Противолодочные вертолетоносцы типа «Киев»
В ноябре 1979 года американская АУГ возглавляемая авианосцем «Энтерпрайз» попала в западню. Пересекавшее Атлантику, направлявшееся в Средиземное море, соединение оказалось зажатым в клещи между надвигающимся с севера советским авианосцем «Победа» и неожиданно вышедшей в океан через Гибралтарский пролив «Славой». Уклоняясь от «Победы», американцы изменили курс, спускаясь к осту, что позволяло им вести игру с одной «Славой» и таким образом попытаться «уничтожить» советские авианосцы поодиночке.
12 ноября десятка штурмовиков А-6 «Интрудер» все же прорвалась к «Славе», совершив облет соединения, а несколько часов спустя рядом с бортом советского авианосца, с противолодочного «Викинга», был сброшен траурный венок, украшенный декоративным скальпом и белой надписью на черной ленточке: «Glory».
Однако, сосредоточив все внимание на «Славе» и «Победе», американцы высокомерно упустили из виду третье находящееся в Атлантике советское соединение, прямо навстречу которому благодаря изменению курса они теперь и двигались. На рассвете 13 ноября шокированные американцы внезапно обнаружили вертолетоносец «Киев» и сопровождавший его БМК «Куйбышев» всего в сорока милях от «Энтерпрайза», что было гораздо меньше предельной досягаемости их противокорабельных ракет П-120. На этот раз траурный венок с надписью «Enterprise» был сброшен с вертолета Ка-25.
Ошибочность решения о выводе из состава флота и сдаче на слом в 1960-1961 годах легких авианосцев типа «Архангельск» («Чапаев»), стала ясна всего через несколько лет, когда водоизмещение проектируемых противолодочных вертолетоносцев медленно, но верно увеличилось до 20000 тонн, вместо первоначальных 10000. Тем не менее, быстрое увеличение числа ПЛАРБ в составе флота вероятного противника требовало скорейшей постройки способных им противостоять кораблей. В итоге, хотя первоначально предполагалось вести постройку противолодочных вертолетоносцев только на николаевском Черноморском заводе, пришлось подключить к выполнению программы, предусматривающей постройку шести таких кораблей, еще и Балтийский завод.
Головной вертолетоносец проекта 1129, «Киев» был заложен весной 1965 года на Черноморском заводе. Год спустя на Балтийском заводе началась постройка однотипного «Минска». После спуска на воду первых двух корпусов на тех же стапелях были заложены «Ереван» и «Тбилиси».
1. Киев 1966-1968-1969 ЧФ
2. Минск 1967-1968-1969 СФ
3. Ереван 1968-1970-1971 ЧФ
4. Тбилиси 1968-1970-1972 ТОФ
Отказ от первоначально запроектированной, расположенной в диаметральной плоскости, пирамидальной конструкции (мачта-рубка-дымовая труба), как от противоречащей уже имеющемуся опыту эксплуатации авианесущих кораблей, вызвал увеличение стандартного водоизмещения до 15000 тонн, что было продиктовано стремлением получить устойчивую платформу для взлетно-посадочных операций, несмотря на резкое увеличение размеров надстройки-«острова», связанное с увеличением размеров и номенклатуры радиоэлектронного оборудования. В итоге, ангар был продлен в нос, превосходя по площади ангар варианта № 23 почти в два раза, а полетная палуба, с увеличенным числом взлетных площадок заняла три четверти длины корабля, будучи ограниченной только в носовой части пусковыми установками ПКР П-120 «Малахит». При этом палуба вертолетоносца оказалась ассиметричной в плане, с выступающей площадкой по левому борту, что частично компенсировало вес бортовой надстройки.
Увеличение водоизмещения обусловило трехвальную схему силовой установки, турбоагрегаты которой располагались по эшелонной схеме в отдельных отсеках (начиная от кормы, последовательно – правого борта, левого борта, центральная). Хотя первоначально предполагалось выполнить машинно-котельную установку по комбинированной схеме, с газотурбинным агрегатом, работающим на средний вал, от этой идеи отказались ввиду невозможности обеспечить быструю замену газовых турбин без вскрытия палуб.
Отказались и от первоначально предполагавшейся установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь», так как сочли, что двадцать имеющихся на борту вертолетов обеспечат постоянное боевое патрулирование, кроме того РПК должны были наличествовать на борту обеспечивающих прикрытие вертолетоносца больших многоцелевых кораблей, ведь отправлять столь крупный корабль в одиночное плавание было полным безумием.
Предлагалось даже отказаться от размещения на борту вертолетоносца зенитно-ракетных комплексов, оставив лишь зенитные автоматы АК-725, но Главком ВМФ С. Горшков счел такое предложение преждевременным.
В итоге вооружение проекта 1129 составили 20 вертолетов Ка-25, 8 расположенных попарно пусковых установок противокорабельных ракет П-120, 2 зенитно-ракетных комплекса «Шторм», 2х2 57-мм автоматические артустановки и 2 противолодочных ракетных бомбомета РБУ-6000.
Почти одновременно с закладкой второй пары вертолетоносцев вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании легкого штурмовика ВВП Як-36М, который предназначался и для базирования на кораблях проекта 1129. Но только в 1972 году, первый СВВП этого типа совершил посадку на палубу ПВ «Киев». Первые же полеты показали необходимость укрепления предназначенных для СВВП взлетно-посадочных площадок, с установкой на них термической изоляции. Эти работы были проведены на всех четырех кораблях проекта в 1974-1976 годах, причем вследствие смещения площадок к левому борту удалось обойтись без перегруза, компенсируя вес площадок уменьшением расположенного на том же борту балласта. В итоге «Киев», «Ереван» и «Тбилиси» несли по шесть самолетов вертикального взлета и посадки Як-38, число же вертолетов на них уменьшилось до 16. «Минск», по особому распоряжению командующего Северным флотом так и не получил бортовых самолетов, оставаясь чистым вертолетоносцем. Несмотря на это в 1977 году он, как и три других корабля этого типа был переклассифицирован в авианесущий корабль (АК).
Водоизмещение: 15100 (стандартное), 21370 (полное) т.
Скорость: 33 узла.
Мощность ПТУ: 135000 л.с.
Размерения (квл): 210х25,65х7,5 м.
На рассвете 13 ноября
Коллега, извините — нереал. 😉 Просто нереал. Советское соединение было бы обнаружено гораздо раньше, ибо ДРЛО постоянно летает и видит все перемещения рядом.
Уважаемый коллега! прошу Уважаемый коллега! прошу прощения, что влезаю в Ваш спор, но я искренне не понимаю, что вызвало у Вас столь бурное неприятие описанной ситуации. Во-первых, давайте учитывать, что в данной альтернативе "Киевы" вооружены НЕ противоавианосными "Базальтами", а тактическими "Малахитами". Посему внимание к сугубо противолодочной группе с стороны американцев будет по определению на порядок ниже. В 1980-е эсминцы пр.956 с "Москитами" довольно часто висели на хвосте у американских АУГ… Во-вторых, корабли сблизились ЗА НОЧЬ. если в результате взаимного маневерирования они прошли 8-10 часов с скоростью сближения 40-50 узлов, то разделяющее их прошлым вечером расстояние американцы могли спокойно считать безопасным. и с чистой совестью отложить разведывательный полет до утра. или просто выслать эсминец или фрегат навстречу, который в ночи просто разминулся с советскими кораблями В-третьих, морально-психологический фактор. американцы несколько суток искали советские авианосцы и "взламывали" их ПВО. они просто устали. отсюда невнимательность. а наконец-таки "взломав" ПВО одного из советских авианосцев — расслабились. отсюда невнимательность в квадрате. В-четвертых, опять таки обращаю Ваше внимание, что корабли сблизились НОЧЬЮ. что-то мне подсказывает, что в мирное время интенсивность полетов американской палубной авиации ночью, если заранее не были запланированы ночные полеты, в разы ниже чем днем. особенно после опять-таки нескольких суток сверхактивной "охоты" на советские авианосцы. поэтому… Подробнее »
Браво, коллега!
Браво, коллега!
Коллега, извините — нереал.
Вы так веритете в безошибочность наших американских друзей?
Все бывает, например налет Ту-95 на американское соединение, когда их самолеты остались на палубе. Когда неподалеку два авианосца, все внимание на них, а не на какое-то корыто с Як-38 на борту.
Коллега, самолеты — могут
Коллега, самолеты — могут просочиться. Это несомненно. Но НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, подойти незамеченными на 40 км — извините, это уже нереал. Учитывая что с АУГ постоянно взлеты-посадки, самолетов с включенными радарами летает уйма — и что, ни один патрульный "Викинг" не заинтересовался, что это тут за военные корабли ходят? 🙂
Коллега, самолеты — могут
Если "Хокаи" выдвинуты к двум другим советским соединениям, то сбой возможен. Все бывает, как говаривал герой В. Голявкина.
Если «Хокаи» выдвинуты к двум
Коллега! Один "Хокай" и патрульное звено всегда держатся вблизи АУГ — именно затем, чтобы никто не подлез незамеченным!
И одними "Хокаями" дело не ограничивается. Еще есть "Викинги", еще есть субмарины эскорта…
Коллега, брешь может открыться. Но извините, надводному кораблю не хватит скорости, чтобы ей воспользоваться. Чтобы преодолеть какие-то жалкие 50 км, надводному кораблю нужно идти почти час на полной скорости. И что — за все это время никто его не заметил, и даже не поинтересовался, что это там движется? Ни один из множества пролетающих с АУГ самолетов? Ни один корабль эскорта?
Коллега, это НЕ РЕАЛЬНО.
Коллега! Один «Хокай» и
Коллега, везде люди служат, а не киборги. Как в том английском анекдоте: "Я сказал — кит, значит — кит, а вовсе не подводная лодка!"
Коллега, это НЕ СМЕШНО.
Коллега, это НЕ СМЕШНО. Технически, это примерно как "танковая дивизия НАТО выдвинулась из-под Берлина и прошла незамеченной до Киева".
Коллега, это НЕ СМЕШНО.
Ну если море населено, а два корабля занимают столько же места что и танковая дивизия, то пожалуй…
Ну если в море такое же
Ну если в море такое же количество объектов, похожих на два корабля, что и на суше похожих на танк, то пожалуй…
Коллега, может хватит? Ну явную же чушь вы написали. Подойти на 80 км к авианосному соединению незамеченными, угу. Два надводных боевых корабля, угу. И никто-никто из носящихся вокруг самолетов, вертолетов и кораблей сопровождения их ну вот-таки упорно не замечает!
Коллега, может хватит? Ну
Повторяю, коллега, люди не машины. У них есть амбиции, особенно начальственные (этого не может быть, потому что этого не может быть), рассеивание внимания, наконец просто сбой в цепочке передачи информации. Про игру в испорченный телефон слышали? Как там в "Затяжном выстреле" Азольского: Хрущев велел пристроить летчика на ночь куда нибудь, имея в виду гостинницу, но в процессе передачи приказа был сбой и его скрутили и "пристроили" на гаупвахту.
Повторяю, коллега: вы несете
Повторяю, коллега: вы несете чушь. Надводные корабли — это не самолеты и не подводные лодки. В тактическом плане, они БОЛЬШИЕ и ЗАМЕТНЫЕ. Абсолютно любой пролетевший в сотне километров от них самолет неминуемо их заметит на радаре и доложит на борт о факте контакта. Я уж не говорю о том, что в Средиземном Море практически все контролируется радарами НАТО и просто "потеряться" там советские надводные корабли ну не смогут.
Повторяю, коллега: вы несете
В идеале.
Дело происходит в Атлантике.
В идеале.
Sigh… В идеале
Sigh… В идеале было во Вторую Мировую. В Холодную Войну, это уже рутина.
О, незаметил. Тем хуже — для советских. Ибо Warning Star'ы не дремлют, и над Северной Атлантикой — сплошной барраж. Де-факто как только советские корабли попытаются войти, на них немедленно наведут самолеты, которые будут отслеживать их перемещения.
О, незаметил. Тем хуже — для
Как и любая сеть, состоящий из дыр.
На счет быстрой замены ГТА,
На счет быстрой замены ГТА, ошибка.
На счет быстрой замены ГТА,
А в чем? Широкие прямоугольные трубы над ГТУ тут не разместить.
Aley пишет:
А в чем? Широкие
[quote=Aley]
А в чем? Широкие прямоугольные трубы над ГТУ тут не разместить.
[/quote]
В невозможности. Над ГТА делаются технологические шахты, агрегат поднимается на ангарную палубу краном в ангаре, после чего поднимается на верхнюю палубу самолётным подъёмником.
Проблемма газотурбинной установки в ,сравнительно, малой агрегатной мощности.
В невозможности. Над ГТА
В данном случае ангар не так высок, чтобы разместить в нем кран, а до специальной шахты могли и не допереть. 1965 год, не забывайте.
Ну 1134Б с его 60 тыс. л.с на вал уже близко, а здесь достаточно 45 тыс.
Aley пишет:
В данном случае
[quote=Aley]
В данном случае ангар не так высок, чтобы разместить в нем кран, а до специальной шахты могли и не допереть. 1965 год, не забывайте.
Ну 1134Б с его 60 тыс. л.с на вал уже близко, а здесь достаточно 45 тыс.
[/quote]
Ангар, под камовские вертолёты, примерно 6.5м. Кран стоит в любом случае.
На важно сколько мощности на валу, важно сколько агрегатов приходится на это самый вал. Сами по себе ГТД маленькие и легкие.
До специальных шахт "доперли" сразу.
Ангар, под камовские
Высота ангара 1123 — 5,8 м, высота Ка-25 — 5,4 м
А при чем тут?
Да, до совмещенных с прямоугольными трубами.
Aley пишет:
Высота ангара
[quote=Aley]
Высота ангара 1123 — 5,8 м, высота Ка-25 — 5,4 м
…
А при чем тут?
…
Да, до совмещенных с прямоугольными трубами.
[/quote]
Да. На 1143 уже более 6.5м.
При том что двигатель и агрегат не одно и то же.
Т.е. сразу подумали о возможности замены, уже на первом газотурбинном проекте.
Раз уж тема ГТД так активно
Раз уж тема ГТД так активно обсуждается: а что если вертолетоподъемник разместить таким образом, чтобы в случае чего через него и газовые турбины можно таскать? ну, чтобы в палубе вырезы не делать
хотя, с другой стороны комбинированных газо- и паротурбинных ГЭУ вроде никогда не применяли? дизель-газотурбинные — да. а вот газо-паротурбинные… кстати, а разве ГТУ и ПТУ не разные виды топлива нужны?
Раз уж тема ГТД так активно
Возможно, но тут придется делать вырез и в палубе ангара, а в ней лифт не предусматривался. К тому же сложность замены ГТУ послужила козырем для их противников.
Применяли уже англичане на легких крейсерах типа "Каунти" и фрегатах типа "Трайбл", еще немцы на своих фрегатах.
Aley пишет:
Возможно, но тут
[quote=Aley]
Возможно, но тут придется делать вырез и в палубе ангара, а в ней лифт не предусматривался. К тому же сложность замены ГТУ послужила козырем для их противников.
[/quote]
Не придется. Технологическая шахта это не дырка и не шахта лифта, это отсеки на вышестоящей палубе не несущие оборудования (критическое с точки зрения демонтажа).
Как раз ГТУ, с точки зрения ремонта (демотажа) наиболее простая установка.
Очень понравилось + !
Очень понравилось + !
а полетная палуба, с
Т.е., как я понял, по архитектуре должен напоминать "Херсон"?
Т.е., как я понял, по
А, ну да, хотя я шел от "Москвы", даже первоначально пытался растянуть ее надстройку по длине. И с правого борта спонсона нет.
Спасибо, коллега! Очень
Спасибо, коллега! Очень понравилось.
Всегда хотелось узнать, как бы выглядел "Киев", если бы остановились на стадии без СВВП (7 вертолетных площадок в диаметральной плоскости слева от надстройки, 18 противолодочных и 2 поисково-спасательных вертолета, ПКР П-120, ЗРК "Шторм" и "Оса", АК-726 и АК-630)
Всегда хотелось узнать, как
Для "Ос" и 630-х еще рановато, поэтому я и поставил Ак-725, хотя сначала были 76-мм. Но 11232 был ЕМНИП с налстройкой в диаметральной плоскости, у меня же есть опыт эксплуатации нескольких авианосцев в т. ч. и во время войны.
да, тот «Киев», что
да, тот "Киев", что первоначально заложили по пр. 1123.3, действительно был лишь удлиненным пр.1123. Я же имею в виду стадию проекта нового "Киева", который уже обрел архитектуру пр.1143, но еще был чистым вертолетоносцем
да, тот «Киев», что
Да, мне он тоже всегда казался слишком большим. Оптимум для авианесущего корабля (я все пытаюсь рекламировать разделение чистых авианосцев и кораблей с СВВП
) видимо "Инвинсибл". Рост водоизмещения 1143 мне совершенно не понятен, если конечно не было тайного намерения конструкторов выйти со временем на настоящий авианосец.
А если изменить условия?
А если изменить условия? Американцы засекли "Киев", но прозевали группу со "Славы" / "Победы"? В условиях тумана, ночи, активных помех, "Киев" оказалось трудно идентифицировать. Примерное рассуждение американского начальника: мы знаем что у русских здесь два авианосца, мы наблюдаем два русских авианосца (два корабля, с которых взлетают летательные аппараты), значит это те самые русские авианосцы. А когда американские пилоты, успешно "потопив" "Киев" обмолвились, что авианосец русских, какой-то "странный"…. траурный венок с надписью «Enterprise», объявляет американцам что они просчитались.
+
А если изменить условия?
Тут, коллега, дело в том, что оба советских АВ появляются в Атлантике внезапно для американцев: "Слава" болталась в Средиземном, а "Победа" сделала неожиданный бросок на юг. Но при этом положение обоих американцем точно известно.
++++++++++
++++++++++
Предлагаю более разумное
Предлагаю более разумное решение: не сами корабли подобрались на 80 км, а взлетевшие с них Як-38, пользуясь "брешью" в системе патрулирования, сумели на малой высоте подобраться близко к авианосцу. Это еще разумно.
Учитывая радиус действия
Учитывая радиус действия "Яков"?! нет, корабли за ночь всё-таки большее растояние покроют…
Учитывая радиус действия
И Якам их догонять придется.
Сумеют ли?
Предлагаю более разумное
А вот это, с моей точки зрения, куда менее вероятно.
Пока что я не увидел вашей
Пока что я не увидел вашей точки зрения. 🙂 А только заверения "ну авось ВСЕ будут смотреть в другую сторону несколько часов".
Вас не затруднит ее обосновать, хотя бы частично? Я как-то с трудом представляю себе капитана авианосца, который благодушно смотрит на желтые иконки на тактическом дисплее с обозначением "неопознанный контакт" и даже не думает выяснить, что это такое.
Пока что я не увидел вашей
Не несколько часов, а несколько суток.
Кстати, вы не заметили. что после изменения курса американское соединение само двигалось навстречу группе "Киев"?
Все верно, вот только иконки отсутствовали. А гражданские суда разных стран, находящиеся в этом районе (много, много) учитываете?
Не несколько часов, а
И конечно тупые янки ну не удосужились проверить куда идут, ага.
Sigh… Каждое находящееся в "зоне обзора" авианосца судно идентифицируется как контакт. В зависимости от анализа сигналов транспондеров, гражданских радаров и прочего, контакты идентифицируются либо как дружественные, либо как неопознанные. К неопознанным проявляется большее внимание.
Два крупных корабля, идущих с вырубленными транспондерами на высокой скорости и сохраняющих радиомолчание в ответ на вызовы КАК МИНИМУМ вызовут подозрения. Как максимум, контакт прикажут идентифицировать ближайшему самолету.
Коллега, вы вообще представляете себе процесс? По-моему не слишком.
И конечно тупые янки ну не
Я, в отличие от некоорых коллег, никогда не называл американцев тупыми, а относился к ним как к нормальным людям, способным совершать человеческие ошибки.
Коллега, это вам не компъюютерная игрушка, где любое движение обозначает цель по которой нужно выстрелить. Это жизнь, а она куда сложнее.
Я, в отличие от некоорых
Угу, и тут же заставляете их совершить ошибку, требующую поистине нечеловеческой глупости. Где логика?
Не нужно усложнять то, что в усложнениях не нуждается. Существует стандартная процедура идентификации встреченных/замеченных кораблей. Пропихнуть в нее незамеченным крупный надводный ну никак не получится.
Вы же сами не можете объяснить, как это могло получиться, лишь повторяя раз за разом "авось человеческая ошибка". Ничего, что такая ошибка — брешь в обороне на несколько ЧАСОВ — уже далеко за рамками человеческой?
Угу, и тут же заставляете их
Отнюдь. Очень даже человеческой.
А что мне еще повторять? Ошибка она и есть ошибка.
А бардак он и в Америке бардак.
А что мне еще повторять?
Sigh… Я уже который час терпеливо прошу всего лишь описать, как конкретно происходила данная ошибка и почему в таком случае дивизия НАТО не могла незаметно пройти от Берлина до Киева.
Sigh… Я уже который час
Коллега, вариантов миллион. Но вот один из них: когда американцы в последний раз засекли группу "Киева", она направлялась к Гибралтару. То что она может повернуть, никому в голову не пришло, ибо зачем, с шестью несчастными Як-38, наезжать на авианосец? Если же "Киев" с "Куйбышевым" шли не торопясь, со скоростью обычных торговых судов (а на их фоне они размерами не выделяются), то и интереса большого не вызвали бы. "Викинги" занимались поисками своей подводной лодки, которая как раз отрабатывала условную атаку по соединению, и на посторонние цели не отвлекались. Капитан английского судна, попавшегося навстречу "Киеву", спъяну перепутал стороны света и сообщил, что соединение идет к Гибралтару. И т. д. и т.п.
Мне пришлось послужить в Советской армии и я не разделяю мнение о том, что американская ее превосходила качественно. Судя по попадающимся сообщениям тоже самое, "только вместо бревна мы с Федей" (С).
Понятно, что Клэнси о таком не пришет, у него "непобедимая и легендарная"…
Но вот один из них: когда Но вот один из них: когда американцы в последний раз засекли группу "Киева", она направлялась к Гибралтару. То что она может повернуть, никому в голову не пришло, ибо зачем, с шестью несчастными Як-38, наезжать на авианосец? Когениально, и никому не пришло в голову, что она может повернуть? — Каким образом танковая дивизия НАТО незамеченной пересекла границу? — Товарищ лейтенант, так она вроде как назад поехала, мы следить за ней и бросили… Если же "Киев" с "Куйбышевым" шли не торопясь, со скоростью обычных торговых судов (а на их фоне они размерами не выделяются), М-да… Ничего, что они как бы гораздо выше, имеют другую конструкцию корпуса и тот же "Киев" на радаре будет отмечаться как корабль сверхтяжелого класса, причем очень "высокий"? Авианосцы трудно с кем-то спутать, если они не по стелс-технологии выполнены. — Каким образом танковая дивизия НАТО незамеченной продвигалась по дорогам? — Товарищ лейтенант, так они под фуры замаскировались, мы и не заметили… "Викинги" занимались поисками своей подводной лодки, которая как раз отрабатывала условную атаку по соединению, и на посторонние цели не отвлекались. М-да. Ничего, что как бы радары "Викингов" и "Хокаев" работают постоянно, и одно дело совершенно не отвлекает их от другого? — Почему ваш… Подробнее »
Когениально, и никому не
Ну если когениально, то да…
А вот конгениально, по другому получается.
Кстати, запросто представляю себе вышеизложенный диалог. Или: "А с кем он разговаривает? Так спиной же стоит, товарищ генерал!"
Хокаи следили за авианосцами, а Викинги за ПЛ. В таких случаях — все лишнее побоку, так как отвлекает.
С кем, а английским капитаном? Коллега, завязывайте с компъютерными играми и начинайте изучать жизнь. Оно полезней.
Хокаи следили за авианосцами,
Да-да, war room на борту авианосца придумана специально для игры в покер…
Коллега, завязывайте с компьютерными играми, и начинайте изучать жизнь. Оно полезнее. Пока что вы только еще раз продемонстрировали что совершенно не представляете процедуры идентификации и действий авианосной группы в враждебном окружении.
Пока что вы только еще раз
Горд знакомству с сэйлором немало послужившим на американских авианосцах и отлично знающим организацию службы на них вживую, а не по статьям в интернете.
Dilandu Albato пишет:
…. Я
[quote=Dilandu Albato]
…. Я уже который час терпеливо прошу всего лишь описать, как конкретно происходила данная ошибка и почему в таком случае дивизия НАТО не могла незаметно пройти от Берлина до Киева.
[/quote]
Вам уже не раз терпеливо поясняли, шо агрессоры забывают, шо солнце встает на Востоке и когда они хочут напасть на наши доблестные пароходы, то солнце их слепит, и зажмурясь они завсегда не видют, шо наши ракеты уже метко летят в цель. Когда зажмурение проходит, то уже поздно пить баржоми, поскольку агрессорские пароходы уже тонут и их не спасти никакими либеральными речевками!
Вам уже не раз терпеливо
А миротворцы промахиваются мимо Праги и катят на всех парах дальше, или в более новые времена захватывают Приштину в полной уверенности, что находятся там где положено, что бы не болтали эти тупые янки, которые даже русский язык выучить не могут.