Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked «America». 1918. Самый тяжелый «ромб» с паровым сердцем

12

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.

История создания американского тяжелого танка с паровым двигателем — Steam Tank Tracked.

САСШ находились до 1917-го года далеко на обочине мировой европоцентрированной политики и не сильно стремились тратить деньги на далёкие заокеанские заморочки, но при этом внимательно следили за военными новинками, появлявшимися на полях боя. Переломным стал 1917-й, президент САСШ Вудро Вильсон почувствовал момент, когда страна могла не просто проявить себя, но сразу ворваться в ряды мировых тяжеловесов. 6 апреля 1917-го года САСШ вступили в войну с Германией. Отправлявшиеся в Европу солдаты Американского экспедиционного корпуса (American Expeditionary Forces, AEF) отплывали только с личным оружием, никакого тяжелого вооружения — пушек, самолетов, автомобилей, а уж тем более танков у AEF не было, всё получили от союзников или, как в случае с танками, им придавались британские или французские танковые части. Первое реальное боестолкновение с германской армией было в ходе начавшегося 4 июля 1918-го года при Хамеле, когда канадские, австралийские и чуть чуть американские пехотинцы с поддержкой британского танкового корпуса, добились успеха.

Солдаты Американского экспедиционного корпуса (American Expeditionary Forces, AEF) в порту

Солдаты Американского экспедиционного корпуса (American Expeditionary Forces, AEF) в порту

Несмотря на то, что фактически боевая техника американской конструкции исчислялась несколькими единицами броневиков, за океаном внимательно следили за событиями и не преминули присвоить себе честь создания танка, как только узнали о таких боевых машинах. Правда вплоть до 1918 года, даже имея отлаженное производство гусеничных машин, так и не смогли в Северной Америке создать хоть что-то похожее на реальный танк, считать целый выводок «танков национальной гвардии», собранный из чугунных плит на тракторах Холт и Бест, можно было только от незнания. В 1917-м году американцы включились в программу создания «международного» танка Mark VIII, который проектировали британцы, они же делали броню, гусеницы и оружие, американцы должны были поставлять двигатели и почти всю начинку, а собираться это должно было во Франции на новом построенном заводе. Танки Mark VIII должны были стать единым тяжелым танком союзников при генеральном наступлении в 1919-м году и первые танки должны были появится ближе к концу 1918-го. Столь длительный срок не устраивал американских военных, которые начиная с Битвы при Хамеле, чётко понимали, что там где танки много железа, но мало крови. Одновременно с программой нового танка, которым и стал «Либерти», британцы продолжали совершенствовать свою базовую серию танков второго поколения, первым из которых был Mark V, на случай неудачи с «восьмеркой» или её производством. Вершиной этого непрtрывного модернизирования стал 35-тонный танк Mark V** (Mark V Star Star). Параллельно с созданием танков был начат новый проект — создание универсальной боевой машины танк-бтр-тендер. За эту работу отвечал лейтенант Рэкхем (G.J. Rackham), который работал с компанией Армстронг Витворс. Итогом его работы стал первый гусеничный серийный БТР — Mark IX.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

В ходе проработки различных вариантов компоновки разработчиком универсальной боевой машины лейтенантом Рэкхемем (G.J. Rackham), который рассчитал мощностные параметры двигателя и трансмиссии имевшихся в его распоряжении, был отброшен вариант вооруженной машины. Итогом стал танк-БТР, который пошёл в серию как Mark IX. Можно предположить, что на каком-то этапе, когда американцам предлагались различные варианты танков, например так и не пошедший в серию Mark VI, в их руки попал и проект создания УБМ — вооруженного танка-транспортёра. Иначе объяснить крайнюю схожесть форму корпуса нового американского танка с Mark IX сложно. В конце 1917-го года Инженерный Корпус армии США (U.S. Army’s Corps Of Engineers), пока Сэр Альберт Стерн (Albert Gerald Stern), горячо не любимый британскими военными, пытался создать международный тяжёлый танк, получил задание сделать альтернативу — танк непосредственно американского производства. И если у лейтенанта Рекхэма были связаны руки двигателями Рикардо и Даймлер, американские военные не видели никаких ограничений с самых экстравагантных решениям. Инициатор создания собственного танка генерал Джон А.Джонсон (John A. Johnson) привлёк $60.000 (примерно $1.600.000) у бостонских банкиров Phelan and Ratchesky и фирмы Endicott and Johnson Shoe Company.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Проблему недостатка мощности у двигателей внутреннего сгорания в Америке решили просто, нужно взять паровой двигатель, который проверен, удобен и достаточно мощен. Практически одновременно началась разработка паровых колесного и гусеничного танков собственной американской конструкции. У кого американцы подсмотрели трехколеску Steam Tank. 3-Wheel не до конца понятно, возможно их вдохновляла информация о германской Trefass-Wagen, но гусеничный танк однозначно был навеян проектом универсальной боевой машины, который разрабатывали англичане с 1916-го года и который в итоге воплотился в Infantry Carrier Mark IX. Только как и предполагали британцы он был очень тяжелым и большим — американская машина весила почти на 10 тонн больше Mark V**, была длиннее и выше этого отнюдь не маленького танка на метр. Только ширина была в танковом стандарте ромбов — здесь пришлось учитывать сложившуюся инфраструктуру — ширину вагонов, пролетов, мостов и эстакад.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Боевая машина строилась опережающими темпами, видимо американцы хотели предложить именно её в пику английскому варианту Mark VIII для выпуска как международного танка, но получилось все как обычно со всей боевой американской техникой времен Первой мировой войны — единичный большой и неудобный образец. Steam Tank Tracked или как его называли в пропагандистских целях — War Tank America (Военный танк «Америка») был конечно лучше для целей пропаганды, чем деревянные и жестяные макеты танков, которые сейчас пытаются выдавать за первые американские танки. Наименование War Tank America (Военный танк «Америка») он видимо получил вслед за личным именем танка Mark IV, который был отправлен в «тур» сначала по Канаде, а затем по САСШ, где в ходе показа 23 февраля и получил имя Британия — Britannia. Так же в феврале 1918-го танк ездил по Нью-Йорку.

Военный танк Америка в Бостоне

Военный танк Америка в Бостоне

5 апреля британский Mark IV так же показывали в Бостоне. Показ в том же Бостоне, который планировался на на 17 апреля 1918-года в Бостоне, был бы, после очевидного сравнения двух боевых машин, явной демонстрацией возможностей американской промышленности. По пути на «крестины» на Кембриджском мосту он сломался и большую презентацию отложили на следующий день. Презентация боевой машины имела как обычно в САСШ весьма меркантильную цель — агитация за очередной военный займ. Правительство САСШ активно убеждало своих граждан, что их армия готова к войне и только нехватка современных, при этом очень дорогих образцов, останавливает её всесокрушающий марш по Европе. Задачей танка было как раз продемонстрировать, что в Америке могут создать боевую машину однозначно лучшую, чем в Европе, больше ведь значит лучше, не так ли?

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Самой главной особенностью танка Steam Tank Tracked было наличие паровой двигательной установки. К тому времени самый мощным и компактным двигателем внутреннего сгорания был специальный танковый мотор Рикардо, мощностью в нормальном режиме 150 л.с., что было однозначно недостаточно для большой универсальной боевой машины. Поэтому в качестве двигателей были выбраны паровые машины фирмы Stanley Motor Carriage Company из города Уотертаун (Watertown), штат Массачусетс. Каждый из двухцилиндровых паровиков выдавал 250 л.с. и приводил одно ведущее колесо. Итого суммарная мощность двигательной установки составляла 500 л.с. В качестве топлива применялся керосин. Не стоит снисходительно улыбаться по поводу использования парового двигателя, в конце второго десятилетия 20-го века ещё не было окончательно понятно какая концепция победит — паровые, электрич0еские или ДВС в гражданском автомобилестроении. У каждого из направления развития были свои плюсы и минусы. Именно мировая война сделала победителем двигатель работающий по циклу Отто. На тот момент паровики были компактными, мощным и достаточно надежными и ещё не полностью сдали свои позиции.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Ходовая часть танка Steam Tank Tracked была близка к британскому типу с некоторыми вариациями. По сравнению с откровенно «ромбовидной» формой линейных танков типа Mark V форму корпусов гусениц была изменена. Нижняя ветвь гусениц получила большую площадь контакта с поверхностью, Переднее направляющее колесо было опущено ниже. Форма бронекорпуса стала практически идентичной форме танка-БТР Mark IX, который был разработан с учётом опыта применения танков в реальных боевых условиях. С каждого борта танк имел по 40 небольших неподрессоренных опорных катков малого диаметра. Как и у британских танков верхние поддерживающие ролики отсутствовали, их роль выполняли направляющие рельсы.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Большая длина и масса гусеницы потребовала установить над ведущим колесом находилось по два натяжных ролика. Гусеница собиралась из крупнозвенчатых стальных траков шириной 24 дюйма (610 мм). Конструкция гусеничного трака была оригинальной и опиралась на тракторные американские разработки. Переднее колесо было защищено специально разработанными «таранами», которые по два устанавливались на каждый корпус гусеницы в месте расположения переднего колеса. Именно по этим «таранам» легко можно отличить Steam Tank Tracked от других боевых машин такого типа. «Таранами» танк должен был разрушать стены домов, валить деревья и ломать другие препятствия. На первый взгляд задумка интересная, но, как и многое созданное без реального боевого опыта, совершенно бесполезное в реальности, только усложнявшего производства и эксплуатацию. Если бы американский танк в таком виде пошел в производство от этих излишеств скорее всего отказались бы.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Компоновка корпуса была навеяна британскими «ромбами». В передней части бронекорпуса было расположено отделение управления в рубке, в котором размещались справа водитель (мехвод), слева было расположено место огнемётчика, командира танка располагался за ними. В боевом отделении располагались позиции 4-х пулемётчиков с двумя узкими 2-х пулемётными спонсонами. Посадка в танк производилась через два бортовых люка, расположенных под пулемётными спонсонами и через люк в крыше рубки. Два паровых двигателя и трансмиссия находились в кормовой части корпуса. Доступ к агрегатам силовой установки был возможен через большой прямоугольный люк в кормовой части бронекорпуса.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Американцам мало было новинки в виде использования паровых двигателей, с вооружением они так же решили поэкспериментировать — сделав танк огнемётным. Для целей, которые ставились перед пулемётными танками это было вполне правильным решением. Ориентированное на подавление пехоты противника пулемётное вооружение было дополнено ещё и средством подавления огневых точек и бункеров, вызывавшим ужас у оборонявшихся — метателями огня, которые к тому времени уже получили распространение в армиях Европы. Огнемётам прогнозировалось большое будущее, но как и химическое оружие, они стали тактическим оружием поля боя, так и не решившим задачи преодоления позиционного тупика, в отличие от танков. А коллаборация двух новинок могла сулить большие перспективы. Танковый огнемёт был спроектирован капитаном Генри Адамсом (Captain Henry Adams), офицером американского инженерного корпуса — US Army Engineer Corps. Изначально планировалось, что мощности основных паровых двигателей будет достаточно и для привода насосов огнемёта. Но так не получилось, и пришлось ставить отдельный 35-ти сильный газовый двигатель, который создавал в насосе огнемёта давление в 110 бар. Это позволяло выбрасывать горящую жидкость на 27 метров. Позиция огнемётчика располагалась слева от мехвода и шаровая огнемётная установка монтировалась в рубке танка. Четыре пулемёта калибра 0.303 должны были устанавливаться в бортовых спонсонах, скорее всего предусматривались ручные пулемёты Гочкиса британского производства, как стандартные для британских танков или Browning.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

С танком Steam Tank Tracked «America» связана история, которая повторяется во всех источниках, но которая может быть и легендой, так как, в отличие от существующих фотографий в Америке этого танка, нет ни одной фотографии из Европы, куда по информации «New York Herald» танк бы отправлен в конце мая 1918-года. По информации газеты 22 июня там прошла презентация боевой машины военным из US Tank Commission, которая базировалась в Париже. Остальная часть статьи была обычным панегириком о величии и мощи этого танка. Кажется, что это было специальной газетной пропагандисткой уткой для введения в заблуждении германской разведки, которая должна была в истерике писать начальству об ещё более больших, и к тому же огнеметных танках, к производству которых подключились ещё и американцы. Отрицать отправку в Европу нельзя, но такое мероприятие кажется бесполезным, с учётом того, что танк, в особенности во всем что касается движителя, был сырым. Ещё менее вероятным кажется, что его бы вернули в таком случае из Европы, ведь в 1923 году он точно был на презентации на Абердинском полигоне, где демонстрировался одновременно со своим колесным «братом».

На фотографии слева задняя часть колесного парового танка

На фотографии слева задняя часть колесного парового танка

Здраво рассудив американские военные все таки решили, что импортозамещение это конечно хорошо, но проверенные на поле боя решения все таки лучше. И танки Mark V* и будущий Mk.VIII «Liberty» могли применяться в рамках уже сформированной инфраструктуры, обеспеченности топливом, запчастями и маслами. Стоить новую систему снабжения и инвестировать в совершенно новую, к том же непроверенную технику было бы не по-американски. Танк простояв в ангаре Абердинского полигона был разрезан на металлолом где-то между 1923 и 1930-м годами. А на вооружении американского танкового корпуса на вооружение поступили образцы разработанные британцами и французами.

Путь танка. Часть 6.2. Steam Tank Tracked "America". 1918. Самый тяжелый "ромб" с паровым сердцем

Steam Tank Tracked/War Tank America/Паровой гусеничный танк

Страна: САСШ

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 1

Производитель: U.S. Army’s Corps Of Engineers/Stanley Motor Carriage Company (двигатели)

Размеры: 10600×3200×3800 мм

Ширина трака: 610 мм

Боевая масса: 45 000 кг

Экипаж: 8

Двигатель: два паровых Stanley Motor Carriage, 2-цилиндровые, суммарной мощностью 500 л.с.

Скорость: 8 кмч

Вооружение: огнемет, 4×0.303-мм Hotchkiss machine gun или Browning

Бронирование:13 мм

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-62-steam-tank-tracked-america-1918-samyi-tiajelyi-romb-s-parovym-serdcem-6229eb0b164c08490d48474f?&

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account