Юрий Пашолок. Ижорский средний броневик на шасси «Форд-Тимкен» с модернизацией
Рассказ о среднем пушечном бронеавтомобиле БА-3М из коллекции парка «Патриот»
Так сложилось, что бронемашины, в том числе отечественные, обычно находятся на втором плане с точки зрения интереса. Есть в этом некоторая несправедливость, поскольку в годы Первой мировой войны русские броневики были весьма неплохи. Да, подавляющее их большинство имело зарубежные шасси, но даже те же «Остины» строились по русским ТЗ. Больше того, часть броневиков, которые разработали до революции, а выпускали после нее, довольно долго служила в Красной Армии. Больше того, еще в годы Первой мировой войны была найдена формула оптимального броневика среднего класса, которая далее выдерживалась уже советскими разработчиками бронеавтомобилей.
Отчасти зарубежные шасси были нужны и в ходе строительства советских бронемашин. Достаточно вспомнить тот факт, что первые советские массовые легкие броневики-разведчики строились на шасси Ford A. Больше того, и значительная часть советских средних пушечных броневиков также базировалась на зарубежных шасси. Касается это и уникума, который ныне находится в Музейном секторе парка «Патриот». Речь идет о бронемашине БА-3М, единственном сохранившемся до наших дней экземпляре.
Изначально для строительства средних пушечных бронемашин было выбрано шасси АМО-Ф-15, как единственное, которое строилось в Советском Союзе. Но шасси это было скорее вынужденным решением. Несмотря на то, что осенью 1929 года БА-27, первый советский серийный броневик, показал себя весьма неплохо, будущее шасси АМО-Ф-15 уже оказалось предопределено. Связано это оказалось с одним событием. 31 мая 1929 года между Ford Motor Company и ВСНХ СССР заключили соглашение о строительстве автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Примерно с этого же момента начались работы по организации сборки Ford A и Ford AA из машинокомплектов.
18 июля 1929 года была утверждена новая система бронетанкового вооружения Красной Армии. В том числе, там были и броневики — легкий средний и тяжелый. В нашем случае более интересен средний броневик: «Средний бронеавтомобиль («Форд АА» с задним мостом «Джембо» или другой конструкции). Назначение – боевая разведка в составе разведывательных отрядов и механизированных соединений. Вооружение – 2 пулемета, из них 1 с круговым обстрелом. Броня должна давать гарантию от пробивания обыкновенными пулями с дистанции 150 – 200 м. Максимальная скорость движения по дороге – 50 км. Вес машины – не свыше 3,8 т. Количество команды – 3 чел. Радиус действия 200 км. Емкость машины должна допускать размещение не менее 3 тыс. пулеметных патронов.».
Далее задание трансформировалось в средний пушечный бронеавтомобиль, имеющего боевую массу около 5 тонн. Первые образцы таких броневиков появились в 1931 году. Поначалу, кстати, наблюдалась весьма серьёзная конкуренция. В тот момент наилучшие броневики строил Н.И. Дыренков. Они, конечно, получались своеобразные, но если посмотреть на Д-13, а затем на «собачий ящик» Ижорского завода, много становится понятным. Да и разработки КБ ЭКО ОГПУ получались крайне специфичными. Так что, при всей неоднозначности Дыренкова, его вклад в становление советских бронемашин несомненный.

Радийных (штабных) БА-3 построили 20 штук. То, что это именно БА-3, говорится крепление цепей «Оверолл» и двухстворчатый люк доступа к мотору
Все три КБ, занимавшихся средними бронемашинами, использовали трехосные шасси Ford-Timken. Кстати, Timken Company всё еще жива, основой ее деятельности являются подшипники. А в 20-е годы они выпускали задние мосты автомобилей. В том числе и конверсии Ford AA в трехосные машины. Сама Ford Motor Company трехосные шасси не выпускала, поскольку они пользовались не самым высоким коммерческим спросом. Трехосная машина получалась медленнее и с более высоким расходом топлива, да и управлялась хуже. Зато у нее возрастала грузоподъемность и повышалась проходимость.
В случае с советскими броневиками (да и не только с советскими) трехосное шасси оказалось оптимальным по еще одной причине. Классическая, «носатая» компоновка подразумевала размещение башни в районе задней оси, что заметно увеличивало нагрузку на нее. В результате снижалась проходимость. Трехосное шасси такую проблему устраняло, поскольку нагрузка распределялась на две оси. Плюс ведущих осей становилось две. В общей сложности было заказано 1000 комплектов для сборки трехосных шасси, собирались они в СССР. Часть шасси ушло на постройку броневиков.
Реванш Ижорского завода и его КБ под руководством А.Д. Кузьмина случился очень скоро. В 1932 году появился броневик БАИ (или БА-И, Бронеавтомобиль Ижорский). На испытаниях бронемашина показала себя с наилучшей стороны, поэтому приняли решение о ее серийном производстве. Поскольку Ижорский завод был загружен другими заказами, выпуск БАИ организовали на Выксунском заводе ДРО (дробильно-размольного оборудования). В 1933-34 годах там изготовили 109 броневиков. Впрочем, БАИ являлся скорее промежуточной бронемашиной. К моменту запуска ее в серию был поднят вопрос о новом броневике.
Претензии были скорее не к бронемашине, а ее вооружению. В 1933 году начался выпуск танков Т-26 и БТ-5 с двухместными башнями и 45-мм танковыми пушками обр.1932 года. Задание на создание БАИ с более мощным вооружением было выдано 1 августа 1932 года. Работы по броневику задержались, первый образец бронемашины с корпусом и башней из конструкционной стали был готов в апреле 1933 года. Он получил индекс БА-3 (бронемашина Ижорского завода, третий тип). Главным его отличием стала башня, аналогичная Т-26. Логичный шаг, поскольку на Ижорском заводе выпускались башни Т-26.
Еще одним отличием БА-3 от БАИ стало место, где производились эти броневики. В Выксе их изготовили всего 4 штуки, основной производственной площадкой стал Ижорский завод. Он, конечно, всё равно был загружен по другим заказам, но и Выксунский завод ДРО показался перегружен работами по ФАИ. В результате Колпино стало центром не только разработки, но и производства средних пушечных броневиков. Кстати, в плане на 1933 год никаких броневиков не имелось. Но за 1933 год сдали 10 броневиков (плюс 1 опытный), за 1934 год 80 штук и за 1935 — 73. Еще 23 штуки (3 «боевых» и 20 «штабных», так называли радийные машины с поручневыми антеннами) сдали в 1936 году.
Надо сказать, что и БАИ, и Д-13, и БА-3 были весьма продвинутыми броневиками. Например, бронекорпуса и башни у них делались методом сварки. Для того времени это была большая редкость, тогда многие страны танки и броневики собирали на заклепках и рейках. Также на БА-3 появились вездеходные цепи «Оверолл». По сути это облегченные гусеничные ленты, которые заметно увеличивали проходимость, особенно по снегу. БА-3М стал первым советским броневиком, где «Овероллы» были штатным оснащением.
В дальнейшем Ижорский завод начал выпуск бронемашин БА-6, очень похожих, но на шасси ГАЗ-ААА. Отечественная база была более легкой, а главное, она не зависела от зарубежных поставок. Далее появилась идея переделки ранее выпущенных броневиков под установку на более совершенную базу. В 1938 году такую переделку осуществили на ремзаводе №6 (г. Брянск). БА-3М, так назывались данные броневики, стали легче на 400 кг и быстрее. В 1939-40 годах ремзаводы №6 и №2 переделали все оставшиеся БА-3 в БА-3М.
Несмотря на то, что БА-3 сделали сравнительно немного, повоевали они довольно активно. Впервые их использовали во время гражданской войны в Испании. Туда уехало 3 таких броневика, плюс 37 БА-6 (кстати, в отчетах БА-3 периодически величали как БАИ). Более интенсивно БА-3 применялись в ходе боёв у реки Халхин-Хол летом 1939 года. Потеряли их немного (8 штук), но, опять же, по той причине, что основу составляли БА-6 и БА-10. Как и другие советские пушечные броневики, БА-3 скорее выполняли роль колесных танков.
Наиболее массово БА-3М применялись летом 1941 года. На начало Великой Отечественной войны их числилось 168 штук, подавляющее большинство потеряли в летних боях. Некоторое количество этих броневиков использовалось и далее, но уж если БА-6 стали большой редкостью, то его менее массовый предшественник и вовсе терялся в статистике. То, что хотя бы один такой броневик дожил до наших дней — это маленькое чудо. На НИБТ Полигоне броневик появился в 1945 году, согласно документам, требовал капитального ремонта.
Вместе с ним на полигоне появилось два образца БА-6, оба в исправном состоянии. Так вот, далее один БА-6 сдали в металлолом, но при этом разницу между БА-6 и БА-3М военные всё же видели. Ибо броневик, очень похожий на БА-6, в экспозиции сохранился. Нашлось ему место и в новом музее, который открыли в 1972 году. А вот в начале 2000-х разницу между БА-3М и БА-6 не увидели. Поскольку бронемашина была более комплектной, ее сохранили в Кубинке. А вот БА-6 уехал в ЦМВС. При этом БА-3М именовали как БА-3М. Искренне удивляясь, что это более редкий броневик.
В начале 2000-х БА-3М был восстановлен силами ремгруппы им. Лавриненко. Шасси было вполне комплектным, а по другим деталям помогло то, что по теме машин Ford 20-х и 30-х годов в США существует целая индустрия. Всё, что нужно для приведения броневика в ходовое состояние, нашлось за океаном. Какие-то мелочи вроде фар еще надо бы доделать, но в целом работу провели большую. В начале 2000-х с фарами дела обстояли слегка иначе. БА-3М часто участвовал в различных мероприятиях музея, снимался в кино.
Сейчас БА-3М находится в Музейном секторе парка «Патриот». Согласно задумке Романа Алымова, который в своё время руководил ремгруппой, а позже работал в парке «Патриот», люки у броневика открыты, а проёмы прикрыты оргстеклом. Внутри сделана подсветка, благодаря чему можно видеть интерьер. У БА-3М он в высокой степени комплектности, есть, на что посмотреть. Стоит он в начале экспозиции, посвященной боям лета 1941 года, так что мимо него вряд ли пройдут.
Конечно, броневики многим не так интересны, как танки, но БА-3М является важным экспонатом. Для своего времени он стал настоящим достижением отечественной промышленности. В дальнейшем концепция БА-3 была перенесена сначала на БА-6, а затем на БА-10. Возможно, это не лучший броневик в своём классе, но с учетом имевшейся материально-технической базы, тогда лучше бы и не получилось. Изначально БА-3 создавался для разведки боем, но чаще их применяли как колесные танки.
источник: https://dzen.ru/a/Z_jRkPPn9XPxfyTA