Пыль Халхин-Гола Часть 110. Виктор Рахов. Песня о соколе

11

Пыль Халхин-Гола Часть 110. Виктор Рахов. Песня о соколе

Содержание:

Эта статья возникла из путаницы в источниках, но постепенно переросла узкий вопрос о дате смерти Виктора Рахова. Нельзя было не обратить внимания на удивительный, хотя и короткий жизненный путь этого человека. Основным источником сведений служит материал сайта «Герои страны».

Вам – взлёт!

Виктор Георгиевич Рахов родился 1 января 1914 года (неясно, по старому или по новому стилю) в Саратове. Образование у него было весьма типичное для Советского Союза тех времён – пять классов семилетки и фабзавуч, тогдашний ПТУ, при заводе комбайнов.

Здесь можно говорить о специфике образования и социальных лифтов СССР в 30-е годы. Страна, в которой преобладали крестьяне, изо всех сил старалась вырастить технические кадры. Фабзавуч давал знакомство и привычку к технике, и должен был быть первой ступенькой восхождения для тех, кому этого хотелось. А по пути этих людей поддерживали другие организации.

Опорой на следующей ступеньке для Виктора стал Осоавиахим – ещё одна структура, специально созданная для большого скачка страны в будущее. В 1932 году, в возрасте 18 лет, наш герой обучался в планерном кружке и лётной школе. Что именно подвигло молодого человека выбрать небо – детская ли мечта или активная государственная пропаганда – мне неизвестно. Но каким бы ни был мотив, он, видимо, оказался достаточно сильным. Дальнейшее заставляет предполагать что как пилот Виктор показал себя с лучшей стороны.

В том же 1932 году Рахов идёт в Красную Армию, и здесь включается следующий, как сейчас говорят, драйвер роста – ВЛКСМ. По комсомольской путёвке Виктор поступает в Первую военную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова в Каче близ Севастополя (Качинским училищем она станет официально называться несколько позже). На всякий случай напомним что это было одно из самых серьёзных лётных учебных заведений, старейшее в стране, основанное ещё до революции.

В Каче наш герой впервые пересекается с Григорием Кравченко, который в тот момент, едва закончив ту же школу, остаётся в ней инструктором. Сам факт свидетельствует в пользу Кравченко как пилота; он-то и готовит Рахова. По окончании школы в Каче Виктор служит в 118-й (в других источниках также 188-й, 88-й или 68-й) эскадрилье в Люберцах.

Григорий Кравченко на Халхин-Голе

Григорий Кравченко на Халхин-Голе

Алые крылья

Дальше в моей песне запинка. Через четыре года, в марте 1936, Виктор Рахов уже старший лётчик и командир звена в авиаполку боевого применения НИИ ВВС. Надо полагать, по объявлению туда не набирали. И, хоть никакого подтверждения у меня нет, но есть подозрение что дело здесь не обошлось без того же Кравченко: он в 1933-34 году служит в 118-й эскадрилье, а затем становится лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. А, может, это эскадрилья сама по себе была волшебная.

По сути дела, в 22 года Виктор становится одним из лучших лётчиков страны (и, вспомнив себя в этом возрасте, хочется удавиться от зависти). Он летает в парадных расчётах над Тушино и над Красной площадью, а возглавляют расчёты, например, Владимир Коккинаки, Анатолий Серов и Степан Супрун. Рахов работает с Кравченко и Петром Стефановским, встречатся с Валерием Чкаловым; словом, он окружён лучшими людьми советской авиации, и в этом окружении не теряется.

Между тем в мире разгорались войны, в которых советским лётчикам предстояло опробовать себя, свою технику и свою тактику: в 1936 вспыхнуло в Испании, в 1937 – в Китае. Однако конкретно Виктора эти конфликты не коснулись. Говорят, от командировки в Испанию он отказался, сославшись на то, что только что женился. Очевидно, наша любимая добровольно-принудительная система в тот момент ещё функционировала с акцентом на добровольности.

Но три года спустя, поздней весной 1939, заполыхало небо над далёкой Монголией, и 29 мая в составе группы Смушкевича Рахов прилетает на Халхин-Гол. Здесь он через некоторое время становится замкомандира 22-го иап, потому что командиром в этом полку становится всё тот же Григорий Кравченко, уже имевший опыт Китая.

Виктор Рахов в кабине истребителя

Виктор Рахов в кабине истребителя

Прерванный полёт

Советские истребители в той войне не только сражались с самолётами противника, но и частенько привлекались к ударам по земле. Один из таких вылетов и стал для Виктора Рахова последним.

Сводка о действиях советских ВВС от 23 августа говорит об этом так:

Вчера во время атаки войск противника в районе оз. Узур Нур обстрелом с земли ранен помощник командира 22-го истреб. полка старший лейтенант т. Раков, который в настоящее время находится в госпитале. Произведена операция.

Доклад командования ВВС 1-й Армейской группы от 8:30 28 августа 1939 добавляет к этому:

…при штурмовании был ранен Рахов. Сел он хорошо. Пулей у него была пробита ягодица и мочевой пузырь. После двух операций произошло общее заражение крови, и Рахов умер.

Случайность. Судя по описанию ранения, огонь вёлся вдогон. Попасть по истребителю с земли очень непросто. Пилот был прикрыт бронеспинкой. Но случилось то что случилось.

О дате ранения и смерти Виктора Рахова есть несколько разных указаний. Книга «Герои Халхин-Гола» относит ранение на 24 августа и смерть на 3:00 25 августа. Однако в этой датировке есть сомнения: в оперсводке штаба ВВС 1-й Армгруппы от 25 августа упоминаются фамилии погибших и пропавших без вести лётчиков, но Рахова среди них нет. В других источниках дата смерти указана 29 августа; однако, как мы видели, уже утром 28 числа о ней упоминает доклад Ворошилову.

Процитированные документы позволяют считать датой ранения 22 августа 1939. С датой смерти определённости нет, но можно считать вероятными даты 24–28 августа, а наиболее вероятными – 26–28 августа.

Заключение

Виктору Рахову было 25 лет. За два месяца и десять дней – от первого боевого вылета 12 июня до последнего 22 августа – он сделал 68 боевых вылетов и сбил (по советским данным) 8 самолётов лично и 6 в группе. По итогам конфликта Виктор стал четвёртым по результативности среди наших лётчиков. Не случись злополучной штурмовки, Рахов мог бы занять и более высокое место. Скажем, первый результат показал Сергей Грицевец: 12 сбитых лично на 138 вылетов.

Но война не бывает без потерь, и некоторые из них нельзя объяснить. Можно только оплакать:

О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером…
М. Горький «Песня о соколе»

источник: https://dzen.ru/a/YrIBDv_mHXsjunio?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account