Продолжим рассказ про семейство Т-260. На этот раз поговорим о БТР. Использование для него автомобильных агрегатов и сохранение вооружения на уровне малого танка своего времени позволит решить главную проблему — придушить жабу военных по поводу использования танковых шасси для «нетанковых» целей. Тем более выпускаться эти БТРы будут вместо легкого арттягача Т-20, который танком (даже номинально, как те же Т-37 и Т-38) не был.
По сравнению с Т-260 и Т-60 корпус БТР выше на 20 см для более удобного размещения десанта (кстати, это на 10 см больше, чем высота кабины «Комсомольца» — визуально она кажется высокой, но это исключительно за счет низких надгусеничных полок). Кроме того, это позволяет использовать более высокий (но при этом более узкий) радиатор, который не будет вылезать в десантный отсек. Длина корпуса оставлена такой же, как у Т-60, но форма задней части изменена. БТР способен вместить 8 десантников и 2 членов экипажа (водитель и башенный стрелок). Десант размещен в левой части машины, выход через заднюю дверь и/или верхние люки (которые на марше также могут быть открыты). Также предусмотрен аварийный люк в полу за сиденьем водителя. Мотор — автомобильный ЗиС-5 (впоследствии возможна установка ГАЗ-11 с КПП ГАЗ и увеличением передаточного числа бортовой передачи). Основной бензобак емкостью 200 л. расположен в заднем правом углу корпуса под воздуховодом. Возможна установка дополнительного бензобака слева от водителя. Также штатно предусмотрена перевозка трех внешних баков БТ-7 по 35 л. под сиденьями десанта (два у левого борта и один посередине), перед боем их можно вынуть.
Первоначально БТР-260 (назовем эту машину так) выпускается с ДТ в башне, что не позволяет бороться с противотанковыми орудиями. Поэтому БТРы придаются танковым бригадам и идут в бой совместно с танками, которые и берут на себя задачу уничтожения ПТО. Также можно часть выпуска (скажем, 40%) оснащать пушками Гочкиса или ПС-1, снятыми со старых танков. Их запаса должно хватить на 2-3 года выпуска, а там и ДШК подоспеет. Таким образом, 2 БТР из взвода в 5 машин будут пушечными, что позволит худо-бедно бороться и с ПТО, благо на середину 30-х она еще не слишком насыщенная.
В 1939 году БТР модернизируется — внедряется торсионная подвеска и ДШК/ТНШ в дополнение к ДП. Первоначально можно сохранить прежнюю пропорцию и в «крупнокалиберном» варианте выпускать только 40% машин, но потом довести эту цифру до 100% и даже переоснащать новыми башнями машины старых выпусков. С таким вооружением машина по сути уже превращается в БМП. Важно, что она по-прежнему имеет огневую мощь малого танка и может использоваться в том числе и в этом качестве (то есть ее выпуск вместо реальных Т-60 не уменьшит число малых танков на фронте, просто они официально будут называться не танками, а БТРами).
Теперь попробуем рассчитать вес.
Для ранних машин (до 39 года):
Бронирование предполагаем на уровне Т-40. Вес корпуса по сравнению с Т-40 будет примерно тот же (все размеры у них одинаковы). По остальным элементам будем приблизительно считать:
Вес исходного Т-40 — 5500 кг
Малая башня с ДП вместо «средней» с ДШК — минус 100 кг
Водоходное оборудование — минус 100 кг
Рессорная подвеска вместо торсионной — плюс 100 кг
Двигатель и КПП ЗиС-5 вместо ГАЗ-11 — плюс 150 кг
Итого без десанта — 5550 кг
Десант 8 чел. по 70 кг — плюс 550 кг
Итого с десантом — 6100 кг
Удельная мощность с мотором ЗиС-5: с десантом 12 л.с. на тонну (это на уровне Т-38 и заметно больше, чем у Т-26), без десанта — 13,3 л.с. на тонну (это на уровне СУ-76М и Т-260 с мотором Т-26)
Для поздних машин (с 41 года):
Бронирование предполагаем на уровне Т-60. Но корпус будет тяжелее, поскольку на 20 см выше. Машины уже оснащены более легким мотором ГАЗ-11 и торсионной подвеской.
Вес исходного Т-60 — 5800 кг
Добавка за счет высоты корпуса — плюс 300 кг
Итого без десанта — 6100 кг
Десант 8 чел. по 70 кг — плюс 550 кг
Итого с десантом — 6650 кг
Удельная мощность с мотором ГАЗ-11 (с чугунной головкой, 76 л.с.): с десантом 11,4 л.с. на тонну, без десанта 12,5 л.с. на тонну — вполне приемлемо.
При дефиците пулеметов ДШК и моторов ГАЗ-11 часть «поздних» машин может оснащаться одновременно «малыми» башнями с ДТ и мотором ЗиС-5. Увеличенный вес мотора компенсирует меньший вес башни и БК, так что вес БТР примерно останется на том же уровне.
Машины выпуска 39-40 годов по сути «переходные» и могут сочетать элементы «старых» и «новых» модификаций в разных комбинациях по мере их внедрения.
Вариант тактической организации:
Взвод из пяти машин, пять отделений — 4 по 8 чел. и одно сокращенное (5 чел) — личный резерв взводного. Итого во взводе 38 чел. с командиром. В каждом отделении по ДП, у каждого командира отделения — автоматическое оружие (ППД или АВС). Все остальные бойцы вооружены карабинами Мосина и ОДНОВРЕМЕННО еще и пистолетами/револьверами, которые являются дешевой заменой самозарядным винтовкам в ближнем бою (да и удобнее в окопе). С освоением СВТ возможна разработка ее «штурмового» варианта с более коротким стволом, отъемным штык-ножом от АВС и увеличенным до 15 патронов магазином, и перевооружение мотострелков на нее. К началу 40-х реально иметь в каждом отделении 1 ДП, 2-3 ППД и 4-5 АВС/СВТ. При этом 1 ППД у командира отделения (в «дальнем» бою он наблюдает и руководит, а не ведет огонь), второй у помощника пулеметчика.
В заключение скажу, что варианты подобных БТРов с мотором ЗиС-5/ГАЗ-11 тут уже были в изрядном количестве, в этом плане я не оригинален. Однако было интересно проработать заднемоторный вариант, унифицированный с «мало-легким» танком, да еще и с выходом десанта через заднюю дверь. Радует, что многие участники форума солидарны с мыслью о желательности иметь БТРы уже в середине 30-х, чтобы к началу войны более-менее отработать тактику их использования. В этом случае мотопехота могла бы стать аналогом гвардии и комплектоваться в первоочередном порядке (как ВДВ). Это вполне реальный вариант, учитывая настроения того времени и фактическую элитность мотомехвойск, перетянувших ее у «стратегической конницы».