12

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой уважаемым коллегой Сергеем Сычем в статье «Самолет №4 (ОКА-40).Проект Антонова 1940г./Альтернативный Ан-2«.

Оригинальный биплан СХ-1 появился в период полного торжества и всемирного распространения самолетов бипланной схемы.

Его автором является Анатолий Георгиевич Бедункович (1903-1978 гг.), один из ведущих ленинградских создателей малой авиации. Выпускник Ленинградского политехнического института, Бедункович в первые годы своей практической деятельности работал на авиазаводах №23 и №47.

С 1930 г. начинается его преподавательская и научная деятельность. Сначала в Институте инженеров путей сообщения, а затем в созданном на его базе Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота. Одновременно он продолжает работу по проектированию и постройке оригинальных самолетов своей конструкции.

Первым таким аппаратом стал многофункциональный ЛК-4 (НИАИ-4), оснащенный двигателем М-11. Особенностью ЛК-4 являлась возможность комбинации на одном фюзеляже различных несущих поверхностей, т.е. его можно было превращать по мере необходимости в два типа бипланов, высокоплан (парасоль) и моноплан с нижним размещением крыла. В результате получались самолеты с различными летными качествами, позволяющие поэтапно усложнять процесс обучения летчиков. Таким образом, начиналось обучение на простом в управлении и устойчивом биплане, продолжалось на более сложных в управлении полутороплане и высокоплане, а заканчивалось на неустойчивом и вертком моноплане.

Следующим самолетом аналогичного назначения стал комбинированный П-3 (ЛИГ-5), который отличался установленным более мощным двигателем МГ-31. Оба самолета неплохо летали и, вне всякого сомнения, имели право на будущее, хотя остались в единичных экземплярах.

Однако наиболее интересным самолетом конструктора Бедунковича можно считать многоцелевой биплан СХ-1, спроектированный и построенный в 1936 г. Объемный фюзеляж этого самолета, его способность поднимать почти до тонны груза с небольшого летного поля, позволяли с уверенностью пророчить СХ-1 яркое будущее. Между тем, Бедункович понимал, что добиться в СССР внедрения в серию подобного аппарата окажется проблематично. Поэтому он преднамеренно назвал свой самолет сельскохозяйственным, ибо причины тому были весьма значительные.

Известно, что практически сразу с запуском в серийное производство учебного самолета У-2 появилась его специальная версия У-2АП -«Аэропыл». Он предназначался для борьбы с личинками малярийных комаров, саранчой и другими вредителями посевов, ставших настоящим бедствием в южных районах Советского Союза. У-2АП или просто АП разработали на авиазаводе №23 в 1929-м, в том же году здесь построили первые 16 экземпляров, которые немедленно направили для практической эксплуатации в Трест сельхозавиации. Позднее упомянутый трест вошел в состав ГВФ, как отдел борьбы с вредителями сельского хозяйства, а количество используемой в нем техники год от года увеличивалось. Причем самолеты не только распыляли ядохимикаты. В период голода и неурожая 1932-33 гг., когда не хватало людей и обычных сеялок, летные отряды на У-2АП сеяли с воздуха пшеницу и рис, на горных пастбищах высевали дикий овес для скота. Одним словом — дело было серьезное, необходимое и многообещающее, достаточно сказать, что до 1941 г. на заводе №23 построили 1255 (!) сельскохозяйственных У-2АП. То есть конструктор Бедункович при предъявлении своего нового самолета сделал весьма правильный акцент в его назначении.

Сельскохозяйственный самолет СХ-1/ЛИГ-10. СССРСельскохозяйственный самолет СХ-1/ЛИГ-10. СССР

схемы СХ-1 (ЛИГ-10)

СХ-1 был выполнен по схеме классического двухстоечного биплана. Был оснащен двигателем МГ-31Ф номинальной мощностью 300 л.с. Верхнее и нижнее крыло деревянные, с полотняной обшивкой, одинаковой формы, размаха и площади, без выноса относительно друг друга. Оба крыла с 12%-м профилем Р-11 в сечении, оборудованы щелевыми элеронами и закрылками. При этом выделялась особо прочная центральная коробка, к которой крепились отъемные части крыла. Последние обладали возможностью складывания с поворотом назад для удобства хранения в небольших ангарах (была и такая проблема). По форме в плане отъемные части крыла трапециевидные, что при соблюдении хороших несущих свойств позволяло обеспечить неплохую аэродинамику всему бипланному устройству.

Сельскохозяйственный самолет СХ-1/ЛИГ-10. СССР

Топливные баки размещались в верхнем центроплане, на нижнем центроплане крепились стойки неубираемого шасси с большим ходом амортизации, позволяющим безопасно производить посадки на ограниченных площадках с высокой вертикальной скоростью.

Фюзеляж выполнен по высоте одинаковым с высотой бипланной коробки, со значительной поверхностью бортового остекления. Объем внутреннего салона и, одновременно, грузового отсека — 4,25 м³. В нем, при установке пассажирских сидений можно было разместить 6 человек. В другом варианте фюзеляж можно было переоборудовать для установки емкостей для загрузки семян, сыпучих удобрений или ядохимикатов. Снизу фюзеляжа по мере необходимости крепились опрыскиватели или аэросеятели.

В санитарном варианте трое носилок подвешивались ярусом друг над другом вдоль правого борта. У левого борта монтировались еще одни носилки и откидное сиденье санитара, который мог в полете передвигаться внутри салона и обслуживать больных. Рядом с пилотом имелось еще одно место для механика или санитара.

Сельскохозяйственный самолет СХ-1/ЛИГ-10. СССР

При полной загрузке длина взлета СХ-1 оценивалась в 200 метров, максимальная дальность полета составляла 600 км при полетной скорости 150 км/ч. При двух больных длина взлета составляла 150 м, при установке дополнительного бензобака дальность полета возрастала до 1000 км.

В период 1937-38 гг. СХ-1 прошел государственные испытания, после которых его передали в опытную эксплуатацию. В течение примерно года положительных решений по СХ-1 не принималось.

Сельскохозяйственный самолет СХ-1/ЛИГ-10. СССР

21 ноября 1939 г. на имя Председателя Комитета Обороны В.М.Молотова поступило письмо № 04628 за подписью заместителя HKО А.Д.Локтионова и начальника ГУГВФ В.С.Молокова. В нем говорилось следующее:

«В системе Аэрофлота спроектирован, построен и прошел государственные и эксплуатационные испытания самолет СХ-1.

Этот самолет представляет собой весьма простой в производстве биплан деревянной конструкции с одним мотором МГ-31 мощностью 330 л.с.

СХ-1 позволяет поднять 1 тонну полезной нагрузки. Полученные на госиспытаниях данные показывают высокую оценку самолета при различных направлениях его применения.

Максимальная скорость — 210 км/ч
Посадочная скорость — 62 км/ч
Длина разбега — 150-200 м
Длина пробега — 135-180 м
Практический потолок — 3000 м
Дальность при нормальной заправке баков — 600 км

Приведенные показатели СХ-1 обеспечивают его широкое применение в следующих вариантах:

  1. Пассажирский самолет местной связи на 6 пассажиров
  2. Санитарный вариант — 2 больных лежа, 2 сидя, врач и санитар
  3. Вариант специального с/х применения (борьба с вредителями с/х, с/х удобрения, борьба с пожарами и др.).
  4. Вариант аэрофотосъемочный

Благодаря своей большой грузоподъемности и возможности взлета и посадки во внеаэ-родромных условиях СХ-1 может быть использован в качестве:

  1. Самолета по снабжению горючим авангардных авиа- и танковых частей
  2. Самолет скорой техпомощи (доставка авиамоторов, колес, винтов и др.).
  3. Самолет химслужбы (дегазатор и заградитель).

Серийное производство СХ-1 не требует специального и сложного оборудования, может быть организовано на любом заводе деревянного и смешанного самолетостроения, позволит снять с производства и заменить собой С-1, АП, СП.

Установленный на СХ-1 мотор средней мощности МГ-31 прошел длительные эксплуатационные испытания на Сталь-2, и специальным решением Правительства от 16 июня 1939 г. №203сс его серийный выпуск обеспечивается заводом №16.

Учитывая острую необходимость и возможность широкого применения СХ-1 как в ВВС, так и в Аэрофлоте, HK0 и ГУГВФ просят включить СХ-1 в план производства на 1940 г. на одном из заводов».

Приведенное письмо не привело к положительным решениям в отношении самолета Бедунковича. И, пожалуй, не стоит искать какие-либо особенные тому причины, ибо обеспечить СХ-1 двигателями МГ-31 по причине их отсутствия все равно бы не смогли. Однако кое-какие дополнительные признаки вмешательства внешних сил имеются.

Сельскохозяйственный самолет СХ-1/ЛИГ-10. СССР

Во-первых, в наркомате авиапромышленности уже подчеркнуто настороженно относились к бипланам, кроме того, считали, что летные и технические характеристики СХ-1 не соответствуют современным требованиям. В частности, М.М.Каганович в своем письме №2424сс в Комитет Обороны от 15 декабря 1939 г. прямо указал:

«Можно спроектировать и изготовить более современный тип самолета».

Неизвестно, что имел в виду нарком Каганович буквально накануне своей отставки. Маловероятно, чтобы он уже предполагал создание другого подобного аппарата.

Сельскохозяйственный самолет СХ-1/ЛИГ-10. СССР

источник: Михаил Маслов «Братья «Кукурузники»» Крылья, вып.№6, 2011

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ser .
29.03.2018 06:43

Интересная статья… 

Интересная статья…   Сложилось   впечатление что  не  всё  от   идеи   получили…  Мет.колёса  это  мельничные  жернова (малейшее  препятствие требует  энергии  для  деструкции иначе  колесо  не  проедет) вот  отсюда   прожорливость по топливу…  т.е. замена  мет.колёс  на  резиновые  кардинально  решит  проблему. Ну  и  компоновка  как то  неэкономична…  двигатель с кабиной  занимают  больше  половины  длинны  машины   при  немаленькой  12т?  массе   

redstar72
Редактор
29.03.2018 07:23
Ответить на  ser.

В доведенном виде могло бы

В доведенном виде могло бы получиться что-то вроде этого:

https://www.trucksplanet.com/ru/catalog/model.php?id=2214

ser .
29.03.2018 18:30
Ответить на  redstar72

Офигеть…  какие  модели 

Офигеть…  какие  модели  строили!  совершенно   не встречал…  как то  зиловская  продукция  более  пропиарена…  жалко  сайт этот  подгружает  картинки  ужасно долго…  

blacktiger63
29.03.2018 14:07
Ответить на  redstar72

А в окончательно доведеном

А в окончательно доведеном дажеть так:

 

NF
NF
29.03.2018 12:15

++++++++++

++++++++++

napoleon_6
29.03.2018 16:41

+++

+++

Ansar02
30.03.2018 03:31

!!! Идея в принципе здравая,

yes!!! Идея в принципе здравая, но исполнение… По сути, армии пытались впарить вместо арттягача — не слишком эффективный транспортный трактор, место которому в артиллерии сугубо пехотных дивизий.

А ещё, автор забыл упомянуть, что провал этой, изготовленной на "Шкоде" машины, чехи гордо объявили своим вкладом в борьбу с фашизмомcool.

Альтернативная История
Logo
Register New Account