, полный 350 т;
  • бронирование: пояс 230 мм, оконечности 127 мм, траверзы 170 мм, башня и барбет 203 мм, щиты 150-мм орудий 37 мм, палуба 37 (скосы 76) мм, боевая рубка 150 мм;
  • вооружение: два 210-мм/35, два 150-мм/35 орудия, два 47-мм/40 пушки, пять 37-мм револьверных пушек, четыре 350-мм торпедных аппарата;
  • экипаж 202 (19) чел.

Сергей Патянин. Броненосные крейсера типа «Цзинъюань». Китай

"Лайюань" на якорной стоянке в проливе Солент накануне отправления из Англии, 1887 г.


«Лайюань» на якорной стоянке в проливе Солент накануне отправления из Англии, 1887 г.

"Цзинъюань" в классической викторианской окраске, которую будет нести до самой гибели


«Цзинъюань» в классической викторианской окраске, которую будет нести до самой гибели

Повреждения "Лайюань" во время сражения при Ялу 17 сентября 1894 г . Деревянный настил верхней палубы полностью выгорел, стальные бимсы покоробились от жара.


Повреждения «Лайюань» во время сражения при Ялу 17 сентября 1894 г . Деревянный настил верхней палубы полностью выгорел, стальные бимсы покоробились от жара.

Источник — https://sergiovillaggio.livejournal.com/1183359.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account