Самые быстрые самолеты в мире. Часть 13 Гоночные и рекордные самолеты Curtiss CR/R-6, США 1921-24
К участию в гонках на приз Гордона-Беннета американцы вернулись лишь в 1920 году. Для участия в этих состязаниях американскими компаниями были подготовлены три интересных самолета: высокопланы Curtiss Model 22 Texas Wildcat (https://alternathistory.ru/gonochnye-samolety-firmy-curtiss-1920-25-godov-curtiss-model-22) и Dayton-Wright RB-1 (https://alternathistory.ru/gonochnyi-samolet-dayton-wright-rb-racer-i-istrebitel-xps-1-na-ego-baze) и низкоплан Verville-Sperry VCP-R (https://alternathistory.ru/gonochnyi-samolet-verville-sperry-r-3-ssha). Первый самолет был построен на средства нефтяного магната С. Э. Дж. Кокса (S. E. J. Cox) и перед гонками был переделан в биплан. Во время соревнований в Этампе пилот заблудился, и при посадке его машина повредила шасси и попала в аварию. Гоночный самолет Dayton-Wright RB-1 для своего времени был очень инновационным летательным аппаратом. Этот высокоплан был оснащен свободнонесущим крылом, убирающимися в фюзеляж основными стойками шасси, закрылками, отклоняемой передней кромкой крыла и бальзовым наполнением крыла. К сожалению, в первом же полете RB-1 получил повреждения и покинул гонку. Также, к сожалению, не особо удачным был и VCP-R.
В 1920 году гонки Гордона-Беннета завершились, но в США из заменили гонки, спонсируемые владельцами газет – четырьмя братьями Пулитцер. Впервые они состоялись в 1920 году, и их заявленной целью было стимулировать закупку армией и флотом США все более скоростных самолетов. Хотя в пулитцеровских гонках могли принимать участие только американцы, эти состязания стимулирование развитие авиации во всем мире.
Первые гонки были организованы достаточно быстро, и их победителем стал армейский биплан Verville R-1, представлявший собой переделанный VCP-R и показавший скорость 256 км/ч. Факт победы армии подстегнул флот, который в 1921 году заказал у компании Curtisse два специальны скоростных самолета. Помимо хорошей аэродинамики у самолетов компании Curtisse было еще одно достоинство: отличные двигатели собственного производства: 12-цилиндровые рядные авиамоторы CD-12, работавшие на смеси бензола и бензина (по 50% каждый) и развивавшие 425 л.с. (312 кВт).
Две заказанные машины во внутренней документации компании проходили как Model 23, тогда как в ВМС США им было присвоено обозначение CR (Curtiss Racer). Первый самолет с серийным номером A6081 совершил свой первый полет 1 августа 1921 года; в кабине машины сидел заводской пилот Берт Акоста (Bert Acosta). Чуть позже за первым CR последовал второй с серийным номером A6080.
Оба гоночных самолета представляли собой миниатюрные бипланы с монококовыми деревянными фюзеляжами, деревянным силовым набором крыльев и фанерно-полотняной обшивкой. Между собой крылья соединялись N-образными стойками. Чистоту линий портили только две «корзины для устриц» – радиаторы Ламблена, расположенные между основными стойками шасси.
Поскольку в последний момент армия и флот отменили свое участие в пулитцеровских гонках 1921 года, то компания Curtiss заимствовала у флота один гоночный самолет CR (A6081), который под управлением Берта Акосты принял участие в этих соревнованиях. Акоста выиграл гонки со средней скоростью 284,4 км/ч, а 19 ноября 1921 года он выполнил полет в соответствии с требованиями ФАИ и показа скорость 318,32 км/ч. Результат был превосходный, однако еще в сентябре Жозеф Сади-Леконт на гоночном самолете Sesquiplane установил абсолютный рекорд скорости 330,28 км/ч.
В течение 1922 года гоночные самолеты CR оставались в собственности флота, который потребовал из значительно усовершенствования. В первую очередь исчезли «корзины для устриц», замененные на поверхностные радиаторы, изготовленные из латуни и расположенные на обеих поверхностях верхнего крыла. Площадь хвостового оперения была увеличена, а колеса основных стоек получили аэродинамически чистые колпаки. Гоночный самолет CR (A6080) получил новое обозначение CR-1, а CR (A6081) – CR-2. Несмотря на все старания компании, машины не снискали лавров: CR-2 занял третье место, а CR-1 – четвертое.
Первые два места были уверенно заняты армией, а точнее принадлежавшими ей гоночными самолетами Curtiss R-6. Эти самолеты были заказаны в мае 1922 года и были поставлены армии спустя три месяца. Машины получили серийные номера 68563 и 68564. Вопреки всем сложившимся правилам на заводском аэродроме эти самолеты испытывали не летчики-испытатели компании, а лейтенанты Рассел Моган (Russell Maughan) и Лестер Дж. Мейтленд (Lester J. Maitland) – пилоты, которые должны были участвовать на них в пулитцеровских гонках.
Во внутрифирменной номенклатуре компании Curtiss гоночные самолеты R-6 имели такой же номер «23», что и CR, но фактически R-6, разработанные молодым конструктором Уильямом Уайтом (William Wait), представлял собой самолет нового типа с улучшенными аэродинамическими характеристиками и 460-сильным (338 кВт) двигателем Curtiss D-12. Поверхностная система охлаждения была встроена непосредственно в конструкцию обоих крыльев; машина была оснащена металлическим винтом Curtiss-Reed, улучшавшим её характеристики. Межкрыльевые стойки были изменены с N-образных на простые I-образные.
На гоночных самолетах R-6 Моган и Мейтленд приняли участие в пулитцеровских гонках и заняли первое и второе места, показав скорости 331 и 320 км/ч соответственно. 18 октября 1922 года машина Могана (R-6; серийный номер 68564) была позаимствована бригадным генералом Уильямом (Билли) Митчеллом, который над аэродромом Селфридж-филд (Selfridge Field), Детройт, установил абсолютный рекорд скорости 358,84 км/ч.
Однако вместо признания в той части прессы, которая была близка флоту, разгорелся настоящий шторм, поскольку сторонники флота никак не могли забыть и простить Митчеллу его впечатляющую агитационную кампанию в поддержку авиации за счет боевых кораблей. Они критиковали Митчелла за то, что он злоупотребил обязанностями и лишил шанса Могана, который в это время был в отпуске. В конце марта 1923 года Рассел Моган попытался установить новый рекорд, но оказался в трудном положении, поскольку Жозеф Сади-Леконт поднял планку до 375 км/ч.
26 марта над аэродромом Райт-филд (Wright Field), штат Огайо, Моган разогнался до скорости 376,4 км/ч. К сожалению для Рассена Могана показанная им скорость не превышала на 1% достижение Сади-Леконта. Однако уже 29 марта Моган смог разогнаться до 380,75 км/ч и завоевал для США абсолютный рекорд скорости. В это же самое время повезло и Лестеру Мейтленду, сумевшему достичь скорости 386,17 км/ч. Однако комиссия не смогла признать его достижение рекордом. В соответствии с регламентом ФАИ над мерной линией самолет должен был лететь горизонтально на высоте 500 метров и совершать подходы к этой линии он также должен был в горизонтальном полете. В свою очередь Лейстер Мейнленд при подходе к мерной линии выполнил резкое снижение скорости.
Самолеты R-6 участвовали в пулитцеровских гонках 1923 и 1924 годов, но на этот раз их результаты были хуже. Старые машины CR-1 и CR-2 в соответствии с требованиями флота были переделаны в поплавковые гидросамолеты CR-3 (Model 23A) с 475-сильными (350 кВт) двигателями Curtiss D-12-5PL и металлическими винтами.
В 1923 году гидросамолеты CR-3 были отправлены в Великобританию для участия в шнейдеровских гонках, которые должны были проходить в Каусе (Cowes), остров Уайт, и представляли собой пятикратный проход трассы длиной 63 километра. Как и во время прошлых состязаний было подано множество заявок, и значительная часть конкурсантов была отсеяна на проводившемся за день до гонок этапе отборочных испытаний.
В конечном итоге к соревнованиям были допущены два американских поплавковых гидросамолета CR-3 и британская летающая лодка Sea Lion III, которая, несмотря на модернизацию, уже была устаревшей. Результатом гонок стал американский триумф: лейтенанты Дэвид Риттенхаус (David Rittenhouse) и Пол Р. Ирвин (Paul R. Irvin) заняли первое и второе места, показав скорость 286 и 279 км/ч соответственно.
Еще один успех на долю гидросамолетов компании Curtiss пришелся 25 октября 1924 года, когда в Балтиморе лейтенант Джордж Т. Каддахи (George T. Cuddihy) на CR-3 (A6081) установил абсолютный рекорд скорости среди гидросамолетов – 302,66 км/ч. Впоследствии эта машина была модифицирована и под обозначением CR-4 использовалась для тестирования двигателей и подготовки пилотов к шнейдеровским гонкам 1926 года.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | CR-1 | CR-3 | R-6 |
Размеры: | |||
размах крыльев, м | 6,30 | 6,30 | 5,79 |
длина, м | 6,41 | 7,62 | 5,76 |
площадь крыльев, м² | 15,60 | 15,60 | 12,82 |
Вес: | |||
пустого, кг | 755 | 961 | 660 |
взлетный, кг | 950 | 1245 | 885 |
Летные характеристики: | |||
максимальная скорость, км/ч | 298 | 312 | 390 |
практический потолок, м | 7320 | 6700 | |
дальность полета, км | 380 | 450 | 455 |
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa CURTISS CR/R-6 USA 1921-24» «L+K» 13/92, стр.12-13/780-781