Россия без большевиков. Танки русской армии первой половины 30-х. Часть 4. Для разведки и кавалерии.
Часть 4. Для разведки и кавалерии.
С самого начала развёртывания танковых частей русской армии возникла проблема использования бронетехники для разведки и поддержки весьма мобильной и многочисленной кавалерии.
Поначалу для этих целей армию вполне устраивали бронеавтомобили (БА). Поставленные на полугусеничный ход Кегресса броневики вполне успешно могли использоваться и для разведки, и для несения боевого охранения, и даже для поддержки конницы в ходе маневренных боевых действий.
Но с развитием военной техники и, особенно, при смене поколений танков в конце 20-х разведка и кавалерия потребовали создания специализированных танков. Этому в первую очередь способствовало развёртывание мощных конно-механизированных и механизированных частей, как никто другой остро нуждающихся в разведчиках повышенной проходимости, которую уже не могли обеспечить БА, созданные на шасси серийных гражданских автомобилей – хоть полугусеничной, хоть полноприводной схем.
Нет, безусловно, вопрос не стоял «либо БА, либо танки-разведчики». Но, поскольку БА, повторюсь – в то время, обязательно, созданные на шасси коммерческих автомобилей, уже не могли сочетать в себе на должном уровне и проходимость, и манёвренность, и огневую мощь, и бронезащиту, перед армией и промышленностью встал вопрос о ДОПОЛНЕНИИ и УСИЛЕНИИ разведывательно-дозорных боевых бронемашин чисто гусеничной техникой. Согласитесь – не очень хорошо, когда разведку в интересах танкового подразделения обеспечивают БА, имеющие проходимость хуже (пусть и, благодаря полному приводу или КГ схеме, совсем немного хуже), чем у танков. Или когда БА, поддерживающие кавалерию в глубоком рейде, вынуждены вести встречный или маневренный бой на топографически сложной местности против классических танков!
Поэтому, по задумке стратегов российской армии, в перспективе массовые БА, созданные на шасси коммерческих авто высокой проходимости, должны были использоваться для связи, боевого охранения, патрулирования дорог и коммуникаций, обеспечения порядка в тылу. Осуществлять же непосредственно разведку в боевом соприкосновении с противником, а также вести маневренные боевые действия в ходе рейдов кавалерийских, конно-механизированных и механизированных частей, должны уже гусеничные боевые машины. Попросту говоря – специализированные танки.
Первоначально рассматривались варианты закупки образца разрабатываемого во Франции малого танка-разведчика (будущий АМС-32) и даже очень модной в мире английской танкетки «Виккерс-Карден-Ллойд». Но, в каждом из этих недомерков без труда обнаруживалось множество изъянов, делающих их, мягко говоря, недостаточно эффективными. Имея столь же лёгкую бронезащиту, как и БА, эти машины были столь же слабо вооружены (одними пулемётами), да и проходимость имели, пожалуй, ничуть не лучше полноприводных полугусеничных автомашин. Но, ничего сильнее, в то время (рубеж 20-30 г.г.), никто нам предложить не мог.
Поэтому, решили собственными силами сделать лёгкий маневренный, годный для разведки и кавалерии танк, на базе только-только запущенного в серию русского двухбашенного «6-тонника» Т-2 (см. Часть 1).
(Двухбашенный пехотный танк Т-2 обр. 1931 г.)
Поскольку танку-разведчику скорость, манёвренность и проходимость нужны существенно улучшенные по сравнению с «линейной» пехотной машиной при желательно равном по силе вооружении, решили, прежде всего, по возможности облегчить новую версию, чтоб безболезненно изменить передаточные числа в бортредукторах.
Для этого, толщину бортовой и кормовой брони корпуса танка уменьшили до 1/3 дюйма (8,46 мм). Именно такой толщины броню ставили на большинство русских БА со времён ПМВ и именно на такую броню меняли английскую «четвертьдюймовую» (6,35 мм) которая стояла на поставляемых в Россию британских «Остинах». Благодаря этой замене, броня наших БА пробивалась обычной остроконечной винтовочной пулей уже не с 200 шагов, как английская, а лишь менее чем с 50 шагов. При установке же брони с рациональными углами наклона, она уже практически не пробивалась (проверено на БА разработки Мгеброва во время ПМВ).
Лобовую броню корпуса и башни сохранили на оригинальном английском уровне в полдюйма (12,7 мм).
Чтоб ещё снизить вес, разведывательно-кавалерийская версия изначально проектировалась однобашенной. В достаточно просторной (для одноместной) башне с хорошим обзором, смещённой к левому борту, располагался командир танка, а по другую сторону от ведущего вала, по правому борту, в боевом отделении корпуса, монтировалось рабочее место радиста (каждый танк-разведчик изначально радиофицировался). Фишкой танка была поручневая антенна радиостанции, закреплённая на стойках, установленных на надгусеничных полках.
Вооружение танка предусматривалось почти на уровне линейной машины в виде спарки 20 мм АП «Мадсен» и 7,62 мм пулемёта «Мадсен» (у линейного танка эта же пушка устанавливалась в командирской башне, а в другой, поменьше, стоял станковый пулемёт «Максим»).
Больше никаких изменений в конструкции тогда не проводилось. Но и благодаря сделанным, удалось уменьшить массу танка почти до реальных шести тонн (линейная весила около 10 т), а скорость с 90-сильным двигателем увеличить до 34 км/ч. Маркировался танк-разведчик Т-2Р.
(Разведывательный танк Т-2Р обр. 1932 г.)
Когда появилась возможность устанавливать вместо английского 90-сильного мотора двигатель «Рено» мощностью 100 л.с. (освоен по французской лицензии на Рыбинском машиностроительном заводе), танк-разведчик модернизировали параллельно с линейным Т-2.
(Пехотный танк Т-2М мод.1933 г.)
Некоторым изменениям подверглась трансмиссия, из которой выжали всё, чтоб танк мог по максимуму использовать все 100 конесил своего нового двигателя. Максимальная скорость увеличилась до 38 км/ч и, с имеющейся подвеской, это был, пожалуй, разумный предел. Радиостанцию заменили на более современную и качественную со штыревой антенной. Чтоб поменьше отвлекать единственного башнёра в лице командира, 20-мм АП с магазинным питанием заменили на авиапушку с лентой на 100 патронов. Причём зачастую уже сами экипажи, заранее, эту ленту сочленяли с ещё одной, получая тем самым возможность не заниматься перезарядкой до израсходования аж 200 патронов. Для удобства ведения разведки, обновлённая башня танка была чуть ниже, имела хороший обзор через развитые триплексы и удобный большой люк в крыше башни, чтоб командир мог вести непосредственное наблюдение, а при необходимости моментально «нырять» вниз, под защиту брони. Освобождённый от всех других функций радист поддерживал связь в постоянном режиме и также имел хороший обзор через смотровые щели-окна с триплексами.
Этот танк столь эффективно показал себя на учениях и оказался настолько комфортен, что даже в линейных танковых частях его не редко использовали не только как разведчик, но и как командирскую машину.
(Модернизированный в 1934 году танк-разведчик Т-2РМ)
Специально для многочисленной русской кавалерии (которая всегда была элитным родом войск), был создан танк Т-2К – гибрид линейной машины и разведывательной. По сути, это был линейный Т-2М, но опять-таки с облегченной бронезащитой (25,4 мм лоб, 12,7 мм борт-корма, против 38,1 лоб и 25,4 борт-корма на Т-2М) и качественными приборами наблюдения и связи как у танков-разведчиков. Ещё одной отличительной особенностью кавалерийского танка были форсированный до 115 л.с. двигатель и двойные комплекты дополнительных бензобаков на надгусеничных полках.
(«Кавалерийский» танк Т-2К обр. 1934 г.)
Но, самое интересное произошло с этими тремя модификациями, когда благодаря усилиям отечественных инженеров-конструкторов удалось благополучно адаптировать (с соответствующим усилением трансмиссии) и втиснуть в несколько увеличенный МО мощный 150-сильный двигатель «Рено» и внедрить более динамичную подвеску (вполне логично сходную по конструкции с чешским «Шкода-2» и итальянским М-15).
Благодаря такому существенному усилению, все три модели фактически снова слились в одну конструкцию и отличались друг от друга теперь исключительно уровнем бронезащиты и передаточными числами в бортовых передачах, что заметно упростило жизнь производителям.
Линейный танк Т-2М2. Благодаря 150-сильному мотору и усиленной подвеске (из-за которых танк стал немного длиннее, а моторное отделение и значительно выше), на его 1,5-дюймовую (38,1 мм) лобовую броню, а также 1-дюймовую (25,4 мм) бортовую броню, появилась возможность доустановить 1/3 дюймовые (8,46 мм) экраны. Дополнительные бронированные бензобаки на надкрыльевых полках были защищены ещё и коробчатой бронёй такой же толщины (8,46 мм). Башня стала чуть больше и чуть ниже. А вместо 20 мм АП, танк получил значительно более мощное новенькое 1-дюймовое (25,4 мм) автоматическое орудие. Масса танка при этом, выросла почти до 14 тонн, а скорость подросла лишь до 33 км/ч.
(Последняя «реинкарнация» русского «шеститонника» – пехотный танк Т-2М2 мод. 1936 г. в «маньчжурском» камуфляже)
Кавалерийский танк Т-2КМ был подобен Т-2М2, за исключением отсутствия навесных бронеэкранов и отказа от перевооружения, поскольку 20-мм снарядов в танк, предназначенный для рейдовых операций, можно было загрузить на четверть больше. Вместо этого, кавалерийский танк опять получил двойной комплект дополнительных топливных баков без дополнительной коробчатой бронезащиты и форсированный до максимально возможных 175 л. с. мотор.
Масса танка 12,5 т. Скорость до 36 км/ч.
Разведывательный танк Т-2РМ2 опять-таки полностью повторял конструкцию Т-2М2, но был ещё легче забронирован (25,4 мм лоб, 12,7 мм борт-корма) без экранов. Как и кавалерийский танк, он нёс 20-мм АП в стандартной двухместной башне и благодаря «скоростной» трансмиссии и форсированному двигателю бегал ещё быстрее.
При боевой массе ок. 10,5 т. он разгонялся почти до 40 км/ч.
В стране, которая не гонит вал, строить не так уж серьёзно модифицированные «по специальностям» танки не проблема, даже имея всего одну линию поточного производства.
При этом, не сложно прикинуть, что даже самый слабый из этой легковесной троицы – разведывательный танк был сильнее, чем ОСНОВНОЙ танк наиболее вероятного противника России того времени – Японии, а линейный пехотный танк сильнее самого массового танка РИ германских панцерваффе 30-х Pz-II и практически не уступает Pz-III (речь идёт о середине 30-х, т. е. том времени, когда первые Pz-III защищала лишь 15 мм броня, а основное вооружение состояло из не шибко длинностволой 37 мм пушки). Впрочем – в данной АИ ещё совсем не факт, что к середине 30-х, Рейхсвер от учений с муляжами бронетехники «дорос»-таки до настоящих танков. Франция и Россия – будучи, в отличие от хитрожопых до полной безмозглости англов, кровно (в прямом смысле слова) заинтересованы в хронической военной импотенции Германии, строго следили за соблюдением всех ограничительных военных статей Версальского мира, и даже пришедший вполне себе демократическим путём к власти Адольф Гитлер понимал, что любое его резкое телодвижение (навроде вступления в Рейнскую область) неизбежно приведёт к решительной и полномасштабной интервенции русско-французских войск, отрешению его от власти и международному суду с приговором, обеспечивающим все условия и много-много времени для написания второго тома «Майн Кампф». Естественно за решёткой. Впрочем, если говорить серьёзно, при строгом присмотре за Германией и плотном контроле со стороны Франции и России, «пивной путч» по логике, должен был закончиться для мерзавца Гитлера пожизненным заключением без права досрочного освобождения за примерное поведение.
Почтенные коллеги!
Почтенные коллеги! Представляю новую часть саги о танках русской армии. Первоначально, планировалось, что эта часть будет финальной, объединяющей в себе и разведывательно-кавалерийские машины и заключение с обзором производства танков и структуры бронетанковых частей русской армии. Но, в процессе работы, объём чутка "распух" и мне на ум пришло решение "отделить мух от котлет". То бишь непосредственно танки от статистики, коей пренепременно будет посвящена отдельная, надеюсь, не слишком скучная статья.
С уважением, Ансар.
Если на прежние статьи у меня
Если на прежние статьи у меня был кретический взгляд,то эта понравилась ++++++++ особенно эволюция Виккерса в Т-2М
Спасибо, почтенный коллега.
Спасибо, почтенный коллега.
Хи хи хи, рулили Французы а
Хи хи хи, рулили Французы а тут рас и Виккерс шеститонный! Эк мы коллегу затюкали, что начал проявлять широту обзора( и тырить где чаво повкусней!).
Во как! Почтенный коллега, а
Во как! Почтенный коллега, а Вы цикл как читали? Я-ж "6-тонник" ещё в самой первой части на вооружение принял
.
Планировать то планировали,
Планировать то планировали, но скок мы спорили про французскую школу? С 20х годов Французы, в 30х Англичане, как то не последовательно, точней последовательное приклонение перед чужим гением….Может хоть че стырите для нас?
Тот же кризис 30х, а у амеров там БТ завалялся?
Дык там всё сказано. В 20-е,
Дык там всё сказано. В 20-е, параллельно с французами допиливаем ФТ-17. А вот потом — французикам в лёгком пехотном классе нам предложить нечего аж до 35 года! А новый танк нам нужен уже на рубеже 20-30-х. Т. е. именно тогда, когда "Виккерс" толкал свой новенький и очень даже замечательный для своего времени "шеститонник" всем желающим.
Со средним и тяжёлыми танками французы нам помоч могли — и мы этим воспользовались.
Всё просто. Тут не преклонение перед чужим гением, а банальный практицизм — не тратимся на разработку с нуля и доводку — берём оптимально лучшее и дальше допиливаем сами уже под свои концепции, хотелки и возможности.
"Стырить для нас"? Скажите для кого конкретно и я обещаю чёнить подумать
.
Мы это Россия!
Мы это Россия!
Сформулирую вопрос по другому
Сформулирую вопрос по другому — для чего и в каком году что-то надо тырить? Зачем вообще что-то тырить? Если же Вы, почтенный коллега, меня таким макаром аккуратно подводите к конкретному танку Кристи, то сразу говорю — я на гоночные вундервафли не ведусь
.
Потому как опыта нет, а остальные впереди. Или организационно в виде бритов или технически в лице прекрасных франков.
А учитывая коллапс экономики в 20-е… максимум на что оказалось бы Военвед — это поддерживать уровень в 390 машин. Который определили в 17г. А все Камбрэ и прочие Пашандели то глупости богатых игроков, на которые у нас денег нет. БА на полугусях наше всё.
А Россия это мы!
А Россия это мы!
Уважаемый Ansar02. Статья,
Уважаемый Ansar02. Статья, как всегда, очень интересная. Однозначно плюс. Со времени первой статьи я надеялся узнать о том, как дальше пойдет развитие Т-2М (отдельное спасибо за то что удовлетворили моё любопытство). А по поводу написания серии статей об этой же АИ, только за более поздний период вы всё-таки подумайте. Я был крайне заинтригован вашей фразой, написанной в третьей статье о том, что на смену тем тяжелым танкам, которые были в Российской Империи в первую половину 30-х годов, придет нечто новое и не похожее на (прямая ваша цитата) эти анахронизмы. Могу предположить, что то же самое произойдет и со средними танками Российской Империи. Вот и хотелось бы узнать, что же там дальше. С нетерпением буду ждать вашу заключительною статью.
Большое спасибо за столь
Большое спасибо за столь приятный отзыв, почтенный коллега.
Развивать тему до конца 30-х пока, увы, не планирую. Вообще, ИМХО — скорее всего танкострой будет плавно продолжать эволюционировать по заданным направлениям и если какие-то прорывы и произойдут — только в самом конце 30-х.
Заключительную статью оформлю в течение следующей недели.
С уважением, Ансар.
А вот эта линейка
А вот эта линейка понравилась, кстати…
Благодарю, почтенный коллега.
Благодарю, почтенный коллега.
Подвеска а-ля Виккерс6т не
Подвеска а-ля Виккерс6т не будет работать на скоростях, больше 25 км/ч.
Снизить высоту башни нельзя, там и так над карданом тесновато.
Почтенный коллега! Откель
Почтенный коллега! Откель такой догматичный пессимизм? ЕМНИП, "шеститонник" "Виккерс" мод. В развивал 35 км/ч. при всего 80-сильном двигателе. Поляк 7РТ — 34 км/ч. Итальянский М11 — 33 км/ч. Чешский 35-й 34 км/ч на чуток усовершенствованной подвеске. Японцы используя эту же подвеску до перехода на свою "хару" тоже дотягивались до отметки в 35 км/ч.
Что касается заявленной мной скорости в 40 км/ч для танка с усовершенствованной подвеской — этот оптимизм тоже мной не с потолка взят — итальянские М15/42 и Р40 на именно такой подвеске спокойно развивали те самые 40 км/ч.
Снизить высоту башни можно без проблем — если башня одноместная
или имеется достаточно высокая наблюдательная башенка. Кстати — на американских танках со "звёздами", вал проходил гораздо выше и ничего — как-то всё помещалось и друг другу не мешало.
У LT vs 35, вроде, максималка
У LT vs 35, вроде, максималка по шоссе 34 км/ч?
Как и всегда, все очень
Как и всегда, все очень круто. Пожалуй, одна из лучших статей "России без большевиков".
Спасибо за Ваш отзыв,
Спасибо за Ваш отзыв, почтенный коллега. Рад, что понравилось.
+++++++++++
+++++++++++
Благодарю!
Благодарю!
++++
Похоже российским танкам
++++
Похоже российским танкам придется воевать с японскими.
Вне всякого сомнения, рано
Вне всякого сомнения, рано или поздно, придётся! "Матч-реванш" неизбежен!
+++++++++
+++++++++
Спасибо!
Спасибо!