Самоходные установки СУ-101 и СУ-102. СССР
После статьи «Послевоенные САУ на базе танка Т-34» один из коллег мне напомнил о наших САУ – СУ-101 и СУ-102. Конечно же, это хоть и малоизвестные машины, но довольно распространенные в сети. Так что не буду мудрить а возьму одну из готовых статей.
Осенью
1944 года завод УЗТМ ("Уралмаш") приступил к производству новой средней САУ СУ-100, вооруженной мощной 100-мм пушкой Д-10С. Для своего класса машина обладала неплохой маневренностью и хорошей бронезащитой: 75-мм лобовая броня располагалась под углом (для сравнения, тяжелая штурмовая САУ СУ-152 также защищалась 75-мм лобовой броней). Тем не менее, САУ имела ряд существенных недостатков, характерных для любых самоходок с передним расположением боевого отделения. Из-за применения все более длинноствольных пушек увеличивался габаритный размер САУ по длине. В результате большой вылет ствола за габарит корпуса затруднял маневрирование в узких проходах и ограничивал проходимость по пересеченной (утыкание ствола в грунт) и лесистой местности. Кроме того, центр тяжести у САУ был смещен вперед, что влекло к перегрузке передних опорных катков и зачастую приводило к поломке ходовой части. В довершение, не удавалось создать удовлетворительного походного крепления орудия. В то же время, дальнейшее увеличение бронезащиты немецких танков и САУ требовало адекватного увеличения боевой мощи советских танков и САУ, что влекло за собой применение еще более длинноствольных орудий большой мощности, установить которые в САУ, сконструированной на базе танка Т-34, становилось практически невозможным. Была необходима новая база с более рациональным размещением узлов и агрегатов. К решению этой задачи УЗТМ приступил еще летом 1944 года, параллельно с созданием СУ-100. До конца года конструктор Н.В.Курин разработал большое количество эскизных проектов новых САУ с использованием базы всех существовавших на тот момент советских танков, как с изменением их компоновки, так и без. В октябре 1944 года завод представил в технический совет НКТП для рассмотрения пять проектов: СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С, к тому моменту уже изготовленную в металле и успешно прошедшую заводские испытания; ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и электротрансмиссией; СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на шасси танка Т-34, но с задним расположением боевого отделения (соответственно, МТО было перенесено на нос); СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на базе танка Т-44, с задним расположением боевого отделения; СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25-44С, с использованием агрегатов и базы танка Т-44, с переднем расположении боевого отделения. Технический совет признал лучшими проектами СУ-100-М-2 и СУ-122-44. Приказом Наркома танковой промышленности №625 от 26 октября 1944 года заводу УЗТМ было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-М-2 и СУ-122-44. В декабре 1944 года, в ходе дальнейшей работы над проектом СУ-122-44 выяснилось, что масса и габариты машины слишком велики (в основном, из-за пятиметрового ствола пушки Д-25С). В то же время СУ-100-М-2 с задним расположением боевого отделения получалась компактной, длина ее резко сокращалась, масса соответствовала машинам среднего класса, в то время, как бронирование значительно усиливалось. Основываясь на этих результатах, было принято решение продолжить работы только над СУ-100-М-2, а все работы над СУ-122-44 были свернуты приказом НКТП №107 от 7 марта 1945 года. Тем же приказом машина получила наименование "Уралмаш-1" и был назначен срок изготовления первого опытного образца — 1 мая 1945 г.
Здесь интересно отметить, что проект САУ "Уралмаш-1" был разработан конструкторским бюро завода УЗТМ под руководством Л.Горлицкого еще в августе 1943 года, но он не был одобрен НКТП и был "заморожен". В разработке проектной документации САУ приняли участие конструкторы А.М.Лехтцинд, И.И.Эммануилов, А.Г.Гайворонский, Г.Ф.Ксюнин, И.Ф.Вахрушев, Л.А.Пинус, Е.А.Карлинский, Е.И.Линькова, Д.А.Гериев, В.Л.Лихоманов, Н.Н.Ефимов, А.Д.Нехлюдов и другие; общее руководство осуществлял главный конструктор Л.И.Горлицкий.
В течение марта-апреля велось изготовление двух опытных образцов, причем на одном из них, получившем индекс СУ-101, устанавливалась 100-мм пушка Д-10С, на другом, под индексом СУ-102 устанавливалась 122-мм пушка Д-25С. К моменту окончания Великой Отечественной войны были изготовлены оба опытных образца и еще один пустой бронекорпус для определения обстрелом его бронестойкости. САУ "Уралмаш-1" представляли собой машины, относящиеся к типу закрытых самоходных установок с задним расположением боевой рубки и передним МТО. В документах тех лет нередко встречается описание "по типу Фердинанда". Корпус САУ сваривался из катаных броневых листов, которым придавались рациональные углы наклона. Толщина лобового листа корпуса равнялась 90 мм при угле наклона 27°, толщина лобового листа рубки — 122 мм при угле наклона 35°. Бортовые листы имели толщину 75 мм, кормовой лист — 40 мм. При этом кормовой лист корпуса и рубки выполнялся общим. Справа в нем находился прямоугольный входной люк, закрывавшийся броневой дверью. На крыше рубки размещался круглый люк с вращающейся крышкой, в которую был вмонтирован смотровой прибор командира. СУ-101 в Кубинке. (Фото В.Потапова)
Пушка Д-10С устанавливалась в лобовом листе корпуса в литой броневой маске. Ее ствол выступал за габариты корпуса всего на 630 мм. Угол возвышения составлял — 18°, склонения — 2°, угол горизонтального наведения — 22,5°. Высота линии огня — 1760 мм. В боекомплект входило 35 унитарных выстрелов. На машине устанавливались телескопический прицел ТШ-19 и панорама. На кольце основания крышки люка командира крепился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК с боекомплектом 450 патронов. Двигатель В-2-44 располагался вдоль оси машины в передней части корпуса справа. Слева от двигателя размещался механик-водитель. Агрегаты силовой передачи были заимствованы у танка Т-34 с некоторыми изменениями. Подвеска САУ полностью заимствована у танка Т-44 — индивидуальная, торсионная, а гусеничный движитель заимствовался у танка Т-34. При общей массе 34,1 тонн машина развивала скорость до 54 км/ч. Экипаж состоял из четырех человек. Для внешней связи САУ оборудовалась радиостанцией 9-РС, для внутренней — ТПУ-3бисФ, световой сигнализацией и танкофоном для двусторонней связи командира с механиком-водителем. СУ-102 отличалась от СУ-101 только основным вооружением: на ней была установлена 122-мм пушка Д-25С. Угол возвышения равнялся — 18,5°, склонения — 0°24', горизонтальный сектор наведения — 19°. Примечательно, что при кажущихся небольших размерах боевого отделения, боекомплект САУ составлял 28 выстрелов унитарного заряжания (в отличие от пушки Д-25С с раздельно-гильзовым заряжанием). Масса машины возросла незначительно и составила 34,8 тонн. В течение лета-осени 1945 года проходили заводские испытания обеих САУ и отработка их конструкции. Пришлось изменять и дорабатывать ряд механизмов и устройств, в частности агрегаты вентиляции и охлаждения двигателя — температура в отделениях управления и боевом была очень высокой — переделывалось все управление машиной, перемещалось в более удобную зону место механика-водителя и так далее. В результате интенсивной работы конструкторов и слесарей-сборщиков обе опытные машины были доведены до готовности к полигонным испытаниям. СУ-101 в Кубинке. (Фото В.Потапова) Самоходные установки "Уралмаш-1" имели ряд преимуществ по сравнению с ранее созданными отечественными САУ. Новая компоновка позволила сделать машину более компактной, повысилась возможность маневра в ограниченных проходах и на пересеченной местности. Экипаж теперь мог в случае необходимости покидать машину через кормовой люк под прикрытием корпуса. Мощное бронирование также стало результатом более плотной компоновки. Общая оценка конструкции корпуса после полигонных испытаний обстрелом была очень высокой: корпус САУ "Уралмаш-1" оказался по бронестойкости выше, чем корпуса всех других отечественных танков и САУ, в том числе ИС-2 и ИСУ-152! Равномерным было и распределение нагрузки на опорные катки ходовой части, что заметно снижало ее износ. Размещение боевого отделения сзади позволяло при необходимости вооружить САУ еще более длинноствольным орудием. Вместе с тем, отмечались и недостатки новых самоходок. Во-первых, не удалось устранить тесноту боевого отделения, в нем стало меньше свободного места, чем в СУ-100; несмотря на все усовершенствования в системе охлаждения двигателя, условия работы механика-водителя из-за высокой температуры в отделении управления были очень сложными, а в жаркое время — непереносимыми. Отмечалось и сильное воздействие на крышу корпуса ударной волны при выстреле, особенно у СУ-102. Обе САУ успешно прошли все испытания и по их результатам были рекомендованы для принятия на вооружение. Но, тем не менее, на вооружение приняты не были: видимо, эти, а также другие причины (окончание войны, сокращение численности армии, наличие в войсках большого количества только что выпущенных самоходок, принятие на вооружение танка Т-54, оснащенного 100-мм пушкой) побудили прекратить работы над САУ "Уралмаш-1". Сегодня самоходная артиллерийская установка СУ-101 находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники (ВИМ БТВТ) в подмосковной Кубинке. Источники: "Моделист-Конструктор" №2, 2001; С.Грянкин "Т-44", историческая серия "Танкомастера"; Свирин М. "Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945", Армада-Вертикаль №4; М. Барятинский "Советские танки второй мировой войны", 1995 Источник The Russian Battlefield