Проект тяжелого ракетного истребителя танков FV4010. Великобритания

1

Данный аккаунт фейсбука – The Friends of The Tank Museum – был найден благодаря наводке уважаемого Юрия Пашолока.

Предисловие авторов аккаунта The Friends of The Tank Museum: Сегодня вечером мы начинаем серию статей Эда Фрэнсиса (Ed Francis), посвященных проектам британских танков времен холодной войны. Эти статьи представляют собой сокращенную версию труда Эда. В будущем Эд Фрэнсис планирует опубликовать эти статьи в полном объеме в виде книги.

После окончания Второй Мировой войны почти сразу же началась холодная война, рост напряженности которой привел Великобританию к разработке безумных проектов бронетехники, предназначенной для противостояния новым советским тяжелым танкам. Были рассмотрены две концепции: самоходные пушечные и ракетные истребители танков. Тяжелый истребитель танков FV4010 относился ко второй концепции и должен был представлять собой комбинацию танкового шасси и противотанковой управляемой ракеты Malkara. Первоначально в качестве источника шасси рассматривался средний танк Comet, но позднее остановились на основном танке Centurion, имевшем более объемный корпус.

Разработка истребителя танков велась вокруг ПТУР Malkara, которая в те годы считалась очень перспективной системой вооружения и работы над которой были начаты в Австралии в 1952 году. Эта огромная ракета длиной 6 футов (1,83 м) и диаметром 8 дюймов (203 мм) была оснащена бронебойно-фугасным снарядом со сминаемой головной частью (High-Explosive Squash Head – HESH) весом 58 фунтов (26 кг).

ПТУР Malkara в экспозиции танкового музея, Бовингтон

Чтобы лучше представить мощь этой ПТУР следует сказать, что в современных 155-мм фугасных снарядах примерно 15 фунтов взрывчатого вещества. Эта боеголовка гарантировала, что любая цель, пораженная ПТУР Malkara, если не будет полностью уничтожена, то будет не в состоянии продолжать боевые действия. Во время проведенных позднее испытаний обстрелом тяжелого танка Conqueror ракета разбила лобовой лист на две части! Следует сказать, что до сего дня ПТУР Malkara остается крупнейшей противотанковой ракетой из когда-либо созданных.

Для использования в качестве носителя ПТУР шасси основного танка Centurion требовало серьезных переделок. Двигатель был перемещен в переднюю часть, а жалюзи и боевое отделение – назад: в задней части корпуса истребителя танков FV4010 должна была находиться большая надстройка казематного типа для размещения экипажа из четырех или пяти человек: двух заряжающих, командира, наводчика и механика-водителя. Оборудование FV4010 должно было быть скомпоновано таким образом, чтобы наводчик и механик-водитель могли меняться местами, в результате чего экипаж машины мог быть сокращен до трех человек.

Лобовой лист каземата должен был иметь толщину 8 дюймов (203 мм), что при наклоне в 45 градусов давало приведенную толщину 12 дюймов (305 мм). Толщина нижнего лобового листа корпуса составляла бы 4 дюйма (102 мм) при наклоне в 45 градусов (приведенная толщина 5½ дюймов [140 мм]), верхнего листа – 6½ дюймов (165 мм) при наклоне в 45 градусов (приведенная толщина 10 дюймов [254 мм]). Боковые бронелисты должны были иметь толщину 2 дюйма (51 мм) и отклоняться от вертикали на 12 градусов; верхний и задний бронелисты имели бы толщину примерно ½дюйма (12,7 мм). В проекте истребителя танков FV4010 были сохранены стандартные для танка Centurion броневые фальфборты для защиты от противотанковых гранатометов.

Cхема проекта тяжелого истребителя танков FV4010

Боезапас истребителя танков должен был составлять двадцать ПТУР Malkara; боезапас разбивался на несколько частей и размещался в различных местах надстройки. Стрельба ракетой Malkara должна была производиться в следующей последовательности:

  • • заряжающие поочередно собирали каждую ракету и устанавливали их на пусковое устройство, размещенное в задней части каземата;
  • • пусковое устройство с ракетой через люк-бабочку поднималось в боевое положение;
  • • в момент, когда первая ракета находилась в пусковом устройстве в готовности выстрелить, вторая ракета была уже снаряжена и находилась внутри надстройки;
  • • после прицеливания и наведения – находящееся в боевом положении пусковое устройство могло поворачиваться влево-вправо в диапазоне углов ±30 градусов – производился выстрел.

Для каждой ракеты общее время сборки, установки на пусковое устройство, перевода устройства в боевое положение должно было занимать 15 секунд. Перевод пускового устройства из походного положения в боевое и обратно должно было осуществляться с помощью силового привода, однако в чрезвычайной ситуации это можно было сделать вручную.

Перед тем как программа тяжелого ракетного истребителя танков FV4010 была закрыта, были изготовлены только три тестовых корпуса, состоявших из установленной на грузовик казематной надстройки. Давление на правительство со стороны конкурирующих компаний, заинтересованных в поддержке новых ракет, – в частности концерна Vickers и его ПТУР Vigilant – привело к завершению работ по ракетам Malkara. Носителями уже изготовленных ракет стали колесные аэромобильные ПТРК FV1620 Humber Hornet, действовавшие с составе танковых и парашютных полков.

ПТРК FV1620 Humber Hornet; танковый музей, Бовингтон 

Однако опыт работ по ПТУР Malkara не пропал даром. Австралийцы преработали ПТУР в Ikara – противолодочную ракето-торпеду корабельного базирования, принятую на вооружение Королевским флотом Австралии.

Королевский флот также проявил интерес к ПТУР Malkara, видя в ней противокорабельную ракету малого радиуса действия. И хотя флот не использовал Malkara, на ее основе компания Short Brothers создала зенитную ракету Sea Cat.

источник: https://www.facebook.com/TheFriendsofTheTankMuseum/posts/2173363132883692

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account