Рекордные и гоночные автомобили Blue Bird. Часть 4 Campbell-Railton-Rolls-Royce (1933-1935)
Начиная с 1925 года, Малкольм Кэмпбелл зарекомендовал себя как выдающийся рекордсмен, шесть раз установивший новые абсолютные мировые рекорды скорости на суше. Развитие автомобилей семейства Blue Bird от Sunbeam 350HP через Napier-Campbell к Campbell-Napier-Railton демонстрировало постоянное повышение скорости и совершенствование конструкции.
24 февраля 1932 года – вскоре после установки мирового рекорда скорости с хода на дистанции в одну милю (1,6 км) 253,968 миль/ч (408,722 км/ч) – Малькольм Кэмпбелл стал рассматривать способы преодоления барьера 300 миль в час (483 км/ч). Тогдашний автомобиль Кэмпбелла – Campbell-Napier-Railton Blue Bird – оснащался 12-цилиндровым W-образным рядным двигателем Napier Lion VIID мощностью 1450 л.с. (1010 кВт). После возвращения в Англию из США, где в Дейтона-Бич, штат Флорида, проводились рекордные заезды, Малькольм Кэмпбелл начал переговоры с компанией Rolls-Royce о приобретении гоночного двигателя R. Двигатель Rolls-Royce R мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) был первоначально разработан для гидросамолетов, участвовавших в шнейдеровских гонках 1929 года, и для гонок 1931 года его мощность была увеличена до 2350 л.с. (1752 кВт). Данными двигателями были оснащены гидросамолеты-победители гонок 1929 и 1931 годов – Supermarine S.6 и Supermarine S.6B соответственно. 29 сентября 1931 года специальная спринтерская версия двигателя Rolls-Royce R мощностью 2500 л.с. (1864 кВт) использовалась для оснащения гидросамолета Supermarine S.6B, установившего новый абсолютный рекорд скорости 407,5 миль в час (655,8 км/ч).
Помимо удовлетворения чувства личной гордости, которое рекорды скорости приносили Малькольму Кэмпбеллу, в них была замешана изрядная доля национального престижа. В апреле 1932 года руководство компании Rolls-Royce согласилось одолжить Кэмпбеллу двигатель R37. Малькольм Кэмпбелл обратился к Рейду Рейлтону с просьбой перепроектировать его машину под установку двигателя Rolls-Royce R. Автомобиль Blue Bird вскоре был доставлен в цех компании Thomson & Taylor, Бруклендc (Brooklands) для модификации, за которой наблюдали Рейлтон и Лео Вилья. Из-за нового двигателя автомобиль часто упоминается как Campbell-Railton-Rolls-Royce Blue Bird.
Rolls-Royce R представлял собой 12-цилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения с углом развала блоков цилиндров 60 градусов и с наддувом от импеллера с двухсторонним всасыванием. Двигатель имел диаметр цилиндра 6,0 дюйма (152 мм) и ход поршня 6,6 дюйма (168 мм). Двигатель имел общий рабочий объем 2239 кубических дюймов (36,7 л) и развивал мощность 2350 л.с. (1752 кВт) при частоте вращения вала 3200 оборотов в минуту и давлении наддува 20 фунтов на квадратный дюйм (1,38 бар; 138 кПа). Специальная спринтерская версия двигателя Rolls-Royce R развивала мощность 2500 л.с. (1864 кВт) при тех же оборотах, но в ней использовались усиленные внутренние компоненты и специальные виды топлива. Переданный Кэмпбеллу двигатель R37 часто упоминается как спринтерская версия мощностью 2500 л.с. (1864 кВт), которая могла работать при частоте вращения вала 3400 оборотов в минуту.
Двигатель R был длиннее, выше и тяжелее, чем заменяемый им двигатель Lion. Эти различия потребовали изменений в шасси и кузове автомобиля Blue Bird, но большая часть машины осталась неизменной. Двигатель был смонтирован на подрамнике, который затем устанавливался в раму автомобиля. Трехступенчатая коробка передач была усилена, а ее передаточные числа были обновлены и составляли 2,74 к 1 на первой передаче, 1,55 к 1 на второй передаче и 1,00 к 1 на третьей передаче. Коническая и коронная шестерни заднего моста приводились в движение с передаточным отношением 1,2 к 1. Кабина водителя по-прежнему была смещена вправо, а карданный вал был смещен на 7 дюймов (178 мм) влево. На левой стороне автомобиля в подвеске шасси были установлены более жёсткие пружины с целью нейтрализации крутящего момента двигателя.
Радиатор был установлен на новом переднем выступе рамы и был увеличен для отвода дополнительного тепла, выделяемого более мощным двигателем. Новый бак для охлаждающей жидкости, установленный непосредственно перед двигателем, был изготовлен так, чтобы соответствовать форме двигателя и кузова автомобиля. Система охлаждения автомобиля имела емкость 36 американских галлонов (30 британских галлонов; 136 литров). Направленный вперед ковшеобразный воздухозаборник был расположен над радиатором и увеличивал наддув двигателя примерно на 2 фунта на квадратный дюйм (0,14 бар; 13,8 кПа). Воздухозаборник направлял воздух под бак охлаждающей жидкости и к четырем карбюраторам двигателя, расположенным в нижней части корпуса нагнетателя. Топливный бак объемом 28 американских галлонов (23 британских галлона; 105 литров) по-прежнему располагался за кабиной в хвостовой части автомобиля Blue Bird.
Модификации кузова были протестированы Рексом Пирсоном в аэродинамической трубе компании Vickers Ltd, и выбранная конструкция была изготовлена компанией J Gurney Nutting & Co. Контур алюминиевого кузова поднимался вверх за корпусом радиатора образовывал два горбообразных выступа, закрывавшие крышки клапанов двигателя. Крышки клапанов были фактически открыты, образуя верхнюю часть капота двигателя. Внешние стороны горбообразных выступов представляли собой борта кузова автомобиля и имели отверстия, через которые выступали патрубки для каждого цилиндра. Большие выступы капота ограничивали обзор из низкой кабины, которая была приподнята примерно на 3 дюйма (76 мм) с целью улучшить обзор водителю.
По сравнению с предыдущей версией автомобиля Blue Bird колеса, шины и тормоза остались без изменений. Передние шины имели размеры 35 × 6 дюймов (889 × 152 мм), а задние шины – 37 × 6 дюймов (940 × 152 мм). Шины были изготовлены компанией Dunlop, установлены на стальные диски и накачаны до давления 125 фунтов на квадратный дюйм (8,62 бар; 861,8 кПа). Каждая шина и обод весили примерно 224 фунта (102 кг) и крепились к автомобилю 10 зажимными гайками. Каждый обод покрывал аэродинамический диск из алюминия. Каждое колесо было оснащено барабанным тормозом диаметром 18 дюймов (457 мм), шириной 1,625 дюйма (41 мм) и наружными ребрами охлаждения.
У рекордного автомобиля Campbell-Railton-Rolls-Royce Blue Bird передняя колея составляла 5 футов 3 дюйма (1,60 м), а задняя колея — 5 футов (1,52 м). Колесная база автомобиля была увеличена на 17,25 дюйма (438 мм) до 13 футов 8 дюймов (4,19 м), а его общая длина составила приблизительно 27 футов (8,23 м). Его масса составляла около 9000 фунтов (4082 кг), включая примерно 1450 фунтов (658 кг) свинцового балласта на задней оси, предназначенного для улучшения сцепления с дорогой. С более мощным двигателем Rolls-Royce R серьёзное беспокойство вызывала пробуксовка колес на песчаном пляже.
Изготовление автомобиля было завершено в декабре 1932 года, и на вертикальном стабилизаторе машины было написано «Campbell Special». В январе 1933 года Малькольм Кэмпбелл, его команда и Blue Bird отправились в Дейтона-Бич. Когда Кэмпбелл прибыл 2 февраля, пляж оказался в таком плохом состоянии, что было доступно всего девять миль, и все испытания были приостановлены в надежде, что условия улучшатся. После двухнедельного перерыва, вызванного ожиданием улучшения состояния трассы, 14 февраля был выполнен пробный заезд, который закончился перегревом коробки передач после первого прохода трассы. Малькольм Кэмпбелл сообщил об очень неустойчивой езде по пляжу и сильной пробуксовке колес; во время поездки он также повредил левую руку и предплечье. Коробка передач была подвергнута модернизации с целью улучшения циркуляции масла, и прошла ещё неделя, прежде чем Кэмпбелл восстановился после травмы руки.
22 февраля 1933 года погода и состояние пляжа были приличными, и Малькольм Кэмпбелл решил сделать попытку установить рекорд. Двигатель R взревел, когда рекордный автомобиль рванул вдоль пляжа Дейтона в южном направлении. Во время заезда были зарегистрированы следующие скорости: 273,464 миль в час (440,098 км ч) на дистанции 1 километр (0,6 мили), 273,556 миль в час (440,246 км/ч) на дистанции 1 миля (1,6 км) и 263,540 миль в час (424,004 км/ч) на дистанции 5 километров (3,1 миль). Автомобиль Blue Bird прошел техническое обслуживание, и ее шины, поврежденные оказавшимися на пляже раковинами, были заменены. В заезде в обратном направлении были зарегистрированы следующие скорости: 271,473 (436,893 км/ч), 270,676 миль/ч (435,611 км/ч) и 251,340 миль/ч (404,493 км/ч) для дистанций 1 километр (0,6 мили), 1 миля (1,6 км) и 5 километров (3,1 миль) соответственно. По результатам расчета результатов заездов в обоих направлениях были зарегистрированы новые рекорды скорости на суше: 272,465 миль/ч (438,490 км/ч), 272,108 миль/ч (437,915 км/ч) и 257,295 миль/ч (414,076 км/ч) на дистанциях 1 километр (0,6 мили), 1 миля (1,6 км) и 5 километров (3,1 миль) соответственно. Малькольм Кэмпбелл превысил собственное достижение на 18 миль в час (29 км/ч).
Несмотря на новые рекорды Кэмпбелл был разочарован скоростью и считал, что это была худшие заезды в его жизни. Шины были порезаны острыми раковинами, а из-за пробуксовки машиной было очень трудно управлять. Малькольм Кэмпбелл планировал предпринять 23 февраля 1933 года ещё одну попытку, но отказался от своих планов из-за травмы руки и плохого состояния пляжа. Перед возвращением команды в Англию разрабатывались планы по перепроектированию Blue Bird, чтобы автомобиль смог разогнаться до скорости 300 миль в час (483 км/ч). В идеале можно было бы найти более протяженную и лучшую по состоянию трассу с более постоянным состоянием ее поверхности. Кроме того, Кэмпбелл официально заявил, что планирует завершить гонку за рекордами после того как преодолеет рубеж в 300 миль в час (483 км/ч).
Малькольм Кэмпбелл и его команда вернулись в Англию 8 марта 1933 года, но работы в цеху компании Thomson & Taylor по модификации автомобиля Blue Bird начались только в апреле 1934 года. Не было никаких сомнений в том, что Кэмпбелл сделал ставку на двигатель Rolls-Royce R, и он купил R37 за 5800 фунтов стерлингов. Коробка передач автомобиля была в порядке, но задняя ось была повреждена. Была разработана новая задняя ось со сдвоенными колесами. Надежда заключалась в том, что наличие вдвое большей контактной поверхности, движущей машину вперед, уменьшит пробуксовку колес и улучшит сцепление с дорогой. Задние колеса были накачаны до давления 110 фунтов на квадратный дюйм (7,58 бар; 758 кПа), в то время как передние колеса – 125 фунтов на квадратный дюйм (8,62 бар; 862 кПа). В новой оси использовались две шестерни; эти шестерни устанавливались на одной оси, и каждая из них взаимодействовала с отдельной полуосью. Это должно было уменьшить нагрузку на зубья, но при этом привело к смещению осей: левая находилась на 1,5 дюйма (38 мм) позади правой. Новое передаточное отношение для задней части составило 1,19 к 1. Ось была подрессорена одинаково, а балластный груз был расположен с левой стороны автомобиля с целью нейтрализации крутящего момента двигателя.
За кабиной водителя располагался вакуумный пневматический цилиндр для приведения в действие пневматических тормозов, расположенных за задними колесами. Каждый из двух пневматических тормозов имел площадь поверхности 2 кв. фута (0,19 м²), которая была расположена почти перпендикулярно воздушному потоку. Топливный бак был перенесен на левую сторону автомобиля, за пределы лонжерона рамы и размещен между передними и задними колесами. Его емкость составляла 48 американских галлонов США (40 британских галлонов; 182 литров). Система рулевого управления была переработана, чтобы включить более традиционную конструкцию с одним рулевым механизмом и сблокированными передними колесами.
Был изготовлен новый радиатор, который охватывал переднюю часть автомобиля. Его новый корпус представлял собой клин с открытой спереди прорезью, предназначенной для всасывания воздуха. С помощью рычага в кабине водителя прорезь можно было закрывать на короткие промежутки времени и уменьшить лобовое сопротивление в то время, когда машина с хода проходила мерную трассу в одну милю. Форма нового корпуса радиатора переходила в новый кузов, который снова был разработан с помощью испытаний в аэродинамической трубе. Борта автомобиля теперь были расширены и охватывали пространство между передними и задними колесами. Новый вертикальный стабилизатор простирался назад и вверх от подголовника за кабиной водителя.
С учетом изменений и имея в виду все предыдущие версии «Синей птицы» пресса время от времени называла автомобиль Blue Bird V. Автомобиль имел колею 5 футов (1,52 м) и колесную базу 13 футов 8 дюймов (4,19 м). Его общая ширина составляла 6 футов 11 дюймов (2,11 м), а общая длина – 28 футов 3 дюйма (8,61 м). Обновленный автомобиль Blue Bird имел массу (включая балласт) около 10450 фунтов (4740 кг).
В течение 1934 года, пока шла переделка «Синей птицы», Эб (Дэвид Эббот) Дженкинс (Ab [David Abbot] Jenkins) делал все возможное, чтобы мир гонок узнал о высохшем соленом озере Бонневиль (Bonneville Salt Flats) в штате Юта. В конце концов Рейд Рейлтон встретился с Эбом Дженкинсом и посетил высохшее соленое озеро. Рейлтон был впечатлен тем, что он увидел и осознал потенциал новых рекордов скорости, которые позволяли установить бескрайние просторы соляных равнин Бонневиль. Малькольм Кэмпбелл также заинтересовался этим местом. Однако высохшее соленое озеро можно было использовать только летом и ранней осенью, а модернизация автомобиля не могла быть закончена до зимы. Из-за сроков завершения модернизации было принято решение доставить машину в Дейтона-Бич в январе 1935 года. Модернизация шасси автомобиля была завершена в ноябре 1934 года, а кузова – в начале января 1935 года.
Прибыв 31 января 1935 года в Дейтона-Бич, команда приступила к тестированию модернизированной машины. Пробные заезды были проведены 14 февраля, но главной проблемой, повлиявшей на команду, стали плохая погода и неблагоприятные условия на пляже. Дженкинс услышал о задержках и отправился в Дейтона-Бич, чтобы поговорить с Кэмпбеллом о соляных равнинах Бонневиль. Он также показал фильм о скоростных заездах по дну высохшего соляного озера. Эб Дженкинс провел три недели в Дейтоне, и к тому времени, когда он уехал, Малькольм Кэмпбелл планировал оказаться на соляных равнинах Бонневиль в августе 1935 года.
Погодные условия улучшились настолько, что 2 марта 1935 года состоялся еще один испытательный заезд. Были обнаружены проблемы с деформацией панелей кузова рядом с выхлопными трубами и попаданием дыма в кабину водителя. Кроме того после закрытия прорези скорость автомобиля снизилась, поскольку выяснилось, что при закрытом радиаторе двигатель теряет мощность. На следующий день после того как в конструкцию автомобиля Blue Bird были внесены изменения, машина совершила заезд в одном направлении, во время которого была зафиксирована скорость 270,473 миль в час (435,284 км/ч). Во время заезда пляж был настолько неровным, что Кэмпбелла подбросило на его сиденье, а его очки спустились вниз, оставив глаза без защиты от ускоряющегося воздушного потока. Кэмпбелл решил не совершать заезд в обратном направлении.
Только 7 марта Малькольм Кэмпбелл предпринял еще одну попытку установить рекорд скорости. Дистанция длиной в один километр (0,6 мили) была пройдена со скоростью 272,727 мили в час (438,912 км/ч). Обратный заезд в северном направлении проходил намного труднее, но машина преодолела дистанцию со скоростью 281,030 миль в час (452,274 км/ч). Средние значения стали новыми рекордами: 276,160 миль в час (444,436 км/ч), 276,816 миль в час (445,492 км/ч) и 251,396 миль в час (404,583 км/ч) для дистанций 1 километр (0,6 мили), 1 миля (1,6 км) и 5 миль (8 км) соответственно. Однако эти скорости были намного ниже цели 300 миль в час (483 км/ч), которую перед собой поставил Малькольм Кэмпбелл. Это был последний абсолютный рекорд скорости на суше, который был установлен на пляже Дейтона.
Одной из причин, по которой Малькольм Кэмпбелл хотел проехать по соляным равнинам Бонневилля, было желание узнать, не является ли песок на Дейтона-Бич причиной расхождения между прогнозируемой скоростью более 300 миль в час (483 км/ч) и фактической скоростью 275 миль в час (443 км/ч). Разогнавшись, Кэмпбелл не успел взглянуть на датчики и не смог увидеть, уменьшилось ли давление наддува двигателя при закрытом радиаторе. Еще в Англии в правом боковом обтекателе был расположен в обтекателе правого борта. Приборы освещались лампочкой, и во время заездов они записывались на кинокамеру Kodak для последующего просмотра. Помимо этого, были проведены испытания в аэродинамической трубе, которые показали, что при закрытой прорези радиатора воздушный поток отклонялся над воздухозаборником, что приводило к снижению мощности двигателя. Проблема была решена путем выдвижения воздухозаборника вперед за отверстие для выхода воздуха из радиатора. Автомобиль Blue Bird был продемонстрирован в Бруклендсе 21 апреля 1935 года, а затем подготовлен к очередной попытке установить рекорд скорости.
Команда прибыла на соляные равнины Бонневилля в августе 1935 года. Компания Rolls-Royce даже одолжила Кэмпбеллу запасной двигатель R39, чтобы во время попытки установить новый рекорд обеспечить наилучший возможный результат. Были проведены испытания с целью убедиться, что шероховатая поверхность смоляной равнины не повредила шины, и 1 сентября машина проехала по идеально прямой и ровной трассе протяженностью 13 миль (21 км). 2 сентября был завершен пробный заезд с целью убедиться, что все в порядке и позволить Малькольму Кэмпбеллу привыкнуть к другой трассе. По результатам этих заездов в конструкцию самолета были внесены некоторые незначительные изменения, среди которых увеличение зазора между шинами и обтекателями колес для предотвращения накопления соли.
3 сентября 1935 года Малькольм Кэмпбелл сел в кабину автомобиля Campbell-Railton-Rolls-Royce Blue Bird с целью установить новый рекорд скорости. Промчавший в северо-восточном направлении по открытые пространства соляной равнины он преодолел милю за 11,83 секунды со скоростью 304,311 миль в час (489,741 км/ч). Когда он закрыл прорезь радиатора, выхлопные газы заполнили кабину, а масляный туман покрыл ветровое стекло. В конце мерной мили левая передняя шина лопнула на скорости около 280 миль в час (450 км/ч). Малькольм Кэмпбелл с трудом удерживал машину под контролем; покрышка загорелась, и Кэмпбелл остановился примерно в полумиле (0,8 км) от того места, где находилась его команда. Члены команды загрузили свое оборудование, и поспешил к машине, чтобы подготовить ее к обратному заезду. Все шесть шин были заменены, но на замену се еще тлеющей шины ушло гораздо больше времени, чем на остальные. Едва уложившись в отведенный час, Кэмпбелл возвращался в юго-западном направлении и преодолел милю (1,6 км) за 12,08 секунды со скоростью 298,013 миль в час (479,605 км/ч). В этом заезде прорезь радиатора была оставлена открытой, и во время торможения машину занесло.
Малькольм Кэмпбелл выбрался из кабины автомобиля с твердым убеждением, что преодолел отметку в 300 миль в час (483 км/ч). Через несколько мгновений хронометрист сообщил Кэмпбеллу, что его средняя скорость составляет 301,1 миля в час (484,6 км/ч). Окрыленный Кэмпбелл широко улыбнулся, когда команда зааплодировала. Через несколько минут, когда команда занималась автомобилем, хронометрист вернулся и сказал, что произошла ошибка. Фактическая скорость Кэмпбелла составила 299,874 мили в час (482,600 км/ч). Кэмпбелл был очень разочарован, но быстро пришел в себя и сказал, что на следующий день предпримет еще одну попытку. Команда приступила к подготовке машины к следующему заезду. Чтобы решить проблему выхлопных газов в кабине и получить дополнительную скорость, была быстро изготовлена алюминиевая крыша кабины водителя.
Позже тем же вечером во время ужина к Малькольму Кэмпбеллу подошел хронометрист и отвел его в сторону. Хронометрист объяснил, что им был допущен просчет, и что на самом деле Кэмпбелл разогнался до скорости 301,129 миль в час (484,620 км/ч) – первоначальный расчет был правильным. Заезд Малькольма Кэмпбелла на Blue Bird стал первым абсолютным рекордом скорости на суше, установленным на соляных равнинах Бонневилля. Другими рекордами, которые установил Кэмпбелл, были: 301,473 миль в час (485,174 км/ч) на дистанции 1 километр (0,6 мили) и 292,142 миль в час (470,157 км/ч) на дистанции 5 километров (3,1 миль).
Малькольм Кэмпбелл был огорчен тем, что момент его главного достижения был фактически упущен. Верный своему слову, он ушел из гонки за рекордами скорости на суши, и его назначенный на следующий день заезд был отменен. За 11 лет Кэмпбелл установил девять рекордов скорости на суше, подняв абсолютный рекорд скорости с 146,16 миль в час (235,22 км/ч) до 301,129 миль в час (484,620 км/ч). В течение двух лет Кэмпбеллу предстояло взять на себя еще более опасную задачу – установить рекорды скорости на воде.
Кэмпбелл, его команда и рекордный автомобиль Blue Bird возвратились в Англию. Автомобиль был представлен на ряде выставок и в 1937 году был отправлен в Соединенные Штаты. Обратно в Британию машина вернулась в 1946 году. После того, как Малкольм Кэмпбелл скончался 31 декабря 1948 года, автомобиль был куплен его сыном Дональдом. Дональд Кэмпбелл продал Blue Bird в 1949 году, чтобы приобрести запчасти для гидроплана K4 и установить на этом аппарате рекорд скорости на воде. Рекордный автомобиль Blue Bird вновь оказался в Соединенных Штатах, где сменил нескольких владельцев и музеев, и, наконец, был приобретен Международной галереей славы и музеем автоспорта (International Motorsports Hall of Fame and Museum) в Алабаме, который в 1996 году восстановил автомобиль до варианта, участвовавшего в 1935 году в заезде в Дейтоне (без расширенного воздухозаборника). В 2004 и 2013 годах автомобиль возвращался в Англию и выставлялся в Национальном автомобильном музее (National Motor Museum), деревня Бьюли (Beaulieu), графство Хэмпшир, вместе с автомобилями Sunbeam 350HP и Bluebird CN7 Дональда Кэмпбелла. В настоящее время Blue Bird экспонируется в Американской галереей славы и музее автоспорта (Motorsports Hall of Fame of America), расположенном на Международной гоночной трассе Дейтона (Daytona International Speedway) в Дейтона-Бич, штат Флорида. Реплика рекордного автомобиля Campbell-Railton-Rolls-Royce Blue Bird экспонируется автомобильном музее Лейкленда (Lakeland Motor Museum), графство Камбрия.
Источники:
- The Land Speed Record 1920-1929 by R. M. Clarke (2000)
- Reid Railton: Man of Speed by Karl Ludvigsen (2018)
- The Record Breakers by Leo Villa (1969)
- The Unobtainable: A Story of Blue by David de Lara (2014)
- My Thirty Years of Speed by Malcolm Campbell (1935)
- The Fast Set by Charles Jennings (2004)
- Land Speed Record by Cyril Posthumus and David Tremayne (1971/1985)
- Leap into Legend by Steve Holter (2003)
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-rekordnye-i-gonochnye-avtomobili-blue-bird-04