Самые быстрые самолеты в мире. Часть 10. Гоночные и рекордные самолеты SPAD S-XXbis, Франция, 1919-20
Луи Блерио довольно быстро завершил конструкторскую деятельность и еще до 1914 года посвятил себя предпринимательству [1]. В 1915 году Блерио построил в Сурене большой авиастроительный завод, который в годы войны изготовил 3484 самолета. Главным конструктором и техническим директором компании SPAD был Луи Бешеро, который в 1917 году из-за разногласий с Блерио перешел в компанию Bernard и его место занял Андре Эрбемон.
В апреле 1918 года был изготовлен прототип разработанного Эрбемоном двухместного истребителя-биплана SPAD S-XXC-2, отличавшегося большим монококовым фюзеляжем, верхним крылом с небольшой стреловидностью и простыми I-образными межкрыльевыми стойками. В качестве силовой установки был выбран 280-сильный (206 кВт) восьмицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения HS-8Fbc с возможностью разместить пушку в развале цилиндров.
Истребители S-XXC-2 не стали такими же массовыми, как S-VII и S-XIII, и к концу года было выпущено лишь сто экземпляров в варианте без пушечного вооружения. Впрочем, лицензию на производство S-XXC-2 приобрела Япония. В ситуации, когда военные не особо интересовались истребителями S-XXC-2, Андре Эрбемон использовал данные самолеты для участия в гонках и установления рекордов.
1 сентября 1919 года Джозеф Сади-Леконт поднял в небо модернизированный одноместный S-XXbis1 с закрытой задней кабиной и оставленными без изменения крыльями общей площадью 25 м². Через день он разогнался до скорости 249,31 км/ч и в гонках на приз Дойч де ла Мерт показал среднюю скорость 246 км/ч. Было очевидно, что площадь несущих поверхностей должна быть уменьшена. У гоночного самолета S-XXbis2 площадь крыльев уже была равна 23 м², но максимальная скорость возросла лишь на 2 км/ч. 25 сентября 1919 года Сади-Леконт испытал SPAD S-XXbis3 с еще более укороченными крыльями площадью 21,5 м².
Из предыдущей статьи нам известно, что в гонке на приз Дойч де ла Мерт основная борьба шла между летавшем на «спаде» Сади-Леконтом и пилотом «ньюпора» де Романе. Победу в гонках 1919 года одержал Сади-Леконт. 15 октября во время квалификационных полетов Жозеф Сади-Леконт на SPAD S-XXbis3 показал скорость 247,72 км/ч, а во время гонок он прошел 190,4 км за 45 минут 20 секунд, т.е. со средней скоростью 252,18 км/ч. В свою очередь де Романе 23 октября пролетел над трассой со средней скоростью 268,68 км/ч. Поскольку этот показатель не превышал на 10% скорость Сади-Леконта, то победа была присуждена последнему.
Также из прошлой статьи мы знаем, что де Романе и Сади-Леконт перешли в конкурирующие компании и что Сади-Леконт на «ньюпоре» установил абсолютный рекорд скорости – 275,86 км/ч. В компании SPAD, естественно, не пожелали оставаться на втором месте. К этому времени Эрбемон разработал новую версию «двадцатки», которая впервые поднялась в воздух 2 января 1920 года. Это был S-XXbis4, размах крыльев которого был меньше длины и составлял 6,6 метров при площади 16 м². До того как де Романе полностью «обосновался» в компании SPAD, заводской пилот Жан Казаль (Jean H. Casale) продолжал летать на S-XXbis4. Так 28 февраля 1920 года он в присутствии комиссаров ФАИ четыре раза пролетел над километровой трассой в Виллакубле, показав среднюю скорость 283,64 км/ч и установив тем самым новый мировой рекорд скорости.
Последующие улучшения аэродинамики гоночной «двадцатки» были воплощены в двух экземплярах S-XXbis5, предназначенных для участия в гонках Гордона-Беннета. Верхнее крыло самолета не имело центропланных стоек и крепилось непосредственно к фюзеляжу. Площадь крыльев была вновь уменьшена и составляла 15 м².
Для достижения максимальной скорости Эрбемон применил симметричный скоростной аэродинамический профиль, уменьшил площадь хвостового оперения и установил на самолет 300-сильный (220 кВт) двигатель HS-8Fb. Кабина пилота была смещена вперед и вверх таким образом, чтобы голова пилота выступала над задней кромкой верхнего крыла. На фюзеляж за кабиной был установлен профилированный заголовник.
22 сентября 1920 года первый из двух гоночных самолетов S-XXbis5 выполнил свой первый полет под управлением Жана Казаля. В гонках участвовали де Романе на машине со стартовым номером 8 и Казаль, самолет которого нес стартовый номер 9.
S-XXbis5 оказался не очень удачным гоночным самолетом. Уменьшение всех поверхностей привело к общей неустойчивости самолета, и пилоты испытывали большие сложности с управлением им. Обзор из кабины настолько сильно ухудшился, что Казаль потерял ориентацию и был дисквалифицирован. Что касается де Романе, то из-за утечки масла он был вынужден приземлиться спустя 35 минут после старта. Пилот не дождался завершения ремонта, снова взлетел и спустя некоторое время вновь был вынужден приземлиться. Де Романе потерял много времени, но в конечном итоге занял второе место после NiD-29V Сади-Леконта.
Для попытки побития мирового рекорда скорости и продолжения дуэли Сади-Леконт – де Романе, которая должна была состояться в Бюке 9 октября 1920 года, Андре Эрбемон немного модифицировал S-XX-bis5. На этой машине де Романе смог установить абсолютный рекорд скорости 292,68 км/ч, но на следующий день Сади-Леконт превзошел достижение своего конкурента на достаточные для регистрации нового рекорда 4 км/ч.
Хотя Эрбемон имел еще один туз в рукаве – гоночный высокоплан S-44 с расчетной максимальной скоростью 350 км/ч, – в следующий бой де Романе пошел с новой версией «двадцатки» S-XXbis6, первый полет которого был совершен 7 октября 1920 года. Этот самолет имел чуть увеличенную площадь крыльев 15,2 м² и 320-сильный (235 кВт) двигатель HS-8Eb. Верхнее крыло было вновь поднято над фюзеляжем и получило центропланные стойки, а на втулку винта был установлен большой обтекатель. Хотя обтекатель и улучшал аэродинамику, он одновременно закрывал значительную часть лобового радиатора, площадь которого и так была недостаточной.
После летных испытаний машина претерпела ряд других изменений. Обтекатель втулки винта был убран, кабина пилота стала закрытой (как на NiD-29Vbis), и пилот, попав внутрь фюзеляжа, мог смотреть наружу сквозь небольшие боковые окошки. Крылья вновь были уменьшены, и теперь их площадь была всего 14 м².
3 ноября самолет выполнил свой первый полет, и уже на следующий день в Бюке де Романе установил новый мировой рекорд. Он разогнался до скорости 332 км/ч, значительно превзойдя достижение Сади-Леконта (309,01 км/ч). Рекорд продержался до 12 декабря, когда его обладателем вновь стал Жозеф Сади-Леконт.
Но вернемся к 4 ноября и небольшому курьезу, который произошел после рекордного полета. После приземления двигатель самолета де Романе был настолько горячим, что сам вновь запустился. Пилоту оставалось лишь вновь взлететь, набрать высоту и летать, пока не выработается все топливо, и лишь затем приземлиться.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | S-XXbis5 | S-XXbis6 |
Размеры: | ||
размах крыльев, м | 8,10 | 6,48 |
длина, м | 7,30 | м |
площадь крыльев, м² | 21,50 | 15,20 |
Вес: | ||
пустого, кг | 905 | 890 |
взлетный, кг | 1050 | 1030 |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость, км/ч | 258 | 315 |
Примечание: приведенные данные гоночного и рекордного самолета S-XXbis6 относятся к его предпоследнему варианту. В окончательном варианте размах крыльев был равен 6,38 метров, площадь крыльев 14 м², взлетный вес – 995 кг. Максимальная скорость составила 322 км/ч.
[1] в 1914 году Блерио выкупил активы крупной авиационной компании SPAD
источники:
- текст – VÁCLAV NĚMEČEK «Nejrychlejší letadla světa: SPAD S-XXbis, FRANCIE 1919-20» // Letectvi+Kosmonautika 10-1992, стр.12-13/588-589
- часть фотографий взята в сети Интернет
М-30 принята на вооружение в сентябре 1939 года, в 1937 был только проект.
Ещё нет траков из стали Гадфильда, поэтому вес должен быть в пределах 13,7 тонн.
Место механика-водителя? Его в принципе можно разместить и около двигателя, чуть впереди гаубицы. Тогда что за две пушки над двигателем? Или это выхлопные патрубки, направленные по ходу движения? Да, с гидравликой тогда было не очень. Лучше предусмотреть тросовый подъем отвала.
В остальном все более-менее.
Это именно выхлопные патрубки. Наш коллега решил серийно производить газенвагены…
Антиресно, его за это расстреляли бы или его сам т. Сталин живьем бы за это проглотил и даже Киндзмараули запивать не стал?
Ой, дурак…
Я так понимаю, что САУ скомпонована по типу британской ПТ-САУ «Арчер», в походногм положении движется стволом назад, на позиции разворачивается стволом к противнику.
Что за набор слов? Шасси БТ-7 едет по умолчанию в ту же сторону что и обычный БТ-7.
Тросовый подъем отвала не обеспечит ПРИНУДИТЕЛЬНОГО погружения отвала в грунт, а с гидравликой САУ сможет реально разгрузить подвеску, «встав» на отвал.
Да, с гидравликой в СССР тогда было не очень — вот будет для инженеров повод хорошенько поработать, восстановить хотя бы царские наработки.
посмотри на бульдозеры того времени. Отвалы самопогружаются в грунт при движении. В крайнем случае, можно небольшую канаву откопать, и далее загнать движением САУ.
Ну нет тогда потребной вам гидравлики в товарных количествах. НЕТУ!!!!
По этому,увы, только троса и накат при постановке на место…
Какие «царские наработки»? На какой базе? Примеры, если не балабол.
Погружения в грунт можно достичь, сдав немного назад, Вот вы нарочно так тупите?
Интересно какие такие царские наработки?
Нет, ну так-то были, например, на линкорах пушки ворочали гидроприводами :))
Коллега, вы путаете гидромотор и силовые гидроцилиндры. Это слегка не одно и тоже…
за модельку в целом плюс.
конечно, долго пришлось искать место мех-вода))) и не совсем ясно, почему при такой открытости рубки ограничивать обзор мех-воду какой-то смотровой щелью, дайте ему нормальное «окно».
также удивили унитары в боекомплекте М-30. ИМХО, даже соотношение диаметра и совокупной длины снаряда и гильзы там другое. не говоря уже про необходимость другой укладки. но то уже мелочи.
плюс использование отвала — ну совсем не характерное для советской (и не только) бронетехники тех лет явление
а так — да, сочетание М-30 и 1937 года в «легенде» САУ больше всего режет глаз
Так там есть и открывающееся окошко и всю плиту опустить можно.
БК «примерное» из того что было в модели СУ-122А.
Здорово получилось. Насчёт реализуемости хз, но смотрится достойно.
Хороший проект, нутром чую — взлетит!
А почему нету дульного тормоза? Это раза на 2 увеличивает отдачу
В БТ-7А влезало всего 30-40 выстрелов. Куда тут засунили в несколько раз более тяжёлые и габаритные 48 122 мм выстрела я хз.
Масса бт-7 +- 13,7 тонн + М-30 1 тонна качалка + 1 тонна усиление корпуса, тумба и отвал+ 1,5 тонны (48 122 мм выстрела) + доп член экипажа. Сорокопятка+ БК — 0,7 тонн.
Итого 16,5 тонн это перегруз при чем указанные вами 15 тонн это тоже перегруз. Нужно добавлять 5 опорный каток без этого никуда
Ну и по мелочи — БО ну ОЧЕНЬ тесное для 48 122 мм выстрелов и 4 членов экипажа.
А ещё по моему вы проигнорировали на модели нишу под пружины шириной по 100 мм с каждой стороны корпуса
Боевое отделение БТ-7А сильно ограничено. А тут оно сильно расширено на отделение управления и даже дальше.
Минус башня, броня лба, крыша ит.д.
БО шире и длиннее чем у СУ-76М, а базе которой был проект СУ-122А.
Коллега, сугубо ИМХО, но подвеска Кристи «заточена» под скорость. А здесь ее задача: держать отдачу и не прыгать как кузнечику. Плюс автор решил впихнуть слона в кровать муравья.
По этому шасси БТ ну никак не подойдут (даже в 7ми катковом варианте) для шасси САУ
На отсутствии дульного тормоза лично я даже не стал бы акцентировать свое внимание. В этой машине направление выхлопных патрубков(это те две трубы в передней части машины) все обо всем говорит…
Это задняя часть машины, лол
Тогда где у вас сидит мехвод?
И как организован колесный ход?
Всмысле, где и в обычном БТ-7.
Точно также и с колесным ходом. Ствол назад смотрит.
А теперь покажите мне его место. Где оно? На пеньке над снарядами? А как же управление механизмами трансмиссии? И куда и как у вас передние колеса будут поворачиваться?
Всё ещё не понимаю претензию.Место мехвода складное. В боевое положении сидение складывается, ниша закрывается листом.
Однако понимая вашу великолепную осведомленность в устройстве танков БТ привожу это рисунок сам
А теперь напрягите все клетки в организме и придумайте как в этот объем вписать вами желаемое. При условии, что вам необходимо сохранить расположение механизмов управления….
Рекомендую закрыть тему и больше никогда в неё не заходить.
Намекну, что мне глубоко насрать на ваше мнение. Особенно в такой хамской манере.
Стоило один раз дисклеймер забыть добавить и тут же лезут заклёпочники…
Посмотрите внимательно на рисунок, приложенный к высказыванию коллеги blacktiger_63 (несколько ниже по ветке). Надеюсь поймете.Если с пониманием проблемы не сложится не переживайте — поясню на пальцах…
Кстати, пушку и такую можно поставить.
https://alternathistory.ru/yurij-pasholok-shestidyujmovaya-gaubicza-bolshoj-modernizaczii/
Не 122, но зато бахает знатно.
Двигатель надо ставить в центре. Спереди мехвод, сзади боевое отделение. Насчет гидравлики. А бульдозеры до войны прям все с лебедкой были?
Так сделаете проект, а то только языком треплете
Никто не будет авиационные двигатели и дорогие шасси БТ на БТР тратить. Это очень дорого
Максимум это жирный Т-20 со спаркой ГАЗ на 100 л.с. суммарки.
первый с гидравлическим приводом отвала — в 20х годах. Но серия началась только во второй половине 30х.Так что нереально гидравлику до войны.
Шикарный проект!! Лучшая САУ на шасси БТ из всех, что я знаю!!
Теперь ложка дегтя:
Увы, этого недостаточно. Еще потребуется расширить корпус от первого катка до ленивца и пружины второго ряда катков мешать будут. Но, полагаю, все решаемо. Колесный ход теряем, но он и не нужен.
Трубу, соединяющую леницы вы зря вниз опустили, там она будет мешать ногам мехвода. Лутче развернуть ее задом наперед и повесить вперед.
Да, еще можно сделать серию разных ПТО-САУ, например, с ЗИС-2 и 52К.
Труба не трогалась. Рубка ставиться выше неё. Мехвод сидит в походном положении ниже уровня боевого отделения. В боевом его место складывается в нишу и она закрывается листом формируя ровную платформу.
Совершенно верно, коллега. Плюс вся передняя часть у БТ (примерно по спинку сиденья мехвода) это «территория» узлов управления рулевым механизмом, трансмиссией и двигателем.
А механизмы рулевого управления вы тоже развернете? Вместе с мехводом?
Вот только ребята из НКВД будут немного против. Интересно, вас только первой частью «порадуют» до расстрела или весь «букет» подарят…