Проект тяжелого ударного самолета Dassault Panther/Asmodée. Франция
В начале 1960-х годов израильские военно-воздушные силы (חיל האוויר), которые закупили 72 истребителя Mirage III (поставлены с 1962 по 1964 год), приступили к реализации трех амбициозных планов, которые должны были быть реализованы к 1970 году:
-
-
- приобретение новых современных ударных самолетов;
- увеличение числа истребителей с двухсот до четырехсот;
- производство боевых самолетов в Израиле.
-
Штаб военно-воздушных сил Израиля распространил 7 января 1964 года документ, определяющий характеристики легкого и тяжелого ударных самолетов с поставкой в период 1968-70 годы. Рассматривались несколько кандидатов на эти роли. Израильские военные проявили интерес к американским самолетам A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II. Британцы предлагали палубный ударный самолет Buccaneer. Компания Dassault предложила целую линейку своих машин: Mirage IIIE, Mirage 5, Mirage IV и Mirage F2, а компания Sud Aviation – проект ударного самолета SO.4060 Super Vautour.
25 июня 1964 года командующий ВВС Израиля Эзер Вейцман представил план укомплектования военно-воздушных сил 50-60 тяжелыми ударными самолетами, 100-120 средними/легкими ударными самолетами и 8-12 самолетами-разведчиками Mirage IV. Израильские военные предпочитали F-4 и A-4, но внешняя политика США заключалась в том, чтобы Израиль покупал истребители у европейских стран.
В ноябре 1964 года израильская делегация отправилась в Европу для оценки потенциальных кандидатов. 11 декабря делегация представила отчет, в котором рекомендовала выбрать Super Vautour и Mirage 5. 1 февраля 1965 года Вайцман представил штабу ВВС результаты отчета и еще раз подчеркнул свое предпочтение многоцелевому самолету Phantom II, предлагая в качестве альтернативы SO.4060 Super Vautour, который также был известен как Cyclone (для израильтян Tsiklon). Mirage F2 был отвергнут, поскольку его характеристики были слишком близки к характеристикам F-4.
Однако позиция Соединенных Штатов изменилась в связи с поставкой Иордании истребителей Lockheed F-104. Американцы предлагали Израилю палубный ударный самолет Douglas B-66 Destroyer, но израильтяне отказались и предложили Соединенным Штатам профинансировать приобретение самолетов Super Vautour. Однако после смены нескольких старших офицеров штаб израильских ВВС изменил свою позицию, и теперь фаворитом на занятие позиции тяжелого ударного самолета занял Mirage F2. С 13 по 22 сентября 1965 года Францию посетила израильская делегация с целью изучить взлетно-посадочные характеристики самолета Mirage F2. Проект получил обозначение Panther или Asmodée. Встречали делегацию израильтян офицеры французских ВВС.
Израильтяне посетили компанию Dassault с целью изучения планера самолета, а затем компании CSF и EMD, чтобы обсудить вопросы, связанные с системами вооружений. После изучения всех вопросов члены делегации пришли к выводу, что характеристики, силовая установка и конструкция Mirage F2 соответствуют их требованиям. Изменения, запрошенные делегацией израильских ВВС, касались, в частности, в упрощении системы вооружения, установки двух 30-мм пушек Defa и возможном вооружении самолёта американскими ракетами воздух-воздух AIM-9 Sidewinder. Также у делегации были планы изготавливать по лицензии истребитель Mirage F1, модифицированный под установку американского двигателя J79, что должно было дать старт израильской авиастроительной промышленности. В конце концов в апреле 1966 года израильтяне, не приняв никакого решения по Mirage F2, заказали 50 истребителей-бомбардировщика Mirage 5.
Однако все эти планы были прекращены, когда в июне 1967 года разразилась война Израиля с Египтом и другими арабскими странами. Одними из результатов этой войны были эмбарго Франции на поставку Израилю военной техники и заказ для израильских ВВС американских самолетов A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II.
источник: Shlomo Aloni «Le projet “Panther”/“Asmodée” » «Le Fana de L’Aviation» 2021-05, pages 24-25