Введение:
В 1950-ых — 1960-ых СССР (ввиду несовершенства тогдашних противокорабельных ракет) часто применял так называемую тактику "сопровождения" авианосцев ВМФ США советскими артиллерийскими кораблями. Обычно такими являлись крейсера проекта 68-к и 68-бис, обладавшие высокой скоростью хода. Идея была в том, что крейсер будет держаться на расстоянии артиллерийского поражения от приблизившегося к советским территориальным водам авианосца, и в случае начала военных действий сумеет нанести по авианосцу мощный артиллерийский удар.
Разумеется, крейсер в данном случае выступал в роли камикадзе — шансов уцелеть у него не было. Но защитники данной концепции считают, что он сумел бы продержаться достаточно долго, чтобы уничтожить авианосец или нанести ему тяжелые повреждения. При этом часто аппелируют к отстутсвию у США в 1960-ых противокорабельных ракет (забывая о наличии двухрежимных зенитных) и "высокой живучести бронированых кораблей".
Последний вопрос меня и заинтересовал. Что уж там, когда-то и я был сторонником позиции о малой эффективности противокорабельных ракет против бронированых кораблей. Но на основании информации последнего времени, я пересмотрел свои взгляды.
Отдельно хочу поблагодарить коллегу Тангстена, за неоценимую помощь в виде моделирования процесса.
Моделирование:
По моей просьбе, уважаемый коллега Тангстен смоделировал попадание ракеты RIM-8 "Талос" в броневую палубу крейсера проекта 68-бис. Хотя "Талос" являлся зенитной ракетой, у всех его модификаций был штатный режим поражения надводных целей в пределах радиогоризонта — ракета направлялась "осёдланным лучом" вверх и затем почти вертикально падала на подсвечиваемую лучом радара целеуказания цель.
Результаты моделирования приведены на ролике:
Результаты, мягко говоря… ужасают. Падающий на скорости в 3 МаХа полуторатонный "Талос" пробивает 50-миллиметровую броневую палубу на 15-миллиметровой стальной подкладке навылет, проделывая при этом дыру в 75-88 сантиметров диаметром.
Боевая часть ракеты (стержневая безоболочечная) скорее всего, разрушится при прохождении броневой палубы и не сработает. Но 320 литров несгоревшего авиатоплива ее с лихвой заменят. Де-факто в пораженном отсеке произойдет нечто, сильно напоминающее объемный взрыв, сопровождающийся стремительным распространением огня с облаками топливного аэрозоля и разлетом осколков, скорость которых по рассчетам коллеги Тангстена теоретически может достигать ДВУХ КИЛОМЕТРОВ В СЕКУНДУ.
Конструкция ракеты, изготовленная из аллюминиево-магниевых сплавов тоже идет в ход, еще больше повышая энерговыделение в ходе горения — как и оставшееся взрывчатое вещество из разрушившейся боевой части. В целом, эффект удара "Талоса" близок к эффекту разрыва под броневой палубой тяжелой фугасно-зажигательной авиабомбы. Общие разрушения распространятся в соседние отсеки, что повлечет за собой тяжелейшие повреждения корабля.
Краткий вывод:
Тактика "сопровождения" авианосцев советскими артиллерийскими крейсерами была абсолютно неэффективным способом самоубийства экипажей этих самых крейсеров. Ракетный крейсер, оснащенный "Талосами" даже в не-ядерном оснащении располагал огневой мощью, сравнимой с огневой мощью линейного корабля. Учитывая высокую точность "Талоса" в противоповерхностном режиме и его малую подверженность помехам (система наведения на маршевом участке была вообще нечувствительна к помехам, а система наведения на участке атаки располагала избыточной мощностью на небольших дистанциях). На дальности в 20-40 километров, "Лонг Бич" или любой из "Галвестонов" могли одним залпом вывести крейсер проекта 68-бис из строя. "Олбани" же могла искалечить ОДНИМ залпом целую дивизию артиллерийских крейсеров.
В целом, данный материал ясно демонстрирует, что эпоха артиллерийских бронированых кораблей действительно завершилась в 1950-ых. Броня не представляла уже никакой надежной защиты не только от специфических противокорабельных, но даже от двухрежимных тяжелых зенитных ракет!
Дополнительно прилагаю картинки практических огневых стрельб "Талоса" по кораблю-цели: эскортному миноносцу класса "Бакли"
Ракета — без боевой части — пробила корпус эскортника до машинного отделения и сдетонировала у дна.
Корабль разломился пополам и затонул. Думаю, это наглядная демонстрация, на что способны скорость*масса+несгоревший керосин…