19

Часть 1 

Эта так же довольно давняя статья. Коллега Алей её выложил ещё в 2012 году.

Содержание:

Авианосцы проекта 54. 

Проектирование новых авианосцев началось сразу после завершения испытаний «Красного авиатора». Проект, получивший номер 54, первоначально предполагалось унифицировать по корпусу и МКО с проектируемыми одновременно с ним тяжелым крейсером проекта 55, но требуемого военными увеличения авиагруппы в стандартном водоизмещении 10000 т добиться не удалось. В итоге оно было увеличено до 15 тыс. т, но считавшееся недопустимым понижение скорости заставило перейти к трехвальной силовой установке, что в свою очередь вновь заставило увеличить водоизмещение.

Самолеты располагались в трех однояусных ангарах, соединенных между собой раздвижными воротами. Для подьема самолетов на палубу имелись два лифта.

Артиллерийское вооружение, по эскизному проекту, состояло из 4х2 152-мм и 4х2 102-мм башенных установок расположенных побортно, но вскоре 152-мм орудия были заменены на 102-мм, что в условиях сопровождения авианосцев артиллерийскими кораблями было сочтено достаточным для отражения торпедных атак. От первоначального намерения забронировать верхнюю палубу отказались, чтобы не увеличивать и так возросшее водоизмещение.

Водоизмещение: 18500 т (стандартное), 23 860 т (полное).

226,5 (по палубе 240,0)х23,0 (по палубе 33,0)х6,6 м.

Вооружение проектное: 8х2 102-мм/55, 8х4 37-мм.

Бронирование: пояс 80 мм, палуба (над цитаделью) 50 мм.

165000 л.с. 34 узла.

Первый авианосец нового проекта, получивший название «Чкалов», был заложен на Адмиралтейском заводе (Галерный островок) летом 1937 года. Спустя год на Руссуде был заложен однотипный «Рычагов», а осенью 1938, в Молотовске, «Громов».

Программа строительства новых авианосцев чуть не была сорвана, когда проект 54 подвергся резкой критике из-за недостаточной защиты ангаров от пуль штурмовой авиации, выявившейся вследствие опыта полученного во время Гражданской воны в Испании. Предлагалось прекратить их постройку и начать разработку нового, лучше бронированного проекта. Однако настойчивость Н. Г. Кузнецова, желавшего получить новые авианосцы как можно быстрее, взяла верх и строительство «пятьдесят четвертых» было, после небольшого перерыва продолжено. Решение оказалось правильным – авианосец проекта 95 «Леваневский», был заложен в Молотовске лишь в 1940 году и после начала войны разобран на стапеле.

Вследствие неготовности штатного артиллерийского вооружения, на авианосцы проекта 54, при достройке, были установлены щитовые спаренные 102-мм универсальные установки, которые после завершения изготовления башен должны были быть переданы на строящиеся сторожевые корабли, и спаренные же 37-мм автоматы.

«Чкалов».

Авианосец был спущен на воду весной 1939 года и вошел в строй весной 1941. Велись переговоры с Германией о проходе «Чкалова» через Датские проливы на Северный флот, но завершению их помешала война. До осени 1944 года авианосец простоял замаскированным в Кронштадте, и лишь после выхода из войны Финляндии смог начать боевую подготовку. Зенитное вооружение, к тому времени, было усилено установкой еще четырех спаренных 37-мм установок и шестнадцати автоматов «Эрликон». Авиагруппа состояла из 12 торпедоносцев «Эвенджер», 24 пикирующих бомбардировщиков «Даунтлес» и 24 истребителей «Корсар». Наличие более тяжелых, чем предполагавшиеся по проекту самолетов, несколько понизило остойчивость корабля, да и запасы авиатоплива оказались уже недостаточными.

В феврале-марте 1945 года «Чкалов» в составе эскадры включавшей тяжелый крейсер «Фрунзе» и шесть лидеров совершил переход через Панамский канал на Тихоокеанский флот, где принял участие в войне против милитаристской Японии. Авиагруппа «Чкалова» поддерживал высадку советских десантов на Хоккайдо и на Курильские острова. После войны авианосец совершил переход через Суэцкий канал в Мурманск и вошел в состав Северного флота. В 1955 году «Чкалов» был переименован в «Архангельск».

«Рычагов».

Спущенный на воду летом 1940 года авианосец, не имел верхней части бака почти до рубки-острова, т.к. вследствие недостаточной высоты эллинга Руссуда, постройка ее на стапеле была невозможна. В итоге, к началу войны достройка «Рычагова» оказалась далека от завершения. Недостроенный авианосец был отбуксирован в Новороссийск, а оттуда в Поти, где и простоял до конца войны. Достройка возобновилась лишь в 1947 году, а в строй «Рычагов» вступил лишь в 1949 и был сразу отправлен на Тихоокеанский флот.

«Громов».

Авианосец был выведен из эллинга в ноябре 1940 года и в июне 1942 вошел в состав Северного флота. Его первоначальна авиагруппа состояла из 18 полученных по ленд-лизу торпедоносцев «Девастейтор», 21 пикирующего бомбардировщика «Даунтлесс» и 21 истребителя «Уайлдкет». Впоследствии «Девастейторы» были заменены на «Эвенджеры», а «Уайлдкеты» на «Хеллкеты». С этой авиагруппой авианосец и участвовал в потоплении немецкого линейного корабля «Шарнхорст».

В феврале 1945 года «Громов» в составе эскадры Северного флота совершил переход на Камчатку и принял участие в Советско-Японской войне.

Быстрый рост размеров и веса новых палубных реактивных самолетов, привел к резкому сокращению авиагруппы кораблей 54-го проекта, и к концу 50-х гг. она состояла всего из 28-ми машин. Так как в состав флота уже входили новые авианосцы более крупных размеров, в начале шестидесятых, во время начавшегося сокращения флота, все три корабля были выведены из состава ВМФ и сданы на слом. Впоследствии моряки сильно пожалели об этом решении Хрущева, так как корабли могли еще послужить в качестве противолодочных вертолетоносцев.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account