Войны России на Кавказе 19 века, в отличие от недавних конфликтов, малоизвестны широкой общественности. События тех лет затмеваются войнами с Наполеоном, Турцией, европейской коалицией в Крыму. Туда же шло лучшее оружие, которое было на вооружении русской армии. Вряд ли в холодном августе 1827 года горцы, оборонявшие Ушаган, ждали чего-то необычного. Но на них обрушился залп боевых ракет конструкции Засядько. Это первое применение Россией боевых ракет с установок, ставших родоначальниками ракетного оружия, спустя почти два столетия являющимися неотъемлемой часть нашей армии.
Сами по себе ракеты в 19 веке не были диковиной. Впервые изобретённые в Китае, они представляли собой начинённые порохом бумажные или бамбуковые трубы и применялись для развлечения и штурмов городов. В таком виде они попали и к нам. Первые упоминания о применении ракет в России относятся к 15 веку. Они использовались для подачи сигналов и стрельбы по коннице, которая пугалась вспышек и взрывов. Какое-то количество ракет даже поставляли дружественным силам запорожцев. В 1607 году был написан «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», где описывалось создание и применение ракет, а в 1680-ом основано Ракетное заведение, которое занималось изготовлением пороховых составов и самих ракет. Не в последнюю очередь этому способствовала любовь к фейерверкам. В Ракетном заведении занимался Пётр I, который лично изучал иностранные образцы. Всё это привело к созданию в 1717 году сигнальной ракеты калибра 44 мм, просуществовавшей на вооружении армии аж более 170 лет.

Сигнальная ракета обр. 1717 г. (a — бумажная гильза, b — жерло, c — перфорированный заряд, d — воздушный усечённый канал, e — сплошной заряд, f — пороховой сигнальный заряд, g — деревянный хвостовик)
Кто знает, как сложилась судьба ракет, если бы англичане не решили завоевать Индию. Местные к 90-м годам 18 века имели производство зажигательных ракет, корпус которых изготовлялся из металла или дерева. Заряд массой до 5,5 кг летел свыше километра. Численность ракетных войск Индии доходила до 5-6 тыс. человек. В боях за город Серингапатам в 1792 и 1799 гг они нанесли англичанам серьёзные потери. Ракеты не спасли Индию от поражения, зато ими заинтересовался Уильям Конгрив. Взяв за основу индийские изделия, с 1802 по 1805 гг он создал свои ракеты, быстро наладив их массовое производство. Было изготовлено несколько разнокалиберных боеприпасов, но наиболее массовыми были 32-фунтовые. Дальность пуска составляла 900-2700 м (по сообщениям самого Конгрива, на испытаниях он добился дальности свыше 2900 м). Впервые англичане применили ракеты для обстрела Булони 20 ноября 1805 года, но результат не впечатлял. Зато ракеты Конгрива отличились в 1807-ом — со 2 по 5 сентября англичане обстреливали Копенгаген и 300 ракет хватило, чтобы сжечь город. Ещё раз широко англичане применили это оружие в битве под Лейпцигом в 1813 году.
То, что наши войска стали свидетелями применения конгривовских ракет, послужило сильным толчком для собственных работ по ракетной тематике, но задумки появились уже после обстрела Копенгагена. Первым работы начал М.И. Картмазов, получивший в 1811-ом образцы английских ракет. На их основе он разработал свои калибром 2, 2,5 и 3,6 дюйма. Работы продолжались до 1817, когда удалось добиться дальности 2690 м, но картмазовские изделия не заинтересовали военное руководство. Гораздо больше повезло генералу Александру Дмитриевичу Засядько, бывшего участником битвы под Лейпцигом. В инициативном порядке в 1815 году он начал конструировать свои ракеты. Средств на это уходило столько, что пришлось продать имение под Одессой. Но, поборов все трудности, в 1818-ом Засядько создал линейку фугасных и зажигательных ракет калибром 2, 2,5 и 4 дюйма с боковым стабилизатором с дальностью 1600-2700 м (вскоре довел дальность до 3200 м), пусковые станки для одиночной и залповой стрельбы на 6 снарядов, системы наведения, а также наставление «О деле ракет зажигательных и рикошетных» по применению своего оружия. Продемонстрировал Александр Дмитриевич изобретения в ставке Барклая-де-Толли в Могилёве. Фельдмаршалу оружие понравилось. В итоге с 1820-го года он стал начальником лабораторной роты и Артиллерийского училища (ныне Михайловская академия), где проводил дальнейшие доработки своего детища.
Конструкция ракет Засядько:
Не смотря на успехи на испытаниях, вплоть до 1826 г. Засядько не смог продавить поставки своего оружия в войска, и то в штучном количестве. В 1827-ом он добился создания на Волковом поле под Петербургом Ракетного заведения и там развернул производство ракет, выпустив около 3000 для действующих на Кавказе войск. Новое оружие использовали практически сразу по поступлению, остались довольны и попросили ещё. Также был сделан вывод – специфика применения ракет сильно отличается от ствольной артиллерии и необходимо формировать отдельные подразделения. Их создание поручили П.А. Козену, который сформировал к 1828-му 1-ю ракетную роту под командованием подполковника В.М. Внукова (часто ошибочно указывают подпоручика Ковалевского, который командовал несколько позже). На вооружении роты состояло 23 шестизарядные пусковые установки – 7 калибра 102 мм, 8 – 64 мм, 8 – 52 мм. Вскоре после формирования подразделения отбыло на войну.
Начавшаяся в это время очередная русско-турецкая война стала реальным полигоном для испытания. Под Варной рота израсходовала весь имеющийся боекомплект из 1191 ракеты, но обстрел вынудил турок бросить занимаемые позиции на одном из редутов. Кроме 1-й роты 24 артиллерийские роты получили по 6 одно- и шестизарядных станков. Всего за первый год войны ракетчики израсходовали почти 10 тыс. боеприпасов. В 1829-ом, при штурме Силистрии, зажигательные ракеты постоянно поджигали город, подавляя сопротивление защитников, вызывая панику. Здесь же генерал К.А. Шильдер оснастил ракетами паромы и лодки, став родоначальником применения этого типа оружия на флоте. Ещё он сделал важное изобретение – поместил ракеты в 5-футовые трубы, что дало возможность расчёту и морякам оставаться при стрельбе на своих местах. Сам же командир 1-й роты Внуков для действий в горах разработал специальные станки, но в этой войне они остались невостребованными.

Применение ракет Засядько с однозарядных и многозарядных станков в 1828-1829 гг по представлению художника
Как и любое новое оружие, ракеты имели кучу недостатков. Во-первых, дальность стрельбы оставляла желать лучшего, уступая даже гладкоствольной артиллерии. Во-вторых, точность так же серьёзно уступала пушкам (хотя это общая беда неуправляемых ракет присутствует до сих пор). В-третьих, были случаи взрыва ракет на станках. В-четвёртых, высокая масса многозарядных станков. Из-за этого ракеты пропали из армии до середины 40-х. За модернизацию взялся Внуков, ставший руководителем Ракетного заведения. Он усовершенствовал сами ракеты, оптимизировал пороховые составы и применил прессовку зарядов, увеличив надёжность, точность и дальность оружия. Также в 1841-ом появились пускаемые из стрелкового оружия зажигательные ракеты. Уже знакомый нам Шильдер в начале 30-х разработал крепостные оборонительные ракеты, имеющие увеличенную боевую часть за счёт уменьшения заряда, что позволило разрушать полевые укрепления осаждающих. Но самое главное изобретение Шильдер сделал в 1834 году – подводную лодку с ракетным вооружением. Причём поджиг заряда ракеты осуществлялся электрическим зарядом, а сами снаряды находились в двух трёхзарядных ПУ и могли стартовать в том числе и под водой! Увы, технологии были слишком примитивны для полноценной реализации идей.
Работы Внукова достигли своей цели и успешно были апробированы на Кавказе. Дальность стрельбы достигла почти 4 км, тогда как полевая гладкоствольная артиллерия тех лет била на 2-3 км. Однозарядная пусковая установка 2-дюймовых ракет была лёгкой, быстро готовилась к стрельбе, в разобранном виде легко транспортировалась в горах. Скорострельность достигла 6 в/мин, так что ракетная рота банально засыпала снарядами противника. Вкупе с выросшей надёжностью системы всё это сделало ракеты востребованным на Кавказе оружием. С 1845 по 1850 на Кавказ было отправлено 18640 ракет, а всего было изготовлено 49211 штук. Но производство всё равно оставалось полукустарным, состояло из 30 рабочих, ракеты серьёзно отличались друг от друга, пристрелка производилась буквально на глаз. А ведь и за границей не стояли на месте, совершенствовали свои ракеты, готовились пускать в массы нарезные дальнобойные орудия. Эти проблемы стал решать К.И. Константинов.

Найденная на Кавказе часть 2-дюймовой ракеты. К слову, в некоторых местах можно одновременно найти и такие ракеты, и детали Катюш и Градов.
Если его предшественники пробивались опытным путём, то Константинов много вложился в теоретическую базу, производил расчёт для выяснения наилучшей формы ракет, подбора составов, создал основы теории баллистики ракет и электробаллистический прибор для определения скорости ракеты, приблизился к выводу формулы Циолковского по зависимости скорости боеприпаса от скорости истечения продуктов сгорания и отношения массы забрасываемого груза к массе топлива. В итоге была создана линейка ракет калибра 2, 2,5 и 4 дюйма, одно- и многозарядные пусковые установки как на треногах, так и на колёсных лафетах. 4-дюймовые зажигательные ракеты стали могли поражать цели до 4260 м, тогда как 12-фунтовая полевая пушка – лишь до 1300 м. Ракеты разделили на осадные, крепостные и полевые. Первые были картечные, зажигательные, осветительные и фугасные, последние – фугасные и картечные. Конструкция позволяла производить пуски не только в поле, но и из помещений здания, что было с успехом продемонстрировано во время Крымской войны. Этот конфликт стал крупным испытанием достижений русских ракетчиков.
В Крыму против России ракеты использовали французы после того, как 17-22 мая 54-го года ракетными обстрелами наши отбивали атаки пехоты и кавалерии, нанося тяжёлые потери. Французские ракеты имели лучшую дальность, но, получив образцы, Константинов довольно быстро смог увеличить дальнобойность и своего детища. В итоге модернизированное оружие стало на защиту Петербурга от возможных атак англичан с моря. Был параметр, по которому наши ракеты серьёзно опережали некоторых конкурентов. Константинов смог добиться высокой точности – на испытаниях в 1850-ом на 2 км отклонение его ракет составило 21 м против 171 м у закупленных в США ракет Геля (французские ракеты были качественнее заокеанских, но данных об их точности не нашёл). В это же время расширился штат Ракетного заведения до 120 человек, что позволило на пике производства в 1854 году передать армии 10488 снарядов и 20358 всего за время Крымской войны. В это же время ракеты использовались и на других театрах военных действий. Особенно эффективны они были в Средней Азии. Конница, выдерживающая обстрел орудиями, быстро рассеивалась ракетными залпами. На Кавказе залпом 12 многоствольных установок (скорее всего восьмизарядных) были уничтожены укрепления аула Энем.
Увы, 60-е годы стали последними, когда ракеты Константинова активно применялись в войнах. Бурное развитие нарезной артиллерии ставило под вопросом эффективность имеющихся ракет, а сам Константинов скоропостижно скончался в 71-ом году. Перед очередной русско-турецкой войной 1877-1878 В.В. Нечаевым были созданы фугасные ракеты калибра 2 и 3 дюйма с дальностью боя 1200 и 1300 м. Активно оружие применялось в Азии, на Кавказе, но стало постепенно исчезать из армий в европейской части страны. Увы, больше энергичных продолжателей дела не нашлось и 16 января 1886 года производство боевых ракет было прекращено. Но наследство Константинова продолжило жить. В русской армии боевые ракеты применялись до 1898 года в Туркестане, осветительные дожили до Первой мировой… и достались финнам, которые, оснастив боеприпасы контейнером с агитационными листовками, использовали их и во Второй мировой! В это же время СССР активно использовал теоретическую базу по баллистике и порохам, сформированную Константиновым. Однако, с боевыми ракетами мы прощаемся на некоторое время, чтобы снова встретиться с ними уже в СССР.
Стрельба финнов ракетами Константинова с агитационными листовками во Вторую мировую:
Автор — Алексей Борзенков
Источник — https://vk.com/@artillery333-razvitie-otechestvennyh-rszo-chast-1-carskie-rakety
Нда, как бы пошло развитие
Нда, как бы пошло развитие манёвренных танков при Алексенко, возможно следующим видом ходовки стала бы торсионка. Да и эта ходовка неплохо себя держала на Коминтернах, и можно было выпускать как тягачи, так и более мощные пехотные танки какое то время.
А чем вам так приглянулась
А чем вам так приглянулась торсионная подвеска? Тракторы сходной подвижности и теперь не снабжают торсионной независимой подвеской. Хотя ее недостатки не так велики для тракторов, как для танков. Изменится подвижность, применят новые принципы подвески, не наоборот.
А чем вам так приглянулась
Зато ею снабжали практически все послевоенные танки, наиболее приемлимая для бронетехники. Это со скоростью 30-50 км/ч трактор, не встречал такого. Да и предназначения разные у тракторов и танков.
Я случайно ответил вам в
Я случайно ответил вам в корнях.
!!! Спасибо.
Вполне адекватные танки для
Вполне адекватные танки для тех времён.Вплане модернизации даже более перспективнее чем Т26.Последний как более "ужатый" выигрывал по массе.
Во-первых, очевидно, что все
Во-первых, очевидно, что все не очевидно. Жалбы на танки из войск приводят меня к выводу, что судить по компоновке и табличкам нельзя.
Во-вторых, разумеется, если бы самые опытные конструкторы не оказались бы внезапно шпионами, то, может быть, их опыт что-то значил. Большинство упомянутых в статье конструкторов посажено как-раз когда надо было разворачивать подготовку к войне с Германией.
Согласен мы не профиссионалы,
Согласен мы не профиссионалы, мы не понимаем всех тонкостей специфики.Но так устроена реальная жизнь -переборка и перекомпоновка, поиск "новых" и действительно новых решений, человек заточен под развитие.
Мы любители — это хорошо,
Мы любители — это хорошо, иначе не любопытно. Но я не об этом. Я о том как давать оценки. Лучше их избегать, если возможно. Многие встречают что-то знакомое на вид и пишут — это круто, незнаокомое — наоборот. Хотя прямо сопоставлять Т-12 и Т-90 не стоит, очевидно. Сразу по многим причинам, а не потому что "стали умнее", не стали.
Других методов сравнения,
Других методов сравнения, сопоставления, оценки ещё не придумали — залазить в виртуальные функциональные модели ещё не получается.
Это не метод сравнения. В
Это не метод сравнения. В лучшем случае, метод увидеть и задаться вопросами.
Когда то читал, что,
Когда то читал, что, удивительное дело. Оказывается в мире ни где не выпускается пластмассовых можелей этих танков. Интересно ситуация до сих пор такая?
boroda пишет:
Когда то читал,
[quote=boroda]
Когда то читал, что, удивительное дело. Оказывается в мире ни где не выпускается пластмассовых можелей этих танков. Интересно ситуация до сих пор такая?
[/quote]
Китайцы не так давно выпустили:
http://www.ruscmd.ru/hobbyboss-82493.html
http://scalemodels.ru/articles/6832-Hobby-Boss-1-35-t-24—pervyjj-srednijj-strany-sovetov.html
Китайцы не так давно
Этот пост вообще то о Т-12, а у вас на коробке намалеван Т-24.
nomad пишет:
Этот пост вообще
[quote=nomad]
[/quote]
Пост, может быть, и о Т-12 (хотя в заголовке фигурируют Т-12 и Т-24). А вот вопрос уважаемого Бороды был об "этих танках", что я, учитывая заголовок статьи, понимаю как "Т-12 и Т-24".
Кстати, Т-24 на коробке не "намалёван", а вполне неплохо изображён 😉 . И не "у меня" — я к фирме HobbyBoss не имею никакого отношения, увы 😉 .
Коллеги обращаю внимание на
Коллеги обращаю внимание на танк Т12 -"попаденец из будущего", 1. большая 3х местная башня. 2.класическая компоновка. 3.одновременный всесторонний пулемётный обстрел. 4. возможность модернизации по всем направлениям.
Наибольшая оценка скорости в
Наибольшая оценка скорости в статье — 30 км/ч, а другие много ниже. 50 вам приснилось, наверное. Подвижность и максимальная скорость связаны не так уж очевидно. Это сродни обсуждения автомобиля по шкале спидометра (грешили в детстве).
То, что танки массой более 40 т оснащали торсионной подвеской не значит, что при меньшей нагрузке на шасси нет решений намного лучше, с учетом имевшихся тогда возможностей производства. Поищите все-таки доводы в пользу такой подвески, а не огульное "ею снабжали, спустя 40 лет". С учетом массы, мощности, сложности изготовления, размера. Вот немцы, впервые широко испытавшие торсионы, не сделали однозначный выбор в пользу этой подвески во время войны, то есть значительно позже.
То есть и я не считаю, что торсионная подвеска плоха. Лишь не полагаю, что это единственно верное решение. Есть много других, не хуже, а иногда лучше.
То, что танки массой более 40
И с каких пор Т-40 или Ландсверк имели 40 тонн, а может Pz-3 столько весил, так укажите модель с таким весом. Или на них поставим полужёсткую (тракторную), и за что экипажи этих машин так невзлюбили.
Ею начали снабжать танки в 30-х годах вобще то. Ну посмотрите хоть характеристики танков для начала.
Вобще то существуют такие параметры, плавность хода, живучесть подвески, как от нагрузки движения, так и огня противника, удобство в обслуживании.
Немцы применяли их на многих своих танках эту подвеску в ВМВ. А от той же пружины Кристи, наши уже на Т-44 открестились.
Вобщем вот литература, читайте и выбирайте.
http://armor.kiev.ua/Tank/design/suspension/
И с каких пор Т-40 или И с каких пор Т-40 или Ландсверк имели 40 тонн, а может Pz-3 столько весил, так укажите модель с таким весом. Или на них поставим полужёсткую (тракторную), и за что экипажи этих машин так невзлюбили. А с каких пор какой-то Landsverk или Т-40 стали образцом подражания? И удачный Pz III вскоре прикрыли. Повторю, для танков с невысокой (относительно нынешних) подвижностью и массой торсионная подвеска вовсе не единственное удачное решение. Да и на нынешних не единственное. Профессионалы многих стран, например, хвалили подвеску чешских танков. Именно ее выделили немцы для небольших шасси, ею шведы и швейцарцы долго пользовались (хотя Landsverk). Хотя ограниченность такого решения по размерности очевидны. Именно такую подвеску можно было бы с гордостью обнаружить на советских танках 20-х. Ею начали снабжать танки в 30-х годах вобще то. Ну посмотрите хоть характеристики танков для начала. Это было давно. Не ведите спор с идиотами и внезапно сами перестаните писать чушь. Вобще то существуют такие параметры, плавность хода, живучесть подвески, как от нагрузки движения, так и огня противника, удобство в обслуживании. Именно. А еще скорость затухания колебаний на остановках, кстати, — важнейшее боевое свойство при стрельбе с коротких остановок. Немцы применяли их на многих своих танках эту подвеску в ВМВ. А от той… Подробнее »
Англичане в Челенджерах
Англичане в Челенджерах используют гидро-пневматическую подвеку.
Спасибо, я знаю. Что это
Спасибо, я знаю. Что это меняет? Какие еще удачные танки были у англичан?
А с каких пор какой-то А с каких пор какой-то Landsverk или Т-40 стали образцом подражания? И удачный Pz III вскоре прикрыли. Хорошие лёгкие танки. А с какого перепугу "троечку" "быстро" прикрыли, его производили с 38 по 43 год. Неужто его прикрыли из за "плохой" подвески, кошмар. А может танк исчерпал свой потенциал модернизации. А не напомните что же ещё было выпущено в количестве более 10 000 экземпляров, больше чем любая другая бронееденица вермахта. И это не считая 5,5 тыс "прикрытых" Pz-3. Именно ее выделили немцы для небольших шасси, ею шведы и швейцарцы долго пользовались (хотя Landsverk). А что, на базе Pz-2 ничего не строили, жаль. Ага а фины на Т-26 рассекали очень долго, и вобще Виккерс-6 самый популярный танк той эпохи, хоть и дрянь. Это было давно. Не ведите спор с идиотами и внезапно сами перестаните писать чушь. А когда Т-12-24 создавались, ещё позже. И объясните как вам писать, а то объяснять почему сняли с производства "тройку" сильно трудно, может сами догадаетесь что не из за ходовки. А еще скорость затухания колебаний на остановках, кстати, — важнейшее боевое свойство при стрельбе с коротких остановок. Хотите сказать, что 20 тонная "тройка" мазала из за ходовки. Странно немцам она нравилась. А вот англичане до… Подробнее »
Хорошие лёгкие Хорошие лёгкие танки. Неужели? А с какого перепугу "троечку" "быстро" прикрыли, его производили с 38 по 43 год. Неужто его прикрыли из за "плохой" подвески, кошмар. А может танк исчерпал свой потенциал модернизации. А не напомните что же ещё было выпущено в количестве более 10 000 экземпляров, больше чем любая другая бронееденица вермахта. И это не считая 5,5 тыс "прикрытых" Pz-3. Оставьте этот тон. Вы неуклюже и не ново "шутите". Точнее, копируете манеры "крутых пацанов". Довольно жалкие манеры, но главное, не допускающие взаимоуважения. Напомню о Pz IV с блокированной подвеской. О тысячах заново изготовленных штурмовых самоходок на подобном шасси. О том, что производство Pz III свернуто в конце тяжелого 1942 и некоторое время продолжалось из заделов. Что подвеска эта сложна, не обеспечивала желаемый рост массы для улучшения при незначительных переделках, оказалась дорогой и громоздкой. Напомню и о шасси LT-38, производство которого в разгар войны наладили снова. По сути, для замены в производстве шасси торсионных троек и двоек с независимой подвеской. Подвеска парная на листовых рессорах. Напомню о шасси для самоходок, которое заимствовало многие узлы шасси троек, но не подвеску же. А что, на базе Pz-2 ничего не строили, жаль. Ага а фины на Т-26 рассекали очень долго, и вобще Виккерс-6 самый… Подробнее »
Напомню о Pz IV с Напомню о Pz IV с блокированной подвеской. О тысячах заново изготовленных штурмовых самоходок на подобном шасси. О том, что производство Pz III свернуто в конце тяжелого 1942 и некоторое время продолжалось из заделов. Что подвеска эта сложна, не обеспечивала желаемый рост массы для улучшения при незначительных переделках, оказалась дорогой и громоздкой. Прошу привести пример где это Штуг-3 выпускался не на базе "тройки", последние собрали в 1945 году, выпущено около 10,5 тысяч. Не путайте с Штуг-4 которых выпустили около 1000 штук, и то, потому что заводы производившие "тройку" попали под бомбёжку.. Приведите литературу, очень интересно. По "тройке" из "Бронеколекции". Машины модификации М, выпускавшиеся с октября 1942 по февраль 1943 года, незначительно отличались от Ausf.L. . Производство началось в июне 1942-го и завершилось в августе 1943 года выпуском 663 танков. Еще 37 машин были переделаны в Ausf.N в ходе ремонта боевых машин других модификаций. Приведите свои данные по тому что эти танки "собирались", но не "производились". Напомню и о шасси LT-38, производство которого в разгар войны наладили снова. По сути, для замены в производстве шасси торсионных троек и двоек с независимой подвеской. Подвеска парная на листовых рессорах. Напомню о шасси для самоходок, которое заимствовало многие узлы шасси троек, но не… Подробнее »
++++++++++
++++++++++
две автономные шаровые
По другим данным на танке был установлен доработаный 7,7-мм авиационный пулемет Lewis в шаровой установке конструкции Шпагина. Установка пулемета системы Кольта на танк сомнительна из-за специфического устройства оного, а имено из-за масивного качающегося газового поршеня под стволом. Да и визуально больше похоже на Lewis (насколько можно судить по фотографиям).
Пулемет Colt Browning M1895/14. Под стволом хорошо виден массивный качающийся газовый поршень, находящийся в движении.
Lewis Mk III с мешком гильзосборником
На испытаниях 28 апреля-2 мая 1930 г. был проведен обстрел 18-мм и 22-мм бронеплит танка (скорее всего стрелковым оружием). По результатам испытаний бронезащита танка соответствует предъявленным к нему требованиям.
То есть, информация о том что Т-12 был собран из конструкционной (не броневой) стали сомнительна.
П.С. Ну и пара картинок…