Пыль Халхин-Гола Часть 109. 23 августа 1939. Один день «красных соколов»

11

Пыль Халхин-Гола Часть 109. 23 августа 1939. Один день «красных соколов»

Содержание:

Даже в прекрасном могут быть отдельные недостатки. Например, в книге В. Кондратьева «Битва над степью» практически нет сведений о событиях 23 августа 1939. Не то чтобы было упущено что-то особенное, но всё же это досадно. По счастью, кое-что можно почерпнуть из двух оперативных сводок о действиях ВВС 1-й Армгруппы за этот день: дневной и вечерней. Они и служат основными источниками для этой статьи.

Обычные лица, необычная работа. Лётчики-истребители в лётном обмундировании. Слева направо: лейтенанты И.В. Шпаковский, М.В. Кадников, А.П. Павленко, капитан И.Ф. Подгорный, лейтенанты Л.Ф. Лычев, П.И. Спирин

Обычные лица, необычная работа. Лётчики-истребители в лётном обмундировании. Слева направо: лейтенанты И.В. Шпаковский, М.В. Кадников, А.П. Павленко, капитан И.Ф. Подгорный, лейтенанты Л.Ф. Лычев, П.И. Спирин

Общий ход событий

Ночью шесть воздушных гигантов ТБ-3

«в течение шести часов бомбардировали войска противника в районе Джин Джин Сумэ, Денден Сумэ».

Интересная подробность заключается в готовности советских истребителей к ночным вылетам:

«6 И-15, подготовленных к ночным действиям, находились на передовой площадке с целью прикрытия ТБ-3 действиями по прожекторам и З[енитной]А[ртиллерии].»

И-15бис показали себя неважными бойцами на Халхин-Голе, время их прошло. С июля они, в основном, несли охрану аэродромов, но, как выясняется, могли применяться и для ночных действий (если бы это понадобилось)

И-15бис показали себя неважными бойцами на Халхин-Голе, время их прошло. С июля они, в основном, несли охрану аэродромов, но, как выясняется, могли применяться и для ночных действий (если бы это понадобилось)

Утро же началось разведкой.

«С 5.30 звенья И-16 вели разведку района Ганьчжур — Джинджин Сумэ — оз. Узур Нур и оз. Яньху.»

Одновременно или чуть позже поднялись в воздух и первые воздушные патрули: они будут, сменяясь, сторожить небо весь день. Любопытно, что в документе упомянуты «девятки» самолётов, хотя с 1938 года истребительные эскадрильи должны были состоять из пяти звеньев, то есть 15 машин. Возможно, здесь пример словоупотребления по привычке.

«Патрулирование над полем боя производилось непрерывно по одной и две девятки. Налеты авиации противника на наши войска не имели успеха. Бомбардировщики просто сбрасывали бомбы вне целей или возвращались, не выполнив бомбометания, так как над полем боя патрулировали наши истребители.»

Но, видимо, первый из японских налётов был более решительным: его отражение превратилось в довольно крупный воздушный бой, прошедший в общем в нашу пользу.

«В 8.00 бомбардировщики противника в нескольких группах общим числом до 30 самолетов бомбардировали наши войска на фронте под прикрытием свыше 70 истребителей. 56-й истребительный полк вылетел с передовых площадок на отражение налета. 22-й истреб. полк вылетел на усиление 56-го полка. (…) сбито 4 самолета пр-ка.»

Японцы подтверждают потерю только одного самолёта, и даже нет уверенности что он был сбит именно в этом бою, хоть это и вероятно.

Неясно в какой именно момент наши авиаторы взялись за собственные удары по наземным целям, но тоже утром.

«Атака войск пр-ка производилась по данным авиаразведки, организованной истребительными полками. Атака автомашин, пехоты и конницы производилась в районе Джинджин Сумэ — озера УзурНур и по дорогам в тылу противника. И-16 атаковывали войска пушками, бомбами и пулеметным огнем. Кроме скопления войск, в тылу расстреляно и сожжено 10-12 легковых автомашин.»

Судя по упоминанию Джинджин-Сумэ, штурмовка истребителями предпринималась в дальнем тылу японцев и должна была, видимо, помешать подходу вражеских подкреплений. Но штурмовкой дело не ограничилось, был нанесён и старый добрый бомбовый удар.

«В 10.30-10.45 шестью девятками СБ под прикрытием 70-го истребительного полка бомбардировали скопления войск в районе Денден Сумэ — сев[еро]-восточнее оз. Узур Нур и в 4 км западнее Номон Хан Бурд Обо между песчаными буграми. Бомбометание в последнем районе производилось в условиях низкой сплошной облачности с высоты 600-800 метров…»

В районе Депден-Сумэ, видимо, бомбили подразделения 28-го пехотного полка. Западнее Номонхана, вероятно, удар наносился по артиллерийским позициям. Как и 20–21 августа, были предприняты усилия для подавления вражеских зениток, но на этот раз особым успехом они не увенчались.

«22-й истреб. полк пушечными И-16 и с бомбами действовал по зенитной артиллерии пр-ка в момент бомбардировки… пушками и бомбами выведено [из строя] одно орудие зенитной батареи. (…)

Зенитная артиллерия пр-ка, не выдававшая себя до подхода СБ, сбила 1 самолет СБ и двум самолетам причинила повреждения, которые произвели посадку на своей территории. (…) После сопровождения СБ не вернулся на свой аэродром майор Семенов на самолете «Чайка» 70-го полка.»

До конца дня продолжалось патрулирование. Были ли ещё перехваты вражеских самолётов, неясно, но если и были, то серьёзных боёв не произошло.

Брутто-числа

Всего за день было выполнено 38 вылетов, в том числе:

      • на разведку – 10;
      • на удары по земле – 8;
      • на прикрытие войск – 14;
      • на перехват – 6.

Можно обратить внимание на большое число вылетов для разведки. Для сравнения, в июле на эту цель обычно отводилось менее 5 вылетов, и даже в пиковый день 15 июля – только 7. К сожалению, неясно, было ли такое внимание к разведке приметой всего августа или особенностью только этого конкретного дня.

Всего за день, не считая разведки, о которой в документе нет подробных сведений (видимо, по три «ишака» в вылете), было выполнено 555 самолётовылетов, в том числе 53 (10%) бомбардировщиками СБ. 502 самолётовылета истребителей распределялись по задачам так:

      • на удары по земле – 175 (35%);
      • на прикрытие войск – 237 (47%);
      • на перехват – 90 (18%).

По неясной причине в общих сведениях не упомянуто сопровождение бомбардировщиков. Возможно, оно прячется среди вылетов на удары по наземным целям.

Если посмотреть на средние числа истребителей в одном вылете, то получается такая картина:

      • на действия по земле – 25 машин;
      • на прикрытие войск – 17 машин;
      • на перехват – 15 машин.

Судя по всему, на один вылет как правило направлялось не больше эскадрильи, в некоторых случаях – две. Можно также заметить что «патрулирование по одной и две девятки», если слово «девятка» понимать буквально, больше похоже на две девятки чем на одну. Для действий по земле собирали группы крупнее; вероятно, потому что часть самолётов должна была прикрывать удар.

Потери

Японцы потеряли в боях во всяком случае один самолёт сбитым; наши безвозвратные боевые потери составили две машины: истребитель и СБ. В сводке упоминается и очень чувствительная потеря предыдущего дня:

«Вчера во время атаки войск противника в районе оз. Узур Нур обстрелом с земли ранен помощник командира 22-го истреб. полка старший лейтенант т. Раков, который в настоящее время находится в госпитале. Произведена операция.»

В этом месте либо описка, либо ошибка при публикации документа: речь идёт о ранении Виктора Рахова. Увы, старший лейтенант так и не поправится.

Выводы

Это был один из тех дней, когда интенсивность ударов по наземным целям уже пошла на убыль, и большая часть вылетов имела чисто негативную цель – воспрепятствовать действиям противника. Это, конечно, тоже борьба за господство в воздухе, но метод был выбран пассивный. Почему так, мне неизвестно.

Не считая вылетов на разведку, в среднем на каждый из трёх советских истребительных авиаполков пришлось за день по 7 вылетов, и это считалось много:

«Несвоевременное представление материалов о работе авиации объясняется большой летной нагрузкой летного состава, ввиду этого оформление документации в частях задерживалось.»

Можно предположить что примерно такими же были и другие дни в период 22-25 августа, пока бомбардировщики ещё летали. С 26 августа и до окончания месяца патрулирование станет забирать ещё большую долю вылетов «красных соколов».

источник: https://dzen.ru/a/YrNy5JnJMiyhbOLP?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account