Самые быстрые самолеты в мире. Часть 15 Рекордный самолет Bernard-SIMB V-2, Франция 1924
Легко понять чувства французов, когда речь заходит об американцах, которые после окончания Первой Мирвой войны приезжали во Францию поглядеть на скоростные полеты и которые вскоре вышли на первый план в области авиации. С этим нужно было срочно что-то делать, и сделал это тогдашний министр авиации Андре Лоран-Эйнак (André Laurent-Eynac). Ему удалось добиться от правительства обещания выплаты премии по 50 000 франков двум компаниям, которые смогут вернуть Франции абсолютный рекорд скорости.
Хорошо зарекомендовавшая себя компания Nieuport-Astra потерпела неудачу: Густав Деляж создал достаточно изящный рекордный самолет NiD-42S являвшийся высокопланом с профилированной межколесной осью и длинными подкосами – своего рода продолжение знаменитого рекордного самолета Sesquiplane. В августе 1924 года пилот Ласн (Lasne) смог разогнать NiD-42S до скорости 450 км/ч, но для установления рекорда в соответствии с требованиями регламента ФАИ этот самолет был неподходящим.
Главный летчик-испытатель компании Жозеф Сади-Леконт в связи с возрастом и возросшим весом потерял интерес к этим рискованным мероприятиям. Его последним достижением были два рекорда высоты, установленные в сентября и октября 1923 года на биплане NiD-40, представлявший собой NiD-29 с крыльями размахом 14 метров и с площадью 34 м². Набранные Сади-Леконтом высоты 10 742 и 11 145 метров были замечательным достижением, которые удалось превзойти лишь спустя четыре года, но в начале 1920-х годов Франции был необходим рекорд скорости.
Вызов приняла компания Société Industrielle des Métaux et du Bois (SIMB; промышленная компания по производству изделий из металла и древесины), известная в авиационном и деловом мире как Ferbois – словом, состоящим из слов fer (железо) и bois (дерево). В 1917 году данная компания была основана Адольфом Бернаром (Adolphe Bernard) в Ла-Курнёве (La Courneuve) под названием Avions A. Bernard.
После окончания Первой Мировой войны компания расширила ассортимент продукции и в целях ребрендинга сменила свое название. Первым главным конструктором компании был Луи Бешеро, который в 1917 году покинул компанию Луи Блерио и позже он неоднократно менял место работы.
В то время, о котором идет наш рассказ, главным конструктором был Жан Юбер (Jean Hubert). С самого начала он видел будущее авиации в свободнонесущих монопланах. Уже в 1922 году во время проведения парижского авиасалона он шокировал посетителей прототипом истребителя Bernard C-1. Это был цельнометаллический самолет необычайно тонких форм с аэродинамическим пилоном, выступавшим из фюзеляжа вниз в качестве единой стойки шасси. Самолет был слишком революционным для своего времени и не был принят.
Однако компания продолжала создавать монопланы. Для участия в 1924 году в не очень престижных гонках на приз Бомона главный конструктор Жан Юбер с августа 1923 года начал строить гоночный самолет V-1. Он выбрал цельнодеревянную конструкцию с работающей обшивкой свободнонесущего крыла и хвостового оперения. 12-цилиндровый W-образный 500-сильный (368 кВт) рядный двигатель Lorraine-Dietrich 12We был достаточно глубоко вписан в фюзеляж, и часть его выхлопных патрубков располагалась над и под консолями крыла. В системе охлаждения двигателя был использован пластинчатый радиатор Ламблена, размещенный под фюзеляжем между основными стойками шасси.
Расчетная скорость в 420 км/ч давала надежду на успех, и заводской пилот прапорщик Флорентин Бонне (Florentin Bonnet) в мае 1924 года приступил к испытаниям V-1. Во время одного из взлетов с аэродрома Истра самолет на скорости 200 км/ч перевернулся и разбился. К счастью Бонне остался жив и отделался лишь небольшими травмами.
К этому времени компания SIMB изготовила два экземпляра улучшенного скоростного самолета V-2, которые на этот раз оснащались 620-сильными (455 кВт) рядными двигателями жидкостного охлаждения Hispano Suiza HS-12Gb (Model 50). Двигатель самолета был смещен вперед, плоские радиаторы компании Lamblin были перемещены под нижние поверхности крыла, а масляный радиатор той же конструкции был установлен под фюзеляжем перед кабиной пилота.
Машина с заводским номером 1 имела крыло со скоростным почти симметричным профилем и предназначалась для выполнения рекордного полета. Второй самолет был скорее макетом и стал гвоздем парижского авиасалона 1924 года.
Тем временем министр Лорен-Эйнак смог добиться выделения еще одной государственной субсидии в размере 200 000 франков: 140 000 франков предназначались для создателей планера и 60 000 франков должны были быть выплачены создателям силовой установки. За этот приз уже стоило побороться!
2 октября 1924 года в Истре Флорентин Бонне впервые поднял V-2 в небо. Во время испытаний машина часто получала мелкие повреждения фюзеляжа гравием взлетное полосы, но серьезных проблем не было. V-2 имел немного большую площадь хвостового оперения по сравнению с V-1 и имел значительно улучшившуюся управляемость.
8 ноября Флорентин Бонне попытался установить новый мировой рекорд. В четырех пролетах над мерной трассой минимальная скорость составила 348,35 км/ч, а максимальная – 439,02 км/ч. Среднее значение 393,34 км/ч было достаточным для установления национального рекорда Франции но оно не годилось для борьбы за абсолютный рекорд скорости.
Чтобы продолжить борьбу за рекорд главный конструктор Жан Юбер приступил к переделкам конструкции самолета. Размах крыла был уменьшен с 9,9 до 9,1 метров, а площадь – на 0,8 м². Двигатель получил более тщательно разработанный капот; самолет лишился масляного радиатора и получил металлический винт Reed-Levasseur.
Результат изменения был успешным. 11 декабря 1924 года в Истре Бонне шесть раз прошел над мерной трассой, показав минимальную и максимальную скорости 439,02 км/ч и 453,78 км/ч соответственно. Проходы над трассой проходили высоте от 10 до 20 метров. Через полчаса после посадки был объявлен результат – абсолютный рекорд скорости вернулся во Францию со значением 448,17 км/ч. Компании SIMB и Hispano Suiza получили соответствующие вознаграждения, Жан Юбер стал кавалером ордена Почетного легиона, а Флорентин Бонне был повышен в звании до лейтенанта.
После установления рекорда компания SIMB продолжала работы в области гоночных и рекордных самолетов. Так, компания спроектировала рекордные самолеты V-3 и V-4 с убирающимися основными стоками шасси, но эти машины так и не были построены. Затем для участия в шнейдеровских гонках компания SIMB разработала несколько типов машин, но эти поплавковые гидросамолеты были крайне неудачными. Сама компания SIMB исчезла в 1926 году и в следующем году была восстановлена как Société des Avions Bernard и с переменным успехом работала до 1935 года, когда переехала в Аржантёй (Argentueil). В этом городе компания просуществовала до конца 1930-х годов.
Более подробно о рекордном самолете Bernard-SIMB V-2 можно прочитать тут – https://alternathistory.ru/gonochnye-i-rekordnye-samolety-kompanii-bernard-chast-2-rekordnyi-samolet-simb-v-2
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Bernard-SIMB V-2
Назначение: рекордный самолет
Статус: единичное производство
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный W-образный двигатель жидкостного охлаждения Hispano Suiza HS-12Gb (Model 50), развивавший мощность 620 л.с. и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыла 9,10 м
длина 6,80 м
площадь крыла 10,80 м²
Масса:
взлетная 1172 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 455 км/ч
источники:
текст – VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa 15 BERNARD — SIMB V-2 FRANCIE 1924» «L+K» 15/92, стр.12-13/908-909
часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/law1/v2.html