Самые быстрые самолеты в мире. Часть 32 Истребитель Hawker Hunter F.3 (WB188), Великобритания 1953

17
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 32 Истребитель Hawker Hunter F.3 (WB188), Великобритания 1953

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 32 Истребитель Hawker Hunter F.3 (WB188), Великобритания 1953

Политика британских послевоенных правительств в области авиации не отличалась большой дальновидностью. С одной стороны, государство поддержало довольно утопические программы, такие как с сверхзвуковой экспериментальный самолет Miles M.52, совершенно ненужный гигантский пассажирский самолет Bristol Brabazon или неудачный авиалайнер Avro Tudor. С другой стороны, они не предоставили достаточных средств для разработки реактивных истребителей с соответствующими параметрами летных характеристик. Развитие в этой области замедлилось настолько, что в области дозвуковых истребителей со стреловидными крыльями Великобритания значительно отстала от Советского Союза и Соединенных Штатов. Так, например, Королевские ВВС получили первые эскадрильи истребителей Hawker Hunter и Supermarine Swift лишь в 1954 году, когда военно-воздушные силы СССР и США оснащались сверхзвуковыми истребителями.

В свою очередь главный конструктор компании Hawker Сидни Кэмм систематически работал над решением проблемы создания самолета со стреловидным крылом. Он разработал большое количество проектов, часть из которых, насколько позволяла экономическая ситуация в обедневшей империи, была реализована в металле. В 1947 году был построен первый его реактивный самолет P.1040, оснащенный прямым крылом и двигателем Rolls-Royce Nene. Воздухозаборники находились в корневых частях крыла, тогда как труба за турбиной низкого давления была разделена и выходные сопла выводилось на борта фюзеляжа за задней кромкой крыла. В конечном итоге P.1040 стал палубным истребителем Sea Hawk и довольно популярным самолетом морской авиации.

В то время в Великобритании о стреловидных несущих поверхностях были лишь некоторые теоретические данные, дополненные трофейными немецкими материалами, большая часть которых принадлежала американцам. Вследствие этого британцы были вынуждены действовать более осторожно и постепенно исследовать поведение таких крыльев в довольно критической области низких скоростей. 19 ноября 1948 года в воздух поднялся первый из двух прототипов Hawker P.1052. Фактически это был P.1040 с двигателем Nene, который от своего предшественника отличался крылом со стреловидностью 35°. В январе 1950 года второй прототип P.1052 был переоборудован в новый самолет – P.1081, получивший помимо стреловидного хвостового оперения еще и новую хвостовую часть фюзеляжа, на коне которого было размещено сопло более мощного варианта двигателя Nene. К сожалению летные испытания P.1081, во время которых самолет достиг скорости М = 0,95, были прерваны трагической катастрофой 3 апреля 1951 года, в которой погиб летчик-испытатель сквадрон-лидер (капитан авиации) Тревор Сидни «Вимпи» Уэйд (Sqn Ldr Trevor Sidney «Wimpy» Wade).

Тем временем британское Министерство авиации признало критическое положение дел и выдало спецификацию F.3/48. Победу в конкурсе по данной спецификации одержала компания Hawker, представившая проект P.1067 и получившая контракт на современный истребитель со стреловидным крылом. К этому времени в Великобритании эра турбореактивных двигателей с центробежными компрессорами, типичным представителем которых был Rolls-Royce Nene, завершилась, и на заключительном этапе находились перспективные реактивные двигатели нового поколения, оснащенные осевыми компрессорами и обладавшие значительным потенциалом. Этими двигателями были Rolls-Royce Avon и Armstrong-Siddeley Saphire.

Сидни Кэмм вложил все свои опыт и знания в новый проект P.1067, который в конечном итоге стал истребителем Hawker Hunter. Его первый прототип, оснащенный двигателем Rolls-Royce AJ.65 Avon и получивший военный номер WB188, совершил свой первый полет 20 июля 1951 года. Истребители серийно выпускаемой модификации Hunter F.1 были вооружены четырьмя 30 мм пушками и имели силовую установку в виде усовершенствованного двигателя Avon RA-7. В эксплуатации выявился серьезный недостаток истребителей Hunter F.1: стрельба из всех пушек на высотах свыше 8000 метров вызывала помпаж и остановку двигателя. Данный недостаток был исправлен на новой версии Hunter F.2 с двигателем Sapphire, который не страдал от помпажа при стрельбе из пушек. Впоследствии крупносерийное производство истребителей Hunter, постоянно совершенствовавшихся и получивших широкое распространение и популярность, продолжилось с вариантами двигателя Avon.

Поскольку серийные «единички» развивали у земли максимальную скорость 1115 км/ч, то в воздухе витали мысли об установлении нового мирового рекорда скорости и, следовательно, возвращения Британии престижа в области авиации. В ноябре 1952 года компания Hawker начала модернизировать первый прототип WB188 под установку более мощного двигателя Avon RA-7R, максимальная тяга которого в 31,7 кН (3234 кгс) могла быть увеличена до 42,7 кН (4355 кгс) путем установки форсажной камеры. Емкость внутренних топливных баков была увеличена, и модифицированный таким образом «хантер» получил обозначение F Mk.3. Затем, когда WB188 было решено использовать для установления рекорда, потребовались очередные изменения прототипа. В основном они касались передней части фюзеляжа, которая получил заостренный нос, и фонаря кабины, который также был изменен. После всех изменений самолет был полностью выкрашен красной глянцевой краской. Первый полет состоялся 7 июля 1953 года, а 12 августа главный летчик-испытатель компании Hawker сквадрон-лидер (майор авиации) Невилл Фредерик Дюк (28 побед во Второй мировой войне) счел себя готовым к установлению нового мирового рекорда скорости.

Невилл Дюк летал в районе Литтлхэмптона (Littlehampton), известном со времен рекорда «метеора». Аэродромом, с которого совершались полеты прототипа WB188, была авиабаза авиации Королевского флота в Форде, графство Западный Суссекс. 30 и 31 августа Невилл Дюк выполнил четыре попытки установить мировой рекорд скорости, выполнив каждый раз по четыре прохода над трехкилометровой мерной трассой. Средняя скорость 1162,4 км/ч была отличной, но «закон одного процента» (новое достижение должно превышать предыдущее как минимум на 1%) был неумолимым, и ФАИ в соответствии со своим регламентом не признала это новым рекордом. Через день Невилл Дюк вновь поднял свой «хантер» в воздух. На скорости 1100 км/ч произошло то, что никто не ожидал: внутри самолета создавалось такое давление воздуха, что оно буквально выталкивало правую основную стойку шасси. Дюк показал себя опытным летчиком и смог посадить свой WB188 на заводской аэродром Дансфолд (Dunsfold), графство Суррей, на две точки с небольшим повреждением правой консоли крыла. Ремонт длился недолго, и, когда появились слухи о том, что конкуренты из компании Supermarine готовятся установить рекорд скорости на своем новом истребителе Swift, работы ускорились.

7 сентября 1953 года Невиллу Дюку, наконец, пришел успех. Под его управлением WB188 показал среднюю скорость 1170,76 км/ч, и рекорд вернулся Великобритании! Погода была на удивление благоприятной, температура у земли составляла 23°C и могла быть немного выше, но, впрочем, и этого было достаточно. Вскоре после этого 19 сентября 1953 года Невилл Дюк вылетел c заводского аэропорта Дансфолд, чтобы установить новый рекорд в полете по замкнутому маршруту. В районе Литтлхэмптона была намечена трасса протяженностью 100 километров, и Дюк прошел ее со средней скоростью 1141,4 км/ч. Это означало новый рекорд скорости. К сожалению, ни один из этих достижений продержалось не очень долго. В те годы развитие авиационной техники было таким же бурным, как и в начале века, и характеристики самолетов росли стремительными темпами.

схема рекордного самолета Hawker Hunter F.3 (WB188); рисунок инженера З. Одехнала

схема рекордного самолета Hawker Hunter F.3 (WB188); рисунок инженера З. Одехнала

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 32 Истребитель Hawker Hunter F.3 (WB188), Великобритания 1953

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 32 Истребитель Hawker Hunter F.3 (WB188), Великобритания 1953

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 32 Истребитель Hawker Hunter F.3 (WB188), Великобритания 1953

на всех снимках, представленных в данной статье, изображен рекордный самолет Hawker Hunter F.3 (WB188) в своей ярко-красной глянцевой окраске. На снимках хорошо видна заостренная носовая часть фюзеляжа. Фотосборка Ф. К. В. Кэшмана (F.C.W.Käsmann), Вацлава Немечека и Мирослава Балоуса

на всех снимках, представленных в данной статье, изображен рекордный самолет Hawker Hunter F.3 (WB188) в своей ярко-красной глянцевой окраске. На снимках хорошо видна заостренная носовая часть фюзеляжа. Фотосборка Ф. К. В. Кэшмана (F.C.W.Käsmann), Вацлава Немечека и Мирослава Балоуса

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hawker Hunter F.3 (WB188)

Назначение: рекордный самолет

Статус: прототип

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce Avon RA-7R с тягой 31,7 кН (3234 кгс) на максимальном режиме и 42,7 кН (4355 кгс) на форсажном режиме

Размеры:

размах крыла 10,26 м
длина 13,98 м
высота 3,68 м
площадь крыла 31,59 м²

Масса:

взлетная 7350 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 1180 км/ч

ПРИЛОЖЕНИЕ

Более подробно об установлении Невиллом Дюком мирового рекорда скорости можно прочитать в статье «Гонка за призраком скорости. День охотника».

Гонка за призраком скорости. День охотника

источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa HAWKER HUNTER F.3 VELKÁ BRITÁNIE 1953» «L+K» 6/93, стр.14-15/354-355

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account