Самолеты не уродливые, а….оригинальные 2

1

"Продолжаем разговор…" Самолеты бывают разные, но здесь мы рассматри­ваем…. оригинальные. Заранее прошу прощения у коллег, бо подбор не полный и всеобъемлющий. Сугубо субъективный, так сказать ИМХОsmiley

.

Самолеты не уродливые, а....оригинальные 2

Me.163 Komet — "сумрачный тевтонский гений". Хотя, возможно, и не самый сумрачный.

Во время Второй мировой войны у привычных нам реактивных «свистков» (самолётов с турбо­реактивными движками) был конкурент — самолёты с жидкостными ракетными двигателями. Фундаментальное отличие в том, что с ЖРД с собой надо везти не только топливо, но и окислитель (в качестве которого обычный реактивный самолёт «ест» атмосферный воздух). За это неудобство ЖРД платят огромной тягой, которая позволяет добиться немыслимой скорости и скороподъёмности — отличные задатки для перехватчика ПВО. Вот и Me.163 был создан как средство борьбы с американскими бомбардировщиками.

Всё бы ничего, если не скромные «мелочи». Во-первых, ядовитое и взрывоопасное топливо, во-вторых, сложность в управляемости, ну а главное — крайне низкая длительность полёта. Топлива хватало на 7,5 минут, после чего небольшой самолётик превращался в планер. Ракетный «Мессер» оказался, по сути, бесполезным. На три с лишним сотни выпущенных машин приходится, по разным оценкам, один-два десятка воздушных побед. Стоит заметить, что "германец" был не одинок: советский БИ-1, японская копия «Мессера» — Мицубиси J8M и другие немецкие проекты — Ba.349 и Фокке-Вульф «Volksjager».

Но…. Это был единственный самолёт-бесхвостка, оснащённый жидкостным ракетным двигателем, принятый на вооружение и участвовавший в боях. Кстати, обозначение самолёта – "Me 163" — было присвоено ему совершенно не заслуженно – творческий вклад Вилли Мессершмитта и его фирмы в создание машины был очень небольшим, и по принятой в Германии (и у нас) системе самолёту нужно было дать имя главного конструктора, а им являлся профессор Александр Липпиш, а отнюдь не Мессершмитт. К рождению этой машины приложили руку также два крупных чиновника из Министерства авиации Рейха (RLM): начальник испытательного отдела др. А. Боймкер – убеждённый сторонник внедрения ракетных двигателей в авиации, и его заместитель – др. Лоренц, которому в голову пришла счастливая мысль поставить ракетный двигатель на самолёт-бесхвостку, для того чтобы убрать от раскалённого факела как можно дальше все самолётные агрегаты.

Самолеты не уродливые, а....оригинальные 2

Vought XF5U — американская фантазия

Один из самых необычно выглядящих (и при этом успешно летавших!)(а вот тут большой вопрос — успешно ли? Спасибо коллеге redstar'у, "успешно" он летал только в "русском" секторе Сети) самолётов — XF5U, с заслуженными прозвищами «Блин» или «Летающее печенье». В США экспериментировали с крылом сверхмалого удлинения — практически с одними несущими фюзеляжами. Флот купился на обещания очень малой взлётной и посадочной скорости, что позволило бы размещать блиноподобные истребители на эскортных авианосцах в большем количестве — это было бы очень актуально для защиты конвоев. Он вполне мог стать удачной машиной и найти свою нишу. Бедолаге не повезло — он появился в разгар моды на реактивные двигатели.

Первый прототип XF5U-1 был выкачен из ангара 25 июня 1945 года. Временно оборудованный 4-лопастными винтами, аналогичными применяемым на истребителе F4U-4 "Корсар" (модель "Хайдроматик" фирмы Гамильтон), XF5U-1 успешно рулил. Второй экземпляр использовался для статических испытаний. После установки на первый прототип "разгруженных пропеллеров" Бун Гайтан, наконец, поднял самолет в воздух в середине января 1947 года. "Скиммер", как прозвали машину на фирме, с честью прошел программу летных испытаний, достигнув рекордной для того времени скорости в 811 км/ч. Этот неофициальный рекорд принадлежал Ричарду Буровсу. Скорости он достиг на высоте 8808 м на форсажном режиме. Были продемонстрированы возможности вертикального взлета со специальной трапеции "по-вертолетному", винтами вверх, висение также "по-вертолетному". К сожалению, подтверждений сему найти не удалось, как ни жалко. "Скиммер" подготовили для перевозки морем через Панамский канал в Калифорнию, но программу внезапно закрыли. Основных причин оказалось две: финансовые затруднения на фирме, причем отказ от "Скиммера" стал самым простым способом сэкономить деньги, и тот факт, что уже шло перевооружение флота США на реактивную технику. Весной 1948 года согласно инструкции ВМС с самолетов сняли все ценное оборудование, а корпуса превратили бульдозерами в металлолом. V-173 примерно в это же время передали в музей при Смитсониановском институте, где он хранится по сей день.

Самолеты не уродливые, а....оригинальные 2

M.39 Libellula

Предшественник этого аэроплана М.35 конструкции Джорджа Майлза был известен тем, что взлетал, когда при разбеге закрывали дроссель….

Летом 1943 г. был построен самолет М-39В, представляющий собой уменьшенный в пять раз прототип бомбардировщика. В отличие от М.35 этот самолет имел уменьшенную площадь передней горизонтальной поверхности. Под основным крылом было установлено два двигателя, вращающие тянущие пропеллеры. Аппарат поднялся в воздух 22 июля 1943 года. Полеты самолета М-39В показали вполне удовлетворительную устойчивость и управляемость самолета в широком диапазоне центровок. Как и его предшественник, самолет М-39В имел закрылки на обоих крыльях, с помощью которых можно было сбалансировать самолет при любых положениях ручки управления.

Испытания самолета сопровождались рядом досадных неудач. В одном из полетов летчик при посадке забыл выпустить шасси. Вскоре во время рулежки тяжелого самолета маленький М-39В был опрокинут струей от винта и получил значительные повреждения. На этом испытания были завершены, а на проекте самолета был поставлен крест.

Самолеты не уродливые, а....оригинальные 2

XF-85 «Goblin»

Долгое время авиастроители всего мира пытались реализовать идею «паразитных истребителей», которых в дальних рейдах бомбардировщики брали бы с собой и сбрасывали при встрече с врагами. Одним из первых на этой поляне отличился СССР: таким, например, было «Звено-СПБ».

Ну а это – "Звено" по-американски. Миниатюрный пузатенький самолётик создавался для вооружения специальных, доработанных в «летающие авианосцы» супербомберов B-36, которые должны были нести 3-4 истребителя и обеспечивать прикрытие групп бомбардировщиков от советских перехватчиков. Для своего времени Goblin был прогрессивной машиной: стреловидное крыло, скорость выше 1000 км/ч. Однако чрезвычайная сложность повторной стыковки с бомбардировщиком (а топлива-то только на воздушный бой!) погубила всю идею, и проект закрыли в 1949 году. США ещё пытались доработать идею, но сломались на дозаправке в воздухе.

"Кабина самолета имела объем всего 0,74 куб. м. – ничтожно малый даже для такого "карлика". Тем не менее были предусмотрены обогрев, герметизация и наддув — не надо забывать, что рабочий потолок В-36 первых моделей уже составлял 13 000 м. Сверх того, имелись система подачи кислорода высокого давления и баллончик с запасом кислорода для дыхания летчика после аварийного покидания самолета. Система спасения летчика представляла собой один из первых вариантов катапультируемого кресла, Т-4Е, с наклоном спинки 33°. Из-за тесноты его не смогли сделать регулируемым по высоте, пришлось сделать регулируемыми педали и пулеметный прицел."

С инженерной точки зрения — замечательный аппарат. Но…. Несмотря на то, что аппарат успешно летал и даже пристыковывался обратно, описание этих "экспериментов" вызывает странные ощущения. С появлением дозаправки в воздухе от этих цирковых трюков вполне себе логично отказались.

Самолеты не уродливые, а....оригинальные 2

Ну вот и любимый коллегой и соседом Proteus. Если можно так выразиться – американский ответ "Мясищеву"

Самолет имеет модульную конструкцию. Первый его полет состоялся 26 июля 1998 года в Мояв, Калифорния. Хотели соорудить сотню. Сколько получится – бог весть….

Самолеты не уродливые, а....оригинальные 2

XF2Y-1 Sea Dart

Гидросамолёты были достаточно популярны вплоть до конца Второй мировой войны. После войны летающие лодки ждал закат, однако разовые попытки создания боевых гидросамолётов продолжались. Наиболее известен Sea Dart — разработанный в начале 50-х годов реактивный истребитель на водной лыже (или лыжах — было несколько вариантов шасси), "мокрый" родственник F-102. Самолёт создавался как часть флотской концепции «Морской базы», включавшей широкое использование гидросамолётов для прикрытия групп кораблей и обеспечения десантных операций. Sea Dart более-менее успешно испытали и могли довести до серии, но военные одумались. Новой войны на Тихоокеанских атоллах не предвиделось, после старой осталось полно авианосцев, а у сухопутных машин росла дальность. Да и проблем с гидросамолётами много — в частности, они не могут эксплуатироваться при сильном волнении моря.

Первый официальный полёт Си Дарт был сделан 9 апреля 1953 г. Последний раз Си Дарт поднялся в воздух 16 января 1956 г.

Самолеты не уродливые, а....оригинальные 2

B-35 Flying Wing

25 июня 1946 года ХВ-35 вырулил на старт заводского аэродрома в Хоутхорне и впервые поднялся в воздух. К сожалению, первый испытательный полет стал единственным полетом без отказов. Однако в конце 1948 года из-за полной бесперспективности работ по поршневым бомбардировщикам ВВС приняли окончательное решение судьбы В-35. Но этот конкурент "Миротворца" хотя бы летал. Несмотря на оригинальность многих решений.

Самолеты не уродливые, а....оригинальные 2

XFV-12 от Rockwell

В начале 70-х годов жаба, душившая американский флот счетами на новые авианосцы, заставила последний озаботиться приобретением самолёта вертикального (или хотя бы короткого) взлёта и посадки. Новые аппараты требовались для оснащения десантных кораблей и лёгких авианосцев, планировавшихся к созданию. Тема вертикального взлета тогда была на Западе (и особенно в США) чрезвычайно модной — в частности, в конкурсе участвовали англичане со своим «Харриером». Что характерно, грабли оказались модными, ибо про отечественную эпопею подобных "механизмов" можно говорить довольно долго. Однако в 1972 году был выбран революционный проект фирмы Rockwell, которая обещала создать лёгкий, сверхзвуковой, вертикально взлетающий и садящийся истребитель. Кроме необычного внешнего вида его отличали так называемые эжекторные закрылки, в которые при взлёте и посадке направлялся выхлоп двигателя, что и обеспечивало подъемную силу. Однако после нескольких лет испытаний прототипа пришлось признать, что потребная тяга в принципе недостижима.

В соответствии с графиком работ на строительство первого опытного образца отводилось 18 мес. Летные испытания должны были начаться в октябре 1974 г с нормального взлета, а в январе следующего года планировалось осуществить вертикальный взлет. В 1975 г. срок облета первого опытного образца был перенесен на 1976 г, а затем на 1977 г. Строительство самолета было завершено лишь в августе 1977 г (26 августа 1978 г. был организован официальный показ самолета), после чего начались его наземные испытания. Облет самолета был перенесен на 1978 г., а затем на 1979 г. Однако самолет так и не взлетел, а в 1981 году была завершена вся программа XFV-12A.

Гибрид "Скайхока" и "Фантома" так и не полетел. Как говорили злые языки: создание в 70-х годах самолёта, вообще неспособного взлететь, а также изготовление его в металле, является поистине впечатляющим достижением (казалось бы — и аэродинамика, и математическое моде­ли­рование должны уже быть на достаточном уровне).

Продолжение следует…. Ну, или нет…


Источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account