О корабликах
В начале Великой Отечественной количественный состав флота СССР был, конечно, огромным, но…
Чтобы понять, то надо сначала разобраться с типами кораблей, находящихся в строю, а потом и с распределением их по флотам. И начать, конечно же, с линкоров, потому как Перл-Харбора еще не было, и именно линейные корабли считались владыками морей. У СССР линкоров было три, на двух флотах.
Много это или мало?
С чем сравнивать – у немцев, например, на 22.06.1941 линкор был один, плюс два линейных крейсера. Так что, вроде бы как паритет, но вопрос был не в количестве, а в качестве.
Линкоры типа «Севастополь» были хорошими кораблями на момент закладки в 1909 году. На момент ввода в строй в 1914 году они уже были так себе, на момент окончания Первой мировой – ниже среднего уровня, а спустя двадцать три (23) года называть их линейными кораблями можно было только в целях пропагандистских, мол, у нас тоже есть.
Любой линкор постройки 30-х годов, включая даже недомерки вроде «Дюнкерков»-«Шарнхорстов», вынес бы нашу троицу в одни ворота. Просто по причине превосходства в скорости, приборов управления огнем и нового поколения артиллерии. О «Тирпице» я не говорю, его бы наша артиллерия в гипотетическом бою даже бы не оцарапала. Плюс ПВО, в смысле устаревшее, неэффективное, да и то поставлено во время модернизации, то есть нерационально.
Когда «Севы» рождались – воздушной угрозы еще не было. Нет, использовать их было можно – в качестве плавбатарей для стрельбы по суше. Или на минно-артиллерийских позициях, как броненосцы береговой обороны, не более. В Русско-японскую вот «Петр Великий» броненосцем числился, но на Тихий океан почему то не пошел…
Подводя итог – у нас было три корабля береговой обороны и ноль линкоров.
А как же крейсера? Здесь-то порядок?
Да, почти как.
Аж 8 штук, из них 6 на Черном море. Правда, из них один «Коминтерн», постройки времен Русско-японской и переоборудованный в минзаг, потому как этого старичка как-либо по-другому использовать было невозможно. Еще один «улучшенный» «Красный Кавказ» с расстрелянным главным калибром, числом аж четыре ствола. И еще два – «Светланы», корабли одного поколения с линкорами. В смысле по берегу стрелять еще можно, а вот идти в бой с крейсерами, пожалуй, что и не стоит – утопят и не вспотеют даже.
В итоге крейсеров у нас было аж 4 (четыре) – два на Балтике и два на Черном море. Причем крейсеров странных – в корпус итальянского легкого крейсера впихнули трехорудийные башни ГК нерациональной конструкции с калибром орудий 180 мм. Броня слабая, зенитная артиллерия не очень. Но новые и быстроходные. Все четыре.
Эсминцы?
С ними полегче.
Правда, считать 17 «Новиков» эсминцами это как-то… креативно. На 1941 год это СКР, причем неплохие, субмарины гонять – вполне пригодные. Но ладно, зато были новые лидеры в количестве семи штук. И эсминцы проектов «7» и «7У» в количестве 28 и 18 штук соответственно. Были у них свои проблемы и конструкционные (итальянцы все-таки строили корабли для Средиземного моря, оттуда и слабость корпуса, и ПВО), и эксплуатационные.
Но у кого их не было?
В любом случае 46 эсминцев на 4 флота – это явно не то, что требовалось.
А подводные лодки?
Их-то было много?
Да, даже очень много, аж 271. Самый большой подводный флот в мире на тот момент. Но…
Во-первых, пять из них времен Первой мировой, американки «АГ», имеющие спустя десятилетия сомнительную боевую ценность. Еще не в счет три субмарины серии «П», неудачных и небоеспособных. Но остальные-то…
А что, кстати, остальные?
Вот «М» серии 6, 30 единиц, два торпедных аппарата, запас торпед 0, автономность мизерная… Зачем строили? А что могли, то и строили, в конце 20-х не до изысков было. Правда, потом, вдохновившись дешевизной, построили еще 66 малюток, слегка улучшенных, но все равно бестолковых. Вот и итог – отнять от советской подводной армады 104 лодки, поделить на четыре флота и… Получится сильный подводный флот, примерно на уровне других государств.
Ну, если не смотреть на это: «…отставание в дальности плавания в подводном положении, в глубине погружения и в скорости погружения… Отечественные подводные лодки к началу войны не имели современных радиоэлектронных средств обнаружения, торпедных автоматов стрельбы, устройств беспузырной стрельбы, стабилизаторов глубины, радиопеленгаторов, амортизаторов приборов и механизмов, но зато отличались большой шумностью механизмов и устройств. Не был решен вопрос связи с подводной лодкой, находящейся в подводном положении. Практически единственным источником информации о надводной ситуации у погрузившейся подводной лодки оставался перископ с весьма неважной оптикой. Находившиеся на вооружении шумопеленгаторы типа «Марс» позволяли на слух определить направление на источник шума с точностью плюс-минус 2 градуса. Дальность действия аппаратуры при хорошей гидрологии не превышала 40 кб.»
А ведь это главный козырь ВМФ СССР, за неимением других. Ну и кадры. Да, построить не проблема, а вот где взять квалифицированных подводников, если за 12 лет строим более 200 лодок, а списываем менее 20? Вопрос.
Но у нас еще были легкие силы?
Были.
Вот ТКА типа «Г-5», аж 300 штук, правда, мореходность аж 4 балла, а стрелять можно при двух максимум, но много… И скорость высокая, 50 узлов при отсутствии волнения. Были, правда, еще вполне нормальные «Д-3», но строить их начали за год до войны. Так что ТКА тоже того…
И опять причины объективные – копировали англичан, не до заклепки, понятно, концепцию. Копировали, потому как опыт и умели. А в итоге война была другой, и ТКА понадобились другие.
Можно еще о тральщиках. «Фугас» – корабль неплохой, но построенный так, чтобы и СКР, и тральщик, килей дико не хватало.
Можно о десантных кораблях. Их, вообще, не строили, а потом всю войну десантные операции подручными средствами. А можно о ВВС, самолетов берегового базирования в 1941 году было очень много, а толку – очень мало, впрочем, как и у всех остальных стран. Береговая авиация требует идеальной разведки и ювелирного взаимодействия.
На флотах
На флотах же картина была следующей – на Балтике в наличии были два крейсера, два лидера, 14 эсминцев, 41 субмарина (без малюток, Правд и древних латвийцев), 7 СКР и 7 «Новиков», 24 тральщика и много катеров и сугубо вспомогательных кораблей. Все это добро перекрывалось немцами, приди им в голову устроить морские баталии, на раз, несмотря на наличие двух древних дредноутов. Плохо было и с системой базирования, прибалтийские порты вернулись домой только в 1940 году, да и отступление армии было стремительным. В итоге единственная база – Кронштадт, блокированный с суши, аж до 1944 года.
На Черном море, с одной стороны, было проще – двум крейсерам, трем лидерам, 11 эсминцам, 25 субмаринам, 2+5 «Новиков» СКР не противостоял никто, то есть вообще. Ну не считать же за врага румынский флот на самом-то деле… Если Балтика была прикрыта недостаточно, то Черное море, где готовились к новой Крымской войне, избыточно. Хотя это и пригодилось – именно на Черном море провели большие десанты и обороняли Одессу и Севастополь. Единственное – зачем там находилась «Парижская коммуна», ума не приложу – ей самое место на Балтике, третьей плавбатареей для обороны Финского залива и Ленинграда.
На Севере все было грустно, насколько оно может быть на морском театре, через который поддерживалась наша связь с союзниками. Шесть эсминцев и 15 субмарин, плюс 2 «Новика» и СКР не сила, что способна прикрыть даже берега страны. Из позитива были разве Северный морской путь и Беломорканал, позволяющие перебросить подкрепления с Балтики и Тихого океана. С последним, правда, не все так однозначно – там было два лидера, 10 эсминцев (из них два «Новика») и 78 субмарин, включая бесполезные «малютки». Два крейсера только достраивались, о чем-то большем – только задумывались.
В итоге, если считать только современные корабли, ни один флот не был способен выполнять свои задачи. И это объективная реальность, если, конечно, не играть с цифрами. А то можно досчитаться, что Балтфлот был сильнее Кригсмарине, а подводные силы ТОФ превосходили Японский императорский флот.
Почему так вышло – вопрос интересный.
Подготовка
Ну, во-первых, ВМФ СССР не взялся ниоткуда, он – наследник и продолжатель флота императорского. А наследство нам перешло порядком погромленным, на Севере и Тихом океане кораблей не осталось вообще, от Черноморского флота перешли одни огрызки, на Балтике были потеряны многие корабли, а главное – кадры.
Все это усугубила Гражданская война, и послевоенная разруха.
Так, относительно неплохие «Измаилы» не достроили по причине невозможности как работ на отечественных предприятиях, так и недоступности иностранных комплектующих, например. То же что было – проекты еще довоенной поры, которые к началу 30-х уже не отвечали требованиям времени более чем полностью.
В 20-е было не до флота, а когда появились деньги – решено было строить легкие силы береговой обороны, что и логично – и относительно просто, и дешево. Вот и пошли в серию более чем спорные подводные лодки типа «М» и ТКА «Ш-4» и «Г-5».
В начале 30-х деньги вроде и появились, и заводов понастроили, но… практика показала – конструкторская школа потеряна. Первенцы среди относительно больших кораблей СКР типа «Ураган» и подводные лодки типа «Декабрист» рождали в муках, да и вышло, скорее, как в стихе «родила царица в ночь не то сына, не то дочь». И если с «Декабристами» помогали немцы, то «Ураганы» откровенно запороли.
Пришлось покупать, для этого выбрали Италию, что было явно не оптимальным решением, но зато бюджетным. Все-таки большую часть ресурсов съедала армия, оно и верно, без нее с нашими границами вообще никак.
Всерьез флотом занялись после Испанской войны, когда стало ясно – сильное и авторитетное государство без него невозможно. Только вот не успели…
Точнее – не все успели. С подводными лодками типа «С» успели, получив аналог их серии VII, лучшие лодки той войны, что приятно – у немцев же и приобретены чертежи и часть приборов. С москитными силами уже почти успели, охотники создали и обкатали, с мореходными ТКА припоздали, а с крупным…
Линкоры проекта 23 откровенно не потянули. Не будь войны их достроили бы, может быть, году к 1944–1945. Линейные крейсера, даже при условии покупки немецких пушек-башен, примерно так же. А вот эсминцы проекта 30, лидеры проекта 48 и легкие крейсера проекта 68 вполне могли начать вступать в строй в 1942 году, что бы соотношение сил на морях могло изменить капитально. Но…
Не смогли, точнее – не успели. Увы, это в фантастике стоит Сталину узнать будущее, и корабли начинают печь, как горячие пирожки. В печальной реальности все чуть по-другому. В любой стране делают ровно столько, на что хватает сил и средств.
А на что не хватает – там за отсутствие железа платят кровью, причем по страшному курсу.
И в ту войну мы платили, доказав, что даже при нехватке железа можно воевать и побеждать. И походы подводных лодок через минные поля без гидролокатора на Балтике, и атаки немореходных ТКА в Арктике, и Черноморские зимние десанты без десантных кораблей и обученной морской пехоты – все это было страшно, кроваво, но зачастую успешно.
И виновных, что вышло именно так, искать глупо, сначала не могли, потом не успели. Была и дурь, конечно, но не столь и критичная, вроде непонятной любви к калибру 180 мм или постройки почти сотни «Малюток» и 300 ТКА реданного типа. Понять это можно – лучше плохо, но много, чем вообще ничего.
Просто поражает желание некоторых публицистов – показать нас сильными (а значит, и тупыми, раз того Гитлера сразу в порошок не стерли) там, где этой силы и близко не было.
Скажем, по количеству современных крейсеров мы, конечно, обгоняли Аргентину, четыре против трех. Но отставали от Нидерландов, у них их было пять штук…
Источник: https://topwar.ru/181228-realnyj-sovetskij-flot-1941-goda.html
Как раз СУО у них после модернизации было весьма даже приличное, вполне на мировом уровне. Да и артиллерия, после увеличения угла возвышения стволов, представляла изрядную опасность для «Шарнхорста» с его хилыми палубами. Так что нет, неверно: хотя «Гангуты» и были устаревшими кораблями, они еще имели достаточную огневую мощь, чтобы с ними считаться.
На мой взгляд производство «Малюток» c начала индустриализации как раз помогло подготовить кадры для подводного флота.
Как раз «Ураганов» на Балтике в начале Войны остро не хватало, приходилось использовать для сопровождения конвоев эсминцы, а их потери были очень болезненные, короче ограниченная серия этих СКР ошибка.
http://alternathistory.ru/chyornoe-leto-41-go-baltijskij-flot-idyot-v-boj/
Очень много неточностей в фактологии, в частности — про СФ. Благо, там кораблей немного и я помню точно.
На начало войны на СФ 5 ед. проекта 7 и 3 ед. класса «Новик».
Про класс АГ автор пренебрежительно зря отозвался.
По боевым качествам эта лодка куда как лучше класса М — 2 вала, 4 ТА, 8 торпед.
Лично я бы не строил класс М, а пытался бы развивать АГ.
Или заказать у немцев аналог их «Двойки» в конце 20-х, хотя это идея скорее для попаданца, а в РИ
советскому руководству нужна была подлодка которую можно транспортировать по железной дороге, и перебрасывать на любой морской ТВД,
Класс АГ вполне хорош, и он сам и его чертежи есть в наличии. Он значительно лучше М — два вала против одного, восемь торпед против двух. Правда и дороже. АГ вполне удачная замена классу М — была бы.
АГ разборный. Из США привозились отдельные части и уже собирались здесь. АГ по габаритам соответствует М. Т.ч. транспортировать можно и в собранном корпусе. (вроде бы?)
Цена мобильности класса М крайне велика — очень низкая боевая ценность класса М. Но класс АГ и подороже будет — больше машин, больше торпед.
Класс М — крайне неудачный проект. И бессмысленный — при наличии АГ.
Существует вполне серьезное мнение, хотя и достаточно странное на первый взгляд, что имело бы больший смысл повторить даже один в один — с паромашинами, пусть даже с угольным, но лучше с нефтяным отоплением, класс «Доброволец» — сам подкласс «Доброволец» и подкласс «Охотник».
Они дешевле, их можно было построить больше, по ТТХ и запасу на модернизацию вооружения они были практически равны.
Топвар с его вооружёнными одним куском хамона на троих пламенными ораторами редакции, всё больше начал сползать если не к плашке «иностранного агента», то по крайней мере в желтизну и кликбейт. «Платить» они ещё не призывают, но «каяться» уже регулярно требуют.
Топвар это свободный блог, любой желающий может разместить там свою статью, так что вперед, зажгите одну свечу, вместо того чтобы критиковать тьму.
IMHO, конечно, но в последние года полтора количество тамошних статей, написанных в стиле «Кац предлагает сдаться» весьма выросло. Если раньше подобного рода материалы удавалось случайно находить где-то в дальних углах, то сейчас они регулярно попадают и на главную страницу, заполняя её буквально в стиле редактуры «эхомосковских» статей. Простой случайностью это объяснить проблематично.
Простите, коллега, а мы о статьях про какие времена говорим? О 1941-м — так это одна песня…. О 2021-м — так это совсем другие и музыка и слова….
Если за флот, то там коллега Андрей вполне себе зажигает. Более чем))) На фоне того же Скоморохова….. идеял. Без всякой лести. За современные проблемы того же флота — рази что Тимохин с Климовым. Безусловно, «сладкая парочка» отнюдь не идеальна,но фоне прочих опусов….. Сравнение, так скажем, смысла не имеет.
Насчет «любого желающего»…… Мягко скажем, это ….. допущение 😉
«В Русско-японскую вот «Петр Великий» броненосцем числился, но на Тихий океан почему то не пошел…»
«Петр Великий» стоял без орудийных башен, снятых еще в октябре 1898 года, и считался уже второстепенной боевой единицей флота.
Так что даже сравнение не в тему.
По подводным лодкам и верно и нет. Советский флот действительно имел много подлодок серии М сомнительной боевой ценности. Но здесь нужно отличать субмарины первых серий, одновальных с всего двумя торпедами и последних, которые имели 2 вала и могли сделать 4-торпедный залп. К примеру, абсолютное большинство немецких лодок, кроме почти не повоевавших 21-серии тоже могли сразу выпустить из носовых труб не более 4х торпед. Включая лодку крейсерского типа серии IX D-2 которая могла совершить кругосветное плавание на одной заправке. Однако и для лодок М- была своя ниша — ведение разведки, высадка диверсантов, установка мин. Такими делами занимались решительно все, и тут советская «малютка» водоизмещением в 150 тонн использовалась в аналогичных целях не хуже чем американская «Гэтоу/Балао» в 1500 тонн, с поправкой на дальность плавания, конечно. Которая в нашем случае особенно и не нужна. Позднее, в 1942 году, командующим подводными силами Тихоокеанского флота были предложены способы ведения разведки, в которых указывалось, что «подводные лодки могут осуществлять разведку тремя способами: а) наблюдение при помощи перископа; б) фотографирование при помощи перископа; в) высадка десанта.» Все три способа должны были применяться подводными лодками во время войны. Четвертый способ — разведка минных полей — развился на более поздних стадиях войны. Обычно такие сведения получали от авиаразведки.… Подробнее »
Для столь сжатой формы — не бесспорно по многим положениям, но в целом, правильно.
Сперва ресурсов было мало, потом, не успели… Что почему-то не отменяет факта, выбрасывания тех самых малочисленных ресурсов откровенно на ветер, и яростных попыток «успеть» неуспеваемое в ущерб тому, что успеть было и можно и должно.
Если у нас СФ фатально слаб, а БФ как не усиливай, всё равно против немцев не потянет, что мешало Сталину строить Беломорканал не как в РИ — хоть какой-то, зато быстро, а как раз НЕ быстро, зато способный проводить корабли всех классов? Сам же потом про тот канал говорил; «узкий, мелкий, никому не нужный…»
Это если не удержим Прибалтику, и немцы захватят берег Финского залива, в противном случае флот был вполне способен нарушить поставки критически важной шведской железной руды в Рейх.
Была и дурь, конечно, но не столь и критичная, вроде непонятной любви к калибру 180 мм
=================
Дурь — писать подобную чушь.
Есть прекрасный цикл статей по крейсерам пр.26/26-бис
http://alternathistory.ru/kreisera-proekta-26-i-26-bis-chast-1-genezis/