Самые «легкие» крейсера — Добровольный флот России. Морская коллекция №6 от 2007 года.
Скачать с Vip-file 25.8 МВ в формате PDF
На основе материалов Владимира Додонова (
22 апреля 1878 года — начался всероссийский сбор средств на создание Добровольного флота. Поразительный факт. То, что часть торговых судов во время войны решением правительства передается для использования в военных целях, это общеизвестно. Но в России в этом отношении произошло нечто совершенно противоположное, парадоксальное и абсолютно неожиданное. Мобилизация торговых судов произошла в мирный период и явилась не актом властей, а народного волеизъявления.
Вызов
В русско-турецкой войне 1877-1878 годов Россия полностью разгромила турецкие войска, в результате чего 19 февраля 1878 года был подписан предварительный Сан-Стефанский мирный договор. Он предусматривал значительное усиление позиций России на Балканах. Однако этот договор вызвал резкое противодействие западных держав, особенно Австро-Венгрии и Англии. «Владычица морей» направила свой флот к берегам Турции, угрожая ввести его в Черное море. Назревала реальная опасность повторения Крымской войны. Россия в то время не имела на Черном море сильного флота и не могла ничего противопоставить военно-морской мощи Англии.
Однако это очевидное бессилие вызвало в русском обществе не отчаяние, не паралич воли, а взрыв народного патриотизма. Наиболее ярким его проявлением стало опубликованное 22 апреля 1878 года обращение московского Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству. В обращении говорилось: «Враг наш силен на море. И числом и громадностью средств, морские силы его далеко превосходят наши. Но есть возможность нанести ему чувствительный удар. <…> Он обладает громадным купеческим флотом. <…> Последняя война покрыла славой русских моряков. Дайте им настоящие морские суда и пошлите их в океаны на ловлю вражеского купеческого флота, и враг наш раскается в своей самонадеянности». Для создания таких судов Общество предложило организовать всенародный сбор средств. Позднее эти суда были объединены в Добровольный флот. Инициатива вооружения торговых судов и превращения их в легкие крейсера была выдвинута в самом начале войны 1877-1878 годов в то время еще лейтенантом С. О. Макаровым. Тогда было переоборудовано четыре парохода, которым удалось добиться значительных успехов в боевых действиях на Черном море.
Создание флота
К этой инициативе решили прибегнуть и на этот раз. Сразу был создан Комитет по устройству Добровольного флота, который организовал прием, хранение и расходование пожертвований на приобретение судов. Сбор средств превзошел все ожидания. В короткий срок было собрано около 4 млн. рублей. Большое уважение вызывает не только массовый характер пожертвований, но и максимальная открытость, сейчас говорят прозрачность, этой кампании. Отчеты о количестве пожертвований регулярно публиковались в печати, а счет их велся с точностью до долей копейки.
Комитет определил необходимые тактико-технические параметры будущих кораблей Добровольного флота. Считалось, что наибольшего эффекта русские крейсера могут добиться главным образом созданием паники и «моральной угрозы неприятельской морской торговле». Исходя из этого, закупаемые суда должны были обладать повышенной мореходностью, скоростью, автономностью, прочностью корпуса, сильным вооружением и достаточно комфортными условиями, сберегающими силы экипажа в длительном плавании. В качестве ориентировочных параметров Комитет предложил — скорость не менее 13 узлов, автономность по топливу — до 20 суток, прочность палуб должна обеспечивать возможность установки на них пушек среднего калибра, а конструкция трюмов — быстрое переоборудование их под артпогреба. Уже в начале июля 1878 года в Гамбурге закупили первые три судна. Орудия заказали у Круппа. Спустя всего шесть недель суда были готовы выполнять свои новые задачи. Переведенные в Кронштадт, они получили названия «Россия», «Москва» и «Петербург». Личный состав предоставило Морское министерство. Командирами стали капитаны I ранга Баранов и Копылов, а также капитан-лейтенант Андреев.
Первые рейсы
К этому времени Англия добилась замены Сан-Стефанского договора многосторонним договором Берлинского конгресса 1878 года, который был гораздо менее выгоден для России, однако угроза войны была ликвидирована. В связи с этим новые пароходы разоружили, перевели в коммерческий флот и направили в Черное море для перевозки русских войск, возвращавшихся на родину. Транспортировка войск и военных грузов из Турции, а затем новобранцев и отпускников между черноморскими портами Болгарии и России продолжалась до мая 1879 г. На этом Комитет по устройству Добровольного флота посчитал свои учредительские функции выполненными и предложил создать частное пароходное предприятие «Общество Добровольного флота». Его устав был утвержден 9 мая 1879 года.
Налаживая свою коммерческую деятельность, Общество приступило к организации регулярного торгово-пассажирского сообщения с портами Дальнего Востока, которое в то время как никогда отвечало потребностям страны. Железной дороги тогда не было и в помине. Все торговые перевозки осуществлялись по сибирскому бездорожью, и только небольшая часть шла иностранными пароходами. И вот, 7 июня 1879 года в первый пробный рейс на Сахалин отправляется пароход «Нижний Новгород». На его борту было 600 каторжан и 45 588 пудов груза. За этот рейс пароход заслужил себе отличную репутацию. «Хороший ходок, крепкий корабль, знающий и решительный капитан», — так отзывались о нем коммерсанты. Востребованность этих рейсов постоянно росла, в результате чего в 1901 году пароходы Общества ежегодно совершали уже 25 рейсов Одесса — Владивосток. На Дальний Восток шли казенные и коммерческие грузы, а обратно, — главным образом, китайский чай.
Военное лихолетье
В мирное время Добровольный флот успешно работал в интересах развития экономики страны. Первый тревожный звонок прозвенел в связи с резким обострением обстановки на Дальнем Востоке в 1880 году. Всего за двое суток во Владивостоке пароход Добровольного флота «Москва» был переоборудован в крейсер! Подняты из трюма и поставлены на фундаменты десять орудий, доукомплектован экипаж, принят груз для Тихоокеанской эскадры, до полных норм доведены судовые запасы. Однако ситуация нормализовалась и все вернулось на круги своя.
С началом русско-японской войны пришла пора серьезной боевой работы и для кораблей Добровольного флота — их предполагалось использовать в качестве вспомогательных крейсеров. Пять судов Добровольного флота мобилизовали для обеспечения перехода 2-й Тихоокеанской эскадры. «Петербург» и «Смоленск», переименованные в «Днепр» и «Рион», в июле 1904 года приступили к крейсерским операциям в Красном море и западной части Индийского океана. Их активные действия едва не привели к военному конфликту России с Англией. Не менее активно вели крейсерскую войну и корабли Владивостокского отряда, курсировавшие восточнее Японии.
Пароход-крейсер «Ярославль»
Пароход-крейсер. Корпус железный однопалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Forges et Chantiers de la Mediterranee. Имел три мачты и одну дымовую трубу. 05.05.1879 г. заказан за 2 500 000 франков для использования в качестве рейдера на коммуникациях противника в случае войны и как коммерческого парохода в мирное время. 22.09.1880 г. пришел в Одессу из Франции и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под № 445. В 1880 — 1881 гг. занимался перевозкой новобранцев и военнослужащих запаса между Севастополем, Поти и Батумом.
27.12.1881 г. пароход «Ярославль» прибыл в Севастополь из последнего рейса под флагом Добровольного флота и был поставлен на хранение из-за убыточной эксплуатации.
В январе 1882 г. продан Морскому ведомству за 1 012 000 руб. 18.04.1882 г. как крейсер зачислен в список судов Черноморского флота. В мае 1882 г. в Николаеве установлены 5 — 152-мм, 4 — 107-мм орудия и 2 — 37-мм револьверные пушки Гочкиса. 09.04.1883 г. переименован в «Память Меркурия». Вскоре получил дополнительно 1 — 152-мм орудие, 1 — 44-мм скорострельную пушку Энгстрема и 1 — 11-мм картечницу Пальмкранца, а также 5 бортовых минных аппаратов. После этого плавал в составе учебно-минного отряда, а с 1890 г. — в составе практической эскадры Черного моря. С 1886 г. артиллерия состояла из 6 — 152-мм, 4 — 107-мм орудий, 4 — 37-мм револьверных пушек Гочкиса и 4 — 44-мм скорострельных пушек Энгстрема. 01.02.1892 г. отнесен к классу крейсеров I ранга. Зимой 1893 —1894 гг. в Николаеве выполнен капитальный ремонт корпуса и машины с установкой новых котлов.
С 1897 г. стал использоваться для обучения строевых квартирмейстеров, при этом имел на вооружении 6 — 152-мм орудий, 4 — 47-мм, 2 — 37-мм одноствольных, 2 — 37-мм револьверных пушек Гочкиса и 2 — 64-мм десантных Барановского. С 1903 г. вновь плавал в составе практической эскадры и 28.10.1903 г. был переклассифицирован в крейсер II ранга. 17.11.1905 г. во время севастопольского мятежа вел огонь из 47-мм и 37-мм орудий по миноносцу «Свирепый», а из 152-мм — по крейсеру «Очаков». Сам получил только незначительные повреждения от пуль и осколков и потерь в личном составе не имел.
01.01.1907 г. пароход «Ярославль» сдан на хранение Севастопольскому порту и 25.03.1907 г. исключен из списка судов Морского ведомства по совершенной непригодности к дальнейшей службе. Затем был разоружен, механизмы демонтированы, а корпус приспособлен для размещения военно-исправительной тюрьмы Морского ведомства, которая 01.09.1909 г. была переведена на судно. Во время первой мировой войны использовался как штаб минной бригады. 28.10.1916 г. перечислен в класс блокшив с присвоением «№ 9».
01.05.1918 г. захвачен в Севастополе немецкими войсками, 24.11.1918 г. сдан союзникам. 29.04.1919 г. захвачен частями Красной Армии, 24.06.1919 г. — частями Вооруженных сил юга России, а 15.11.1920 г. — снова Красной Армией. 02.12.1920 г. под наименованием «Меркурий» включен в состав Морских сил Черного и Азовского морей. Вначале служил в качестве базы дивизиона подводных лодок, а 08.08.1921 г. переклассифицирован в плавучую мастерскую. В 1921 — 1922 гг. прошел ремонт и был вооружен 120-мм пушкой. 25.12.1922 г. придан дивизиону сторожевых катеров и истребителей.
01.10.1929 г. «Ярославль» выведен в корабельный резерв в целях экономии средств на содержание флота. 07.05.1930 г. передан под жилье личного состава вновь сформированного дивизиона торпедных катеров типа «Ш-4», но содержался без штата. 09.03.1932 г. исключен из состава Морских сил Черного моря. Впоследствии находился в эксплуатации у торгового флота и использовался как несамоходное плавсредство, а с 31.08.1938 г. — как плавучее нефтехранилище Одесского торгового порта. 20.09.1939 г. исключен из списка судов Наркомата морского флота. По некоторым непроверенным данным после Великой Отечественной войны был потоплен в качестве мишени у берегов Крыма.
Характеристики парохода «Ярославль»:
Водоизмещение 3050 т
Вместимость 2005 брт / 834 нрт
Размеры 89,98 х 12.41 х 7,10/6,00 м
Главные механизмы 1 горизонтальная
3-цилиндровая ПМ двойного расширения,
6 цилиндрических котлов
Мощность 2900 инд. л. с. / 600 нар. л. с.
Скорость хода 14,0 уз
Запас топлива 320 т угля
Дальность плавания 6500 миль при 14 уз
Число пассажиров до 1000 чел. десанта
Грузоподъемность 1000 т
Вооружение 1 — 203-мм, 6 — 152-мм,
8 скорострельных (по проекту)
Пароход-крейсер «Херсон»
Двухвинтовый товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер. Корпус стальной трехпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы R. & W. Hawthorn, Leslie & Со. Имел три мачты и три дымовые трубы. Первый пароход Добровольного флота с котлами Бельвиля. В 1895 г. заказан для регулярных рейсов на Дальний Восток по десятилетней программе усиления Добровольного флота. 26.08.1896 г. прибыл в Петербург из Англии. 27.10.1896 г. отправился первым рейсом из Кронштадта на Дальний Восток с 15 пассажирами и 3880 т казенного и частного груза, в том числе с корпусами четырех миноносцев типа «Пернов». 08.03.1897 г. пришел в Одессу из Владивостока и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под № 62.
В марте 1897 г. пароход-крейсер «Херсон» доставил на Крит батальон Житомирского полка и горную батарею из состава экспедиционных сил. В дальнейшем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. В октябре — декабре 1900 г. в связи с ихэтуаньским восстанием в Китае находился в распоряжении Военного министерства и занимался перевозкой войск между Владивостоком и Порт-Артуром. 07.04.1902 г. пришел в Одессу из своего последнего коммерческого рейса на Дальний Восток и вскоре был переведен на резервное положение из-за убыточной эксплуатации.
После окончания войны 17.10.1905 г. пароход-крейсер «Херсон» ушел из Сан-Франциско и, совершив по пути заход во Владивосток, 24.07.1906 г. прибыл в Либаву. 12.10.1906 г. куплен Добровольным флотом за 460 000 руб. и еще 25.09.1906 г. был снова переименован в «Херсон». В 1907 г. прошел капитальный ремонт в Копенгагене на верфи фирмы Burmeister og Wain с установкой 8 новых цилиндрических котлов и двух дымовых труб вместо трех. В результате мощность механизмов снизилась до 5000 инд. л. с, а скорость хода — до 14 уз.
В 1907 — 1908 гг. совершил несколько рейсов по эмигрантскому маршруту Либава — Нью-Йорк. В октябре 1908 г. прибыл в Одессу с Балтики и после этого дважды ходил с паломниками-мусульманами в Джедду и Бейрут. В марте 1909 г. вследствие нерентабельности выведен в резерв в Одессе. Однако, в период с ноября 1909 г. по ноябрь 1913 г. вновь несколько раз посылался с паломниками в Джедду. Кроме того, летом 1913 г. участвовал в операции по подавлению ереси монахов-имяславцев в русских монастырях на Афоне. В 1914 г. совершал эпизодические рейсы между различными черноморскими портами.
Во время первой мировой войны 06.02.1915 г. пароход-крейсер «Херсон» привлечен по военно-судовой повинности Морским ведомством в Николаеве и 25.02.1915 г. как транспорт «№ 73» включен в состав Транспортной флотилии Черного моря. Впоследствии в составе 7,1 и 4-го отрядов флотилии выполнял воинские перевозки на черноморском театре. При этом мог брать на борт 870 человек десанта, 270 лошадей и 50 повозок. В 1916 г. получил на вооружение 120-мм пушку. 27.06.1918 г. захвачен немецкими войсками в Новороссийске. Затем перешел в Одессу и 05.07.1918 г. был включен в состав Транспортной флотилии т. н. "флота Украинской Державы". 03.12.1918 г. возвращен Добровольному флоту. Весной 1919 г.
Характеристики парохода-крейсера «Херсон»:
Водоизмещение: 10 675 т
Вместимость: 6707 брт / 2861 нрт
Размеры: 143,56 х 16,52 х 10,39 / 7,31 м
Главные механизмы: 2 вертикальные 3-цилиндровые ПМ тройного расширения, 24 котла Бельвиля
Мощность: 13 500 инд. л, с. / 1028 нар. л. с.
Скорость хода: 19,5 уз
Запас топлива: 1440 т угля
Дальность плавания: 5500 миль при 12,5 уз
Вооружение: 3 — 120-мм, 12 — 75-мм, 8 — 47-мм
Число пассажиров: 24 (I), 61 (II), 1363 (III) чел.
Грузоподьемность: 2883 т
Численность команды: 114 чел.
Пароход-крейсер Урал.
Он был заказан германской компанией «Северогерманский Ллойд» (Norddeutscher Lloyd, NDL) заводу «AG Vulcan» в Штеттине под названием «Шпрее» (Spree). Второй в серии из двух однотипных океанских лайнеров (первый носил название «Хафель» [Havel]).
Заложен под стапельным номером 194. 17 мая 1890 года был спущен на воду, 6 октября того же года был принят заказчиком, а уже 11 октября вышел в первый трансатлантический рейс на линии Бремен—Саутгемптон—Нью-Йорк. На верфи в Штеттине лайнер прошёл модернизацию, в ходе которой его корпус удлинили на 20 м, чтобы разместить механизмы большей мощности. Была установлена третья дымовая труба. В июне 1899 года под названием «Кайзерин Мария Терезия» пароход прошёл ходовые испытания в Северном море, после чего вновь вернулся на Балтику.
В марте 1904 года российское Морское ведомство через посредническую фирму вступило с NDL в переговоры о приобретении лайнера. В целях секретности было объявлено, что пароход приобретается для Добровольного флота. Цена контракта составила 2,5 млн руб. 6 апреля того же года вновь приобретенное судно прошло ходовые испытания. При средней мощности механизмов 18110 и. л. с. была достигнута средняя скорость 20,35 уз. Максимальная мощность составила 19328 л. с, а максимальная скорость — 22 уз. Штатный запас угля составлял 2760 т. В каюты эмигрантского класса мог быть загружен дополнительный запас — в таком случае 13-узловым ходом лайнер мог пройти до 10300 миль без пополнения топлива.
21 апреля 1904 года в Либаве комиссия Морского ведомства приняла судно у прежних владельцев (приказ № 164). 24 апреля на судне подняли флаг Добровольного флота, после чего началась его переделка его во вспомогательный крейсер. 28 мая решением Адмиралтейств-Совета пароход под наименованием «Урал» был зачислен во второй ранг судов флота.
Для вооружения корабля использовали артиллерию, приобретенную русскими военно-морскими агентами за границей: два 120-мм/45 орудия Канэ (побортно на полуюте), четыре 76-мм/40 орудия Армстронга (два на шканцах и два на полубаке), восемь 57-мм пушек Гочкиса (два на шканцах, и шесть на центральной надстройке — четыре из них в носу и два в корме) и два пулемёта. За счет помещений эмигрантского класса запас топлива довели до 4260 т. Также на «Урале» установили станцию беспроволочного телеграфа и два боевых прожектора. Экипаж крейсера составлял 19 офицеров и 491 нижний чин.
13 июля приказом № 135 генерал-адмирал зачислил пароход в список судов флота в класс крейсеров II ранга.
Вместе с другими балтийскими вспомогательными крейсерами «Урал» предполагали использовать в операциях против контрабандных судов в Атлантике, у северо-западного побережья Африки, островов Капе-Верде и в районе Гибралтарского пролива.
15 июля 1904 года вспомогательные крейсера «Урал» и «Дон» вышли в крейсерское плавание в Атлантику. Обогнув Англию вокруг Шетлендских островов, крейсера вышли 26 июля на параллель Лиссабона, где разделились — «Урал» направился к мысу Финистерре. 4 августа, не дождавшись «Дона» в условленной точке рандеву, «Урал» взял курс на бухту Виго, куда прибыл утром 7 августа с одной работающей динамо-машиной и 1200 т угля на борту. В порту командир крейсера капитан 2-го ранга Истомин встретился с русским агентом, который передал ему телеграмму управляющего Морским министерством адмирала К. Ф. Авелана с приказом вернуться в Либаву. В тот же день, приняв на борт свежую провизию, «Урал» направился в Либаву, куда прибыл 12 августа. В ходе крейсерского рейда «Урал» прошел 6568 миль, израсходовал 3480 т угля и досмотрел 12 пароходов.
В Либаве на «Урале» началась подготовка к переходу на Дальний Восток. На крейсере установили мощную радиостанцию, способную вести переговоры с Владивостоком во время плавания. 14 октября «Урал» провел артиллерийские стрельбы у маяка Оденсхольм. 14 ноября «Урал» самостоятельно вышел из Либавы и отправился вдогонку за судами Второй эскадры флота Тихого океана.
В ходе Цусимского боя огромный небронированный «Урал» был очень удобной целью, и японцы накрыли его практически первым залпом — снаряд взорвался в корме. Потом крейсер получил еще несколько попаданий, а в 15:35 снаряд пробил корпус корабля ниже ватерлинии в носовой части с левого борта. Вода быстро затопила прилегающие отсеки и патронный погреб. Крейсер накренился на нос и левый борт. Еще один снаряд вывел из строя рулевой привод, пришлось управляться машинами.
Попытки завести на ходу пластырь не увенчались успехом, и когда еще один снаряд пробил корпус по миделю правого борта ниже ватерлинии, командир крейсера просигналил: «Имею пробоину, которую не могу заделать собственными силами», — и приказал команде покинуть корабль. Однако средства борьбы за живучесть были еще далеко не исчерпаны — вода заполнила лишь один трюм, а благодаря пробоинам в противоположных бортах крейсер встал практически на ровный киль, хотя и с дифферентом на нос. И все же «Урал» застопорил ход и открыл кингстоны. В 17.40 1-й боевой отряд японского флота оказался рядом с дрейфовавшим крейсером. Не зная, что корабль покинут командой, японцы обстреляли его тяжелыми снарядами, но «Урал» держался на воде. В 17:40 его добил торпедой японский корабль.
Характеристики парохода-крейсера «Урал»:
Водоизмещение: 6985 тонн.
Размеры: 141 м х 15,8 м.
Главные механизмы: 1 x ВТР, 10 огнетрубных котлов
Мощность: 18110/19328 инд. л, с.
Скорость хода: 22 уз
Дальность плавания: 10300 миль 13-узловым ходом
Вооружение: 2 x 120/45-мм, 4 х 76/40-мм, 8 x 57-мм Гочкиса, 2 пулемёта
Численность команды: 19 офицеров и 491 нижний чин
Пароход — крейсер «Азия».
1874 — 1923
Бывший американский пароход "Колумбус", приобретенный в середине мая 1878 года за 275 тысяч долларов.
Спущен на воду в сентябре 1873 года на верфи Крампа в Филадельфии.
В начале декабря 1878 года корабль вышел в Европу, сделав переход за 12 дней. Летом 1879 года прибыл в Кронштадт где была установлена артиллерия.
18 октября 1879 года вышел из Кронштадта на Дальний Восток.
С 1 февраля 1892 года — крейсер 2 ранга. В 1898 году прошел ремонт машины — мощность возросла до 2700 л.с.
В 1901 году установили 4 новых паровых котла. С марта 1906 года — посыльное судно.
16 августа 1911 года исключен из списков флота и передан Комитету морских экскурсий, в октябре 1912 года под наименованием "Кавказ" — Русскому спасательному акционерному обществу и в следующем году — Лиге обновления флота. 11 сентября 1914 года зачислен в состав Балтийского флота транспортом, затем переведен в Учебно-минный отряд, где был вооружен двумя 47-мм орудиями. С мая 1918 года в порту на хранениии
В конце сентября 1923 года судно продали для разделки на металл.
Водоизмещение 2449 т. Размерения 82×10.7×4.8 м
Воружение — 3 — 152 мм, 5 — 107 мм, 4 — 25.4 мм картечниц Пальмкранца, 2 — 44.5 мм орудий Энгстрема.
Бронирование: нет
Механизмы 1 вертикальная машина 1200 и.л.с., 4 котла, 1 винт
Скорость 12.5 узла
Дальность плавания 9600 миль.
Экипаж 11 офицеров и 207 матросов
После окончания войны Добровольный флот возобновил рейсы на Дальний Восток и открыл регулярное сообщение с портами Северной Америки для перевозки эмигрантов. В 1914 году он был уже мощным пароходным предприятием, которое имело 45 океанских пароходов дедвейтом около 170 тыс. тонн, ценнейшую недвижимость в России и за границей, его флаг был известен во всех портах мира. В годы первой мировой войны суда Добровольного флота вновь были мобилизованы и обеспечивали боевые действия ВМФ России. Революция и гражданская война рассеяла их по всему свету.
Пароход-крейсер «Орёл» (второй)
Товаро-пассажирский пароход-экспресс большого типа. Головной в серии из трех единиц. Корпус стальной трехпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Ferdinand Schichau. Имел две мачты и две дымовые трубы. 30.09.1908 г. заказан за 1 530 000 немецких марок для содержания срочного пароходного сообщения между Владивостоком и портами Китая, Кореи и Японии. 13.04.1909 г. присвоено наименование.
08.09.1909 г. пришел в Петербург из Германии. 08.12.1909 г. прибыл во Владивосток из Петербурга и затем получил приписку к Владивостокскому торговому порту под № 108. Впоследствии выполнял регулярные почтово-пассажирские рейсы между Владивостоком, Цуругой, Шанхаем и Нагасаки. После начала первой мировой войны 23.07.1914 г. вернулся во Владивосток после очередного рейса в Цуругу. 25.07.1914 г. привлечен по военно-судовой повинности Морским ведомством и затем вооружен 2 — 120-мм, 2 — 75-мм, 4 — 47-мм орудиями и 1 пулеметом. 22.08.1914 г. как крейсер зачислен в список судов Сибирской флотилии.
04.01.1915 г. прибыл в Пенанг, где занимался подъемом вооружения с потопленного крейсера «Жемчуг». В феврале 1915 г. в Сингапуре участвовал в подавлении мятежа полка сипаев. Впоследствии на зимние месяцы с воспитанниками Отдельных гардемаринских курсов регулярно посылался из Владивостока в заграничное плавание. 12.11.1917 г. ушел в очередной учебный поход, из которого вернулся во Владивосток только в декабре 1919 г. Накануне вступления в город частей революционных войск и партизан 31.01.1920 г. снова отправился за границу, имея на борту беженцев, и 12.08.1920 г. прибыл в Дубровник. 29.09.1920 г. возвращен Добровольному флоту. В июле 1921 г. продан за 15 000 фунтов стерлингов английской компании New York, Newfoundland & Halifax Steamship Co., после чего был переименован в «Silvia» и получил приписку к Ливерпулю. В 1928 г. куплен пароходством Bermuda & West Indies Steamship Co. Новым портом приписки стал Гамильтон на Бермудских островах. В 1934 г. пароход приобрела гонконгская компания Douglas Steamship Со. и переименовала его в «Haitan». После этого вновь эксплуатировался в тихоокеанских водах.
Незадолго до вступления во вторую мировую войну Японии мобилизован английским Адмиралтейством и 08.11.1941 г. как судно снабжения вошел в состав дальневосточного флота Великобритании. Затем в качествебазовогосудна Восточно-индийского командования обеспечивал боевую деятельность английских кораблей в Индийском океане с базированием вначале в Рангуне, потом на атолле Адду, а затем в Калькутте. 08.11.1946 г. возвращен владельцам. В 1951 г. разобран на металлолом в Гонконге.
Характеристики парохода-экспресса «Орёл» (второй)
Вместимость: 3462 брт / 1922 нрт
Размеры: 102,63 * 13,81 * 9,02 / 5,79 м
Главные механизмы: 1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения, 4 цилиндрических котла
Мощность: 4500 инд. л. с. / 654 нар. л. с.
Скорость хода: 16,0 уз
Запас топлива: 500 т угля
Дальность плавания: 5690 миль при 10 уз
Вооружение: 3 — 120-мм, 300 мин загражления(по проекту)
Число пассажиров: 60 (I), 30 (II), 120 (III) чел.
Грузоподъемность: 1507 т
После окончания гражданской войны нашлось несколько энтузиастов, решивших возродить Добровольный флот в качестве независимой коммерческой организации. Советское правительство поддержало эту инициативу, и 11 января 1922 года вышел декрет Совнаркома, санкционировавший деятельность этого Общества на прежних началах. Тогда в распоряжении Общества было всего три парохода. Усилиями
грамотных и инициативных людей было выиграно несколько судебных процессов в Англии и США, в результате чего пароходы стали возвращаться к родным причалам. Надо сказать, что правительства многих западных стран с пониманием относились к искам Добровольного флота, не отожествляя его с большевистским правительством России. В результате этого в 1923 году у Добровольного флота был уже 21 пароход. Были восстановлены очень перспективные рейсы в порты Северной Америки, перевозившие ежегодно десятки тысяч человек. Однако постепенно правительство стало все больше вмешиваться в коммерческую деятельность Общества, а в начале 30-х годов его имущество было национализировано и Общество окончательно прекратило свое существование, слегка перевалив за свой 50-летний юбилей.