Проект планера/мотопланера Miles M.32. Великобритания
В 1941 году в КБ компании Miles был разработан проект деревянного моноплана с высоким расположением крыла, который мог быть использован как в варианте планера, так и в виде летательного аппарата, оснащенного силовой установкой. Согласно требованиям спецификации X.26/40 в конфигурации планера он должен был вмещать следующие варианты нагрузки:
- • 25 парашютистов с 50 фунтами (23 кг) снаряжения каждый;
- • две гаубицы и 16 человек;
- • джип с экипажем;
- • четыре мотоцикла с колясками и 12 человек;
- • любой другой военный груз массой до 6900 фунтов (3130 кг).
Шасси должно было состоять из изготовленных из ясеня пневматически подпружиненных полозьев, к которым для взлета могла быть присоединена сбрасываемая тележка. Погрузка и разгрузка должны были производиться с помощью размещенной в носу рампы. Помимо рампы в средней части фюзеляжа планера по обе его стороны должны были находиться выходы.
В компании Miles считали, что официальная политика использования десантных планеров, буксируемых самолетами, которые никогда не предназначались на эту роль, была далека от максимума эффективности и поэтому в проекте было предусмотрено быстрое преобразование планера M.32 в мотопланер. Для этого к консолям крыла должны были быть присоединены гондолы, каждая из которых содержала в себе двигатель с толкающим винтом, масло, топливо и основную стойку шасси.
Схема мотопланера Miles M.32
Поскольку для выполнения задач буксировки желательно иметь центровку планера более передней, чем она должна быть у моторного самолёта, для моторизованной версии М.32 была выбрана мотоустановка с толкающими винтами, смещавшая его центровку назад как раз настолько, насколько это было необходимо.
Помимо этого мотопланер мог бы быть использован несколькими способами:
- • доставка в место назначения войск и оборудования, а затем возвращение на базу пустым или с обратными грузами;
- • сброс войск и грузов на парашютах и возвращение на базу пустым;
- • в операциях вторжения мотопланер мог бы совершить моторный полёт на предельную дальность (до полного израсходования топлива), после чего мотогондолы могли быть сброшены и аппарат продолжил бы полёт в конфигурации планера. Чтобы компенсировать неизбежное в этом случае изменение центра тяжести, стабилизатор М.32 был выполнен регулируемым в полёте и имел достаточно большую площадь.
Рисунок проекта мотопланера M.32 (Miles Aircraft)
В качестве силовой установки предлагалось использовать любые двигатели мощностью 800–1000 л.с., например моторы Bristol Pegasus или Mercury, которые были на тот момент уже устаревшими, но ещё выпускались в больших количествах.
Рисунок проекта мотопланера M.32, показана загрузка через носовую рампу (S. E. Porter)
Немного позже Джордж Майлз выступил с предложением о создании мотопланера (powered glider), являвшегося в действительности самолетом с двигателями достаточной мощности для выполнения крейсерского полета, но использовавшего буксировщик для взлета и набора рабочей высоты. Такой летательный аппарат мог быть использован для операций вторжения, не подвергая самолет-буксировщик риску нахождения над территорией противника, или для транспортировки людей и оборудования, когда мощности силовой установки было бы достаточно для взлета с легким грузом и для обратного полета.
При подаче этого предложения в Министерство авиационной промышленности, он предположил, что немцы рано или поздно придут к этой же идее – и действительно, вскоре появились Gotha Go 244 и Messerschmitt Me 323. Еще позднее появились сообщения об американских экспериментах в подобном стиле, и в конечном итоге Министерство осуществило довольно запоздалый и половинчатый эксперимент с использованием для этой цели тяжелого планера General Aircraft Hamilcar. Сам же M.32 никогда заказан не был.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Miles M.32
Назначение: транспортный планер/мотопланер
Статус: проект
Силовая установка (в версии мотопланера): два двигателя Bristol Pegasus или Mercury
Размеры:
размах крыла 95 фт (28,96 м)
длина 64 фт (19,51 м)
высота 18 фт (5,49 м)
площадь крыла 1200 фт² (111,48 м²)
относительное удлинение 7,5
профиль крыла:
у корня NACA 23018
у законцовок NACA 23009
Вес:
а) планер:
пустого 8000 фнт (3629 кг)
экипажа и военной нагрузки 6900 фнт (3130 кг)
общая масса 14 900 фнт (6759 кг)
удельная нагрузка на крыло 12,4 фнт/фт² (60,54 кг/м²)
б) самолет:
пустого 14 060 фнт (6378 кг)
540 галлонов (2455 л) топлива – 3890 фнт (1765 кг)
44 галлонов (200 л) масла – 396 фнт (180 кг)
экипажа и военной нагрузки 6900 фнт (3130 кг)
общая масса 25 246 фнт (11 452 кг)
удельная нагрузка на крыло 21 фнт /фт² (103 кг/м²)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 6500 футов (1981 м) 185 миль/ч (298 км/ч)
скорость буксировки 150 миль/ч (241 км/ч)
угол планирования с полной нагрузкой 1:13
максимальная дальность 1350 миль (2172 км)
источник: DON L.BROWN «Miles Aircraft since 1925», с. 205–207