Развивая тему «вездесущего» авианосца, нашёл…
Разбираясь с небезысвестным интервью небезызвестного адмирала о многосредном авианосце, ознакомился с мнением коллег с ОСК:
Высоцкий: "…Но мы хотим пойти дальше — есть еще космос, есть подводная часть, есть надводная часть с неуправляемыми и управляемыми аппаратами. То есть, иными словами, сделать комбинированный носитель, позволяющий решать целый круг задач практически во всех средах". Как сказано! В принципе, человек с инженерным образованием поймет, что имелось в виду, но для ранимой, неподготовленной души какого-нибудь скрипача, врача, юриста или банкира, коих в нашей стране существенно больше, подобное заявление может стать фатальным. Представляете, какие картины возникнут в их воображении? «Звездные войны» отдыхают! А Джордж Лукас нервно курит в сторонке! Я ведь дядька подготовленный – все понял. Главком ВМФ, конечно, не обязан быть оратором-агитатором, однако в публичных высказываниях надо бы поаккуратнее. Не понятно, чем занят Игорь Викторович Дыгало, помог бы начальнику пояснее формулировать цели и задачи. Я не собирался ёрничать над этой информацией, но сегодня меня в районе 12 часов утра достал телефонный звонок. Милый девичий голос сообщил, что звонят с радиостанции «Вести FM» и просят принять участие в обсуждении в прямом эфире вопроса о «надувных причалах», которые планируют разместить на Москве-реке для обслуживания пассажирских маршрутов. Вот тут-то я и сообразил, что всё происходящее в информационном пространстве в последнее время не имеет никакого отношения ни к флоту, ни к кораблестроению. Это медицинская проблема. Ведь известно, что ряд заболеваний, в том числе и психических, обостряются весной и осенью. От выступления в прямом эфире уважаемой радиостанции я максимально тактично отказался.
блог Николая Ивакина normal; line-height: normal; orphans: 2; text-align: -webkit-right; text-indent: 0px; text-transform: 10.02.2012, 16:10normal; line-height: normal; orphans: 2; text-align: -webkit-right; text-indent: 0px; text-transform: http://www.korabel.ru
На эту запись один из комментариев выглядел так:
К вопросу о надувных причалах и паромах:
В связи с отсутствием Интернета в указанный период, Вермахт в 1935-1945 гг не заморачивался фантастичностью идеи, а поступил следующим образом:
http://www.saper.etel.ru/texnica-2/wehrmaht-parom.html
Обратите внимание за счет чего было движение парома от одного причала до другого.
А теперь предлагаю к ознакомлению саму статью:
Средства инженерного вооружения
Германии
( Вермахт 1935-1945)
2-тонный перевозной паром из больших надувных лодок
(Flosssackfaehre 2 t )
Перевозной паром грузоподъемностью 2 тонны из двух больших надувных резиновых лодок являлся табельным переправочным средством пехотных дивизий Вермахта в период Второй Мировой войны. Саперный батальон дивизии (Pionierbataillon) имел на вооружении 36 больших надувных лодок (Gross Flosssaecke), которые могли использоваться как самостоятельные переправочные средства. Кроме того, из них было возможно собрать 18 паромов грузоподьемностью 2 тонны, однако, при заблаговременной заготовке деревянных конструкций паромов.
Некоторые пехотные дивизии в свои саперные батальоны взамен легких понтонных парков типа С (Brueckengeraet C) получали легкие переправочные комплекты, которые включали в себя 24 большие надувные лодки и наборы готовых деревянных изделий (брусья, доски, канаты и т.п.), что давало возможность наводить понтонные мосты или собирать перевозные паромы различной грузоподьемности (от 2 до 9 тонн). Эти паромы обеспечивали переправу всех образцов вооружения и техники пехотной дивизии.
Паром грузоподьемностью 2 тонны собирался на двух больших надувных ладках. Размеры грузовой палубы 6.25 на 2.66 м. Помимо различных грузов массой до 2 тонн на таком пароме можно было переправить (варианты):
1 стрелковое отделение со всем вооружением (10 человек с 7 винтовками, 1 ручным пулеметом, 1 автоматом и 2 пистолетами),
2 лошади с кавалеристами,
1 станковый пулемет со станком и расчетом, плюс 10 стрелков,
2 миномета калибра 50мм. с расчетами и повозкой для боеприпасов,
1 миномет калибра 81.4мм. с расчетами, плюс 1 повозка для боеприпасов для миномета с повозочным,
1 полевую пушку калибра 75мм. F.K.16 без передка с расчетом, либо передок с расчетом,
1 двухосную коную повозку для боеприпасов с повозочным,
1 легкую полевую гаубицу калибра 105мм. le.F.H. 16 без передка с рсчетом, либо передок с расчетом,
1 полевую кухню или полевую двухосную пароконную повозку без лошадей,
2 противотанковые пушки калибраов 37-47мм. с передками и расчетами,
6 средних или тяжелых мотоциклов с мотоциклистами (6чел.),
3 мотоцикла c колясками с водителями и пассажирами (9 человек),
1-2 легкие легковые машины-вездеходы с экипажами,
1 среднюю легковую машину-вездеход с экипажем,
1 грузовой автомобиль общим весом до 2 тонн (если позволяет длина автомобиля).
Паром собирался на берегу расчетом из 12 солдат за 35-40 минут. Экипаж парома состоял из 12 человек. Из них один командир парома (обергефрайтер или унтерофицир), двое рулевых (гефрайтеры или пиониры), восемь гребцов (гефрайтеры или пиониры, или солдаты пехоты), и один швартовщик (гефрайтер или пионир).
Основным элементом парома являлись две большие надувные лодки (Gross Flosssaecke).
Лодка изготавливалась из прочной резины. Длина -5.5 метра, ширина-1.86м. Диаметр надувного борта 60 см. Грузоподъемность 2.75 тонны. Собственный вес 149.7 кг. "Бублик" лодки разделялся на четыре отсека и каждый отсек имел собственный штуцер для накачки. По борту лодки проходил продетый в металлические держатели страховочный леер. На верхней части имелись резиновые рымы для удержания двух опорных досок.
В комплект лодки входили дощатый настил, укладываемый на резиновое дно, две ножные воздушные помпы, упаковочная сумка, 6 коротких гребных весла типа "Каноэ", 1 рулевое весло типа "Каноэ", инструментальная сумка и сумка для резиновых заплат.
Двумя помпами лодка накачивалась за 15 минут.
Рулевой сидит сзади и направляет лодку рулевым веслом, которое удерживает в руках. Гребцы садятся верхом на борта и гребут веслами так, как это делают гребцы на каноэ. Если лодка используется как самостоятельное переправочное средство, то гребцов в лодке шестеро (по трое на борт). Если же лодка является частью парома, то гребцов только четверо. Двое в передней части лодки и двое в задней.
От автора. В общем то и одна большакя лодка была довольно таки мощным переправочным средством. На ней можно было переправить кроме экипажа 1 стрелковое отделение с полным вооружением, или 1 станковый пулемет с расчетом , 50-мм. миномет с расчетом, или 1 противотанковую 37-мм. пушку, или 1 мотоцикл с водителем. Хотя, конечно, заталкивать в лодку мотоцикл или противотанковую пушку не очень то удобно.
Строго говоря, две лодки дают грузоподьемность 5.5 тонн. Однако, из этого числа необходимо отнять вес самих лодок (2х150кг=300кг), вес экипажа, который составляет 12 человек (12*80=960кг) и вес деревянных конструкций парома (1450кг). Всего 2710кг. Точная грузоподъемность парома 2.79 тонны. Запас плавучести парома 790 кг, т.е. 28%, что является минимальным запасом плавучести для любых плавсредств. Паром сохраняет свою номинальную плавучесть в 2 тонны при 1-2 пулевых пробоинах в каждой лодке.
Для использования лодки в качестве понтона для парома на верхнюю часть бортов укладывались и привязывались канатом две опорные доски ( длина 4.0- 4.8м., ширина 25 см. и толщина 4.5см.).
На две, установленные параллельно, лодки укладываются пять деревянных прогонов длиной по 6.25м. и сечением 14 на 18 см. Эти прогоны канатами привязываются к опорным доскам лодок.
На прогоны укладываются 25 доскок настила, образуя настил грузовой палубы. Длина каждой доски 3.5м, ширина 25 см., толщина 4.5 см.
На доски настила на крайние прогоны укладываются два колесоотбоя в виде брусьев сечением 10 на 14 см. и длиной по 6.25м. каждый. Эти колесоотбои прижимают доски настила к прогонам и удерживают их на месте. Колесоотбои каждый в четырех точках привязываются канатными петлями к крайним прогонам. Под канаты подсовываются по два деревянных клина, которые натягивают канатные петли и обеспечивают плотное соединение и удержание на месте досок настила и колесоотбоев.
Возле клиньев устанавливаются восемь перильных стоек ( по четыре на каждую сторону) из жердей диаметром 8 см. и высотой 1.5 м. каждая. Стойки привязываются к колесотобоям с помощью канатов. К стойкам в их верхних концов првязываютс канатами два продольных поручня из жердей длиной по 6.5м. и диаметром 8 см. На них укладываются, но не привязываются два поперечных поручня из жердей длиной по 4.5м. и диаметром 8 см.
Таким образом, 2-тонный паром собирается из лодок, деревянных изделий и каната без единого гвоздя. Этим обеспечивается сохранение в целости всех деревянных изделий и их многократное использование. Расходным материалом является лишь канат. На паром требуется около 312 метров каната, причем часть каната также может использоваться повторно.
Ведомость комплекта 2-тонного парома из больших надувных лодок (всего 2.9 куб.м. пиломатериалов (1.45 тонны)):
*2 большие надувные лодки;
*4 опорные доски размерами 4.00м.-4.80м. x 25см. x 4,5 см.,
*5 прогонов длиной 6.25м. из бруса сечением 14/18 или бревен 20см диаметром;
*27 досок настила размерами каждая 3.50м. x 25см. x 4,5см.;
*2 колесоотбоя из бруса длиной 6.25 м сечением 10/14;
*4 стойки перил длиной 1.50 м. и 8 см диаметром;
*2 поручней, длиной 4.50 м и 8 см диаметром;
*2 поручней, длиной 6.5 м и 8 см диаметром;
*16 клиньев ;
* 312 м. каната пенькового.
Перемещение парома на воде обеспечивается восемью гребцами. Они попарно размещаются в носовой и кормовой частях лодок. В кормовых частях лодок размещаются рулевые с рулевыми веслами. Командир парома располагается на грузовой палубе в центре. Он руководит действиями гребцов и рулевых. Допустимая скорость течения водной преграды до 1.5 м/сек. Скорость движения парома на всеслах до 5 км/час.
Рисунок их немецкого служебного издания H.Dv.316. Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.) иллюстрирует размещение экипажа парома и перевозимого стрелкового отделения. Стоящий в центре, это командир парома, руководящий действиями экипажа.
По мере насыщения Вермахта моторными штурмовыми ботами стало возможным в ряде случаев отказываться от гребцов, и толкать паром с помощью моторного бота, как это показано на снимке слева. Здесь показан момент причаливания к берегу парома, загруженного 37-мм. противотанковой пушкой. Расчет готовится скатить пушку на берег.
Для перевозки на пароме личного состава никакого оборудования берегов не требовалось. Единственое обязательное условие — это чтобы в месте погрузки и разгрузки глубина воды была бы не менее 50 см. с тем, чтобы исключить повреждение лодок о камни на дне. Но для обеспечения загрузки и разгрузки военной техники, орудий, повозок было необходимо оборудовать причалы, поскольку высота грузовой платформы от поверхности воды составляла около 87 см. При поспешной подготовке паромной переправы причалом являлся такой же паром, но без одной из лодок. Один край причала лежал на лодке, а второй на берегу. Однако, в этом случае для одной паромной переправы фактически требовалось два парома, плюс одно пролетное строение. Поэтому, при возможности причал представлял собой первое звено моста на жестких опорах (береговая опора, один пролет и первая промежуточная опора).
При ширине реки до 100 метров и при наличии прочного металлического троса было возможно организовать движение парома без гребцов или моторного бота. У нас такой способ называется "Самолет". Его суть состоит в том, что через реку натягивается трос, а паром цепляется к нему с помощью двух скользящих тросов наискосок к течению реки. Давление воды от течения на борт парома заставляет его двигаться поперек реки. Регулируя длины скользящих тросов можно менять угол положения парома относительно потока и тем самым регулировать скорость движения парома от максимальной при данной скорости течения до нулевой.
От автора. Нам, сегодняшним, привыкшим видеть везде технику, приводимую в действие двигателями, трудно представить себе как и каким образом еще полвека тому назад люди могли обходиться без нее. Нам кажется, что невозможно без сотен и тысяч машин перемещать в пространстве огромные массы войск, снабжать их всем необходимым. А между тем, хотя и считается, что Вторая Мировая война была войной моторов, однако по большей части солдаты передвигались пешком, грузы и пушки тащили лошади (пехотная дивизия Вермахта в 41-м имела 5776 лошадей и всего 536 автомобилей), а через водные преграды отлично переправлялись без подвесных моторов, катеров и плавающих танков, о которых столь трогательно беспокоится великий лгун В.Суворов. Хотя, конечно, если имелась возможность, то пользовались моторами. При этом не стоит забывать, что возможности промышленности того времени по производству моторных средств были весьма ограничены, а для Германии эта проблема усугублялась постоянным и острейшим дефицитом бензина.
Тактико-технические характеристики 2-тонного перевозного парома из больших надувных лодках: | |
Грузоподьемность — 2 тонны | |
Размеры грузовой палубы — 6.25 на 2.66 м. | |
Габаритные размеры: | |
-длина -6.25м. | |
-ширина — 5.5м. | |
-высота (от днища лодки до верха перильных стоек) — 2.145м. | |
Скорость движения на веслах — до 5 км/час. | |
Допустимая максимальная скорость течения водной преграды — 1.5 м/сек. | |
Минимальная глубина водной преграды — 0.5м. | |
Время сборки экипажем — 35-40 мин. | |
Экипаж — 12 чел. | |
Общий вес парома (без экипажа) — 1750 кг. | |
Транспорт для перевозки комплекта парома — 1 двухосная пароконная повозка или любой грузовой автомобиль грузоподъемностью от 2 тонн. |
Следует заметить, что H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.) указывает на то, что вместо двух больших надувных лодок в этом пароме можно использовать любые иные плавсредства достаточной грузоподъемности (деревянные лодки, бочки и т.п.), на которые возхможно уложить прогоны. Так что конструкция этого парома универсальная.
P.S. Немного истории. 22 июня 1941. Утро. Река Буг. Переправа личного состава на 2-тонном пароме, толкаемом штурмовым моторным ботом. На берегу группа пехоты в ожидании переправы. В бухточке две лодки, приготовленные для сборки причалов, если потребуется переправлять орудия или повозки.. На переднем плане два моторных штурмовых бота.
Вот еще одни снимок. Момент отвала парома от берега. Толкают его два штурмовых саперных бота с рульмоторами Sturmbootmotor 39. Район Ржева 18 апреля 1942 года. Обратите внимание на лежащие на берегу две сходни оригинальной конструкции. Они позволяют загружать на паром технику без устраивания причала.
Огромная благодарность Ю.Мартыненко за предоставление уникального раритетного немецкого первоисточника — Саперного Наставления Вермахта (Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.)) и Е. Окуневу из Санкт-Петербурга за не менее уникальный снимок первого дня войны
24.12.2007г.
Источники
1.H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.).Ernst Siegfried Mittler und Sohn Buchdruckerei G.m.b.h. Berlin SW 68. 1935
2.TM-E 30-451 Handbook on German Military Forces. War Departament. Washigton 25. DC. 15 March 1945
3.А.Иванов. Артиллерия Германии во Второй мировой войне. Нева. Санкт-Петербург. 2003г.
4.Учебный кинофильм "Pioniere voran". Hergefftellt unter Mitarbeit der Pioniereabteilung des OKH. 1943.
5.К.Шишкин. Вооруженные Силы Германии 1939-1945 годы. Справочник. Санкт-Петербург.2003г.
6.К. фон Клаузевиц. О войне. Том II. АСТ. Terra Fantastica.Москва. 2002г.
7.И.П.Шмелев. Бронетанковая техника Третьего Рейха. Арсенал-Пресс. 1996г.
8.Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
————————————————————————————————————————
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Это только короткий, хотя и показательный пример переправочных возможностей Вермахта. А ведь из этих лодок можно было собирать и 4-тонные, 9-тонные паромы и наплавные мосты. Таблица 23 немецкого служебного издания H.Dv.316. Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.) однозначно показывает, что в пехотной дивизии Вермахта самым тяжелым грузом была 150-мм. пушка (8.6 тонны).
Разумеется. в пехотных моторизованных и танковых дивизиях были грузы и потяжелее. Но опять таки, самый тяжелый немецкий танк начального периода войны PzKpfw IV весил не больше 25 тонн, а 210-мм. мортира не больше 12 тонн. Для них имелись в достатке мостовые комплекты типа В. И не стоит забывать, что подобные тяжеловесные дивизии составляли едва ли больше 15% от общего числа дивизий Вермахта.
Вот почему ни одна из наших рек не стала для Вермахта серьезным препятствием, как и позднее для Красной Армии.
А в общем то, эти голубые извилистые широкие и не очень линии на военных картах всегда завораживали полководцев, действовали на них гипнотически, хотя великий фон Клаузевиц еще в XIX веке сказал: "История небогата примерами успешной обороны рек; этим оправдывается мнение, что реки крупного и среднего размера не представляют такого сильного барьера, каким их считали раньше… ".
Пожалуй, во Второй Мировой войне реки меньше всего являлись настоящим препятствием, а больше всего были условным, удобным для штабистов рубежом. Не нужно долго и нудно перечислять все пункты, по которым намечается проложить предполагаемую линию обороны и не нужно доказывать — почему именно здесь и именно так предлагается разместить оборонительные рубежи. Река сама по себе все объясняет высшему руководству. Да и на командиров, занявших оборону по берегу реки, водная гладь вселяет надежду и уверенность, хотя и необоснованную. Наверное во многих военачальниках оставляет свой след детская психологическая травма от того, что ничем не смог ответить на вызов соперника: "А слабо тебе переплыть нашу речку!"