1

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье "Гонка за призраком скорости. Среди «Сверхболидов»". 

Концепция J4M Senden ("сверкающая молния") была рождена необходимостью действующих на большой высоте перехватчиков с высокими характеристиками. Основным катализатором для этого были американские бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress. Бомбардировщики, действовавшие на Тихоокеанском театре с 1941 по 1943 год, оказались трудными для перехвата, поскольку они, как правило, летали на таких высотах, какие действующие японские истребители не могли достичь или достигали с большим трудом. Даже если перехват удавался B-17 нес грозного оборонительное вооружение, которым защищал себя.

В несколько меньшей степени Consolidated B-24 Liberator также был фактором, когда он начал заменять все еще остающиеся на Тихом океане B-17. В 1942 году двум компаниям Мицубиси и Каваниси воздушным штабом флота (Kaigun Koku Hombu) была выдана спецификация 17-shi Otsu для разработки самолетов, удовлетворявших требованиям действовать на большой высоте и с высокими летно-техническими характеристиками.

Ответить Мицубиси (Mitsubishi Jukogyo K.K.) на спецификацию 17-shi Otsu было нечего, кроме обычного по сравнению с проектом Kawanishi J3K1. Предлагаемый самолет, известный под внутрифирменным обозначением как M-70, был монопланом с конструкцией с толкающим винтом, отличавшейся двумя балками, соединенными килями и низкоустановленным горизонтальным стабилизатором.

 Проект высотного истребителя Mitsubishi J4M Senden (三菱 J4M 閃電). Япония

схемы развития проекта J4M

Балки располагались ниже крыла, прикрепленного к фюзеляжу. Сердцем самолета должен был стать оснащенный турбонагнетателем радиальный двигатель Mitsubishi (Ha-43) 12 MK9D. Рассчитанный на 1650 л.с. на высоте 8000 метров, двигатель был спроектирован так, чтобы после установки на самолет, Senden, с помощью шестилопастного винта, смог развить максимальную скорость 704 км/ч. В качестве вооружения планировались 30мм пушка Type 5 и две 20-мм пушки Type 99. Все три располагались в носовой части фюзеляжа: пушка Type 5 устанавливалась в центре, а пушки Type 99 — по бокам фюзеляжа. В случае необходимости самолет мог нести небольшую бомбовую нагрузку до 120 кг.

 Проект высотного истребителя Mitsubishi J4M Senden (三菱 J4M 閃電). Япония

схемы J4M

В верхней части фюзеляжа позади кабины монтировались впускные отверстия для подачи воздуха турбокомпрессору и двигателю. Целью турбокомпрессора было повышение давления во всасывающем коллекторе двигателя выше рабочего давления на уровне моря в качестве средства для сохранения и повышения характеристик на высоте. В качестве ходовой части Senden имел шасси трехопорной конфигурации с носовой стойкой, убиравшейся в фюзеляж и основными стойками, убиравшимися в хвостовые балки. Пилот сидел в сливавшейся с фюзеляжем застекленной кабине в носовой части самолета. В основном Senden был выполнен из металла с полотняной обшивкой элеронов и рулей направления.

 Проект высотного истребителя Mitsubishi J4M Senden (三菱 J4M 閃電). Япония

схемы J4M

Senden делался в двух версиях. Первым был описаный выше проект, в то время как на втором варианте заменить вписанный фонарь на каплевидный для улучшения пилоту обзора зрения. Также были удалены выступающие входы и заменены двумя обернутыми вокруг фюзеляжа полосами скрытых входов, первый из которых непосредственно позади кабины, а второй позади крыла вокруг района двигателя. Наконец, горизонтальный стабилизатор был перенесен на вершину килей. Остальная часть самолета была, в основном, такой же у обоих этих двух версий. Вариант с вписанным фонарем был обозначен как J4M1 Project 1, тогда как второй с каплевидным фонарем и модифицированными входными отверстиями иногда называют J4M4 Project 2.

 Проект высотного истребителя Mitsubishi J4M Senden (三菱 J4M 閃電). Япония

схемы J4M

После анализа двух проектов для дальнейшего развития в Мицубиси выбрали первоначальную конфигурацию J4M1. Для подтверждения первоначальных прогнозов в 1943 году была построена и отправленя для испытаний в аэродинамической трубе полномасштабная модель. К сожалению для Мицубиси результаты испытаний оказались разочаровывающими. Технические характеристики, основанные на испытаниях, были ниже первоначальных расчетов и проблемы с MK9D в пересчете на недостигнутые лошадиные силы только добавили беспокойства.

 Проект высотного истребителя Mitsubishi J4M Senden (三菱 J4M 閃電). Япония

Проект высотного истребителя Mitsubishi J4M Senden (三菱 J4M 閃電). Япония
вариант окраски J4M

Тем не менее, воздушный штаб флота и императорский японский флот (IJN) заверили, что Мицубиси не придется больше беспокоиться с Senden. В 1943 году, пока Мицубиси работала над Senden воздушный штаб флота выпустил спецификацию 18-shi Otsu, результатом работ над которой стал Kyushu J7W Shinden. Требования спецификации 18-shi Otsu были похожи на требования 17-shi Otsu и с J7W, показавшим себя гораздо более перспективным и имеющим поддержку IJN, Мицубиси было приказано прекратить работы над Senden и сосредоточить силы на дальнейшем развитии Mitsubishi A7M Reppu в соответствии со стандартами 17-shi Otsu. Результатом этого был A7M3-J Model 34 Rifuku который до окончания войны не продвинулся дальше стадии проектирования.

 Проект высотного истребителя Mitsubishi J4M Senden (三菱 J4M 閃電). Япония

взлетающий J4M (современный рисунок)

Несмотря на то, что J4M Senden не имел развития после модели для аэродинамической трубы, американская военно-воздушная разведка знала о проекте в основном за счет захваченных документации. В январе 1945 года в выпуске американского идентификационного журнала (US Recognition Journal) J4M Senden был объявлен в качестве возможного противника в ближайшие недели войны. J4M получил кодовое обозначение Luke в ожидании союзными летчиками встреч в воздушных боях, которые так никогда и не произошли.

 Проект высотного истребителя Mitsubishi J4M Senden (三菱 J4M 閃電). Япония

в полете реактивный вариант J4M (современный рисунок)

В качестве примечания, хотя есть художественное изображение реактивного Senden (как показано здесь), нет никаких доказательств в поддержку идеи возрождения J4M или рассмотрения установки на него реактивного двигателя, тогда как другие рассматривались проекты (например J7W2 и Ki-201), предлагавшие лучшие перспективы и возможности.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Современники: Focke-Wulf mit BMW 803 (Германия), Vultee XP-54 "Swoose Goose" (США), Беляев ЭОИ (СССР), Bell XP-59 (США).

Данные в скобках относятся к J4M4 Project 2 Senden

Тип: истребитель/перехватчик

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один восемнадцатицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi (Ha-43) MK9D, развивающий 2100 л.с. при запуске двигателя, 1900 л.с. на высоте 2000 метров, 1650 л.с. на высоте 8000 метров, приводящий в движение шестилопастный винт переменного шага диаметром 3,2 м

Размеры:

размах крыла 12,49 м
длина 12,98 м
(J4M4) 12,49 м
высота 3,47 м
площадь крыла 22,00 м²
(J4M4) 24,69 м²
удельная нагрузка на крыло 199,69 кг/м²
(J4M4) 197,73 кг/м²

Вес:

пустой (J4M4) 3400 кг
с полной нагрузкой 4400 кг
(J4M4) 4486 кг
максимальный (J4M4) 5255 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 756 км/ч на высоте 8000 метров
(J4M4) 703 км/ч на высоте 8000 метров
крейсерская скорость (J4M4) 499 км/ч
посадочная скорость (J4M4) 147 км/ч
продолжительность полета 2,2 часа
подъем на высоту 8000 метров 15 мин
(J4M4) 10 мин
практический потолок 12000 м
(J4M4) 11000 м

Вооружение: одна 30-мм пушка Type 5 с боекомплектом в 100 снарядов и две 20-мм пушки Type 99 с боекомплектом в 200 снарядов каждая; дополнительно возможно подвеска двух 30-кг или 60-кг бомб

Развитие: Senden не пошел дальше аэродинамической модели

источник: Edwin M Dyer "JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945"

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account