Самые быстрые самолеты в мире. Часть 10. Гоночные и рекордные самолеты SPAD S-XXbis, Франция, 1919-20

14
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 10 Гоночные и рекордные самолеты SPAD S-XXbis, Франция 1919-20

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 10 Гоночные и рекордные самолеты SPAD S-XXbis, Франция 1919-20

Луи Блерио довольно быстро завершил конструкторскую деятельность и еще до 1914 года посвятил себя предпринимательству [1]. В 1915 году Блерио построил в Сурене большой авиастроительный завод, который в годы войны изготовил 3484 самолета. Главным конструктором и техническим директором компании SPAD был Луи Бешеро, который в 1917 году из-за разногласий с Блерио перешел в компанию Bernard и его место занял Андре Эрбемон.

В апреле 1918 года был изготовлен прототип разработанного Эрбемоном двухместного истреби­теля-биплана SPAD S-XXC-2, отличавшегося большим монококовым фюзеляжем, верхним крылом с небольшой стреловидностью и простыми I-образными межкрыльевыми стойками. В качестве силовой установки был выбран 280-сильный (206 кВт) восьмицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения HS-8Fbc с возможностью разместить пушку в развале цилиндров.

прототип двухместного истребителя SPAD S-XX С-2
прототип двухместного истребителя SPAD S-XX С-2

прототип двухместного истребителя SPAD S-XX С-2

прототип двухместного истребителя SPAD S-XX С-2

Истребители S-XXC-2 не стали такими же массовыми, как S-VII и S-XIII, и к концу года было выпущено лишь сто экземпляров в варианте без пушечного вооружения. Впрочем, лицензию на производство S-XXC-2 приобрела Япония. В ситуации, когда военные не особо интересовались истребителями S-XXC-2, Андре Эрбемон использовал данные самолеты для участия в гонках и установления рекордов.

1 сентября 1919 года Джозеф Сади-Леконт поднял в небо модернизированный одноместный S-XXbis1 с закрытой задней кабиной и оставленными без изменения крыльями общей площадью 25 м². Через день он разогнался до скорости 249,31 км/ч и в гонках на приз Дойч де ла Мерт показал среднюю скорость 246 км/ч. Было очевидно, что площадь несущих поверхностей должна быть уменьшена. У гоночного самолета S-XXbis2 площадь крыльев уже была равна 23 м², но макси­маль­ная скорость возросла лишь на 2 км/ч. 25 сентября 1919 года Сади-Леконт испытал SPAD S-XXbis3 с еще более укороченными крыльями площадью 21,5 м².

Из предыдущей статьи нам известно, что в гонке на приз Дойч де ла Мерт основная борьба шла между летавшем на «спаде» Сади-Леконтом и пилотом «ньюпора» де Романе. Победу в гонках 1919 года одержал Сади-Леконт. 15 октября во время квалификационных полетов Жозеф Сади-Леконт на SPAD S-XXbis3 показал скорость 247,72 км/ч, а во время гонок он прошел 190,4 км за 45 минут 20 секунд, т.е. со средней скоростью 252,18 км/ч. В свою очередь де Романе 23 октября пролетел над трассой со средней скоростью 268,68 км/ч. Поскольку этот показатель не превышал на 10% скорость Сади-Леконта, то победа была присуждена последнему.

де Романе стоит перед гоночным и рекордным самолетом S-XXbis

де Романе стоит перед гоночным и рекордным самолетом S-XXbis

Также из прошлой статьи мы знаем, что де Романе и Сади-Леконт перешли в конкурирующие компании и что Сади-Леконт на «ньюпоре» установил абсолютный рекорд скорости – 275,86 км/ч. В компании SPAD, естественно, не пожелали оставаться на втором месте. К этому времени Эрбемон разработал новую версию «двадцатки», которая впервые поднялась в воздух 2 января 1920 года. Это был S-XXbis4, размах крыльев которого был меньше длины и составлял 6,6 метров при площади 16 м². До того как де Романе полностью «обосновался» в компании SPAD, заводской пилот Жан Казаль (Jean H. Casale) продолжал летать на S-XXbis4. Так 28 февраля 1920 года он в присутствии комиссаров ФАИ четыре раза пролетел над километровой трассой в Виллакубле, показав среднюю скорость 283,64 км/ч и установив тем самым новый мировой рекорд скорости.

Последующие улучшения аэродинамики гоночной «двадцатки» были воплощены в двух экземп­лярах S-XXbis5, предназначенных для участия в гонках Гордона-Беннета. Верхнее крыло самолета не имело центропланных стоек и крепилось непосредственно к фюзеляжу. Площадь крыльев была вновь уменьшена и составляла 15 м².

Для достижения максимальной скорости Эрбемон применил симметричный скоростной аэродина­мический профиль, уменьшил площадь хвостового оперения и установил на самолет 300-сильный (220 кВт) двигатель HS-8Fb. Кабина пилота была смещена вперед и вверх таким образом, чтобы голова пилота выступала над задней кромкой верхнего крыла. На фюзеляж за кабиной был уста­новлен профилированный заголовник.

22 сентября 1920 года первый из двух гоночных самолетов S-XXbis5 выполнил свой первый полет под управлением Жана Казаля. В гонках участвовали де Романе на машине со стартовым номером 8 и Казаль, самолет которого нес стартовый номер 9.

рекордный и гоночный самолет S-XXbis5
рекордный и гоночный самолет S-XXbis5

рекордный и гоночный самолет S-XXbis5

рекордный и гоночный самолет S-XXbis5

S-XXbis5 оказался не очень удачным гоночным самолетом. Уменьшение всех поверхностей привело к общей неустойчивости самолета, и пилоты испытывали большие сложности с управлением им. Обзор из кабины настолько сильно ухудшился, что Казаль потерял ориентацию и был дисквали­фи­ци­рован. Что касается де Романе, то из-за утечки масла он был вынужден приземлиться спустя 35 минут после старта. Пилот не дождался завершения ремонта, снова взлетел и спустя некоторое время вновь был вынужден приземлиться. Де Романе потерял много времени, но в конечном итоге занял второе место после NiD-29V Сади-Леконта.

Для попытки побития мирового рекорда скорости и продолжения дуэли Сади-Леконт – де Романе, которая должна была состояться в Бюке 9 октября 1920 года, Андре Эрбемон немного модифи­ци­ровал S-XX-bis5. На этой машине де Романе смог установить абсолютный рекорд скорости 292,68 км/ч, но на следующий день Сади-Леконт превзошел достижение своего конкурента на достаточ­ные для регистрации нового рекорда 4 км/ч.

Хотя Эрбемон имел еще один туз в рукаве – гоночный высокоплан S-44 с расчетной максимальной скоростью 350 км/ч, – в следующий бой де Романе пошел с новой версией «двадцатки» S-XXbis6, первый полет которого был совершен 7 октября 1920 года. Этот самолет имел чуть увеличенную площадь крыльев 15,2 м² и 320-сильный (235 кВт) двигатель HS-8Eb. Верхнее крыло было вновь поднято над фюзеляжем и получило центропланные стойки, а на втулку винта был установлен большой обтекатель. Хотя обтекатель и улучшал аэродинамику, он одновременно закрывал значи­тельную часть лобового радиатора, площадь которого и так была недостаточной.

схема рекордного и гоночного самолета S-XXbis6

схема рекордного и гоночного самолета S-XXbis6

схемы рекордного и гоночного самолета S-XXbis6

После летных испытаний машина претерпела ряд других изменений. Обтекатель втулки винта был убран, кабина пилота стала закрытой (как на NiD-29Vbis), и пилот, попав внутрь фюзеляжа, мог смотреть наружу сквозь небольшие боковые окошки. Крылья вновь были уменьшены, и теперь их площадь была всего 14 м².

3 ноября самолет выполнил свой первый полет, и уже на следующий день в Бюке де Романе установил новый мировой рекорд. Он разогнался до скорости 332 км/ч, значительно превзойдя достижение Сади-Леконта (309,01 км/ч). Рекорд продержался до 12 декабря, когда его обладателем вновь стал Жозеф Сади-Леконт.

рекордные и гоночные самолеты S-XXbis5 и S-XXbis6

рекордные и гоночные самолеты S-XXbis5 и S-XXbis6

рекордный и гоночный самолет S-XXbis6
рекордный и гоночный самолет S-XXbis6

рекордный и гоночный самолет S-XXbis6

рекордный и гоночный самолет S-XXbis6

Но вернемся к 4 ноября и небольшому курьезу, который произошел после рекордного полета. После приземления двигатель самолета де Романе был настолько горячим, что сам вновь запустился. Пилоту оставалось лишь вновь взлететь, набрать высоту и летать, пока не выработается все топливо, и лишь затем приземлиться.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип:S-XXbis5S-XXbis6
Размеры:
размах крыльев, м8,106,48
длина, м7,30м
площадь крыльев, м²21,5015,20
Вес:
пустого, кг905890
взлетный, кг10501030
Летные характеристики:
максимальная скорость, км/ч258315

 

Примечание: приведенные данные гоночного и рекордного самолета S-XXbis6 относятся к его предпоследнему варианту. В окончательном варианте размах крыльев был равен 6,38 метров, площадь крыльев 14 м², взлетный вес – 995 кг. Максимальная скорость составила 322 км/ч.


[1] в 1914 году Блерио выкупил активы крупной авиационной компании SPAD

источники:

  • текст – VÁCLAV NĚMEČEK «Nejrychlejší letadla světa: SPAD S-XXbis, FRANCIE 1919-20» // Letectvi+Kosmonautika 10-1992, стр.12-13/588-589
  • часть фотографий взята в сети Интернет
byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Stranf71
Stranf71
20.02.2025 13:45

М-30 принята на вооружение в сентябре 1939 года, в 1937 был только проект.
Ещё нет траков из стали Гадфильда, поэтому вес должен быть в пределах 13,7 тонн.

kv739
20.02.2025 15:04

Место механика-водителя? Его в принципе можно разместить и около двигателя, чуть впереди гаубицы. Тогда что за две пушки над двигателем? Или это выхлопные патрубки, направленные по ходу движения? Да, с гидравликой тогда было не очень. Лучше предусмотреть тросовый подъем отвала.
В остальном все более-менее.

Андрей Борисов
21.02.2025 05:53
Ответить на  kv739

Это именно выхлопные патрубки. Наш коллега решил серийно производить газенвагены…
Антиресно, его за это расстреляли бы или его сам т. Сталин живьем бы за это проглотил и даже Киндзмараули запивать не стал?

blacktiger_63
22.02.2025 13:07
Ответить на  Андрей Борисов

Наш коллега решил серийно производить газенвагены…

Ой, дурак…

doktorkurgan
21.02.2025 15:16
Ответить на  Андрей Борисов

Я так понимаю, что САУ скомпонована по типу британской ПТ-САУ «Арчер», в походногм положении движется стволом назад, на позиции разворачивается стволом к противнику.

kv739
21.02.2025 06:13
Ответить на  Андрей Борисов

🤭 Художника может обидеть каждый…


ARTemAA
20.02.2025 21:48
Ответить на  kv739

Тросовый подъем отвала не обеспечит ПРИНУДИТЕЛЬНОГО погружения отвала в грунт, а с гидравликой САУ сможет реально разгрузить подвеску, «встав» на отвал.
Да, с гидравликой в СССР тогда было не очень — вот будет для инженеров повод хорошенько поработать, восстановить хотя бы царские наработки.

mr_tank
21.02.2025 11:37
Ответить на  ARTemAA

посмотри на бульдозеры того времени. Отвалы самопогружаются в грунт при движении. В крайнем случае, можно небольшую канаву откопать, и далее загнать движением САУ.

Андрей Борисов
21.02.2025 05:48
Ответить на  ARTemAA

Ну нет тогда потребной вам гидравлики в товарных количествах. НЕТУ!!!!
По этому,увы, только троса и накат при постановке на место…

kv739
21.02.2025 02:41
Ответить на  ARTemAA

Какие «царские наработки»? На какой базе? Примеры, если не балабол.
Погружения в грунт можно достичь, сдав немного назад, Вот вы нарочно так тупите?

TAHKUCT_CCCP
21.02.2025 01:02
Ответить на  ARTemAA

Интересно какие такие царские наработки?

blacktiger_63
22.02.2025 13:10
Ответить на  TAHKUCT_CCCP

Нет, ну так-то были, например, на линкорах пушки ворочали гидроприводами :))

Андрей Борисов
24.02.2025 04:33
Ответить на  blacktiger_63

Коллега, вы путаете гидромотор и силовые гидроцилиндры. Это слегка не одно и тоже…

адмирал бенбоу
20.02.2025 19:14

за модельку в целом плюс.
конечно, долго пришлось искать место мех-вода))) и не совсем ясно, почему при такой открытости рубки ограничивать обзор мех-воду какой-то смотровой щелью, дайте ему нормальное «окно».
также удивили унитары в боекомплекте М-30. ИМХО, даже соотношение диаметра и совокупной длины снаряда и гильзы там другое. не говоря уже про необходимость другой укладки. но то уже мелочи.
плюс использование отвала — ну совсем не характерное для советской (и не только) бронетехники тех лет явление
а так — да, сочетание М-30 и 1937 года в «легенде» САУ больше всего режет глаз

Scharapow_W
20.02.2025 19:50

Здорово получилось. Насчёт реализуемости хз, но смотрится достойно.

ARTemAA
20.02.2025 21:53

Хороший проект, нутром чую — взлетит!

TAHKUCT_CCCP
21.02.2025 01:09

А почему нету дульного тормоза? Это раза на 2 увеличивает отдачу
В БТ-7А влезало всего 30-40 выстрелов. Куда тут засунили в несколько раз более тяжёлые и габаритные 48 122 мм выстрела я хз.
Масса бт-7 +- 13,7 тонн + М-30 1 тонна качалка + 1 тонна усиление корпуса, тумба и отвал+ 1,5 тонны (48 122 мм выстрела) + доп член экипажа. Сорокопятка+ БК — 0,7 тонн.
Итого 16,5 тонн это перегруз при чем указанные вами 15 тонн это тоже перегруз. Нужно добавлять 5 опорный каток без этого никуда
Ну и по мелочи — БО ну ОЧЕНЬ тесное для 48 122 мм выстрелов и 4 членов экипажа.
А ещё по моему вы проигнорировали на модели нишу под пружины шириной по 100 мм с каждой стороны корпуса

Последний раз редактировалось 1 месяц назад TAHKUCT_CCCP ем
Андрей Борисов
21.02.2025 06:03
Ответить на  TAHKUCT_CCCP

Коллега, сугубо ИМХО, но подвеска Кристи «заточена» под скорость. А здесь ее задача: держать отдачу и не прыгать как кузнечику. Плюс автор решил впихнуть слона в кровать муравья.
По этому шасси БТ ну никак не подойдут (даже в 7ми катковом варианте) для шасси САУ
На отсутствии дульного тормоза лично я даже не стал бы акцентировать свое внимание. В этой машине направление выхлопных патрубков(это те две трубы в передней части машины) все обо всем говорит…

Андрей Борисов
21.02.2025 16:53
Ответить на  AlkisTer

Тогда где у вас сидит мехвод?
И как организован колесный ход?

Последний раз редактировалось 1 месяц назад Андрей Борисов ем
Андрей Борисов
21.02.2025 21:27
Ответить на  AlkisTer

А теперь покажите мне его место. Где оно? На пеньке над снарядами? А как же управление механизмами трансмиссии? И куда и как у вас передние колеса будут поворачиваться?

bsu-122-bp-pered-768x402
bsu-122-bp44-768x487
Последний раз редактировалось 1 месяц назад Андрей Борисов ем
Андрей Борисов
25.02.2025 08:07
Ответить на  AlkisTer

Однако понимая вашу великолепную осведомленность в устройстве танков БТ привожу это рисунок сам
А теперь напрягите все клетки в организме и придумайте как в этот объем вписать вами желаемое. При условии, что вам необходимо сохранить расположение механизмов управления….

2015-01-02-19-46-40_0054-1740223136.424-scaled
Последний раз редактировалось 1 месяц назад Андрей Борисов ем
Андрей Борисов
25.02.2025 06:23
Ответить на  AlkisTer

Посмотрите внимательно на рисунок, приложенный к высказыванию коллеги blacktiger_63 (несколько ниже по ветке). Надеюсь поймете.Если с пониманием проблемы не сложится не переживайте — поясню на пальцах…

Scharapow_W
21.02.2025 07:08

Кстати, пушку и такую можно поставить.
https://alternathistory.ru/yurij-pasholok-shestidyujmovaya-gaubicza-bolshoj-modernizaczii/
Не 122, но зато бахает знатно.

Инженер
21.02.2025 11:10

Двигатель надо ставить в центре. Спереди мехвод, сзади боевое отделение. Насчет гидравлики. А бульдозеры до войны прям все с лебедкой были?

blacktiger_63
22.02.2025 13:30
Ответить на  Инженер

Двигатель надо ставить в центре. 

Так сделаете проект, а то только языком треплете

at
mr_tank
21.02.2025 12:00
Ответить на  Инженер

первый с гидравлическим приводом отвала — в 20х годах. Но серия началась только во второй половине 30х.Так что нереально гидравлику до войны.

blacktiger_63
22.02.2025 13:28

Шикарный проект!! Лучшая САУ на шасси БТ из всех, что я знаю!!
Теперь ложка дегтя:

Срезалась крыша боевого отделения и ВЛД. Наращивались борта корпуса, сверху приваривалась рубка с креплением орудия М-30С. Устанавливались боеукладки на полу и в задней части боевого отделения, а также складные сидения для экипажа.

Увы, этого недостаточно. Еще потребуется расширить корпус от первого катка до ленивца и пружины второго ряда катков мешать будут. Но, полагаю, все решаемо. Колесный ход теряем, но он и не нужен.
Трубу, соединяющую леницы вы зря вниз опустили, там она будет мешать ногам мехвода. Лутче развернуть ее задом наперед и повесить вперед.
Да, еще можно сделать серию разных ПТО-САУ, например, с ЗИС-2 и 52К.

2015-01-02-19-46-40_0054
Андрей Борисов
24.02.2025 04:18
Ответить на  blacktiger_63

Увы, этого недостаточно. Еще потребуется расширить корпус от первого катка до ленивца и пружины второго ряда катков мешать будут. 

Совершенно верно, коллега. Плюс вся передняя часть у БТ (примерно по спинку сиденья мехвода) это «территория» узлов управления рулевым механизмом, трансмиссией и двигателем.

Трубу, соединяющую леницы вы зря вниз опустили, там она будет мешать ногам мехвода. Лутче развернуть ее задом наперед и повесить вперед.

А механизмы рулевого управления вы тоже развернете? Вместе с мехводом?

Но, полагаю, все решаемо. Колесный ход теряем, но он и не нужен.

Вот только ребята из НКВД будут немного против. Интересно, вас только первой частью «порадуют» до расстрела или весь «букет» подарят…

Альтернативная История
Logo
Register New Account