Проект реактивного самолета Николая Телешова, патент 1867 года
В XXI веке уже никто не мыслит свою жизнь без авиации. Привычным кажется то, что сотни летательных аппаратов ежедневно бороздят необъятные просторы нашей планеты. А ведь еще чуть больше ста лет назад человек лишь мог мечтать об этом.
Даже на сегодняшний день история авиации таит в себе малоизвестные факты о личностях, которые внесли большой вклад в ее развитие и стояли у самых ее истоков.
На наш взгляд, такой выдающейся личностью является Николай Афанасьевич Телешов – русский изобретатель, отставной артиллерийский офицер, конструктор реактивного самолета XIX века.
Николай Телешов родился 1 февраля 1828 года в Санкт-Петербурге в семье отставного гвардейского штабс-капитана, крупного домовладельца Афанасия Шишмарева и прославленной балерины Императорского театра Екатерины Телешовой.
В 1862 году Н. А. Телешов окончил философско-юридический факультета Санкт-Петербургского университета в числе кандидатов по разряду административных наук.
Как и многих молодых людей того времени, его все больше увлекала идея полетов. В 1864 году он разработал и запатентовал во Франции и Великобритании проект пассажирского самолета «система воздухоплавания» с паровой машиной и толкающим воздушным винтом (рис.1). Машина должна была иметь огромный обтекаемый сигарообразный фюзеляж, конструктивно напоминающий двухпалубное судно. Обе палубы предназначены для размещения 120 пассажиров и грузов.
Телешов пытался привлечь внимание Российской академии наук и военного ведомства. Однако те не восприняли проект офицера-артиллериста всерьёз. Автору не удалось запатентовать изобретение на родине, его заявка была всего лишь зарегистрирована.
Не получив признания, Н. А. Телешов за три года переработал этот проект в «Усовершенствованную систему воздухоплавания» – самолет «Дельта» (рис.2). Для него проектировался и воздушно-реактивный пульсирующий двигатель, названный «теплородным духометом», – прототип современных реактивных двигателей. Для сгорания топлива в проекте Телешова использовался атмосферный кислород. Этот первый в мире проект ракетоплана с дельтавидным крылом поражает предвидением современных форм реактивных самолетов. Свои расчеты и чертежи, которые легко можно спутать с набросками вариантов Ту-144 или истребителей Су, Телешов передал в 1867 году в военное министерство, но в помощи ему было отказано.
Н. А. Телешов снова обращается к французам. И 19 октября 1867 года, за 36 лет до того, как от Земли оторвался первый – плюющийся дымом, похожий на рассохшуюся этажерку – самолет, русский изобретатель получил патент на ракетоплан – документ о том, что Николай Афанасьевич Телешов уже жил в веке реактивной авиации. Поразительно, что он предвидел не только эру реактивных самолетов, но и был первым, кто верил в создание реактивных пассажирских самолетов. Естественно, по тем временам реализовать такой проект технически было невозможно, но как далеко человек смотрел в будущее, как верно предвидел его!
27 апреля 2005 с заводского аэродрома в Тулузе в воздух впервые поднялся двухпалубный авиалайнер А380. Событие привлекло внимание ведущих информационных агентств мира. Телекомпании вели прямую трансляцию, за полётом следили миллионы человек. Однако мало кто из них знал или помнил о том, что первый проект двухпалубного пассажирского самолёта появился почти за полтора века до этого. Проект был обнародован всё в той же Франции. Однако автором проекта был простой русский офицер Николай Афанасьевич Телешов…
источник: «НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ ТЕЛЕШОВ (неизвестный конструктов реактивного самолета XIX века)» «Крылья Родины» 3.2010