Сергей Махов. В тему того, что может сделать решительный командир фрегата

14
Сергей Махов. В тему того, что может сделать решительный командир фрегата

Сергей Махов. В тему того, что может сделать решительный командир фрегата

Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) яндекс-дзена.

Содержание:

Авторское предисловие: Посвящается тем, кто оправдывает невозможность крейсерства русских фрегатов на Дальнем Востоке в 1854-56-м годах, мол — «плохи были, текли, ремонтировать нельзя» и т.д.

В 1812 году, когда Наполеон вторгся в Россию, на другом конце света началась война между Англией и США. Американский флот был очень мал и не мог победить Роял Неви в генеральном сражении, поэтому во главу угла была поставлена доктрина крейсерской войны. Американцы создали очень сильные фрегаты, которые несли пушки линкорного калибра — 24 фунта. Однако самым успешным американским крейсером той войны стал обычный 38-пушечный фрегат «Эссекс» со стандартным вооружением: тридцатью 18-фунтовками на орлопдеке и восемью 12-фунтовками на верхней палубе. О его рейде, который продлился почти полтора года, с 27 октября 1812 года по 28 марта 1814 года, и пойдёт рассказ.

Удача улыбается американцам

Командовал «Эссексом» легенда американского флота Дэвид Портер. Он отличился во время Квази-войны между США и Францией в 1798–1800 годах, а также при операциях против пиратов Алжира и Туниса, в ходе которых попал в плен. После освобождения Портер стал капитаном фрегата «Конститьюшн».

Капитан Дэвид Портер. commons.wikimedia.org

Капитан Дэвид Портер. commons.wikimedia.org

Во время войны 1812 года американские крейсера действовали в основном в Атлантике. Портер предложил Конгрессу атаковать англичан в самом, по его мнению, незащищённом месте — в южных водах Атлантического и Тихого океанов. Он утверждал, что там находилось множество английских торговых кораблей, которые совершенно не имели защиты, ведь Роял Неви был сосредоточен в европейских водах, а также блокировал побережье США. Поэтому капер, вырвавшийся в Южные моря, безусловно, собрал бы там множество призов.

Тем не менее капитан получил отказ и должен был действовать в Северной Атлантике. 2 июля 1812 года Портер стал капитаном фрегата «Эссекс», а 27 октября вышел из Нью-Йорка, успев покинуть гавань до начала блокады. У побережья Бразилии к нему должны были присоединиться фрегат «Конститьюшн» и шлюп «Хорнет». Вместе им предстояло двинуться на север. Однако к нью-йоркской гавани подошёл английский флот, и эти корабли не смогли покинуть город. «Эссекс» же направился на юг. 11 декабря американцы захватили английский пакетбот «Ноктон», на котором обнаружили груз золотых слитков на 55 000 долларов. Добравшись до точки рандеву, «Эссекс» стал поджидать своих товарищей.

Встреча крейсеров так и не состоялась. Более того, Портер узнал, что в районе Рио-де-Жанейро крейсирует британский фрегат «Гиперион», а путь в Северную Атлантику перекрыт. Капитан принял смелое решение — идти в Тихий океан, чтобы там нанести удар по британской торговле. Да, получалось, что он нарушал приказ, однако Портер всегда считал, что действие лучше бездействия. 27 февраля 1813 года «Эссекс» обогнул мыс Горн. Позже Портер вспоминал:

«Я постарался принять все меры, чтобы подготовить корабль к тяжёлому переходу. Паруса были убраны, кроме брамселей и стакселей, на палубе подготовлены дополнительные канаты для возможной замены обледеневшего такелажа. Тем не менее мы испытали много неприятных часов. Ветер дул сильный, волны высотой до неба то и дело захлёстывали наш фрегат и грозили перевернуть его. Такой ярости стихии я раньше не испытывал».

14 марта янки уже были на траверзе Вальпараисо (Чили), куда зашли пополнить запасы еды. 23 марта американцы захватили перуанский 15-пушечный капер «Нереида», который на самом деле был испанским судном с выданным вице-королём Перу каперским свидетельством. Затем «Эссекс» взял курс на Галапагосские острова. Захватив 12 судов — весь китобойный флот Британии в этом регионе — и ещё множество призов, Портер сформировал целую каперскую флотилию. Затем нуждавшийся в ремонте фрегат пошёл к Маркизским островам. Стоимость призов и находившихся на них грузов, прежде всего китового уса и ворвани, достигала 500 000 долларов. Перед уходом американцы часть из них продали в Вальпараисо.

Построенный в 1799 году 38-пушечный фрегат «Эссекс». en.wikipedia.org

Построенный в 1799 году 38-пушечный фрегат «Эссекс». en.wikipedia.org

К этому времени в состав каперской флотилии Портера помимо собственно «Эссекса» входили следующие корабли:

      • «Серингапатам» (22 пушки);
      • «Барклай» (10 пушек);
      • «Гринвич» (10 пушек);
      • «Эссекс-младший» (16 пушек);
      • «Монтесума» (18 пушек);
      • «Гектор» (11 пушек);
      • «Чарльстон» (10 пушек);
      • «Эндрю Хэммонд» (12 пушек);
      • «Кэтрин» (8 пушек);
      • «Нью Зеландер» (8 пушек).

Райский остров

23 октября 1813 года вперёдсмотрящие увидели один из островов Маркизского архипелага — Нуку-Хива.

Острова эти в 1595 году открыл испанский мореплаватель Альваро де Менданья-и-Нейра, путешествовавший в поисках загадочной Terra Australis Incognita — Неведомой Южной земли. Острова получили название Маркизских в честь вице-короля Перу Гарсии Уртадо де Мендосы, 4-го маркиза Каньете, на средства которого и была организована экспедиция. Старший рулевой Педро Фернандес де Кирос оставил подробный отчёт о путешествии. В частности, он сообщал, что испанцев встретили 400 островитян на каноэ, и европейцы были восхищены «стройностью местных жителей и их почти белой кожей». Правда, отношения с туземцами быстро испортились. Испанцы убили 200 аборигенов и через две недели покинули острова.

Флотилия Портера на острове Нуку-Хива. en.wikipedia.org

Флотилия Портера на острове Нуку-Хива. en.wikipedia.org

Но вернёмся к рейду «Эссекса». Открывшийся перед янки вид был прекрасен: сочно-зелёные склоны гор, жёлтые пески пляжа и поджидавшая их уютная гавань. После тягот перехода это место показалось матросам раем. Сам Портер был так очарован островом, что решил организовать здесь американскую колонию Мэдисонвиль, назвав её так в честь президента США Джеймса Мэдисона. Для реализации этого замысла пришельцы согнали 4000 туземцев, с чьей помощью построили несколько зданий: дом коменданта, жильё для офицеров, магазин, больницу и т.д. Американцы соорудили 4-пушечный форт (Fort Madison) для защиты крепости от атак туземцев и отражения британской угрозы. Мэдисонвиль стал первой военно-морской базой США в Тихом океане.

По подсчётам капитана Портера, на Нуку-Хива на тот момент находилось 19200 туземных воинов из разных племён. Общее население он оценил в 80000 человек, скорее всего, преувеличив фактическую численность — по некоторым данным, раз эдак в пять. Янки поддерживали одно племя в пику другому и даже участвовали в военных действиях между туземцами.

Неприятная встреча

Пока американские матросы наслаждались песчаными пляжами Нуку-Хива и прикладывали руку к распрям островитян, а Портер вынашивал планы колонизации этой жемчужины Тихого океана, Британское Адмиралтейство сидело как на иголках. Вести о захвате китобойной флотилии у берегов Южной Америки побудили англичан направить к Чили 36-пушечный фрегат «Фиби» и 18-пушечный шлюп «Черуб». 8 февраля 1814 года корабли явились в Вальпараисо, куда неделей ранее прибыл «Эссекс» с призами. И тут Портер понял, что попал впросак.

Нуку-Хива и Мэдисонвиль. enacademic.com

Нуку-Хива и Мэдисонвиль. enacademic.com

Дело было в вооружении. Американский фрегат ещё в 1806 году был перевооружён и имел на борту сорок 32-фунтовых карронад и всего шесть 12-фунтовых длинных орудий. На это решение повлияло Трафальгарское сражение, когда карронады в ближнем бою показались всем чудо-оружием. Не последнюю роль сыграл и фактор лёгкости хода. 18-фунтовая длинная пушка весит 2,54 т, тогда как 32-фунтовая карронада — всего 0,784 т. Иными словами, общий вес орудий на нижнем деке фрегата снизился с 76,2 т до 31,36 т, то есть более чем в два раза. Случалось, «Эссекс» развивал скорость в 12 узлов — не хуже, чем «Конститьюшн» или «Констеллейшн». При этом бортовой залп возрос с 270 до 640 фунтов. Казалось бы, просто отлично. Но была проблема — прицельная дальность. По инструкциям Адмиралтейства, длинные 18-фунтовые пушки имели прицельную дальность выстрела на море 500–800 ярдов (457–730 м), тогда как карронады — лишь 50–100 ярдов (46–91 м). Карронады были оружием ближнего боя. Если противник удерживал дистанцию, они становились бесполезными, так как на расстоянии свыше 100 ярдов попасть из них в корабль можно было только чудом. К тому же пробивная способность ядер на таких дистанциях была фактически никакой.

Вторая проблема «Эссекса» заключалась в его долгом плавании. После полутора лет в море днище корабля сильно обросло, и скорость снизилась до 7–8 узлов.

В противостоянии с пришедшими в Вальпараисо британскими кораблями победить «Эссекс» мог только в ближнем бою. Однако английские капитаны не были дураками. Их корабли, имевшие стандартные длинные 18-фунтовки, спокойно расстреляли бы американца ещё при сближении. Оставался один выход: улучить момент и сбежать.

Печальный финал

28 марта 1814 года разыгрался шторм, и Портер решил, что настало удобное время. Фрегат вместе с «Эссексом-младшим» вышел из гавани, но, как только он обогнул мыс Калета, налетевший шквал сломал ему грот-стеньгу. Через два часа на горизонте появились британские «Фиби» и «Черуб». Первой жертвой стал «Эссекс-младший»: его легко захватил «Черуб». «Фиби» не торопясь расстреливал американца с дальней дистанции, примерно с 700 ярдов (640 м). Портер старался менять курс, неприцельно стрелял из карронад картечью, пытаясь порвать противнику паруса, но всё было бесполезно.

Кэптен Хильяр с «Фиби» провёл бой просто образцово. В 16:10 с дистанции в 800–1000 ярдов (730–914 метров) он начал методично всаживать ядра в «Эссекс». Конечно же, на таком расстоянии процент попаданий был небольшим, но постепенно количество стало переходить в качество. К 16:40 был сбит утлегарь, к 17:35 — повреждён фок. Портер повернул к берегу, решив выбросить свой корабль на скалы и сжечь, но «Черуб» начал обстрел с носа, а «Фиби» — со стороны берега, и «Эссекс» был вынужден отвернуть. К 18:20 на американце появились языки пламени и клубы дыма. Если верить Портеру, он, видя невозможность сопротивления, решил сжечь корабль. Если верить англичанам, один из залпов попал в пороховые картузы на баке и вызвал пожар. В 18:34 над «Эссексом» взвился белый флаг. Бой был окончен.

Бой у Вальпараисо 28 марта 1814 года. navsource.org

Бой у Вальпараисо 28 марта 1814 года. navsource.org

Отметим, что благодаря хорошо налаженной системе связи у «Эссекса» не было шансов выйти сухим из воды. Чуть южнее Портера ждал британский 74-пушечный линейный корабль «Монтегю». Западнее Вальпараисо крейсировал 40-пушечный фрегат «Инфэтигейбл» с 24-фунтовыми пушками, а с севера к «Фиби» и «Черубу» спешил шлюп «Рэкун».

Янки потеряли 24 человека убитыми, 30 утонувшими и 45 ранеными. На «Фиби», в который попало семь 32-фунтовых ядер на излёте и одно 12-фунтовое ядро из длинной пушки, погибло четыре человека и семеро получили ранения. «Черуб» выдержал попадания трёх 12-фунтовых ядер. На шлюпе был отстрелен фор-марса-рей, погиб один матрос, двое были ранены. Интересно, что, согласно отчёту Хильяра, взятые в плен американцы едва стояли на ногах: они были пьяны в стельку.

Адмиралтейство приобрело «Эссекс». В ноябре 1814 года перевооружённый по английским стандартам фрегат с двадцатью шестью длинными 18-фунтовками на главной палубе вошёл в строй британского флота. Произведённые «Эссексом» захваты англичане оценивают в 1,13 млн фунтов стерлингов (около 53 млн фунтов стерлингов по современному курсу).

Крейсерство «Эссекса» в очередной раз подтвердило правило: корсар может добиться исключительных успехов на коммуникациях лишь на начальном этапе. Когда же противник берётся за голову, сводит торговые суда в конвои и блокирует опасную зону, успехи охотника за удачей сводятся к нулю, а самому ему жить остается недолго.

Тем не менее, крейсерство «Эссекса» доказало, что инициативный и смелый командир крейсера вполне может создать кучу проблем и затруднений для противной стороны. Силы, стянутые на борьбу с фрегатом, превосходили его в 10 раз, и сняты они были с других, не менее важных направлений.

Источники и литература

      1. Gardiner, A. Hunting the Essex: A Journal of the Voyage of HMS Phoebe 1813-1814 / Allen Gardiner. — Seaforth Publishing, 2013.
      2. James, W. Naval history of Great Britain / W. James. — Vol. IV. — London, 1837.
      3. Journal of a cruise made to the Pacific Ocean, by Captain David Porter, in the United States frigate Essex, in the years 1812, 1813, and 1814. — New-York: Wiley & Halsted, 1822.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/v-temu-togo-chto-mojet-sdelat-reshitelnyi-komandir-fregata-619242fe63e9885b2366b97e

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account